Тема: «Коляда» в подготовительной группе.
Цель: приобщить детей к истокам русской- народной культуры.
Задачи:
- знакомить с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором,;
- учить детей русским традициям и обычаям;
- воспитывать любовь к Родине, истории родного края.
Предварительная работа:
Детям рассказывают, как на Руси справляли коляду. Вместе с детьми делают элементы костюма, маски Козы, Медведя, Бабы Яги т.д., шьется холщевая сумка, выбирают шумовые музыкальные инструменты.
Заходя в каждую группу, дети начинают колядовать:
Ребенок.
Пришла коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй
И гостей принимай!
Ребенок:
Как зашли мы, зашли
Да в хорошую хату!
Все вместе: Здравствуйте ребята!
Ребенок:
Щедрый день, добрый день!
Сеем всем, посеваем,
С праздником поздравляем!
Ребенок:
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идет
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает, добром величает!
Воспитатель:
А как первая звезда, да Марфушечка,
А вторая звезда – Светулечка,
А третья звезда- помощница наша
Ирина Юрьевна.
А деточки то, что часты звездочки,
Один другого краше.
Все вместе: Слава вам! Слава!
Ребенок:
Прикатила коляда,
Коляда то молода!
Что за славный денек,
Становись в хоровод,
Будем кругом ходить,
Да ребят веселить!
Хороводная песня «А я по лугу»
Появляется Баба Яга:
Тай, тай, налетай,
В игру со мной поиграй!
Я Бабка Ёжка,
Костяная ножка!
Буду вас развлекать,
Буду с вами играть!
(дразнит детей)
Девочки с усами!
Мальчики с косами!
Проводится игра с Бабкой Ёжкой. «Кто быстрее донесет»
Ребенок:
По лужочку я шел,
Себе дудочку нашел.
Эта дудка- дуда развеселая!
Вы ребята поспешайте,
Инструменты разбирайте!
Ну- ка, примемся за дело,
Поиграем с ними смело!
(дети берут приготовленные инструменты, исполняются знакомые русские народные мелодии).
Медведь:
А я медведь, не хочу реветь.
Буду деток искать, буду с ними играть.
Искал, искал, да не нащел,
Спать в берлогу я пошел.
Воспитатель с детьми проводит игру
«У медведя во бору,
Грибы ягоды несу,
а медведь не спит,
он на нас рычит.»
Ребенок:
А такому не бывать,
Чтоб со мной не поиграть!
(игра «Перетяни канат»)
Воспитатель:
Не пора ли вам ребятушки
Колядовщиков то одарить?!
Ребенок:
Не скупитесь, поделитесь,
Щедро всем распорядитесь!
Воспитатели группы одаривают колядовщиков. Дары могут быть сладкими, игрушками, книгами, карандашами, альбомами, раскрасками и т.д.
Воспитатель:
Ну, а если колядовщиков раньше не одаривали, то они хозяевам пели корилки или делали мелкие пакости: разрушали поленицу дров, подпирали палкой дверь. А корилки пелись такие:
Щедрики- ведрики!
Дайте вареники,
Вареника мало,
Ветчинки, колбаски.
А не дашь пирога,
Стяну быка за рога,
А свинью за хвост,
Отнесу ее под мост!
Все вместе:
Ну не будет у вас удачи.
Одна была корова- и та не здорова,
Один был петух- и тот хлопотух,
Одна была кобыла- и та бега забыла.
Ребенок:
У скупого мужика
Родись рожь хороша-
Колосом пуста, соломой густа!
Воспитатель: но вы добрые хозяева!
Ребенок:
Чтобы колос – с бревно,
А зерно- с ведро!
Кому песни поем,
Тому будет добро,
Тому сбудется, не минуется!
Все вместе:
Надели бы вас Господь
И житьем, и бытием, и богатством.
Здоровья вам!