СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

.Реализация краеведческого подхода в обучении географии через проектно-исследовательскую деятельность.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

.     Реализовать проектно-исследовательскую деятельность в рамках краеведческого подхода   можно   через исследовательские экспедиции  и экскурсии. Именно они  представляются мне наиболее привлекательными и перспективными.

Просмотр содержимого документа
«.Реализация краеведческого подхода в обучении географии через проектно-исследовательскую деятельность.»


Реализация краеведческого подхода в обучении географии через проектно-исследовательскую деятельность.


В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое.

Н.Н. Баранский

Работаю в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 29» уже 24 года. Предмет «География», который я преподаю, ведется в МБОУ «СОШ № 29 » с 5 по 11 класс на базовом и профильном уровнях.

Современный этап развития общества ставит перед школой новые сложные задачи, решить которые возможно только при глубоком анализе имеющихся достижений и на основе четко спланированной деятельности.

С учетом поставленных задач именно школьное краеведение в процессе обучения географии, как сказал Н.Н.Баранский, позволяет переключаться «с книжных рельсов на реальную жизнь». Краеведение – это не только деятельность учащихся, направленная на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Поэтому вся моя педагогическая деятельность направлена на осуществление краеведческого принципа в преподавании географии, где краеведческий материал органично связывается со всем учебным процессом и является исходным при изучении различных тем географии.

В педагогической деятельности мной используются разные технологии: технология критического мышления, проблемного обучения , здоровьесберегающие технологии на основе личностно- ориентированного подхода, но основной стала проектно- исследовательская технология. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности, а краеведческий подход дает для этого новые возможности.    В нашей школе проектная деятельность организована с 5 по 9 класс, в этом учебном году впервые выходим на 10 класс. За каждой параллелью закреплен учитель – организатор проектной деятельности, который работает по утвержденной рабочей программе «Основы проектной и исследовательской деятельности».

Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время опираются на изучение своей местности, своего края. Это способствуют формированию умения учащихся самостоятельно работать, творчески мыслить. Реализовать проектно-исследовательскую деятельность в рамках краеведческого подхода можно через исследовательские экспедиции и экскурсии. Именно они представляются мне наиболее привлекательными и перспективными. Это связано с тем, что экспедиция и экскурсия, помимо чисто эмоциональной стороны, наполнены глубоким и важным для детей предметным содержанием, являются итогом учебного года или полугодия, где можно применить на практике знания и умения, полученные за определенный промежуток времени.

Цель экспедиции - формирование экологической культуры подрастающего поколения, приобщение к проектно-исследователькой деятельности, интеллектуальное и творческое развитие, укрепление физического и психологического здоровья детей.

Задачи: приобщение школьников к научно-исследовательской работе в полевых условиях и камеральной обработке материалов; формирование знаний о конкретных природных объектах и природе заповедника в целом; воспитание бережного отношения к природе; формирование умений работать над собственным проектом.

Экспедиционная деятельность в школе возникла с образованием юношеской ноосферной студии «Эдельвейс» в рамках долгосрочного образовательного проекта «Роль человека в сохранении устойчивости городских и сельских поселений».

Исследовательская экспедиция – это определенная модель организации исследовательской деятельности учащихся, наиболее эффективная в плане содержательного взаимодействия педагогов и учащихся с целью личностного развития обеих сторон единого процесса.

Сбор экспериментального материала в полевых условиях – эмоционально яркая и очень содержательная сторона деятельности ноосферной студии «Эдельвейс», проводимая, как правило, во время летних или зимних каникул.

Исследовательская экспедиция охватывает такие области, как экология, геология, гидрология, история, этнография и другие, аккумулируя огромный опыт работы предшествующих полевых исследований любителей природы.

За 10 лет существования студии было проведено много экспедиций и исследовательских экскурсий. Они проходили при поддержке ЕГФ КГУ, летняя - на базе ИГ РАН, а зимняя - в ЦЧБЗ им. профессора Алехина и других заповедниках. Экспедициям предшествует большая предварительная работа, которая включает много организационных этапов.

1. Покупка экспедиционного оборудования. На средства, выделенные для экспедиции комитетом образования, были куплены четырехместные палатки, спальники, коврики походные, бинокли, топографическое оборудование .

2. Скорректировано место дислокации и маршрут передвижения. Организован транспорт для доставки школьников к месту начала экспедиции.

3. Составлена смета на питание.

4. Согласованы с комитетом образования выездные документы на школьников. Получены от родителей школьников письменные согласия на участие в экспедиции.

За время работы в полевых условиях участники юношеской ноосферной студии «Эдельвейс» провели много полевых исследований:

« Суточное наблюдение за погодой в районе биосферной станции»,

«Определение особенностей почвы равнинной и балочной территории биосферной станции».

Изучение степных и лесных биоценозов: «Подсчет подроста дубравы»,

«Определение видового многообразия растений степных участков»,

«Наблюдение за птицами».

Большой интерес у обучающихся вызвала камеральная обработка полученного материала. Третья часть времени, отведенная на экспедицию, - это камеральная обработка, в ходе которой обучающиеся работают со специальной литературой, определителями растений, атласом облаков. Учатся получать необходимую информацию, делать выводы, обобщения, устанавливать причинно-следственные связи. Камеральная обработка осуществляется под руководством учителя и преподавателя вуза.

Большой интерес вызывает получение необходимых навыков выживания в природе. Школьники учатся устанавливать палатки, работать с туристическим оборудованием, готовить пищу в походных условиях, учатся необходимым навыкам сохранения здоровья в условиях экспедиций. Каждый вечер заканчивается подведением итогов и костром, что придает особую эмоциональную атмосферу деятельности школьников на природе.

Необходимо обязательно подвести итог экспедиции уже в условиях школы. Для популяризации работы юношеской ноосферой студии «Эдельвейс», для привлечения к работе новых участников в школе проводится крупномасштабное мероприятие, например, «Творческий отчет о летней экспедиции» для школьников всех возрастов.

Большое значение в работе имеют и экскурсии. Так, школьники Попов Иван и Гонтаренко Андрей осуществили экскурсию по заповедным тропам ЦЧ заповедника им. пр. Алехина «Баркаловка», по результатам которой был создан проект « По заповедным тропам России», с которым учащиеся выступили на Московской региональной очно-заочной конференции и были удостоены диплома. Обучающиеся школы посетили 3 заповедника в рамках экскурсии, целью которой было изучение причины наличия реликтовых форм растений доледниковой эпохи.

Юношеская ноосферная студия «Эдельвейс» за время своей работы реализовала ряд проектов по изучению природы окружающего пространства школы: «Аудит древесно-кустарниковой растительности школьного сквера», «Выявление видового разнообразия птиц в зимний период», «Изучение снежного покрова в окрестностях школы и за городом», «Школьная экологическая тропа», «Топонимический словарь - справочник улиц Сеймского округа», «Оценка загрязнения окружающей среды по физико-химическим характеристикам снега». Работа над проектами носила заинтересованный характер, наблюдался творческий подъем, приветствовалась самостоятельная деятельность учащихся.

Подводя итог, можно сказать, что погружение участников экспедиции и экскурсии в практически-ориентированные полевые исследования позволили им получить не только положительные эмоции, но и познакомиться ближе, сдружиться, нацелить свою дальнейшую деятельность на изучение профильных предметов.

За время работы я выпустила 2 профильных биолого-географических класса. Составляя программу для работы в профильном классе в практической части (30%), я опиралась на краеведческий материал. Использовала материалы исследовательских экскурсий, экспедиций, которые сама и организовывала. Это решала много задач для учащихся: одна из них – всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая – использование этого материала в преподавании. Представленный опыт показывает связь этих задач на конкретных примерах. Выпускники поступили в профильные вузы. Некоторые уже работают по специальности «учитель географии», кто-то экологом, кто-то специалистом в туристическом бизнесе.

И завершить свое выступление я хочу отрывком из сочинений участников краеведческих экспедиций. Их эмоции, настроение говорят о том, что это не прошло мимо, оставило в сердце воспоминание об этих экспедициях и повлияло, как потом выяснилось, на дальнейший профессиональный выбор.

Полевая практика, такая долгожданная, закончилась очень быстро. Но мы унесли с собой частицу этой незабываемой природы, дух сотрудничества и коллективизма, а главное – желание продолжать научные исследования в своей дальнейшей жизни.

Свои впечатления мы попытались выразить в таких стихотворных строчках и в прозе:

Ах ты, степь моя необъятная!

Атмосфера твоя ароматная

И, с какой стороны не зайду я к тебе,

Море ягод и трав приглашают к себе.

И цветут здесь цветы вперемешку с травой.

Средь ковыля густого - клевер плотной стеной.

И запутаюсь я, упаду вдруг в траву.

И красивей, милей места я не найду.

И гул шмелей, и аромат цветов

Остановиться заставляют,

Глубокий вдох!

И посмотри кругом…

Здесь все поет и вновь, и вновь

Нам силы прибавляет

Любите этот край!

Храните дар природы,

И небо чистое,

Луч солнца золотой.

Ковыль, гонимый сильным ветром

Напоминает нам морской прибой.

«Нам представилась уникальная возможность пройти полевую практику за городом. С погодой нам не повезло, но это не помешало нам интересно и с пользой провести время. Днем мы собирали растения для гербария, определяли погоду. Студенты, очень общительные и доброжелательные, помогали нам во всем. Вечер был дождливый, но дружная компания, костер создали приятную обстановку. От этой поездки у нас остались только хорошие воспоминания. Мы благодарны нашим преподавателям за возможность посетить заповедные уголки своего края».

Два последних года в моей деятельности появился кружок по географии. Это способствует увеличению времени для освоения предмета, заинтересовывает учащихся, повышает мотивацию к обучению. Работа в этом году была направлена на разработку дидактического пособия по Курскому краю. Работа велась очень активная. Кружковцы были разбиты на 4 группы и отвечали за 4 направления: «Замечательные люди Курского края» . Это работа в библиотеках города, использование интернет ресурсов. «Древний город Курск». Экскурсии по городу Курску. «Растительный и животный мир Курской области». Это экспедиция в заповедник и изучение парка «Солянка». «Особенности природы Курского края». В результате кропотливой работы совместно учителя и кружковцев стали 4 игровых поля и возможность изучение Курского края в игровой форме. Результатом моей деятельности вновь появившиеся два олимпиадника по географии и географическому краеведению.

Я приглашаю к сотрудничеству. Спасибо за внимание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!