СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающий эко-квест "Экологические знания"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эко-квест как современная форма работы по экологическому воспитанию школьников с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Развивающий эко-квест "Экологические знания"»

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

воспитателя ГКОУ «Новобрянская СКОШИ VIII вида» Згирского Виктора Николаевича

Класс: 8

Тема занятия: "Экологические знания"

Форма занятия: развивающий эко-квест

Практическая польза квеста:
Эко-квест как современная форма работы по экологическому воспитанию школьников с умственной отсталостью.

Современная организация образовательно-воспитательного процесса по экологии в коррекционной школе нуждается в развитии. Я попробовал разработать новую форму организации экологического воспитания, которая могла бы развивать практическую активность детей в сфере экологии и познания природы в совместной и самостоятельной деятельности.

Согласно требованиям ФГОС обучающихся с умственной отсталостью такая форма должна носить игровой характер, ориентировать детей на применение знаний, на самостоятельный и инициативный поиск. Дети получили опыт самоорганизации, группового общения, опыт переживания собственного успеха. На мой взгляд, форма квеста идеально подходит под эти требования и в высокой степени способствуют решению задач формирования экологической культуры.

Что такое квест? Переводится слово с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. Это командная игра, включающая различные задания и имеющая сюжет, в нашем случае связанный с экологической тематикой.

Форма реализации занятия: фронтальная, с учетом индивидуальных особенностей детей VIII вида. Гибкое сочетание организационных форм (в команде, работа в парах, индивидуально).

Область применения: воспитательное, коррекционно-развивающее мероприятие в образовательном учреждении VIII вида.

Материал занятия предназначен для учащихся 8 класса коррекционной школы.

Цель квеста: Содействие воспитанию гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная - углубить экологические знания учащихся 8 класса.

  2. Коррекционно-развивающая – корригировать психические процессы: мышление, память, восприятие, внимание, речь. Развивать умения применять экологические знания; интерес учащихся к самостоятельному поиску и оцениванию своей деятельности.

  3. Коррекционно-воспитательная воспитывать бережное отношение к природе; повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Этапы занятия

  1. Мотивационно-целевой этап

  2. Поисково-исследовательский

  3. Рефлексивно-оценочный этап

Дата проведения: 12.04.2017г.

Технологическая карта внеклассного занятия

Этапы занятия.

Планируемый результат

Универсальные учебные действия.

Деятельность воспитателя

Деятельность учеников

Методы и приемы

I.

Мотивационно-целевой этап

1.Настрой на занятие




















2. Сообщение цели и темы занятия

Коммуникативные

- Планирование учебного сотрудничества учителя с учениками сплочение детей



Регулятивные

- Нацеливание на успешную деятельность



Личностные

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

1. Здравствуйте, ребята! Меня зовут В.Н., а у вас есть бейджики и я вижу ваши имена.

Посмотрите на баннеры. Что вы видите? Земля, воздух, вода на нашей планете загрязнены. 2017 год Правительством РФ объявлен Годом экологии.

И наше занятие посвящено году экологии. Что такое экология? (ответы детей) Да, экология — это наука, которая изучает законы природы.

Наша планета, как вы видите и наблюдаете сами, на грани гибели. Чтобы изменить её будущее, надо сплотиться всем и помочь. Вы согласны?

Насколько вы дружны и умеете работать в команде, сейчас узнаем.

Выполним упражнение «Невесомость». Мне нужны четверо самых смелых ребят. Садитесь на стулья боком, друг за другом спиной. Ноги стоят вместе, согнутые в коленях. Опуститесь назад на колени соседа, руки за головой. А другие на счёт 1,2,3 уберут стулья из-под них. Посмотрите, без стульев дети не падают. Получилась невесомость?

Подайте руки – помогите подняться своим товарищам.

Молодцы! Вы умеете работать в команде!

2. Год экологии бывает редко, а День экологических знаний - каждый год.

А вот дату этого Дня экологических знаний я забыл.

Я знаю, что есть чемоданчик, в котором хранится эта дата, но ключ от чемоданчика потерялся.

Помогите найти ключ!

Нам дана цель – найти ключ от чемоданчика с пока неизвестной для вас датой Дня экологических знаний. Итак, начинается ИГРА «КВЕСТ», вы знаете что такое квест? Квест – в переводе с английского ПОИСК!

Нашими помощниками будут три стихии, то есть основные элементы природы. Как вы думаете какие? Да, земля, воздух и вода.

Добрый день!


Ответы детей

Дети чувствуют себя в коллективе, понимают, что их поддержат, когда они окажутся без опоры- стула. Совместная деятельность сближает.

Практический








Ситуация занимательности

II. Поисково-исследовательский этап

А) задание от стихии «Земля»











Б) задание от стихии «Воздух»



























В) задание от стихии «Вода»
























































Г) Дидактическая игра: «Правильно – не правильно».





1.Осмысление нового материала










Выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.








Системно -деятельностный подход, предполагающий адресную помощь детям.


























Умение выражать свои мысли вслух, делиться полученными впечатлениями























Творчески подходить к заданию
























Познавательные

исследование, поиск, отбор и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции.

Регулятивные

Умение размышлять, отвечать на вопросы. Развитие умения осмыслить новую информацию





Личностные

Выражать положительное отношение к процессу экологического познания, проявлять внимание, желание узнать больше
















































Познавательные - освоение обобщенного способа действия дает ключ к проектированию деятельности в типовых и новых жизненных ситуациях



















Личностные

проявлять внимание, уметь анализировать услышанное.


Познавательные

Творческая переработка изученной информации

Посмотрим на экран

Время пошло!

Может быть, НАШ ЗАВЕТНЫЙ КЛЮЧ затерялся среди этого мусора?
Существует раздельный способ сбора мусора. На улицах должны стоять мусорные контейнеры разных цветов. В них складывают соответствующий мусор.

Перед вами 5 контейнеров разного цвета. Что в серый контейнер надо складывать? Что в зелёный контейнер? И т.д.

1. Серый (значок «Книга») – бумага, газеты, журналы, картон.

2. 3еленый (значок «Бутылка) – банки, бутылки, пластик.

З .Чёрный (значок «Банка»)–Металлические предметы.

4. Красный – ( значок «Череп и молния») опасные отходы. (батарейки, лампочки, сломанные телефоны.)

5. Голубой - (значок ) стекло.

А зачем надо сортировать мусор по контейнерам? (Для дальнейшей переработки).

Вы тоже сегодня попробуйте это сделать. - А вот и перчатки для сбора мусора надеваем. Не забудьте – мусор надо правильно рассортировать ПО КОНТЕЙНЕРАМ.

Вы хорошо поработали.

Весь мусор собрали – ключ так и не нашли.

А вот подсказка (На крышке контейнера).

Прочитайте: «Ключ найдёте, когда пазлы соберёте».


Посмотрим на экран.

Пройдём дальше и соберем пазлы.

А чтобы найти пазлы, мы должны угадать семена или плоды растений, которые находятся в этих баночках. А баночки изготовлены из уже ненужных пластиковых бутылок. Так что их можно не выбрасывать, а использовать дальше – как ваши ровесники из Новобрянской школы сделали такие забавные баночки для хранения сыпучих продуктов.

Посмотрите и назовите, что в них. Возьмите пазл из-под банки. Что написано на пазлах? (половинки слов). Из этих половинок составьте слова - названия растений нашего края. Ищите свою пару. Получившееся слово из двух пазлов прикрепляйте к доске.

  1. Жар-ки

  2. Черё-муха

  3. Ромаш-ка

  4. Пих-та

  5. Оси-на

  6. Берё-за

  7. Шипов-ник

  8. Кедр

Все эти деревья и растения произрастают у нас в Бурятии. Вот сколько разных деревьев, кустарников, цветов! А для чего они нужны? (ОНИ ОЧИЩАЮТ ВОЗДУХ).

Переворачиваем доску. Прочитайте, что здесь написано:

Пазлы мы сейчас собрали,

но ключ пока мы не достали.

Отгадайте, что звучит!


Молодцы! Да, это звуки воды. Пойдём и мы с вами к водоёму. А зачем же мы пришли к водоему? Посмотрите на экран

Время пошло.

Посмотрите, какой грязный водоём. Поможем его очистить. У меня – удочки, непростые – с магнитами. Приступаем к работе! Куда мы выбросим этот мусор?

Из водоёма вытащили то, что набросали люди. А вода стала чище? Нет, как была грязная, так и осталась…

А где мы можем её очистить? Да, здесь у нас новая подсказка - «Лаборатория» (Выловленное из бассейна на одной из удочек между двумя железками карточка со словом «Лаборатория»).

Что такое лаборатория? (ответы детей), Лаборатория – это учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.

Вот там и сможем очистить воду. Возьмём бутылки с собой. Я знаю, где находится эта лаборатория.

Но туда так просто не пройти, надо проползти внутри трубы. Но в трубе заражённый воздух. А чтобы не задохнуться в трубе, мы наденем средства защиты - респираторы и противогазы. За мной!

Снимаем противогазы, респираторы.

Вот и лаборатория. Чтобы соблюдать правила работы в лаборатории, надеваем специальные шапочки и перчатки.

А что здесь? Здесь, кажется, без нас начали очищать воду, вот есть подсказка схема- фильтра.



Мы сами сможем, сделаем такой же фильтр? (дети встают у большого стола).

Сделаем по схеме. Что нам надо?

- Возьмите каждый ёмкость с воронкой.



Первый слой укладываем марлю, второй слой - вату. Третий слой фильтра - немного древесного угля и сверху - речной песок. Наливаем из бутылок воду и смотрим.



Какая была вода? (мутная, грязная, с песком).


А после фильтрации какой стала вода? (чистая).


А можно ли эту воду пить? (Нет, сырую воду надо кипятить, или нужны специальные фильтры).

Поэтому её пить не будем, а используем для следующей подсказки, которая находится в капсуле в колбе. А как её достать?

Если долить воды, то капсула поднимется до уровня горлышка, и мы её достанем.


В капсуле новая подсказка -

«Вот вы капсулу раскрыли но, а ключ вы не добыли.

Вы в округе посмотрите и два стенда отыщите»




Вам нужно определить по карточкам, где правильно поступают люди, а где нет.

Если правильно, то прикрепите картинку на зеленое поле, если нет – на красное поле.

Объясните, почему это правильно и почему не правильно? (выслушиваешь ответы детей)

Молодцы! Помогли разобраться в сложных ситуациях!

Как вы думаете, на каком поле находится ключ? Почему на зелёном?

Да вот и ключ, мы его нашли.

Открываем чемоданчик и узнаём, когда дата Дня экологических знаний.

(Дети читают запись)

15 апреля во многих странах мира люди отмечают День экологических знаний.







Ответы детей





По команде –складывают мусор по контейнерам










Ответы детей














Складывание слов из пазлов












Слушают аудиозапись ручья

























САМОКОНТРОЛЬ – самопроверка и самооценка полученных результатов, сравнение их с целью.







































Просмотр видео ролика «Земли»)

Метод

музыкальных обобщений, эмоциональной драматургии, ассоциативных связей








Просмотр видео ролика «Воздух»





Сравнение, анализ, обобщение




















Развитие слухового анализатора.

Просмотр видео ролика «Вода»



Художественное слово (чтение стихотворений)












































Примене ние практичес

ких знаний на практике



III Рефлексивно-оценочный этап

Обоб щение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия.

Регулятивные

Развитие умения осмыслить полученную информацию

А какие экологические знания вы узнали? Какие стихии нам помогли?

Что было интересно?

Назовите дату Дня экологических знаний (Число и месяц).

Прочитайте ( Одна ученица читает стихотворение из буклета :

Сама жизненная практика подсказывает,

что экология природы несовместима без экологии души.

Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель).


И я вам желаю быть творцами, хранителями природы!!!

Я ДАРЮ ВАМ БУКЛЕТЫ С Рецептами великих идей

Всем большое спасибо! Вы помогли мне найти ключ и вспомнить дату дня экологических знаний. До свидания! До новых встреч!


Ответы детей, чтение буклетов


Метод

обобщений, ассоциативных связей

Основной вопрос - не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?»




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!