СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация единых федеральных общеобразовательных стандартов в условиях исправительно-трудовых учреждений

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад, освещающий специфику реализациии задач школьного образования в исправительно-трудовых учреждениях. 

Просмотр содержимого документа
«Реализация единых федеральных общеобразовательных стандартов в условиях исправительно-трудовых учреждений»

Реализация федеральных

общеобразовательных стандартов в условиях

исправительно-трудовых колоний


Социально-экономические  изменения, происходящие в России, обусловили внимание юридической науки к  обеспечению прав человека и гражданина. Особое место в этом процессе занимает обеспечение прав человека в местах лишения свободы.

Образование является одним из средств  воспитательного воздействия на различные категории осужденных (а для лиц, не достигших 30 лет, в силу ст. 112 УИК РФ – обязательным средством).

Российское законодательство не только закрепляет, но и гарантирует  осуществление осужденными прав на образование.

Обеспечение общего образования  в соответствии с Законом РФ «Об  учреждениях и органах, исполняющих  уголовные наказания в идее лишения  свободы» является одной из задач уголовно-исполнительной системы и входит в обязанность учреждений, исполняющих наказания.

Организация получения осужденными  основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация  и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений – исправление осужденных. Образовательные стандарты исправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебных заведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных, их образовательного, профессионального и культурного уровня; при этом правовой основой разработки таких программ являются государственные образовательные стандарты.

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.



Какие бывают ФГОС общего образования?

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;

  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);

  • ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);

  • ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);

  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях ИТУ реализуются ФГОС, предназначенные для обучения в 7-11 классах.

Образовательный стандарт применительно к осужденным включает в себя три норматива (компонента):

  • минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся;

  • обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности);

  • уровень нравственности (степень исправления).

Акцент в программах делается на формирование личности, развитие ее сознания, повышение культурного  уровня с учетом национальных традиций и обычаев обучаемых, на воспитание культуры общения, что, в конечном итоге, стимулирует  исправление осужденных.

Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.

Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно).

Обязательное обучение по ФГОС-2021 в 2023/2024 учебном году предусмотрено для 1-2 и 5-6 классов. Остальные обучающиеся могут закончить обучение по «старым» ООП. Это связано с тем, что зачислять на обучение по «старым» ФГОС с 01.09.2022 года запрещено.
Минпросвещения рекомендует поэтапный перевод обучения на новые ФГОС 8-9 классов к 2024–2025 учебному году.

Что касается изменений ФГОС среднего общего образования (СОО), то они вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Есть также изменения в учебном плане и в учебной нагрузке.

Обоснование

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287, п.2

Установить, что:

образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с ФГОС обучение:

  • лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, - с их согласия;

  • прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. № 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г. № 35915), от 31 декабря 2015 г. № 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г. № 40937), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61828), прекращается 1 сентября 2022 года.



Приказ минпросвещения россии от 31.05.2021 № 286, п. 2

Установить, что:

  • прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707), от 22 сентября 2011 г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный № 22540), от 18 декабря 2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный № 26993), от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35916), от 18 мая 2015 г. № 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный № 37714), от 31 декабря 2015 г. № 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61828), прекращается 1 сентября 2022 года.





Из рекомендации

Минпросвещения разъяснило особенности перехода на новые ФГОС

Ведомство объяснило, что обновленные ФГОС ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации ООП. Также остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.

Основные изменения в стандартах связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации ООП. Подробнее об этом читайте в материале «Изменения ФГОС–2021».

На Фгосреестре уже выложили примерные рабочие программы по предметам, разработанные по ФГОС-2021. На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ: https://edsoo.ru/constructor/. Это бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам. Также там доступны методические видеоуроки для педагогов, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО.

Директора и педагоги могут получить индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленных ФГОС на ресурсе Единое содержание общего образования по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm.

С 2022 году утверждены примерные ООП, примерные рабочие программы по математике, информатике, физике, химии, биологии углубленного уровня и для изучения иностранного языка.

Министерство приложило к рекомендациям критерии готовности регионов и школ к введению ФГОС. Так, школам необходимо:

  • утвердить план-график мероприятий по введению обновленных ФГОС;

  • утвердить ООП НОО и ООО, соответствующие требованиям обновленных ФГОС;

  • привести в соответствие локальные акты с требованиями обновленных ФГОС: правила приема на обучение, положение о порядке зачета результатов, положение о языках образования, режим занятий обучающихся, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации, положение об организации обучения лиц с ОВЗ и др.;

  • привести в соответствие с требованиями обновленных ФГОС кадровые и психолого-педагогические и другие условия реализации ООП, штатное расписание и должностные инструкции работников;

  • определить список учебников, учебных пособий, информационно-цифровых ресурсов, используемых в образовательном процессе и соответствующих требованиям обновленными ФГОС, укомплектовать библиотечно-информационный центр учебной и учебно-методической литературой;

  • разработать план работы внутришкольных методических объединений с ориентацией на рассмотрение и методическую помощь педагогам, сформировать методические группы по всем направлениям функциональной грамотности;

  • провести повышение квалификации управленческой и педагогической команд по вопросам введения обновленных ФГОС;

  • сформировать системы мониторинга готовности каждого учителя к реализации обновленных ФГОС.

Источник: письмо Минпросвещения от 15.02.2022 № АЗ-113/03.





Третье поколение ФГОС

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновили старые стандарты. Некоторые вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения 

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. 



Вариативность. Выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. 

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.

Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.





Появление нового понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»  

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход затрагивает все уровни школы.



Единство обучения и воспитания

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. 



Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит. 



Например, патриотическое воспитание​

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали, что ждать. Теперь понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;

  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;

  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.



Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможностей школы.

Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия.



Общее образование осужденных к лишению свободы организуется Министерством юстиции по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Образование является одним из средств воспитательного воздействия на различные категории осужденных.

Порядок организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы регулируется Приказом Минюста РФ N 31, Минобразования РФ N 321 от 09.02.1999 «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.1999 N 1709)

Организация получения лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с Уголовно – исполнительным кодексом РФ, Законами Российской Федерации «Об образовании», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Право осужденных на получение общего образования обеспечивается путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов (школ) при исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», и Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1237 (ред. от 18.08.2008) «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении»

Школы создаются, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации. Причем, общеобразовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся, т.е. четыре класса по двадцать человек.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

- осуществляют финансирование школы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

- создают необходимые условия для повышения квалификации и методического обеспечения педагогических работников школы;

- назначают на должность директора школы по согласованию с администрацией учреждения;

- в установленном порядке оказывают практическую помощь в подборе педагогических кадров;

- организуют обеспечение школы в установленном порядке бланками документов об образовании государственного образца, классными журналами и другой документацией, а также учебно-наглядными пособиями, учебниками, техническими средствами обучения, химическими реактивами.

Школа создается на базе имущества, предоставляемого ей учреждением по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний на основании договора о предоставлении имущества на период функционирования школы, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация обучения осужденных осуществляется на основе договора, заключенного между школой и учреждением.

В соответствии со ст. 112 УИК  РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования6.

Осужденные старше 30 лет  и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Возможность продолжить обучение по собственному желанию приобретает  для осужденных характер законного  интереса, удовлетворение которого зависит от усмотрения администрации и имеющихся  условий. Вместе с тем, законом поощряется получение осужденными  общего и среднего (полного) общего образования, что учитывается при определении степени их исправления  при представлении к условно-досрочному освобождению, к помилованию, при применении установленных мер поощрения.

Для лиц, на которых распространяется обязательность получения основного общего образования, обучение является специфической обязанностью, невыполнение которой, проявляющееся в отказе от учебы или в пропуске занятий  без уважительных причин, влечет за собой наложение взысканий.

Процесс получения основного общего образования организуется в  исправительных учреждениях всех видов режима, за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

В большинстве исправительных учреждений созданы общеобразовательные средние (вечерние) школы или учебно-консультационные пункты. Они находятся в ведении департаментов образования органов местного самоуправления и финансируются ими. Школа в исправительном учреждении является важнейшим центром учебно-воспитательной работы с осужденными.

С учетом условий работы воспитательной колонии в школе организуется и проводится кружковая, внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Количество классов устанавливается,  исходя из численности осужденных, нуждающихся в получении общего образования. Наполняемость классов в школе устанавливается в количестве не более 25 человек; в специальных (коррекционных) классах - не более 16 человек.

Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора при воспитательной колонии, создаются условия для получения общего образования.

Прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и  не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных – по их личному заявлению.

Зачисление осужденных в  школу оформляется приказом за подписью директора школы по согласованию с начальником учреждения. Обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка школы с учетом особенностей режима отбывания наказания.

Обучающиеся, успешно выполняющие  учебный план, на период проведения государственной (итоговой) и промежуточной  аттестации освобождаются от работы с сохранением заработной платы  по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных  занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю.

В период учебного года не допускается  перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано  требованиями оперативного и режимного  характера или другими исключительными  обстоятельствами.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX и XII классов  осуществляется в соответствии с  положением, утверждаемым Министерством  образования и науки Российской Федерации.

Обучающиеся, водворенные  в штрафной изолятор, переведенные в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную  камеру в исправительных колониях особого  режима, на строгие условия отбывания наказания, осваивают образовательные программы по заочной форме.



В то же время законодатель возлагает на администрацию исправительного учреждения обязанности по созданию необходимых условий для обучения осужденных. Эти условия предусматривают предоставление осужденным возможности приобретать и пользоваться учебниками, учебно-письменными принадлежностями. Администрации учреждений следует воздерживаться от отвлечения осужденных в часы их учебы на выполнение сверхурочных и иных работ, содействовать самообразованию осужденных и т.п.

Для сдачи экзаменов учащиеся-осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Получение осужденными основного  общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается  при определении степени их исправления.

Стремление к получению образования и добросовестное отношение осужденных всех категорий, независимо от их возраста и состояния здоровья, должно поощряться. Это дает значительный воспитательный эффект влечет за собой изменение правового статуса  осужденного.

Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными. Это требование вполне обоснованно. Учителя, как правило, обладают опытом психолого-педагогического воздействия на лиц нередко с крайне негативными психическими отклонениями, а потому способны благотворно влиять на организацию воспитательного процесса в исправительных учреждениях.

Осужденные, отбывающие пожизненное  лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.





Краткие выводы:

  1. Проект нового ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года.

  2. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках обучающихся: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни. 

  3. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

  4. О значении пенитенциарного образования говорится и пишется немало, но, как правило, акцент делается на его воспитательной стороне. В результате мы имеем не образование ради получения полезной информации, а процедуру образования в качестве индикатора правопослушного поведения осужденных.



Общеизвестно, что без современного качественного  образования человек не может занять достойное место в обществе, законными способами удовлетворить свои социальные потребности. П. Рубин, рассматривая экономическую теорию преступности, отмечает, что альтернативные издержки от занятия преступной деятельностью у более образованных людей выше. Следовательно, таким людям с точки зрения затрат и выгод более рационально вести законопослушный образ жизни. И, наоборот, отсутствие минимально допустимого образования вытесняет гражданина на обочину жизни. Нередко становится причиной преступной деятельности и осуждения.

Задача пенитенциарной системы состоит в том, чтобы в процессе исправления осужденных наделить их, востребованным в социуме, образованием. Не аттестатом или дипломом, а именно образованием – результатом усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Только оно предоставит осужденному шанс при всех прочих отрицательных компонентах его личности, связанных с осуждением и лишением свободы, начать новую, законопослушную жизнь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!