«Реализация аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе»
.
Пенза , 2021
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что сегодня одной из ведущих тенденций российского образования является обращение к ценностной парадигме. Ведется поиск такого подхода в организации образовательного процесса, который будет способствовать нравственному и духовному развитию человека, расширению системы его ценностей, формированию высокой нравственной культуры, способного самостоятельно решать стоящие перед ним задачи, руководствуясь гуманистическими идеалами и принципами.
Именно аксиологический подход наиболее эффективен для реализации целей и задач образования в целом и иноязычного образования, в частности. Иноязычное образование обладает значительным развивающим и воспитывающим потенциалом, так как закрепление и обогащение нравственного опыта детей идет в сравнении системы нравственных ценностей родной и иноязычной культуры. Проблема становления нравственных основ личности в иноязычном образовании особенно актуальна в младшем школьном возрасте, поскольку именно от начальной ступени зависит успешность дальнейшего обучения и воспитания.
Проблема исследования – каковы педагогические условия содействия успешному развитию ценностно-нравственных аспектов обучения иноязычному чтению в начальной школе?
Объект исследования – процесс обучения иноязычному чтению учащихся начальной школы.
Предмет исследования – педагогические условия , обеспечивающие реализацию аксиологического подхода путем успешного формирования нравственно-ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе.
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития ценностно -нравственных аспектов обучения иноязычному чтению на начальном этапе при реализации аксиологического подхода.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Изучить научную , психолого-педагогическую , учебно-методическую литературу по данной теме.
- Рассмотреть сущность аксиологического подхода , его роль , особенности в педагогике , в частности , процессе обучения иностранному языку.
- Раскрыть особенности развития ценностно-нравственных аспектов при обучении иноязычному чтению младших школьников.
- Выявить уровни c формированности нравственно-ценностных ориентаций у младших школьников.
- Разработать комплекс упражнений и заданий по обучению иноязычному чтению младших школьников , направленных на формирование нравственно-ценностных ориентаций.
- Экспериментальным путем проверить и доказать эффективность комплекса упражнений и заданий в процессе обучения иноязычному чтению младших школьников как важного действенного средства обеспечения успешной реализации аксиологического подхода.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Уровень сформированности нравственно-ценностных ориентаций младших школьников повысится , если в процессе обучения иноязычному чтению будут реализованы следующие педагогические условия :
- материал нравственно-ценностных представлений будет отбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников на основе эмоционального восприятия и эмоционально- ценностной насыщенности;
- содержание процесса обучения иноязычному чтению будет отражать аксиологическую направленность в ценностно-нравственных аспектах;
- процесс формирования нравственных ценностей младших школьников будет осуществляться на основе применения комплекса упражнений и заданий по обучению иноязычному чтению , направленных на формирование нравственно-ценностных ориентаций обучающихся.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
заключается в определении теоретических основ для решения проблемы формирования нравственно-ценностных ориентаций у младших школьников, выявлении психолого-педагогических характеристик младшего школьного возраста и его сензитивности к процессу формирования нравственно-ценностных представлений, анализу современной ситуации сформированности нравственно - ценностных ориентаций младших школьников, внедрении и проверке экспериментальной работы по реализации аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе.
- Аксиологический подход в образовании – это механизм, являющийся связующим звеном между познавательным и практическим подходами; устанавливающий взаимосвязи между ценностями, социальными и культурными факторами и личностью.
- Аксиологический подход в образовании является инструментом , отражающим суть гуманистической педагогики : человек , личность рассматривается как наивысшая ценность общества , самоцель общественного развития.
- Аксиологический подход применительно к предмету «Иностранный язык» представляет собой педагогическую и методическую стратегию, направленную на формирование и развитие ценностных ориентаций обучающихся, их нравственный и духовный рост и становление системы общечеловеческих ценностей.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Цель: формирование нравственно-ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения иноязычному чтению.
Задачи: осмысление общечеловеческих ценностей, формирование умения оценить и осознать мотивы и поступки людей, развитие способности к осознанию своих чувств и переживаний окружающих, способности к проявлению нравственных качеств в поведении.
Содержательная часть: комплекс упражнений и заданий, включающий средства формирования и развития общечеловеческих и нравственных ценностей национальной и иноязычной культур на основе отобранных ценностно-ориентированных материалов (художественных произведений русских и иноязычных сказок, сказочных рассказов, характеристик сказочных героев) на примере английского языка.
Основные принципы обучения: принцип воспитывающего обучения, принцип учета психофизиологических и возрастных особенностей, принцип индивидуализации воспитания, принцип опоры на актуальные потребности, принцип единства культурно-ценностного пространства, принцип этнокультурной направленности воспитания обучающихся.
Педагогические условия: усвоение общечеловеческих и нравственных ценностей в общении с учителем и в совместной деятельности в процессе обучения, через переживания детьми вместе с учителем; содействие учителя в овладении учащимися средствами нравственно-направленной деятельности (оценка, поиск, обсуждение, проекция ценностей в жизнедеятельность, выбор и др.); направленная ориентация учебного процесса на социальный опыт, потенциал нравственного развития и совершенствования младшего школьника; обращение детей как к реальным жизненным ценностям и их социальному опыту, так и в будущем определяющим их социализацию и выбор жизненной позиции; единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.
Результат : повышение уровней сформированности нравственно-ценностных ориентаций , система ценностей младших школьников.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИНОЯЗЫЧНЫМИ ТЕКСТАМИ
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ К ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СКАЗКЕ «ЗОЛУШКА» (« CINDERELLA » )
Сравнительные результаты диагностики уровней сформированности нравственно-ценностных ориентаций экспериментальной и контрольной групп младших школьников в экспериментальной работе
Результаты теоретического и экспериментального исследования позволяют сформулировать основные выводы:
- Применение аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению является целесообразным и наиболее адекватным в условиях современной действительности, духовно-нравственного кризиса.
- Предмет «Иностранный язык» обладает значительным аксиологическим потенциалом, направлен на реализацию всех аспектов иноязычного образования (познавательного, развивающего, воспитательного и учебного) и играет исключительную роль в плане становления личности.
- Ценностная направленность процесса обучения, характеризуемая специально отобранными художественными произведениями (на основе сказок) и комплексом упражнений и заданий к ним будет способствовать постепенному становлению системы ценностей младших школьников.
- Реализация аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению будет успешной при соблюдении следующих условий: ориентация на развитие гуманистического потенциала личности и обогащение его ценностного мировоззрения, на формирование нравственных ценностей младших школьников, мотивационное обеспечение процесса обучения иностранному языку.
Проведенное исследование не является исчерпывающим. Возможные направления развития данной проблемы представляются в дальнейшем поиске более эффективных путей нравственного воспитания средствами иностранного языка и разработке моделей реализации аксиологического подхода в процессе обучения иностранному языку по целенаправленному формированию нравственных качеств личности младших школьников.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !