СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация аксиологического потенциала уроков истории и обществознания с целью духовно-нравственного воспитания обучающихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация аксиологического потенциала уроков истории и обществознания с целью духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Глушковская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области.







Выступление на районном совете учителей истории и обществознания:

«Реализация аксиологического потенциала уроков истории и обществознания с целью духовно-нравственного воспитания обучающихся»







Подготовила:

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Лебедева Е.В.





2022 г.

Аксиология — это философская дисциплина, исследующая категорию ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни1.

Педагогическая аксиология - занимается вопросами целеполагания (чему и зачем учить и в какой последовательности?; каковы цели и задачи обучения и воспитания, образования личности?), стремится определить желательный тип формируемой личности2.

Сегодня политика нашего правительства направлена на сохранение суверенитета и целостности России. В условиях проведения специальной военной операции на учителей истории легла ноша подачи правдивой информации, потому что многие вопросы лежат именно в сфере их деятельности. В этом году было празднования 77-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне. В настоящее время в ряде западных стран средства массовой информации, при намеренном попустительстве глав государств, правительств и самого общества, на волне навязывания русофобии, жаждут пересмотра итогов великого подвига нашего народа. Сносят памятники, посвященные подвигам советского народа, на уроках истории в западных странах умалчивают о решающей роли СССР в победе над фашисткой Германией в ходе Второй Мировой войны. Таким образом, искажая исторические факты, стремятся показать СССР фашистским государством, оккупантом. Сегодня нам хотят запретить гордиться предками, отдавшими свою жизнь не только за свободу Родины, но и за независимость и саму возможность существования народов Европы. Нам стремятся навязать образ России как недемократического государства. Наша цель продолжать и дальше воспитывать патриотов своей страны, которые готовы отстаивать интересы России. И такая работа на прямую проводится в рамках изучения отдельных тем по истории и обществознанию.

Ориентируясь на обновленный ФГОС ООО ( основного общего образования) 2022 г. в общих положениях сказано, что «1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает….…личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания»3. Перечисленные характеристики воспитания являются важными компонентами формирующими гармонично развитую личность.

Необходимо обратить внимание на формирование у учащихся системы ценностных

ориентиров, включающих как ценности творческого развития личности, так и

общегосударственные национальные ценности, основной перечень представлен в федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в рамках требований к освоению личностных результатов обучающимися программ основного общего образования.

Назову основные:

осознание российской гражданской идентичности;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

ценность самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

Кроме того, личностные результаты раскрываются более подробно по отдельным направлениям: гражданского, патриотического, эстетического и др. Я остановлюсь более подробно на духовно-нравственном направлении, оно включает:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства 4. Сформированность системы духовных ценностей показатель сильной личности, опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.


Хотелось бы заострить свое и ваше внимание на роли учителя истории и обществознания в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодежи, и уделить ей самое пристальное внимание. Во многом немало важно насколько сам педагог готов выступать в роли транслятора базовых ценностей общества, ведь преобладающими в сознании обучающихся станут те ценностные ориентации, которые будут сформированы у самого педагога. Так как важным фактором успешного развития как личности, так и всего образовательного процесса в школах является личный пример учителя. Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Потребности современного общества возлагают задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Задача учителя истории – способствовать формированию нравственных качеств с помощью своего предмета, т.е. на основе изучения исторического опыта. При этом учитель не должен навязывать свои ценности, он должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий в нравственном плане.

Сам по себе школьный урок уже обладает уникальными возможностями влиять на становление многих важных качеств личности учащихся. Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания заключается, на наш взгляд, в формировании правильного отношения к общечеловеческим ценностям, воспитании высокого чувства гражданского долга, развитии умения критически мыслить и самостоятельно оценивать исторические факты и события. Долгосрочная цель этих уроков – воспитывать чувство патриотизма, милосердие, доброту и сочувствие. Учитель должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал, раскрывать суть и содержание духовных ценностей разных эпох, но и не скрывать отрицательный опыт истории, вопреки которому патриотизм, мужество, любовь, уважение сохраняются и преодолевают испытания.

Воспитание с помощью учебного материала – следующий путь воспитания нравственности. Правильно подобранные исторические факты – сведения о поступках людей и исторических событиях прошедших эпох, несущие воспитательный характер, – должны непременно присутствовать на уроках истории. Учитель должен с помощью материала показать ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей.

Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания.

И так источниками нравственной культуры могут стать: труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных; нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд; произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.

Буду приводить примеры из педагогической деятельности уроков истории и обществознания.

Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение к труду. Нравственное отношение к труду -- это такое отношение, при котором основным мотивом труда является забота о «другом человеке».

Приведу пример, в 7 классе на уроке обществознания при рассмотрении темы «Мастерство работника», мы сравнивается 2 картины: одну Тропинина «Кружевница» другую Пластова «Сенокос». На обоих картинах дано представление физического труда. И на уроке поднимается вопросы Какой труд более сложный? Какой более важный? Обучающиеся задумываются и размышляют в целом о важности трудовой деятельности. Приходят к выводу, что нужно уважать любой труд как умственный, так и физический.

Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей.

Приведу примеры. Мы всегда восхищаемся личностью Екатерины Великой. Большие успехи были достигнуты Россией как во внутренней политике, так во внешней. Но при этом на период ее правления приходится расцвет крепостного права в России. При этом Екатерина 2 переписывалась французскими просветителями, считала себя Просвещенным монархом на троне. Мы восхищаемся деятельностью Екатерины 2, но и нужно понимать данную эпоху и какие нравы царили в данный период времени.

Еще один пример. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 г.» в 9 классе по истории России останавливаемся на такой личности как Михаил Илларионович Кутузов. Его действия по оставлению Москвы во имя сохранения русской армии всегда находят почву для размышлений. Для него было важней сохранить жизнь русского солдата, а не показать короткую славу на поле битвы. Так же эта тема богата примерами героических подвигов участников партизанского движения Дениса Давыдова, Александра Фигнера, Василисы Кожиной. Эти личности показывают в срезе исторической эпохи современному школьнику на, что готов пойти человек во имя защиты своей страны. Перед изучением темы в данном параграфе стоит проблемный вопрос «В чем заключалась главная причина победы России в Отечественной войне 1812 г. ?» У обучающихся в конце урока есть возможность самостоятельно ответить на вопрос, оценить события и прийти к выводу о героическом подвиге русского солдата и в целом населения России, которое боролось за независимость своей страны.

Так, исходя из нашего опыта, огромный эмоциональный отклик получает изучение в 10 классе страниц истории Великой Отечественной войны, связанный с блокадой Ленинграда. Нравственные ценности прошлых эпох примеряются учащимися на себя сегодняшних.

Далее необходимо постепенно приучать учеников к самостоятельной работе по постановке проблем, осмыслению задач и построению заключений. Эффективными приемами работы, направленными на воспитание нравственных качеств обучающихся и развитие умения увидеть и оценить их в окружающих, являются следующие: групповая дискуссия, игра с распределением ролей, решение проблемных задач, викторина, конкурс. При этом не стоит отказываться и от традиционных заданий – подготовки устных сообщений, написания сочинений, проведения зачетов.

Остановимся на технологии дискуссионной деятельности, которая имеет огромное значение в воспитании. Построить активную дискуссию на занятии непросто. Обучающиеся часто испытывают страх и нерешительность, ожидая, что на занятиях обнаружится их некомпетентность. Чувство тревоги и сомнения в своих способностях и знаниях препятствуют свободному выражению собственных позиций. Требуются определенные усилия, чтобы вызвать ребят на активный обмен мнениями.

Тема предстоящей дискуссии формулируется так, чтобы она содержала: прямой вопрос («Что появилось раньше человек или общество? », Как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и образованию городов?); альтернативу («Иван Грозный тиран или оболганный царь?», «Иван Калита предатель или хитрый стратег?» Время Брежнева – «застой» или социалистическое развитие?); незавершенность мысли («Церковь объявила Петра антихристом, так как он повелел снимать ……………»); двусмысленность «Дней Александровых прекрасное начало», Человек венец природы?»); провокацию («Расстрел царской семьи - морально оправданная мера?»).

Технологию дискуссионной деятельности можно реализовать через «дискуссионные качели», когда обсуждение проблемы предусматривает поочередное принятие на себя обеих противоборствующих позиций - «за» и «против». При этом задача педагога заключается в координации дискуссии, контроле за игровым процессом, оказании помощи и пояснении возникающих у участников вопросов.

В начале работы каждая группа получает установку на реализацию определенной позиции: например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую решительность опричных мер Ивана Грозного в отношении боярства, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость подобных мер. На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распоряжение материалы, поддерживающие ту или иную позицию, затем излагают свое мнение и пытаются убедить друг друга в справедливости приводимых доводов. На втором этапе задача каждой группы меняется на противоположную, по аналогии с качелями, совершающими движение в обратную сторону. Каждая группа отстаивает теперь точку зрения недавних оппонентов. Здесь очень важно не повторяться в аргументации, а постараться найти новые аспекты, оттенки, нюансы, доводы, развивающие защищаемую позицию. Намеренная смена позиций выполняет очень важную функцию - способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против», прежде чем будет принято решение. На третьем этапе обе группы ищут согласованную позицию, объединяя все полученные результаты спора5.

Конроль на уроке также позволяет решать ряд воспитательных задач, но для этого он должен быть всесторонним: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Среди способов организации контроля: карточки-тренажеры, самостоятельные работы разного вида, тесты, рефлексия и т.д. Разнообразие видов контроля воспитывает ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.

Обществознание как предмет дает толкование многих понятий. Разбирая значение таких понятий как – гуманизм, патриотизм, толерантность, долг, честь, совесть, каждый из обучающихся усваивает определения понятий и осмысливает их значения. Это не может не оказывать ценностного воздействия на личность. Осмысление определений понятий, усвоение более углубленное значений новых слов на этапе формирования молодой личности, конечно, оказывает большое внимание на внутренний мир обучающегося. Особенно когда теория подтверждается практическими примерами. Например, рассматривая тему «Защита Отечества» в 7 классе обучающиеся могут сами привести примеры героических действий людей и почему данного человека за его действия мы может назвать патриотом своего государства. Атак же всегда можно привлечь дополнительный раздаточный материал с примерами героических подвигов. Или урок по теме «Права и обязанности граждан», мы рассматриваем понятие естественные права, права закрепленные в Конституции, обязанности граждан. Таким образом осмысливаем связь гражданства РФ непосредственно, что оно дает нам и что важно нам гражданину РФ. Ведь права порождают обязанности. На основе этой связи и существует гражданство РФ. Таким образом осмысление обществоведческих понятий через сравнение, выделение характерных признаков, дает возможность воздействия и обогащение духовной составляющей жизни обучающегося.

Так же важно проведение уроков мужества. Как правило, подобные уроки приурочены к дням воинской славы. Так, например, было проведено занятие с привлечением краеведческого материала, «Кур кая битва», «Выпускники Глушковской школы – участники войны в Афганистане», «Из окопов - к школьной доске» и т.д.. Эти уроки позволяют достичь таких целей, как воспитание чувства любви к историческому прошлому, чувства гордости за героическое прошлое; развитие уважительного отношения к защитникам Отечества. Формирование гражданского самосознания, воспитание патриотизма, уважения к участникам этих событий, развитие интереса к истории родного края — это те цели, которые были достигнуты благодаря проведенному уроку.



И так, роль учителя истории и обществознания в этом процессе обучения становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.

Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:

- научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.);

- взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории:

- способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся .



1 Понятие аксиология // Гуманитарный портал https://gtmarket.ru/concepts/6894

дата просмотра 24.08. 2022 г.

2 Понятие педагогическая аксиология // Краткий словарь современной педагогики https://didacts.ru/termin/aksiologija-pedagogicheskaja.html дата просмотра 24.08. 2022 г.


3 С. 3,5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=4&rangeSize=1 дата просмотра 24.08. 2022 г.

4 С.35. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

5 Хасанов Р. Г. Духовно-нравственное воспитание на уроках истории в условиях инновационной педагогической деятельности https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-na-urokah-istorii-v-usloviyah-innovatsionnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!