СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе»

 «Реализация аксиологического подхода в процессе  обучения иноязычному чтению на начальном этапе»  . Пенза ,  2021

«Реализация аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе»

.

Пенза , 2021

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что сегодня одной из ведущих тенденций российского образования является обращение к ценностной парадигме. Ведется поиск такого подхода в организации образовательного процесса, который будет способствовать нравственному и духовному развитию человека, расширению системы его ценностей, формированию высокой нравственной культуры, способного самостоятельно решать стоящие перед ним задачи, руководствуясь гуманистическими идеалами и принципами.

Именно аксиологический подход наиболее эффективен для реализации целей и задач образования в целом и иноязычного образования, в частности. Иноязычное образование обладает значительным развивающим и воспитывающим потенциалом, так как закрепление и обогащение нравственного опыта детей идет в сравнении системы нравственных ценностей родной и иноязычной культуры. Проблема становления нравственных основ личности в иноязычном образовании особенно актуальна в младшем школьном возрасте, поскольку именно от начальной ступени зависит успешность дальнейшего обучения и воспитания.

Проблема исследования  –  каковы педагогические условия содействия успешному развитию ценностно-нравственных аспектов обучения иноязычному чтению в начальной школе? Объект исследования – процесс обучения иноязычному чтению учащихся начальной школы. Предмет исследования  –  педагогические условия , обеспечивающие реализацию аксиологического подхода путем успешного формирования нравственно-ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе. Цель исследования  –  теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития ценностно -нравственных аспектов обучения иноязычному чтению на начальном этапе при реализации аксиологического подхода.

Проблема исследования каковы педагогические условия содействия успешному развитию ценностно-нравственных аспектов обучения иноязычному чтению в начальной школе?

Объект исследования – процесс обучения иноязычному чтению учащихся начальной школы.

Предмет исследования педагогические условия , обеспечивающие реализацию аксиологического подхода путем успешного формирования нравственно-ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе.

Цель исследования теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития ценностно -нравственных аспектов обучения иноязычному чтению на начальном этапе при реализации аксиологического подхода.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Изучить научную , психолого-педагогическую , учебно-методическую литературу по данной теме. Рассмотреть сущность аксиологического подхода , его роль , особенности  в педагогике , в частности , процессе обучения иностранному языку. Раскрыть особенности развития ценностно-нравственных аспектов при обучении иноязычному чтению младших школьников. Выявить уровни c формированности нравственно-ценностных ориентаций у младших школьников. Разработать комплекс упражнений и заданий по обучению иноязычному чтению младших школьников , направленных на формирование нравственно-ценностных ориентаций. Экспериментальным путем проверить и доказать эффективность комплекса упражнений и заданий в процессе обучения иноязычному чтению младших школьников как важного действенного средства обеспечения успешной реализации аксиологического подхода.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Изучить научную , психолого-педагогическую , учебно-методическую литературу по данной теме.
  • Рассмотреть сущность аксиологического подхода , его роль , особенности в педагогике , в частности , процессе обучения иностранному языку.
  • Раскрыть особенности развития ценностно-нравственных аспектов при обучении иноязычному чтению младших школьников.
  • Выявить уровни c формированности нравственно-ценностных ориентаций у младших школьников.
  • Разработать комплекс упражнений и заданий по обучению иноязычному чтению младших школьников , направленных на формирование нравственно-ценностных ориентаций.
  • Экспериментальным путем проверить и доказать эффективность комплекса упражнений и заданий в процессе обучения иноязычному чтению младших школьников как важного действенного средства обеспечения успешной реализации аксиологического подхода.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Уровень сформированности нравственно-ценностных ориентаций младших школьников повысится , если в процессе обучения иноязычному чтению будут реализованы следующие педагогические условия : материал нравственно-ценностных представлений будет отбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников на основе эмоционального восприятия и эмоционально- ценностной насыщенности; содержание процесса обучения иноязычному чтению будет отражать аксиологическую направленность в ценностно-нравственных аспектах; процесс формирования нравственных ценностей младших школьников будет осуществляться на основе применения комплекса упражнений и заданий по обучению иноязычному чтению , направленных на формирование нравственно-ценностных ориентаций обучающихся.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Уровень сформированности нравственно-ценностных ориентаций младших школьников повысится , если в процессе обучения иноязычному чтению будут реализованы следующие педагогические условия :

  • материал нравственно-ценностных представлений будет отбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников на основе эмоционального восприятия и эмоционально- ценностной насыщенности;
  • содержание процесса обучения иноязычному чтению будет отражать аксиологическую направленность в ценностно-нравственных аспектах;
  • процесс формирования нравственных ценностей младших школьников будет осуществляться на основе применения комплекса упражнений и заданий по обучению иноязычному чтению , направленных на формирование нравственно-ценностных ориентаций обучающихся.
 НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в определении теоретических основ для решения проблемы формирования нравственно-ценностных ориентаций у младших школьников, выявлении психолого-педагогических характеристик младшего школьного возраста и его сензитивности к процессу формирования нравственно-ценностных представлений, анализу современной ситуации сформированности нравственно  - ценностных ориентаций младших школьников, внедрении и проверке экспериментальной работы по реализации аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

заключается в определении теоретических основ для решения проблемы формирования нравственно-ценностных ориентаций у младших школьников, выявлении психолого-педагогических характеристик младшего школьного возраста и его сензитивности к процессу формирования нравственно-ценностных представлений, анализу современной ситуации сформированности нравственно - ценностных ориентаций младших школьников, внедрении и проверке экспериментальной работы по реализации аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе.

Аксиологический подход в образовании – это механизм, являющийся связующим звеном между познавательным и практическим подходами; устанавливающий взаимосвязи между ценностями, социальными и культурными факторами и личностью. Аксиологический подход в образовании является инструментом , отражающим суть гуманистической педагогики : человек , личность рассматривается как наивысшая ценность общества , самоцель общественного развития. Аксиологический подход применительно к предмету «Иностранный язык» представляет собой педагогическую и методическую стратегию, направленную на формирование и развитие ценностных ориентаций обучающихся, их нравственный и духовный рост и становление системы общечеловеческих ценностей.
  • Аксиологический подход в образовании – это механизм, являющийся связующим звеном между познавательным и практическим подходами; устанавливающий взаимосвязи между ценностями, социальными и культурными факторами и личностью.
  • Аксиологический подход в образовании является инструментом , отражающим суть гуманистической педагогики : человек , личность рассматривается как наивысшая ценность общества , самоцель общественного развития.
  • Аксиологический подход применительно к предмету «Иностранный язык» представляет собой педагогическую и методическую стратегию, направленную на формирование и развитие ценностных ориентаций обучающихся, их нравственный и духовный рост и становление системы общечеловеческих ценностей.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ  НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ  ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ Цель: формирование нравственно-ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения иноязычному чтению. Задачи: осмысление общечеловеческих ценностей, формирование умения оценить и осознать мотивы и поступки людей, развитие способности к осознанию своих чувств и переживаний окружающих, способности к проявлению нравственных качеств в поведении. Содержательная часть: комплекс упражнений и заданий, включающий средства формирования и развития общечеловеческих и нравственных ценностей национальной и иноязычной культур на основе отобранных ценностно-ориентированных материалов (художественных произведений русских и иноязычных сказок, сказочных рассказов, характеристик сказочных героев) на примере английского языка.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Цель: формирование нравственно-ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения иноязычному чтению.

Задачи: осмысление общечеловеческих ценностей, формирование умения оценить и осознать мотивы и поступки людей, развитие способности к осознанию своих чувств и переживаний окружающих, способности к проявлению нравственных качеств в поведении.

Содержательная часть: комплекс упражнений и заданий, включающий средства формирования и развития общечеловеческих и нравственных ценностей национальной и иноязычной культур на основе отобранных ценностно-ориентированных материалов (художественных произведений русских и иноязычных сказок, сказочных рассказов, характеристик сказочных героев) на примере английского языка.

Основные принципы обучения: принцип воспитывающего обучения, принцип учета психофизиологических и возрастных особенностей, принцип индивидуализации воспитания, принцип опоры на актуальные потребности, принцип единства культурно-ценностного пространства, принцип этнокультурной направленности воспитания обучающихся.

Педагогические условия: усвоение общечеловеческих и нравственных ценностей в общении с учителем и в совместной деятельности в процессе обучения, через переживания детьми вместе с учителем; содействие учителя в овладении учащимися средствами нравственно-направленной деятельности (оценка, поиск, обсуждение, проекция ценностей в жизнедеятельность, выбор и др.); направленная ориентация учебного процесса на социальный опыт, потенциал нравственного развития и совершенствования младшего школьника; обращение детей как к реальным жизненным ценностям и их социальному опыту, так и в будущем определяющим их социализацию и выбор жизненной позиции; единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.

Результат : повышение уровней сформированности нравственно-ценностных ориентаций , система ценностей младших школьников.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ  С ИНОЯЗЫЧНЫМИ ТЕКСТАМИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИНОЯЗЫЧНЫМИ ТЕКСТАМИ

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ К ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СКАЗКЕ  «ЗОЛУШКА»  (« CINDERELLA » )

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ К ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СКАЗКЕ «ЗОЛУШКА» CINDERELLA » )

Сравнительные результаты диагностики уровней сформированности нравственно-ценностных ориентаций экспериментальной и контрольной групп младших школьников в экспериментальной работе

Сравнительные результаты диагностики уровней сформированности нравственно-ценностных ориентаций экспериментальной и контрольной групп младших школьников в экспериментальной работе

Результаты теоретического и экспериментального исследования позволяют сформулировать основные выводы:

  • Применение аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению является целесообразным и наиболее адекватным в условиях современной действительности, духовно-нравственного кризиса.
  • Предмет «Иностранный язык» обладает значительным аксиологическим потенциалом, направлен на реализацию всех аспектов иноязычного образования (познавательного, развивающего, воспитательного и учебного) и играет исключительную роль в плане становления личности.
  • Ценностная направленность процесса обучения, характеризуемая специально отобранными художественными произведениями (на основе сказок) и комплексом упражнений и заданий к ним будет способствовать постепенному становлению системы ценностей младших школьников.
  • Реализация аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению будет успешной при соблюдении следующих условий: ориентация на развитие гуманистического потенциала личности и обогащение его ценностного мировоззрения, на формирование нравственных ценностей младших школьников, мотивационное обеспечение процесса обучения иностранному языку.

Проведенное исследование не является исчерпывающим. Возможные направления развития данной проблемы представляются в дальнейшем поиске более эффективных путей нравственного воспитания средствами иностранного языка и разработке моделей реализации аксиологического подхода в процессе обучения иностранному языку по целенаправленному формированию нравственных качеств личности младших школьников.

  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!