Реализация индивидуального подхода при разработке СИПР
Выполнила:
педагог-психолог
Ченцова И.Ю.
Термин «СИПР»
Специальная индивидуальная программа развития, которая разрабатывается по рекомендации ПМПК для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжёлыми и/или множественными нарушениями развития.
Документ, включающий обоснованное (оценкой актуального развития обучающегося на начало учебного года) содержание образования ребенка на один учебный год , направленный на максимальную реализацию его особых образовательных потребностей, потребностей в уходе и присмотре, а также сотрудничество с семьей или лицами ее заменяющими в интересах образования и развития ребенка
- Целевое назначение СИПР заключается в удовлетворении специфических образовательных потребностей обучающихся.
- СИПР разрабатывается на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся, воспитанников.
- Временной период реализации СИПР составляет один учебный год.
- СИПР разрабатывается на обучающихся вне зависимости от формы получения образования.
ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации СИПР I. Цель и основание разработки и реализации СИПР
- Широкий диапазон особых образовательных потребностей детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вызывает необходимость образования таких обучающихся по индивидуальной программе. В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и с учетом 2 варианта примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями образовательная организация разрабатывает СИПР. Основанием разработки для СИПР являются заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной.
- Широкий диапазон особых образовательных потребностей детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вызывает необходимость образования таких обучающихся по индивидуальной программе.
- В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и с учетом 2 варианта примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями образовательная организация разрабатывает СИПР.
- Основанием разработки для СИПР являются заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
- Целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной.
II. Организация разработки СИПР
- Психолого-педагогическое обследование ребенка. На основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, составляется психолого-педагогическая характеристика ребенка, в которой дается оценка его актуального состояния развития и определяется зона ближайшего развития обучающегося. СИПР разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) Организации на один учебный год.
- Психолого-педагогическое обследование ребенка.
- На основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, составляется психолого-педагогическая характеристика ребенка, в которой дается оценка его актуального состояния развития и определяется зона ближайшего развития обучающегося.
- СИПР разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) Организации на один учебный год.
- Разработку и реализацию СИПР осуществляет экспертная группа на основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка.
- СИПР утверждается директором на основе решения коллегиального органа (педагогического совета, МО) Организации.
- Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности.
- СИПР содержит перечень специалистов, участвующих в ее разработке и реализации.
- Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень направлений сотрудничества, мероприятий и форм сотрудничества Организации и семьи обучающегося.
Согласно п. 2.9.1 приложения ФГОС структура СИПР включает:
1 . Общие сведения о ребёнке.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка.
3. Индивидуальный учебный план.
4. Содержание образования в условия организации и семьи:
4.1. Формирование базовых учебных действий.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
4.3. Внеурочная деятельность.
4.4. Нравственное воспитание.
4.5. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Согласно п. 2.9.1 приложения ФГОС структура СИПР включает:
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Создание экспертной группы
В состав экспертной группы входят специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР:
- учитель класса,
- учитель-дефектолог,
- учитель-логопед,
- учитель физкультуры,
- учитель музыки,
- воспитатель / ассистент / тьютор,
- педагог-психолог,
- другие специалисты
Оценка развития обучающегося на момент составления программы (характеристика)
Составляется экспертной группой на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка в образовательной организации в первые недели учебного года.
1. Беседа с родителями или законными представителями (история развития ребенка, оценка и отношение родителей к развитию и образованию ребенка и др.);
2. Данные о состоянии здоровья, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
3. Наблюдение за ребенком в ходе проведения уроков, занятий (индивидуальных и групповых), фиксация:
- особенностей познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
- поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;
- речевых и коммуникативных возможностей;
Оценка развития обучающегося на момент составления программы (характеристика)
- игровой деятельности,
- базовых учебных действий,
- предметно-практических действий,
- навыков самообслуживания (степень самостоятельности при самообслуживании),
- навыков бытовой и трудовой деятельности,
- академических компетенций (математических представлений, представлений об окружающем мире, чтение, письмо и др.);
3.4. Оценка потребности в уходе и присмотре;
3.5. Выводы по итогам оценки:
приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения, другие выводы.
Определение содержания образования и составление индивидуального учебного плана
С учетом выводов по результатам оценки и обозначенных приоритетов параллельно заполняется разделы III и IV СИПР - отбор содержания обучения и воспитания и составление индивидуального учебного плана.
1. Выбор актуальных для обучающегося учебных предметов и коррекционных курсов (из учебного плана АООП в ИУП);
2. Выбор планируемых (возможных) результатов и перенос их в СИПР по актуальным для ребенка предметам, коррекционным курсам и базовым учебным действиям;
3. Индивидуализация (обозначение субъективных шагов) выбранных планируемых результатов с учетом особенностей развития ребенка в СИПР (в текстовом формате);
4. Выбор и внесение с СИПР содержания (мероприятия, занятия) внеурочной деятельности;
5. Определение нагрузки (часов) на обучающегося в ИУП
Индивидуальный учебный план
Предмет
Индивидуальные занятия
Учитель- дефектолог
Обязательная часть
Речь и альтернативная коммуникация
Групповые занятия
Учитель-логопед
Учитель физкультуры
Математические представления
2
Окружающий природный мир
2
Учитель музыки
1
Человек
Учитель ИЗО
1
Учитель-
Окружающий социальный мир
дефектолог
1
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Адаптивная физкультура
Коррекционно- развивающие занятия
2
2
1
3
Индивидуальный учебный план
Предмет
Индивидуальные занятия
Сенсорное развитие
Учитель- дефектолог
Групповые занятия
Учитель-логопед
1
Предметно-практические действия
Учитель физкультуры
Двигательное развитие
2
Учитель музыки
Альтернативная коммуникация
Учитель ИЗО
1
Внеурочная деятельность
Учитель-
«Ритмика»
2
дефектолог
Всего:
11
1
4
2
2
3
2
Организация внеурочной деятельности
К основным направлениям внеурочной деятельности относятся:
- коррекционно-развивающее,
- духовно-нравственное,
- спортивно-оздоровительное,
- общекультурное, социальное.
Содержание образования. Базовые учебные действия
Содержание
1 полугодие
Программа формирования базовых учебных действий
2 полугодие
1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.
1.1. Спокойное пребывание в новой среде
1.2. Принятие контакта, инициированного взрослым
1.3. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса
1.4. Ориентация в учебной среде (пространство, материалы) комнаты:
- нахождение места хранения игрушек;
- нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей;
- нахождение своего рабочего места;
- нахождение своего набора индивидуальных заданий;
- нахождение места для отдыха;
- нахождение места, предназначенного для игровой деятельности.
1.5.Ориентация в последовательности событий/ занятий, очередности действий
.
Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Содержание
1 полугодие
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация.
1.1. Коммуникация.
2 полугодие
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств.
1.1.1.1. Установление зрительного контакта с собеседником
1.1.1.2. Установление контакта с собеседником
1.1.1.3. Реагирование на собственное имя
1.1.1.4. Приветствие собеседника звуком
1.1.1.5. Привлечение к себе внимания звуком
1.1.1.6. Выражение своих желаний звуком
1.1.1.7. Выражение согласия (несогласия) звуком
1.1.1.8. Прощание с собеседником звуком
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств.
1.1.2.1. Указание взглядом или мимикой:
- на объект при выражении своих желаний;
- на ответ при заданном вопросе, выражение мимикой согласия или несогласия;
- приветствие или прощание.
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
1.2.1. Импрессивная речь.
1.2.1.1. Понимание простых слов, которые характеризуют:
Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Составляется с учетом расписания занятий
Пн.
8.30-9.10
9.10- 9.20
Вт.
9.20-10.00
Ср.
10.00-10.20
10.20-11.00
11.00-11.10
11.10-11.50
11.50-12.10
12.10-12.50
Обед
Помощь в кормлении
Обед
Помощь в кормлении Гигиенические процедуры
Гигиенические процедуры
присмотр
присмотр
Организация сотрудничества с семьей
1. Выявление запроса семьи на:
- консультирование;
- психологическую помощь;
- участие в семинарах, тренингах и др.;
2. Заключение договора о сотрудничестве;
3. Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
4. Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.
ПРОТОКОЛ обсуждения специальной индивидуальной программы развития обучающегося ____ ступени ГБОУ СО
УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:
Родители Специалисты ГБОУ СО
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Родители (законные представители) ознакомились с содержанием проекта специальной индивидуальной программы развития (СИПР) на 20__– 20____ учебный год, разработанной на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
- В ходе обсуждения проекта СИПР сделаны следующие предложения: _______.
- Родители и специалисты договорились о совместной работе над реализацией СИПР в 20___– 20__ учебном году.
ПОДПИСИ УЧАСТНИКОВ ОБСУЖДЕНИЯ:
Родители Специалисты ГБОУ СО
Методы и формы работы образовательной организации в рамках Программы сотрудничества с семьей
При разработке данной программы необходимо учитывать следующие особенности:
- знакомство с семьёй;
- учёт особенности семьи при планировании совместных мероприятий ;
- разработка системы мероприятий, направленных на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей ;
- определение роли семьи в образовательном процессе.
ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
Стороны обязуются совместно действовать:
- для осуществления комплексной помощи в физическом и психическом развитии ребенка;
- для обучения и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей с целью его социальной адаптации и включения в жизнь общества;
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
- Участники договора несут ответственность за соблюдение договора, который не может ограничивать установленные законодательством РФ права и обязанности сторон.
- Настоящий договор действует со дня подписания в течение одного года. В случае, если стороны не выражают намерений выйти из договора или изменить его, он автоматически продлевается на следующий год .
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
- Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие.
- Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год . На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
- В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год .
- Разработанная экспертной группой СИПР, а также внесение в нее изменений принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий
- не выполняет задание
-
- выполняет задание со значительной помощью
зп
- выполняет задание с частичной помощью
чп
- выполняет задание по подражанию
п
- выполняет задание по образцу
о
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки
сш
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)
+
Важно знать!!!
Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.
Список использованных источников:
- http://умксипр.рф/
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" [Электронный ресурс]. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/документы/5133.
- Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса и реализации специальной индивидуальной программы развития детей-инвалидов в условиях детских домов-интернатов системы социальной защиты.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!