СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация и совершенствование опыта работы школьного лесничества

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация и совершенствование опыта работы школьного лесничества»


Воронежская область

Кантемировский район

МКОУ Касьяновская сош








Реализация и совершенствование опыта работы школьного лесничества

МКОУ Касьяновская



Автор: учитель биологии, педагог дополнительного образования Голикова О.Н.







Главное место в экологическом воспитании обучающихся в МКОУ Касьяновской школе занимает такая форма работы, как школьное лесничество. И не случайно. Благодаря уникальному природному комплексу - внедрению эколого-ландшафтной системы земледелия в нашем селе, данный вид деятельности с детьми школьного возраста наиболее целесообразен и оправдан. Проведение в непосредственном контакте с природой, лесом комплекса познавательных и воспитательных мероприятий позволяет решать реальные задачи природоохранного направления.

Актуальность работы: представленного опыта определяет ведущую педагогическую идею: создание комплекса условий для формирования активной жизненной позиции учащегося, его практических умений и навыков в решении экологических ситуаций, развитие личностных, коммуникативных и познавательных компетенций и экологического сознания в целом. Ведь один из критериев социальной политики – обеспечить культурное развитие учащихся

Новизна работы: Организация жизнедеятельности объединений, где каждый из школьников занимается по интересам, и в тоже время работает на общий результат. Решение проблем по устранению девиантного поведения детей и подростков через организацию работы в школьном лесничестве, экологическое образование и воспитание

1.Цели и задачи

Цель:приобретение учащимся функционального навыка экологической деятельности в школьном лесничестве, как современного способа распространение действительности, с привлечением организаций экологического значения в условиях современных проблем.

Задачи,которые решаю для реализации цели опыта работы с учащимися в школьном лесничестве:

  • Активизировать мыслительную и практическую деятельности учащихся для получения углубленных знаний по экологии и лесоведению, получение межпредметных знаний в ходе проведения исследований в окружающей среде, социального проектирования по решению экологических проблем

  • Развивать творческий потенциал учащихся, их познавательные и личностные возможности и способности через решение и составление различных форм по экологии и лесоведению. (профилактика девиантного поведения)

  • Интегрировать знания по лесоведению, лесоводству и охране природы в экологическую деятельность через выполнение практических и творческих заданий.

  • Обеспечить информационное поле через создания ссылки школьного лесничества на школьном сайте и сотрудничество с районной газетой «Кантемировский вестник».

  • Поделиться опытом организации и работы школьного лесничества «Созвездие» МКОУ Касьяновская СОШ Кантемировского муниципального района.

Организация Школьного лесничества происходит в школе - методическом кабинете, в Кантемировском доме детского творчества, как общественная организация.

Направления ШЛ:Проектно-исследовательскаяработа, Мониторинг окружающей средыМониторинг окружающей средыПроизводительный трудУчебные занятия по курсу «Лес и человек»Культурно массовая работаЭколого - просветительская деятельность

Основные виды проектно-исследовательской деятельности, применяемые в школьном лесничестве:

- проблемно-реферативный – аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

  • аналитико-систематизирующий – наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

  • диагностико-прогностический – изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем;

  • экспериментально-исследовательский – проверка предположений и подтверждений или опровержений гипотезы;

  • проектно-поисковый – поиск, разработка и защита проекта;

  • выступления на научно-практических конференциях. (См приложение)

Использование такой активной формы лесоэкологического образования как исследовательская деятельность, связанная с непосредственным общением с природой, способствует получению учащимися прочных экологических знаний и превращению этих знаний в мировоззрение.

Функции ШЛ:

  • Образовательная:Организация образовательной деятельности
    с привлечением специалистов лесного хозяйства семинары, школы, практикумы

  • Организационая:организация и проведение мероприятий с привлечением специалистов
    по определенным направлениям деятельности : слеты, фестивали, конкурсы.

  • Методическая : разработка учебно-методического обеспечения: теоретическая подготовка,исследовательская деятельность,практическая природоохранная деятельность

Школьное лесничество "Созидатели" осуществляет свою деятельность в соответствии с моделями (См приложение)

Модель ШЛ- теоретическая и учебно-исследовательская деятельность

Внедрение и использование теоретической подготовке учащихся ШЛ современных педагогических и ИК технологий

Реализация теоретической и практической подготовки учащихся с новейшими программами и оборудованием

Привлечение к теоретической подготовке специалистов лесного хозяйства

Развитие и совершенствование форм привлечения учащихся ШЛ к исследовательской деятельности

Совершенствование и поиск новых форм взаимодействия ШЛ с районным лесничеством и другими организациями.

Выявление способных учащихся для дальнейшего обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Модель ШЛ – практическая деятельность

Интеграция организации лесничества, фермеров, обеспечивающая возможность приобретения учащимися ШЛ навыков практической деятельности на территории лесничества.

Овладение и распространение педагогического опыта организации и проведению лесохозяйственных мероприятий.

Вовлечение подростков в разнообразные виды деятельности по охране окружающей среды (профилактика девиантного поведения)

Организация взаимодействия организаций со специалистами лесничества.

Модель ШЛ – просветительская деятельность

Поиск и внедрение различных форм просветительской деятельности

Агитация и пропаганда среди населения

Вовлечение учащихся ШЛ их социальной и культурной форм развития.

Привлечение внимания к проблемам леса руководителей предприятий, фермеров, работающих на территории села.

Работа ШЛ невозможна без сотрудничества: Кантемировского лесничества руководитель Ярцева Т.А., специалистов высших учебных заведений, специалистов системы образования.

Характеристика условий, в которых создавалось школьное лесничество

Согласно Ст.40 Лесного кодекса Российской Федерации «Леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности».

С 2000 года МКОУ Касьяновская СОШ работает в экологическом направлении. На ее базе несколько лет функционировал Экологический центрс целью «Формирование экологической культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе». С 2005 года создано школьное лесничество «Созидатели», которое объединяет в своих рядах не один десяток мальчишек и девчонок, увлеченных экологией и уже сейчас желающих внести свой вклад в дело охраны природы. Отличительной особенностью школьного лесничества от других детских объединений, функционирующих в школе, является возможность организации работы на специально выделенной и закрепленной за ним лесного участка в порядке, не противоречащем Лесному кодексу РФ, под руководством специалистов образовательного учреждения и лесного хозяйства и по внедрению эколого-ландшафтной системы земледелия.

Отношение человека и общества к природе всегда служило показателем нравственности. В настоящее время, когда происходят изменения во всех сферах жизни, экологические проблемы, связанные с духовным возрождением и физическим выживанием человека, выступают на первый план и требуют образованных и экологически грамотных людей для их решения.

Школьное лесничество "Созидатели" работает в течение всего года. Проводится лесотехническая учёба, составляются учебно-производственные планы, проводятся работы на закреплённых участках леса и посадок. Территория школьного лесничества делится на обходы. В период летних каникул режим труда и отдыха учащихся устанавливается школой совместно с руководством Кантемировского районного лесхоза по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы. Продолжительность рабочего дня не превышает 3 часов. Подводятся итоги хозяйственной деятельности лесничества. Школьное лесничество "Созидатели" осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы (См приложение)

Результаты деятельности школьного лесничества

1.Неоднократно занимали призовые места на Международных, Всероссийских и региональных конкурсах.

2.Создали многоуровневую сеть взаимодействия:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "МКУ ДО Кантемировский ДДТ";

глава администрации Кантемировского муниципального района;

главный специалист - эксперт по охране окружающей среды администрации Кантемировского муниципального района; общественность.

3.Принимали участие:

в Международных конференциях,

во Всероссийском съезде школьных лесничеств,

в областных экологических конкурсах,

в областном фонде Одаренные дети в номинации «Поддержка школьных кружков и организаций дополнительного образования»

4.Наши работы неоднократно публиковалось в районной газете " Кантемировский вестник".

5.Во Всероссийском конкурсе «Подрост»

6.Творческий отчет школьного лесничества прошел и одобрен на совещании руководителей хозяйств Кантемировского района.

7.Творческий отчет школьного лесничества и отдельные его направления проходили неоднократно на районном методическом объединении учителей биологии, химии, географии с приглашением руководителей разных уровней, общественности и родителей.

8.Некоторые наши работы, тезисы работ расположены в интернете.

9.Работы об опыте работы школьного лесничества неоднократно защищались и занимали призовые места в конкурсах различных уровней.

10. Уже стала доброй традицией для учащихся – экологов и членов школьного лесничества МКОУ Касьяновская сош ежегодное участие в целевой программе «Одаренные дети области»: В этом году нашему лесничеству выделили сумму на 170 тысяч рублей на приобретение необходимого материала для усовершенствования работы. Это стало возможно только благодаря руководству Касьяновской сош преподавателям, а самое главное творческой работе учащихся лесничества - областной фонд Одаренные дети высоко оценил работу нашего объединения.

Таким образом, привлекая к активному участию школьников в различных социально – значимых программах, акциях и проектах, добиваюсь основной цели -приобретение учащимся функционального навыка экологической деятельности в школьном лесничестве. Дети осознают важность своих действий, и это главное. Сегодня наша задача не просто реализация экологических проектов, а изменение мировосприятия школьников в целом.

Одной из составляющих работы школьного лесничества является проведение исследовательских работ, которые учащиеся школы представляют на конкурсах района и области. Исследование – наиболее деликатный способ взаимодействия человека с миром, путь, который позволяет увидеть и понять мир таким, каков он есть. Чрезвычайно важно, чтобы каждый человек с ранних лет не возвышал себя над миром, а пытался изучить его, познать и понять его устройство и внутренние взаимосвязи, удивиться его сложности, разнообразию, красоте.

Перспективы на дальнейшую работу школьного лесничества

Подтверждением эффективности работы школьного лесничества «Созидатели» являются не только практические дела, которые были описаны в опыте, но и высокий уровень исследовательской работы. Обучающиеся школьного лесничества демонстрируют высокие показатели по участию в различных экологических конкурсах и проектах, всегда выделяются своей активностью и целеустремленностью.

В перспективе дальнейшей работы над формированием навыка экологической деятельности в школьном лесничестве, как современного способа распространение действительности, с привлечением организаций экологического значения в условиях современных проблем ,планирую еще большее вовлечение учащихся в природоохранные мероприятия, продолжить формирование лесоэкологической культуры и обучать основам лесоприродоохранной деятельности совместно с Кантемировским лесничеством и его руководителем Ярцевой Т.А.. Уход за саженцами в «Парке Победы» и выращивание саженцев в школьном питомнике – основная практическая деятельность, на которую будут приложены основные усилия не только меня, как руководителя школьного лесничества, но и всего объединения МКОУ Касьяновская сош.

Система непрерывного экологического образования, осуществляемая на протяжении многих лет на базе школьного лесничества МКОУ Касьяновская сош позволяет воспитать из ее учеников творческих личностей, обладающих высоким экологическим сознанием. Как показало время и накопленный опыт, осуществить задуманное помогает эффективная форма работы с учащимися - школьное лесничество. Изучая лес посредством многовековой науки, - лесоведения, члены школьного лесничества, прежде всего, рассматривают лес, как ценность в основе личностной культуры и далее приобретают знания о нем, тем самым, формируя экологическую компетентность в другой науке – лесоводстве. В конечном итоге все это является действительной предпосылкой для предотвращения экологически безнравственных поступков.

Школьное лесничество – уникальное образовательное объединение, занятие в котором способствуют успешной социализации будущего гражданина страны.

Использование в качестве полигонов для приложения практических навыков и применения теоретических знаний охраняемых природных объектов, учит бережному отношению к объектам приложения усилий, умению анализировать законодательную и нормативную базу, предпринять грамотные шаги к по сохранению природных объектов.

Соответствие концепции устойчивого развития

Социальная эффективность:

В работе школьного лесничества тесно сочетаются все стороны учебно-воспитательного процесса, неотъемлемой составляющей базового образования является трудовое, нравственное, экологическое, патриотическое, эстетическое воспитание - затрагивающее все стороны «души», что и отражено в названии.

Эколого-биологическое образование молодежи осуществляется с использованием имеющегося опыта и вековых традиций практической деятельности в этой отрасли и достижений науки, составляющих систему знаний о природе, лесном хозяйстве с учётом принципов устойчивого и гармоничного развития личности, общества и природы.

Работа в школьном лесничестве помогает детям не только профессионально определиться, но, главное, дает возможность реализовать и свои творческие способности. Выбор форм и методов обучения определяется поставленной целью – обогащением и развитием чувственно – эмоциональной сферы, созданием образов словесных, зрительных и музыкальных.

Молодость - это энтузиазм, живость ума, а когда эти замечательные качества проявляются в труде на благо общества и соединяются с высокой культурой молодого человека, они делают его жизнь по-настоящему осмысленной, радостной и счастливой, в частности предотвращая девиантное поведение подростков

Экологическая эффективность:

Работа по изучению биоценоза леса, по разведению леса по развитию эколого-ландшафтной системы земледелия,рассчитывается на многие годы. Она способствует лучшему усвоению знаний по биологии и экологии. Занимаясь восстановлением лесов, наблюдая за жизнью деревьев и кустарников, школьники лучше познают роль каждого организма в растительном сообществе, учатся влиять на него и изменять в нужную для человека сторону.

В процессе расширения масштаба организации экологических организаций привлечение материалов о традициях рационального природопользования в регионах РФ

Экономическая эффективность:

Стимулирование роста экологической грамотности детей, родителей и всех жителей мировой общественности.












Список использованной литературы и интернет ресурсов

  1. Лесной кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 10 мая 2009г, М., 2009г.

  2. Ливенцев В.П.,АтрохинВ.Г..Основы лесоводства М., Просвещение, 1986.г.

  3. Ливенцев В.П.,АтрохинВ.Г.. Практикум по лесоводству. М., Просвещение, 1986.г.

  4. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5 – 11 классы – Москва: 5 Издание, 2007.

  5. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 2000.

  6. http://gogowall.ru/wall/5/krasivye_zelenoy_abstrakcii_1600x1200.jpg

  7. http://batel26.ucoz.ru/Desing/Niz2.png

  8. http://svetly4ok6.ucoz.ru

  9. http://gotowall.ru/f/12/uzory_linii_fon_zelenyy_1920x1080.jpg



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!