СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме: "Реализация инклюзивного образования"

Просмотр содержимого документа
«Реализация инклюзивного образования»

Реализация инклюзивного образования в ГКОУ СО «Серовской школе – интернат, для детей, нуждающихся в длительном лечении»

А.В.Иванова. Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Серовская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении"

Я Иванова Анна Владимировна – учитель начальных классов, работаю в школе второй год.

Поступив работать в образовательную организацию моими учениками стали первоклассники. В школе – интернат обучаются дети всей области, которым назначен определенный курс лечения (от двух месяцев и более). В моём классе обучаются дети из города Екатеринбург, Верхняя Пышма, Ивдель, Серов, Верхотурье. В классе 14 человек. Дети с разными образовательными потребностями, с разным уровнем здоровья, мотивацией к учебной деятельности. Входящее комплексное обследование совместно со специалистами (с педагогом психологом, учителем - логопедом) образовательного учреждения выявило у некоторых обучающихся явные проблемы в усвоении образовательной программы, обусловленные низкой готовностью к обучению в школе, эмоционально-волевой и социально-психологической незрелостью. Некоторые дети имели различные нарушения в речевом развитии. Возникла необходимость совместного планирования мероприятий сопровождения обучающихся.

Моя задача, как педагога, для качественного образования, реализации ФГОС НОО обеспечить социализацию детей в коллективе, в учебной деятельности, давая возможность всем обучающимся быть равными в получении образования, осуществляя деятельностный, индивидуальный подходы. Именно такое направление деятельности называется инклюзивным. Инклюзия – предполагает разработку специальных способов и методов, и применение конкретных решений, которые позволят каждому обучающемуся равноправно участвовать в образовательном процессе и общественной жизни.[2]

Преимущества инклюзивного образования:

1. Обучаясь в инклюзивном классе, дети с особенностями развития стараются продемонстрировать высокий уровень взаимодействия со своими сверстниками и стремятся достигнуть необходимого уровня в обучении и социализации.

2. В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навыки коммуникации.

3. В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и достижений.[1]

В нашей школе особая специфика работы и разный контингент обучающихся. Педагогический коллектив старается помочь каждому ребенку справиться со своими проблемами, устраняет трудности в процессе получения образования.

В нашей ОО работает школьный консилиум, координационный совет. Участниками являются: медицинские работники, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, социальный педагог, классные руководители и заместители директора по учебной и воспитательной работе. Вопросы по преодолению проблем у обучающихся, (программа сопровождения, образовательный маршрут) решаются в ходе консилиума. Наша школа взаимодействует с ТПМПК (Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией), для определения общеобразовательного маршрута ребенка (рекомендаций и программы обучения).

В школу дети поступают в течение всего учебного года. Около двух недель ребенок адаптируется к новому образовательному учреждению, к детскому коллективу, к группе. После периода адаптации специалистами проводится комплексное обследование обучающегося. При необходимости на школьном консилиуме решается вопрос о направлении ребенка на ТПМПК для уточнения программы, по которой следует обучаться. В каждой параллели два класса: коррекционный класс и класс – стандарт. Таким образом, за 1 класс 6 учеников продолжили обучение в коррекционном классе. Остальные получают образование в нашем классе.

На детей с ОВЗ заведены карты индивидуального сопровождения обучающихся, в которых намечены пути коррекции. Проводятся занятия: с педагогом – психологом для регулирования психологических трудностей; с учителем - логопедом по развитию и коррекции устной и письменной речи. В ходе урочной и внеурочной деятельности посредством текстов расширяю кругозор, формирую разносторонние понятия и представления об окружающем мире, развиваю и формирую пространственные ориентировки. Для развития познавательной активности подбираю средства и методы так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности обучающихся, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память, восприятие и мышление в процессе изучения материала. Учитываю индивидуальные особенности обучающегося, его истощаемость, работоспособность. Ребенок получает все виды помощи (обучающая, организационная, направляющая, стимулирующая помощь) в виде наглядного материала, карточек, памяток, алгоритма выполнения задания. Ребенок постепенно вовлекается в классные дела, совместные игры, мероприятия класса и школы.

В детские годы формируется мировоззрение, вырабатывается жизненная позиция и самооценка человека. От этих категорий зависит, как будет складываться в дальнейшем жизнь человека, какое место займёт он в этом мире. Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.

Дополнительное образование кружка «Мягкая игрушка», развивает мелкую моторику. Мы тесно взаимодействуем с воспитателем нашего класса Степановой Татьяной Геннадьевной, которая проводит с детьми большую часть дня. Она организовывает интересные, занимательные мероприятия, в которых задействованы все члены детского коллектива. Специально для того чтобы ребенок чувствовал себя принятым в коллектив активно включаем его во внеурочную деятельность: школьные и городские мероприятия. Принимает участие в городских спортивных мероприятиях «Веселые старты» - команда заняла 1 место, в школьном мероприятии «Смотр строя и песни» - команда класса второй год занимает 1 место, среди младших школьников, участвует в школьных предметных олимпиадах, где получил сертификат участия, выступает на школьных праздниках, посвященных Дню Учителя, Дню Матери, Новому году, 23 февраля, 8 марта.

Педагогическое сообщество нашей образовательной организации, осуществляет поддержку обучающимся с ОВЗ, старается задействовать всех детей в мероприятиях и конкурсах. Благодаря активной, подвижной жизни в классе и школе каждый ребенок раскрылся, раскрепостился, стал артистичным. Ведь главное понять мир ребенка и принимать его таким, какой он есть. Мы совместно с педагогами – специалистами пытаемся понять, узнать каждого ребенка помочь ему раскрыться, увидеть в нем его скрытые таланты. По – моему мнению, что нашей главной задачей является – индивидуализировать процессы обучения, максимально приблизив их к возможностям ребенка. [3]

В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество – это задача всех и каждого. Ведь наполнить черно – белый мир, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.

Литература:

1. Электронный ресурс: статья «Актуальность инклюзивного образования», автор Олеся Чистякова http://www.maam.ru/detskijsad/aktualnost-inklyuzivnogo-obrazovanija.html,

2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования. С.В. Алехина Психологическая наука и образование. – 2014. — №1.


3. Староверова М.С. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методические пособия / М.С. Староверова и др.; под ред. Староверовой М.С. М.ВЛАДОС, 2011.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!