СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация инклюзивного образования обучающихся с овз в огбпоу «кожевниковский техникум агробизнеса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В учебный процесс ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса» включены группы инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Швея», «Овощевод» Для них разработан учебный план, адаптированная образовательная программа, с учётом их психического развития, индивидуальных возможностей, коррекции нарушения поведения и их социальной адаптации. А также созданы условия, обеспечивающие их независимое существование, максимально полноценное социальное устройство.

Просмотр содержимого документа
«Реализация инклюзивного образования обучающихся с овз в огбпоу «кожевниковский техникум агробизнеса»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

В ОГБПОУ «КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА


Т.И. Камерова, мастер производственного обучения

ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса», с. Кожевниково


В учебный процесс ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса» включены группы инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии «Швея», «Овощевод» Для них разработан учебный план, адаптированная образовательная программа, с учётом их психического развития, индивидуальных возможностей, коррекции нарушения поведения и их социальной адаптации. А также созданы условия, обеспечивающие их независимое существование, максимально полноценное социальное устройство.

В настоящее время образование в специализированных учреждениях с одной стороны создаёт особые условия для удовлетворения потребностей обучающихся с ОВЗ в медицинских и педагогических услугах, а с другой – препятствует их социальной интеграции, ограничивая их жизненные возможности.

Поэтому существует необходимость поиска инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Одним из путей является инклюзивное образование, которое обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такое образование помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей по принципу их возможностей и способностей, поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами нашего общества.

По моему мнению, комбинированные образовательные учреждения, то есть учреждения, имеющие как обычные, так и специализированные (коррекционные) группы, являются успешными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции и инклюзивному образованию подростков с особыми образовательными потребностями.

С категорией детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников специальных (коррекционных) школ с ограниченными возможностями здоровья 8 вида работаю с 1999 года, то есть 20 лет. Учитывая возможности и особенности здоровья, целью своей профессиональной педагогической деятельности считаю повышение качества образования обучающихся через развитие личности, совместную деятельность и сотрудничество для успешной адаптации их в современном обществе.

Особую значимость приобретает интенсивная воспитательная работа, построенная на включение в посильные виды деятельности по интересам (вязание, вышивание, спортивно-оздоровительные кружки, участие в культурно-массовых мероприятиях), дающие возможность для раскрытия и реализации невостребованных способностей. Помимо получения профессии, в рамках воспитательной работы, педагоги техникума занимаются адаптацией обучающихся, определению их в социуме: к взаимоотношениям на работе, в семье, нормам личной гигиены, этическим нормам. Работа с такими детьми эффективна только в доброжелательной и доверительной обстановке, с опорой на уровень их развития, их интеллектуальные и физические возможности, позитивные качества.

В своей работе, с целью обеспечения социальной адаптации обучающихся коррекционных групп, я применяю принцип инклюзивного образования через формирование контингента не только из выпускников специальных (коррекционных) школ с ограниченными возможностями здоровья 8 вида, но и детей 7 вида (на основании ПМПК) из общих образовательных школ. Такая интеграция в группе положительно влияет на нравственное воспитание, на создание коллектива, на формирование активного образа жизни, развитие творческих способностей, участие во всех культурно-массовых мероприятия, что позволяет эффективно адаптировать выпускников специальных (коррекционных) школ с ограниченными возможностями здоровья 8 вида к жизни в техникуме, т.е. обеспечивать ступенчатость адаптации. Как правило, обучающиеся с активной жизненной позицией являются лидерами в группе и служат хорошим примером для обучающихся с более серьёзными отклонениями здоровья и поведения.

Мною разработана рабочая программа по «Учебной практике», где основной целью является: подготовка обучающихся к самостоятельной практической деятельности. Структура содержания программы составлена с учетом выполнения учебно-производственных работ по принципу «от простого к сложному». В результате изучения курса, обучающиеся должны уметь: применять безопасные методы труда; организовывать рабочие места и рационально использовать рабочее время; самостоятельно выполнять все виды учебно-производственных работ, предусмотренные квалификационной характеристикой с соблюдением технических условий и норм времени; уметь устранять дефекты; применять методы проверки качества узлов и изделий; уметь обслуживать оборудование.

Производственное обучение в нашей образовательной организации создаёт все условия для подготовки квалифицированных рабочих. Это в первую очередь оснащённость мастерской современным оборудованием. Производственное обучение организовано на основе производительного труда, приближенного к условиям реального производства. Обучающиеся знают, что все изготовленные ими изделия, должны быть реализованы.

Для повышения мотивации обучающихся в своей педагогической деятельности применяю различные методы, формы и средства обучения. Использую элементы педагогических технологий ориентированных на действие. Стараюсь создавать условия для реализации творческих возможностей обучающихся. Например, привлекаю их к подготовке уроков производственного обучения. Обучающиеся выбирают предложенные ткани и по лекалам выкраивают детали узлов, что повышает мотивацию на занятиях.

На занятиях производственного обучения я пошагово объясняю и демонстрирую правильный показ трудовых приёмов, вместе с обучающимися анализируем возможные дефекты и как их избежать. Вариантов и способов выполнения учебно-производственных работ множество. Мы вместе выбираем самый прогрессивный метод обработки с наименьшими затратами времени и улучшением качества. В завершении я демонстрирую весь процесс выполнения задания, используя девиз: «Делай как я и у тебя получится!», мотивируя обучающихся на успех. Так же для повышения мотивации обучающихся провожу с ними демонстрацию и анализ работ, выполненных бывшими выпускниками по текущей теме. Обучающиеся, как правило, бурно обсуждают, находят практически все дефекты, даже совсем малозначимые. После проведенного анализа предлагаю обучающимся выполнить работы лучше работ, предложенных для обсуждения, с учетом всех замечаний, тем самым вызываю у них профессиональное соперничество, интерес, желание быть лучшими. По результатам выполнения учебно-производственных работ, вместе с обучающимися анализируем достижение цели урока.

Для категории обучающихся с задержкой психического развития система оценивания должна быть чёткой, доступной, а самое главное объективной. Для них это очень важно, так как роль оценки носит воспитательный характер. В конце занятия отмечаю достижения каждого обучающегося, побуждаю их веру в свои возможности и создаю ситуацию успеха.

Главная цель в моей работе - индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учёт и максимальное использование особенностей личности, его общего развития, выявление психофизического потенциала, его задатков и способностей, создание условий для его профессионального роста и совершенствования практических навыков, а так же коррекция недостатков личности и поведения, и их устранение.

Очень важно научить обучающегося умению самостоятельно овладевать знаниями. Техника и технология изменяются несколько раз на протяжении жизни одного поколения, внедряются в производство новейшие достижения науки и, каждому предстоит самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания и умения.

Развитию творческого потенциала обучающихся с ОВЗ способствует совместная творческая и образовательная деятельность педагога и обучающихся.

Систематизированный подход к организации учебной практики и успешному освоению профессиональных компетенций позволяет обучающимся участвовать в таких конкурсах профессионального мастерства как «Abilimpiks». Цель проведения таких конкурсов – развитие профессионального мастерства и поддержка трудоустройства обучающихся лиц с инвалидностью и обучающихся лиц с ОВЗ. Участие обучающихся способствует формированию опыта их творческой деятельности, их мотивации к трудовой деятельности, создает оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, повышению уровня профессионального мастерства. Обучающиеся ежегодно принимают участие в Региональном этапе Национального чемпионата "Абилимпикс", который проводится специально для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью. В 2017 году обучающаяся по профессии "Швея" Мухаметдеева Полина была первой участницей этого чемпионата и получила сертификат участника. В 2018 году Анучина Алла заняла 2 место и получила в подарок от спонсоров чемпионата в подарок швейную машину, а Тимофеева Анфиса получила сертификат участника и была четвёртой по результатам оценивания, ей также вручили подарок швейную машину. Экспертами на чемпионате были работодатели. Заведующая ателье "Анна" Баева Анна Михайловна вручила нашим девушкам сертификаты на стажировку.

По результатам присвоения аттестационной комиссией квалифицированных разрядов: в 2016 году - установленный третий разряд получили 57% выпускников, вышеустановленный – четвёртый разряд -43%; в 2018 году - установленный третий разряд – 60%, вышеустановленный – четвёртый разряд -40%.

Мои воспитанники постоянно занимаются дополнительным образованием, участвуют в воспитательных, культурно-массовых, спортивных мероприятиях техникума, в кружках технического творчества, выставках, конкурсов чтецов, конкурсах по патриотическому воспитанию и т. д. Важным результатом своей работы по адаптации лиц с ОВЗ, считаю появившуюся потребность у своих воспитанников в продолжении обучения по другим ступеням образования. Поступив в Кожевниковский техникум агробизнеса с низкой мотивацией и самооценкой, обучающиеся с ОВЗ, через освоение коррекционной программы по профессии «Швея», адаптируются к процессу обучения и сомообразования. Так, к примеру, четыре выпускницы 2018 года, продолжили обучение в техникуме по освоению программы профессионального образования с получением общего среднего образования.

В заключение хочу сказать, что каким бы хорошим не было качество образования выпускников, это только начальная ступень успешной адаптации их в современном обществе. Более важная следующая ступень - это их трудоустройство.


Список литературы

1. Бгажнокова, И.М. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с на­рушением интеллекта / И.М. Бгажнокова, А.Н. Гамаюнова // Дефектология. -2007.-№3.-С. 3-13.

2. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможно­стями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. - 2003. ~№ 1. - С. 21-30.

3. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. С. 15-21.

4. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. – Москва: Издательство НЦ ЭНАС.- 2003

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

6. Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика). М.: 1999. – 80-95 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!