СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация дифференцированного и индивидуального подходов при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

О реализации дифференцированного и индивидуального подходов при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Реализация дифференцированного и индивидуального подходов при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку.»

Реализация дифференцированного и индивидуального подходов при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку.


В подготовке к ОГЭ по русскому языку дифференцированный подход имеет особое значение, так как эта дисциплина объективно является сложной и вызывает у многих учащихся трудности. В то же время имеется большое число детей с явно выраженными языковыми способностями. Именно поэтому важно при обучении учитывать возможности не только сильных, но и тех, кому этот предмет даётся с трудом или чьи интересы лежат в области других наук.

Определяют три уровня знаний для каждого ученика.

Первая группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даются повышенной трудности, используются тесты и карточки.

Вторая группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. У этих учащихся нужно развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

Третья группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Таким учащимся приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группы работают самостоятельно.

В классах, где я работаю, разделяю учеников на две группы : со средним уровнем способностей и с пониженной успеваемостью.

На своих уроках использую технологию уровневой дифференциации, что особенно помогает при подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ГИА:

провожу разноуровневые уроки, на которых использую ИКТ и разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Учащиеся должны знать, что необходимо уметь на оценки «3», «4», «5»,

  учу самостоятельной работе с учебником, с дополнительной литературой, ресурсами Интернет.

На разноуровневых уроках осуществляю дифференцированный подход на любом из этапов урока.

Огромное внимание уделяю устной работе. Главное условие здесь - систематичность, работа на каждом уроке. Строю устную работу только на основе упражнений ОГЭ. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 минут. Устную работу всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, затем выполняли более сложное. Имею подбор устных упражнений по всем темам.

Возможно применение различных форм проверки домашнего задания: самопроверка по образцу, взаимопроверка, выборочная и контрольная проверка. Во время проверки заданий учащихся со средними способностями привлекаю внимание всего класса, так как способным даю задания творческого характера (составить предложения по схемам, придумать текст по заданной теме, по данному началу, концовке, употребив ряд слов, написать сказку и т. д.)

При изучении нового материала первый урок провожу одинаково для всех, на следующих уроках происходит разноуровневая работа. Эффективно на первом уроке объяснения нового материала ориентировать учащихся на самостоятельную работу с текстами, учебником (предложить составить схемы, таблицы обобщающего характера). Более слабые учащиеся могут выписать тезисы статей учебника.

Закрепление пройденного материала проводится следующим образом: ребята посильнее работают по карточкам индивидуально, а учащиеся послабее работают у доски с учителем. Самостоятельную работу даю для слабых учащихся и для тех, которые посильнее.

Домашняя работа также разноуровневая.

Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке организую повторение через систему упражнений, составленных на основе материалов ОГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом. После объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ГИА. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий, используя сборники с материалами ГИА разных лет. Иногда прошу найти подобные задания в учебнике. Убедившись, что таких заданий нет, ученики осознают значимость, приобретённых материалов для подготовки к экзамену. Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов. Работая с КИМами с 7 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок в конверте для запоминания). Четвертую четверть в 9 классе посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом.

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. Я направляю работу, частично помогаю, корректирую.

Практикую в своей работе зачёты и смотры знаний по темам, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в конце темы в виде теста, составленного из задач двух уровней, которые соответствуют заданиям ОГЭ.

Для такого смотра необходим к учащимся индивидуальный подход. Поэтому готовлю разноуровневые задания.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля. При тестировании использую бумажные варианты. В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся, кроме традиционных форм: диктантов, изложений, срезовых контрольных работ - использую тесты, которые позволяют, во-первых, быстро осуществить прямую и обратную связь в системе обучения и откорректировать знания и умения учащихся, во-вторых, работать по подготовке к ОГЭ. Тесты также помогают осуществить дифференцированное обучение школьников. Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определённом этапе обучения, поэтому они могут носить характер тематический (проверка изученной темы), промежуточный (проверка фрагментов темы) и итоговый (проверка знаний, умений и навыков учащихся за определённый период обучения).

Также для подготовки к ОГЭ важную роль играют индивидуальные консультации, которые провожу постоянно. Ребята знают, что с вопросами по тестам можно подойти в любое время.

При подготовке к ОГЭ по русскому языку основную часть своего времени я уделяю группе слабых учащихся, с которыми совместно разбираем каждое задание тестовый части экзамена.

Учащиеся со средними показателями качества знаний решают тестовую часть самостоятельно. Затем я проверяю выполненные тесты, опрашивая каждого, причём учащийся должен объяснить, каким образом он решил тестовое задание. Слабые учащиеся при этом решают тесты самостоятельно.

Проверка тестовой части у группы сильных учащихся осуществляется учителем с последующим разъяснением неверно решённых номеров.

Написание сочинения происходит индивидуально каждым учащимся на уроке, затем каждый ученик читает вслух свою работу перед классом, учащиеся внимательно слушают, делают себе пометки для удобства, а затем поочередно высказывают, как нужно улучшить эту творческую работу.

А работа над сжатым изложением происходит следующим образом. На начальном этапе, после объяснения структуры и способов компрессии эту работу они выполняют все вместе, а затем уже индивидуально. После двух необходимых прослушиваний учащиеся сверяют записанный план изложения и свои краткие записи. Они создают текст сжатого изложения, учитывая мнения всех. Причём я требую, чтобы они подчёркивали в каждом абзаце микротемы, то есть, ключевые выражения, которые, по их мнению, и должны будут проверяться экспертами.

Эта работа проводится регулярно на протяжении нескольких месяцев. Причём, я чередую занятия, на которых мы работаем над сжатым изложением, тестовыми заданиями и сочинением.

Вся эта система работы, как на уроках, так и внеурочное время помогает моим учащимся в подготовке к ОГЭ.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!