СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация коррекционной направленности образовательного процесса как фактор социализации личности школьников с нарушением зрения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье освещены аспекты реализации коррекционной направленности образовательного процесса для успешной дальнейшей социализации школьников с нарушением зрения, необходимости работать в общем направлении и повышать свой методический уровень учителям предметникам, дефектолам, педагогам - психологам.

Просмотр содержимого документа
«Реализация коррекционной направленности образовательного процесса как фактор социализации личности школьников с нарушением зрения»

Статья

«Реализация коррекционной направленности образовательного процесса как фактор социализации личности школьников с нарушением зрения»



Статья подготовлена учителем технологии ГБОУ РК «ССШИ № 1» Москаленко Е.В.


Наиболее актуальной задачей школы является подготовка школьников с нарушением зрения к самостоятельной жизни. Решение этой задачи невозможно без осуществления комплексного подхода к обучению, воспитанию и лечению детей данной категории. Только при условии систематического научно – обоснованного медико – психолого – педагогического воздействия возможно создание необходимой базы для успешной реабилитации и дальнейшей адаптации наших выпускников.

Таким образом, вся система работы школы нацелена на создание условий для непрерывного обучения, воспитания, лечения и охраны зрения учащихся.

В школе создана система коррекционно – развивающей работы по развитию психических процессов, креативных способностей, зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, мимики, коррекции речевых нарушений, ориентировки в пространстве, ритмики, СБО, ЛФК.

Содержание деятельности специалистов коррекционного блока было направлено на решение следующих задач:

  • укрепление здоровья учащихся благодаря системе интеграционной направленности медико-психолого-педагогического сопровождения, формирование у них умений и навыков здорового образа жизни;

  • проектирование и реализация позитивных траекторий развития учащихся и воспитанников с выстраиванием ближней, средней и дальней перспектив включения в социум как равноправного члена;

  • выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;

  • составление индивидуальных комплексных коррекционно - развивающих программ, динамическое изучение результатов коррекционного воздействия;

  • отслеживание соответствия выбранной программы форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка; развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;

  • консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Основная цель деятельности специалистов коррекционного профиля, учителей, воспитателей определяется созданием системы скоординированных медицинских, психолого-педагогических, социальных программ, направленных на развитие, коррекцию, реабилитацию и адаптацию учащихся с нарушением зрения.

Коррекционный блок является многофункциональной структурой, включающей в себя работу по следующим направлениям: диагностика, медицинская реабилитация, психоло-педагогическая реабилитация, социальная реабилитация. Каждое направление представлено в структуре блока соответствующей службой, возглавляемой тем или иным специалистом. Каждая служба наделяется своими структурными характеристиками в соответствии с выполняемыми целями и спецификой деятельности. Высшим органом коррекционного блока является психолого-медико-педагогический консилиум, который осуществляет систему комплексного изучения, ПМП-сопровождения ребенка и семьи, воспитывающей ребенка с нарушением зрения, восстановления, коррекции, развития и реабилитации личностных особенностей ребёнка.

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум решает целый комплекс задач, стоящих перед специалистами. ПМП - сопровождение сегодня яв­ляется не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступа­ет как комплексная технология, особая культура под­держки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Специалисты школы по психолого-педагогическому сопровождению не только владеют методиками диаг­ностики, консультирования, коррекции, но и облада­ют способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию дея­тельности, направленной на их разрешение, органи­зации в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, его сверстники, родители, педагоги).

ПМП - сопровождение образо­вательного процесса можно проанализировать через последовательную реализа­цию следующих шагов:

  • проведение квалифицированной диагностики су­ти проблемы, ее истории и потенциальных сил воспитанников;

  • информационный поиск методов, служб и специа­листов, которые могут помочь решить проблему;

  • обсуждение возможных вариантов решения про­блемы со всеми заинтересованными субъектами и выбор наиболее целесообразного пути решения.

Оказание первичной помощи на начальных этапах реализации сопровождения обязательно, так как первые шаги являются самыми важными и сложными.

Учителями-тифлопедагогами может быть создана модель образовательного маршрута ребенка с нарушением зрения. Образовательный маршрут (ОМ) выступает как инструмент обеспечения равных образовательных возможностей ребенку с нарушением зрения (с ориентацией на особые индивидуальные потребности), как практика взаимодействия с ребёнком социума образовательного пространства.

Цели: социализация и подготовка к самостоятельной деятельности в коллективе сверстников; реабилитация и сопровождение в образовательном пространстве школы.

Реализация образовательного маршрута обеспечивает возможность полноценного усвоения программного материала общеобразовательной школы, развития познавательной активности, адаптации к школьному обучению, формирования навыков здорового образа жизни, а это является основой успешной интеграции слепых и слабовидящих в общество.


ПМП и социальное сопровождение воспитанников невозможно осуществлять без специальных знаний по тифлопедагогике и тифлопсихологии. Для чего проводятся различные тифлосеминары, учителя получают профессию дефектолога.


Разработаны мероприятия по охране зрения, поддержания зрительной работоспособности:

  • рекомендации к рассаживанию и расстановке в образовательном процессе;

  • санитарно- гигиенические нормы освещения рабочей зоны;

  • требования к оптико- физической характеристике книг, тетрадей, наглядных пособий (фронтальных и индивидуальных);

  • временной регламент непрерывной зрительной работы;

  • требования к позе и посадке при выполнении учебных заданий;

  • перечень упражнений для снятия общего и зрительного утомления;

  • приемы активизации зрительных функций.

Коррекционная работа проводится с широким использованием специального оборудования. Это - конторки Базарного (стол с регулируемой высотой и углом наклона столешницы), фоновые экраны, индивидуальные и демонстрационные фланелеграфы (учебное наглядное пособие для детей от рождения и до...; доска, обтянутая фланелью, на которую крепятся вырезанные фигурки. Фланелеграф с давних пор используется в детских садах, начальной школе для занятий с детьми), различные тренажёры для активизации моторики рук, массажные коврики, дидактические пособия. брайлевские приборы и т.д. Учителя-дефектологи проводят систематически индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Деятельность учителей-дефектологов помогает устранять недостатки сенсорного воспитания и развития незрячих учащихся на различных возрастных этапах.

Активное вовлечение родителей в ре­абилитационную работу является одним из главных усло­вий успешности реабилитационного процесса. Семья играет важнейшую роль в эмоциональном, моральном, нравственном развитии детей, в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений.

Главной целью работы школьного педагога-психолога с семьёй является формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и установления конструктивных взаимоотношений с незрячим ребёнком. Для достижения положительного результата по формированию адекватного отношения к своему ребёнку, имеющему зрительный дефект, психолог использовала следующие формы работы:

- анкетирование для выявления проблем;

- тестирование для определения форм и методов работы;

- индивидуальные консультации;

- групповые тренинги по снятию тревожности, разрешению конфликтов и др.

Особое значение для семьи на данном этапе имеет помощь тифлопедагога. Основными направлениями работы тифлопедагога с семьёй являются:

- консультирование родителей, разработка для них рекомендаций;

- обучение родителей реальной практической деятельности;

- ведение целенаправленной работы по ознакомлению ребёнка с окружающим миром.

Работа по этим направлениям осуществляется через консультации для родителей, открытые занятия и выступления на классных и общешкольных родительских собраниях.

Одной из важных задач семейного воспитания детей с нарушением зрения является создание у них активной позиции в преодолении трудностей вхождения в мир зрячих. Отсутствие зрительных впечатлений отрицательно влияет на развитие представлений о пространстве, что в свою очередь вызывает у слепых и слабовидящих детей боязнь пространства, страх перед передвижением. Это ограничивает подвижность ребёнка и затрудняет развитие его двигательной сферы. Но не все родители могут им в этом помочь. Педагог по ориентированию и мобильности учит родителей формировать у ребёнка с нарушением зрения практические навыки передвижения по комнате, квартире, в подъезде, в школе, на улице. Взаимодействие родителей и педагога по ориентированию и мобильности помогает воспитать у слепого и слабовидящего ребёнка потребность к познанию окружающего мира, стремление к самостоятельному движению. Приобретённые навыки способствуют социальной адаптации и интеграции ребёнка в социуме.

Особая роль в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения отводится социальному педагогу. Для достижения положительных результатов в социального – педагогической деятельности по защите прав и законных интересов, социальной адаптации личности ребенка в обществе. Руководствуясь Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, решаются следующие задачи:

выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищённости и адаптированности к социальной среде;

социально-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих заключение ПМПК;

  • посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьёй, социумом, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами;

  • принятие мер по обеспечению законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности;

  • организация мероприятий, направленных на формирование правовой культуры, здорового образа жизни;

  • содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;

  • профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья;

  • координация взаимодействия педагогов, родителей (лиц, их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся.


Одной из важнейших задач учителя ЛФК это задача здоровьесбережения. Состояние здоровья детей в нашей школе сегодня вызывают особую тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Как известно, зрительный дефект еще в ранний период жизни ребенка снижает не только познавательную, но и двигательную активность. Поэтому, одним из главных средств естественного оздоровления в условиях школы является двигательная активность, которая рассматривается как фактор укрепления здоровья и социальной защиты интересов развивающей личности.

Задача учителя ЛФК – предупреждение и коррекция развития вторичных отклонений в опорно-двигательном аппарате (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие), сердечно-сосудистой и дыхательной системах, рационально используя средства ЛФК.

С помощью специальной методики ЛФК формируется всестороннее и полноценное развитие школьника с нарушением зрения путем восстановления и совершенствования его физических и психофизических способностей.

Ограничение возможностей, связанных со здоровьем накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой сфере жизни. Более того само овладение необходимыми для этого навыками также имеет свои особенности в зависимости от имеющихся дефектов. Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей его жизни. Обучение самостоятельности в быту и социальной среде является одним из приоритетных направлений работы, которые реализуются преимущественно на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке.

Цель:

- сформировать у учащихся с глубоким нарушением зрения умение самостоятельно строить своё поведение во всех жизненных ситуациях, мобильно перестраиваться под влиянием изменяющихся условий.

Задачи:

- информирование о приёмах и правилах обращения с предметами домашнего обихода при различных видах нарушения зрения;

- выработка специфических навыков обращения с предметами, используемыми в быту на основе получаемых знаний;

- адаптация навыков культуры поведения к среде зрячих людей;

- выработка приёмов самоконтроля за своим поведением и внешностью.

Наличие кабинета СБО и правильная его организация в значительной мере способствует эффективной подготовке учащихся к самостоятельной жизни. Так как учителем по предмету СБО является реальная жизнь, реальный быт, реальный социум, то оборудование кабинета модернизируется в соответствии с требованием времени. Как пример , что должно быть в кабинете СБО: современная столовая посуда для сервировки стола, набор сковород с тефлоновым покрытием, хлебопечка, нож-дозатор, холодильник с морозильной камерой. Полноценность и разнообразие оборудования кабинета СБО способствует социальной адаптации.

Используя положительный опыт по формированию социально активной личности необходимо направлять усилия на:

осуществление взаимосвязи содержания специальных коррекционных занятий по СБО с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни;

на приобретения навыка контроля собственных действий;

создание условий для формирования самостоятельности через организацию трудовой деятельности.


Содержанием работы на занятиях ритмики является музыкально-ритмическая деятельность. Основными задачами урока являются: приобщение детей к музыке, развитие чувства ритма, совершенствование двигательных навыков, развитие творческого воображения, знакомство с хореографическим искусством народов мира, народным танцем, историко-бытовым и современным.

Упражнения у станка развивают физическую форму, двигательную активность. Этюды на середине зала развивают опорно-двигательный аппарат, эмоциональную и волевую сферы.

Упражнения в паре, группе воспитывают дружелюбие, терпимость, взаимопонимание.


Формирование пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве у слепых учащихся является важнейшей задачей работы, связанной с их подготовкой к жизни. Слепые по-разному представляют себе пространство. Младшие ребята представляют пространство как нагромождение препятствий доставляющих неприятности при передвижении. Они часто испытывают страх перед пространством. В начальных классах закладываются первые навыки ориентировки, они формируются на основе тренировки при участии сознания.

Для учащихся средних классов пространство – это звуки, волнообразные колебания воздуха, отраженные от предметов. У них возникают объемные образы предметов, представления об их пространственном соотношении, основанные на восприятии посредством осязания. Учащиеся начинают активно использовать опыт ориентировки, они расспрашивают, внимательно выслушивают советы, уточняют свои представления об окружающем пространстве и наполняющих его предметах.

В старшем школьном возрасте предметные и пространственные представления развиваются, уточняются, конкретизируются, совершенствуются.

Необходимо учитывать, что для слепого ориентировка в пространстве является сложным психическим процессом. У слепых элементы мгновенности и автоматизма в ориентировке отодвигаются на второй план, их место занимают наблюдения, сопоставления и умозаключения. Любой маршрут от слепого требует мобилизации и напряжения всех жизненных сил.

Важнейшими путями формирования навыков ориентировки считаются:

выработка точных предметных представлений соответствующих действительности;

выработка реальных пространственных представлений;

овладение способами пространственной ориентировки на основе сложившихся предметных и пространственных представлений.

Чтобы работа по выработке предметных представлений была результативной, используют разнообразные формы на занятии, во внеклассной работе, в игровой деятельности, во время прогулок экскурсий.

Эффективность выработки пространственных представлений зависит от знания предметов наполняющих пространство.

Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь детям преодолеть робость, страх перед пространством, внушить им уверенность. Важной частью их работы со слепыми является обучение их умению использовать сформировавшиеся предметные и пространственные представления в процессе пространственной ориентировки, выработке общих типичных методов и способов ориентировки с учетом имеющихся индивидуальных навыков.

Главным условием обучения ориентировке и мобильности является системность подхода, при этом важно учитывать уровень и стадию компенсации слепоты, развитие ребёнка, содержание и условия его обучения и воспитания.

Для улучшения социализации наших учащихся необходимо совершенствовать педагогическое мастерство специалистов-дефектологов, учителей предметников при выполнении коррекционных целей урока через овладение новыми образовательными технологиями, дальнейшее внедрение информационных компьютерных технологий в коррекционный процесс.

Совершенствовать педагогическое мастерство специалистов в организации занятий с разноуровневым контингентом детей с целью формирования ключевых компетенций учащихся через разработку индивидуальных программ.

Повысить эффективность коррекционного занятия посредством использования инновационных методик проектирования.

Проводить дальнейшее укрепление материально-технической базы коррекционных кабинетов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!