СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация личностного потенциала обучающихся через творческий проект на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы ребёнок достиг успехов в творческой деятельности, он должен обладать некоторыми качествами, а именно – творческой активностью, оригинальностью, способностью и желанием новизны, умением комбинировать идеи, использовать прошлый опыт, обладать развитым воображением, эмоциональной отзывчивостью. Для меня такие слова как «творчество» и «креативность» прочно вошли в обиход. А развитие в ребенке «творческой личности» стало, основной задачей.

Просмотр содержимого документа
«Реализация личностного потенциала обучающихся через творческий проект на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Реализация личностного потенциала обучающихся через творческий проект на уроках технологии и во внеурочной деятельности Хмылева Елена Юрьевна, учитель технологии, ИЗО, информатики МОУ Пустошенская ОШ. Электронная почта: xmylewa2011@yandex.ru Сайт https://multiurok.ru/ndjhxtcrbqexbntkm/

Реализация личностного потенциала обучающихся через творческий проект на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Хмылева Елена Юрьевна, учитель технологии, ИЗО, информатики

МОУ Пустошенская ОШ.

Электронная почта:

[email protected]

Сайт

https://multiurok.ru/ndjhxtcrbqexbntkm/

Актуальность Становление молодого человека, его социальная адаптация требует от него проявления творческих качеств личности  Чтобы ребёнок достиг успехов в творческой деятельности, он должен обладать некоторыми качествами, а именно – творческой активностью, оригинальностью, способностью и желанием новизны, умением комбинировать идеи, использовать прошлый опыт, обладать развитым воображением, эмоциональной отзывчивостью. Для меня такие слова как «творчество» и «креативность» прочно вошли в обиход. А развитие в ребенке «творческой личности» стало, основной задачей.

Актуальность

  • Становление молодого человека, его социальная адаптация требует от него проявления творческих качеств личности
  • Чтобы ребёнок достиг успехов в творческой деятельности, он должен обладать некоторыми качествами, а именно – творческой активностью, оригинальностью, способностью и желанием новизны, умением комбинировать идеи, использовать прошлый опыт, обладать развитым воображением, эмоциональной отзывчивостью. Для меня такие слова как «творчество» и «креативность» прочно вошли в обиход. А развитие в ребенке «творческой личности» стало, основной задачей.
Креативное мышление - это не талант, это навык, которому можно научиться и одна из составляющих функциональной грамотности. «Креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды» (Абрахам Маслоу). Простыми словами креативность это смекалка, т.е. способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

Креативное мышление - это не талант, это навык, которому можно научиться и одна из составляющих функциональной грамотности.

  • «Креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды» (Абрахам Маслоу).
  • Простыми словами креативность это смекалка, т.е. способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.
Успешное развитие креативных способностей возможно лишь при создании определенных условий. Во-первых - это интерес. Принуждение – это враг творчества. Во-вторых – создание соответствующего психологического климата. Поощрять и стимулировать. В третьих – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.». Четвертое условие – самооценка. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Пятое условие – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.  Какие же качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся?  Это и  умение поставить творческую цель, планировать, самоконтролировать свою деятельность ,находить и решать проблему.

Успешное развитие креативных способностей возможно лишь при создании определенных условий.

  • Во-первых - это интерес. Принуждение – это враг творчества.
  • Во-вторых – создание соответствующего психологического климата. Поощрять и стимулировать.
  • В третьих – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.».
  • Четвертое условие – самооценка. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».
  • Пятое условие – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.

Какие же качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся?

Это и  умение поставить творческую цель, планировать, самоконтролировать свою деятельность ,находить и решать проблему.

Цель моих занятий: сформировать творчески активного ребенка, способного мыслить неординарно, создавать что-то новое и нестандартное. Задачи: Познакомить с разнообразными видами творческой деятельности Сформировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и   применять знания; Развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность; Находить нестандартные решения любых  возникающих проблем; Вoспитывать интерес к участию в творческой деятельности. Достижение данной цели я осуществляю через активные методы обучения: проектная технология, проблемное обучение, исследовательский метод обучения, системно-деятельностный подход.

Цель моих занятий:

  • сформировать творчески активного ребенка, способного мыслить неординарно, создавать что-то новое и нестандартное.

Задачи:

  • Познакомить с разнообразными видами творческой деятельности
  • Сформировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и   применять знания;
  • Развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
  • Находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;
  • Вoспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Достижение данной цели я осуществляю через активные методы обучения:

проектная технология, проблемное обучение, исследовательский метод обучения, системно-деятельностный подход.

Более подробно рассмотрим метод проектов  Самыми любимыми темами становятся проекты, выполненные в подарок маме или друзьям. Индивидуальность каждого проекта выражается в произвольном выборе декоративного оформления, а обязательность применения определенных инструментов служат в качестве закрепления пройденного материала. Например, на этапе актуализации опорных знаний в разделе технологии «Черчение . Компьютерная графика.» вспоминаем инструменты графического редактора. Это может быть интерактивный тест, составленный самостоятельно учащимися, либо используется готовый. Большой интерес у ребят вызывает сам процесс творческого поиска при решении поставленной перед ними задачи, коллективного обсуждения. Ученики самостоятельно выдвигают гипотезы по выбору темы, объектов изображения, технологии изготовления, материалов, разрабатывают эскизы будущих изделий, включая своё воображение, вносят свои изменения.

Более подробно рассмотрим метод проектов

Самыми любимыми темами становятся проекты, выполненные в подарок маме или друзьям. Индивидуальность каждого проекта выражается в произвольном выборе декоративного оформления, а обязательность применения определенных инструментов служат в качестве закрепления пройденного материала. Например, на этапе актуализации опорных знаний в разделе технологии «Черчение . Компьютерная графика.» вспоминаем инструменты графического редактора. Это может быть интерактивный тест, составленный самостоятельно учащимися, либо используется готовый.

Большой интерес у ребят вызывает сам процесс творческого поиска при решении поставленной перед ними задачи, коллективного обсуждения. Ученики самостоятельно выдвигают гипотезы по выбору темы, объектов изображения, технологии изготовления, материалов, разрабатывают эскизы будущих изделий, включая своё воображение, вносят свои изменения.

 Освоение новых технологий учащимися происходит в течение всего курса. Подготовка к работе над проектом начинается с заполнения личной карточки учащегося к каждому проекту. Она всегда разная и зависит от уровня подготовленности и личностных качеств обучающихся. Например для ребёнка с ОВЗ она упрощена, более детализирована. Для одаренного ребенка она включает этапы для успешного развития всех составляющих функциональной грамотности.
  • Освоение новых технологий учащимися происходит в течение всего курса. Подготовка к работе над проектом начинается с заполнения личной карточки учащегося к каждому проекту. Она всегда разная и зависит от уровня подготовленности и личностных качеств обучающихся. Например для ребёнка с ОВЗ она упрощена, более детализирована. Для одаренного ребенка она включает этапы для успешного развития всех составляющих функциональной грамотности.
Выполнение творческого проекта ребёнком с овз

Выполнение творческого проекта ребёнком с овз

Развитие фукциональной грамотности на этапах выполнения проекта Актуальность (для чего это нужно) - читательская грамотность(умение работать с текстом) Историческая справка - глобальные компетенции (умение работать с информацией) Дизайн – проект - креативное мышление (умение находить что то новое в простых вещах) Материалы и инструменты (естественно-научная грамотность) Составление технологической карты( математическая грамотность Материальные затраты (финансовая и математическая грамотность) Реклама изделия -читательская грамотность (умение работать с текстом) Самооценка (комплекс всех составляющих функциональной грамотности)

Развитие фукциональной грамотности на этапах выполнения проекта

  • Актуальность (для чего это нужно) - читательская грамотность(умение работать с текстом)
  • Историческая справка - глобальные компетенции (умение работать с информацией)
  • Дизайн – проект - креативное мышление (умение находить что то новое в простых вещах)
  • Материалы и инструменты (естественно-научная грамотность)
  • Составление технологической карты( математическая грамотность
  • Материальные затраты (финансовая и математическая грамотность)
  • Реклама изделия -читательская грамотность (умение работать с текстом)
  • Самооценка (комплекс всех составляющих функциональной грамотности)
На начальном этапе (5-6 класс) проект выполняется, как правило, за один – два урока. Вот пример мини проекта, где ученики зарисовывают понравившееся изделие (эскиз), осуществляют описание изделия по предложенным вопросам, определяют материалы и инструменты, необходимые для работы и оценивают свою работу.
  • На начальном этапе (5-6 класс) проект выполняется, как правило, за один – два урока. Вот пример мини проекта, где ученики зарисовывают понравившееся изделие (эскиз), осуществляют описание изделия по предложенным вопросам, определяют материалы и инструменты, необходимые для работы и оценивают свою работу.
На примере урока технологии в 6 классе «Печатная продукция как результат компьютерной графики» Дизайн- проект

На примере урока технологии в 6 классе «Печатная продукция как результат компьютерной графики»

Дизайн- проект

При изучении технологии в 7-8 классе в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность, которая даёт возможность обеспечить овладение методами научного познания, чтобы разработать проект надо научиться сопоставлять и анализировать собранный материал, находить связи и зависимости, закономерности – всё то, что в совокупности развивает творческие способности учащихся. Но всё таки ребёнок в этом возрасте ещё не совсем готов самостоятельно выполнить проект, поэтому мной разработаны шаблоны для презентации и самого творческого проекта. Где, ученик, отвечая на вопросы, делает необходимую конструкцию проекта.

При изучении технологии в 7-8 классе в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность, которая даёт возможность обеспечить овладение методами научного познания, чтобы разработать проект надо научиться сопоставлять и анализировать собранный материал, находить связи и зависимости, закономерности – всё то, что в совокупности развивает творческие способности учащихся. Но всё таки ребёнок в этом возрасте ещё не совсем готов самостоятельно выполнить проект, поэтому мной разработаны шаблоны для презентации и самого творческого проекта. Где, ученик, отвечая на вопросы, делает необходимую конструкцию проекта.

Также это может быть работа над групповым проектом, которая развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде. Например, проект « Народная кукла» состоит из трёх проектов.

Также это может быть работа над групповым проектом, которая развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде. Например, проект « Народная кукла» состоит из трёх проектов.

Реализация творческого проекта во внеурочной деятельности в объединении «Сундучок идей» Экскурсия по школьному музейному уголку   Чтобы заинтересовать детей, историю знакомства с видами ремёсел Ивановской области начинаем с экскурсии в наш школьный музейный уголок, бессменным руководителем , организатором и экскурсоводом которого является учитель истории Акифьева Жанна Евгеньевна. В её многочисленной коллекции есть уголок с новогодними игрушками разных лет. Есть и коллекция ватных игрушек (Некоторые из них были реставрированы). Там и происходит знакомство детей с историей ватной игрушки и формирование интереса к данному предмету.

Реализация творческого проекта во внеурочной деятельности в объединении «Сундучок идей»

Экскурсия по школьному музейному уголку

Чтобы заинтересовать детей, историю знакомства с видами ремёсел Ивановской области начинаем с экскурсии в наш школьный музейный уголок, бессменным руководителем , организатором и экскурсоводом которого является учитель истории Акифьева Жанна Евгеньевна. В её многочисленной коллекции есть уголок с новогодними игрушками разных лет. Есть и коллекция ватных игрушек (Некоторые из них были реставрированы). Там и происходит знакомство детей с историей ватной игрушки и формирование интереса к данному предмету.

Пополнение школьного музейного уголка Для внесения своего вклада в историю школы, ученики реализовали проект «Снегурочка для Деда Мороза», используя старинную технологию изготовления ватной игрушки, которую поведала нам Римма Михайловна Акифьева.

Пополнение школьного музейного уголка

Для внесения своего вклада в историю школы, ученики реализовали проект «Снегурочка для Деда Мороза», используя старинную технологию изготовления ватной игрушки, которую поведала нам Римма Михайловна Акифьева.

Игрушки в форме печенья    Украшать елку вкусными игрушками является увлекательным. Одними из оригинальных украшений выступают вкусные фигурки, приготовленные самостоятельно из теста. Мы решили попробовать сделать проект « Игрушки из ваты», которые будут имитацией съедобного печенья.

Игрушки в форме печенья

Украшать елку вкусными игрушками является увлекательным. Одними из оригинальных украшений выступают вкусные фигурки, приготовленные

самостоятельно из теста.

Мы решили попробовать сделать проект « Игрушки из ваты», которые будут имитацией съедобного печенья.

Проект «Прессованная игрушка» По такой же технологии девочки младших классов сделали игрушку методом прессования в формах. А высохшие изделия задекорировали раскрасив в разные цвета, украсив блёстками, пайетками, полубусинами.

Проект «Прессованная игрушка»

По такой же технологии девочки младших классов сделали игрушку методом прессования в формах. А высохшие изделия задекорировали раскрасив в разные цвета, украсив блёстками, пайетками, полубусинами.

Проект «Игрушка на шаблоне»   Иногда идеи, как облегчить свою работу, возникают неожиданно. Однажды, просмотрев видео в Ютубе, как делать игрушки из фольги и колготок, у нас возникла идея сделать по такой же технологии игрушки из ваты. И эта технология, на мой взгляд, тоже является перспективной. Ведь с ней справляется ученица 2 класса.

Проект «Игрушка на шаблоне»

Иногда идеи, как облегчить свою работу, возникают неожиданно. Однажды, просмотрев видео в Ютубе, как делать игрушки из фольги и колготок, у нас возникла идея сделать по такой же технологии игрушки из ваты. И эта технология, на мой взгляд, тоже является перспективной. Ведь с ней справляется ученица 2 класса.

Проект «Герои мультфильмов и сказок»   Нередко ватные игрушки создавались как отражение какого-либо события в стране, либо любимых героев мультфильмов и сказок.

Проект «Герои мультфильмов и сказок»

Нередко ватные игрушки создавались как отражение какого-либо события в стране, либо любимых героев мультфильмов и сказок.

Обмен опытом В нашем Шуйском муниципальном районе есть несколько домов ремесел: в старинных сёлах Дунилово( музей и мастер классы по бисеру , лепке и вате) и Васильевское (музей и мастер-классы по коклюшкам и куклам закруткам) . В этом учебном году мы посетили старинное село Дунилово, где обменялись опытом по изготовлению ватной игрушки. Ребята с удовольствием делились своим опытом.

Обмен опытом

В нашем Шуйском муниципальном районе есть несколько домов ремесел: в старинных сёлах Дунилово( музей и мастер классы по бисеру , лепке и вате) и Васильевское (музей и мастер-классы по коклюшкам и куклам закруткам) . В этом учебном году мы посетили старинное село Дунилово, где обменялись опытом по изготовлению ватной игрушки. Ребята с удовольствием делились своим опытом.

Выставка декоративно-прикладного творчества 2022 года была представлена специальной номинацией «На крыльях Жар-птицы». Ребята из моего объединения решили создать этот образ из ваты.

Выставка декоративно-прикладного творчества 2022 года была представлена специальной номинацией «На крыльях Жар-птицы». Ребята из моего объединения решили создать этот образ из ваты.

Обобщение опыта, достижения В период 2021-2023 г.г. воспитанники творческого объединения учащихся «Сундучок идей» принимали активное и результативное участие в муниципальном и региональном этапе областного конкурса декоративно-прикладного творчества в номинациях «Изделия из глины», «Забытые ремесла». «Изделия из фоамирана», «Роспись по стеклу», в муниципальном конкурсе творческих работ в рамках выставки декоративно- прикладного творчества и др. , Учащаяся 7-ro класса Суркова Устинья выполняла исследовательскую работу, результаты которой были представлены на заседания районного научного общества учащихся «Поиск». А ученица 8 класса Хмылева Лилия стала в 2021 году финалистской Всероссийского конкурса «Моя малая родина» Это говорит о позитивном опыте работы с одаренными детьми, которую я веду с начальной школы.

Обобщение опыта, достижения

В период 2021-2023 г.г. воспитанники творческого объединения учащихся «Сундучок идей» принимали активное и результативное участие в муниципальном и региональном этапе областного конкурса декоративно-прикладного творчества в номинациях «Изделия из глины», «Забытые ремесла». «Изделия из фоамирана», «Роспись по стеклу», в муниципальном конкурсе творческих работ в рамках выставки декоративно- прикладного творчества и др. ,

Учащаяся 7-ro класса Суркова Устинья выполняла исследовательскую работу, результаты которой были представлены на заседания районного научного общества учащихся «Поиск». А ученица 8 класса Хмылева Лилия стала в 2021 году финалистской Всероссийского конкурса «Моя малая родина» Это говорит о позитивном опыте работы с одаренными детьми, которую я веду с начальной школы.

Являясь членом жюри по проверке работ ВСОШ по технологии на муниципальном уровне, организатором проведения в своем образовательном уч реждении неделей технологии для учащихся, где ребята защищают свои проекты. Учебная программа куpca по бересте «Tуecoк» ( https://multiurok.ru/files/programma-po-vneurochnoi-deiatelnosti-tuesok.html ) имеет отзыв кафедры информационных  систем и технологий ФГБОУ ВО ИВГУ Шуйский филиал с рекомендациями по использованию программы в учебном процессе и состав лении на её основе рабочих программ куpca. Являясь постоянным участником ежегодного регионального фестиваля Педагогических идей «Вдохновение», победителем международного конкурса педагогического  мастерства по применению электронных образовательных ресурсов образовательном процессе, победителем всероссийского конкурса «Современный уpoк технологии в соответствии с ФГОС »,

Являясь членом жюри по проверке работ ВСОШ по технологии на муниципальном уровне, организатором проведения в своем образовательном уч реждении неделей технологии для учащихся, где ребята защищают свои проекты. Учебная программа куpca по бересте «Tуecoк» ( https://multiurok.ru/files/programma-po-vneurochnoi-deiatelnosti-tuesok.html )

имеет отзыв кафедры информационных систем и технологий ФГБОУ ВО ИВГУ Шуйский филиал с рекомендациями по использованию программы в учебном процессе и состав лении на её основе рабочих программ куpca. Являясь постоянным участником ежегодного регионального фестиваля Педагогических идей «Вдохновение», победителем международного конкурса педагогического мастерства по применению электронных образовательных ресурсов образовательном процессе, победителем всероссийского конкурса «Современный уpoк технологии в соответствии с ФГОС »,

Транслирую свой опыт заинтересованной педагогической общественности https ://multiurok.ru/ndjhxtcrbqexbntkm/files/master-klassy-5/ , https://multiurok.ru/ndjhxtcrbqexbntkm/files/uchenicheskie-proekty-1/ https://multiurok.ru/ndjhxtcrbqexbntkm/files/issledovatelskie-proekty/ https://multiurok.ru/ndjhxtcrbqexbntkm/files/otkrytye-uroki-9/ Выступления и мастер-классы для педагогов

Транслирую свой опыт заинтересованной педагогической общественности https ://multiurok.ru/ndjhxtcrbqexbntkm/files/master-klassy-5/ , https://multiurok.ru/ndjhxtcrbqexbntkm/files/uchenicheskie-proekty-1/

https://multiurok.ru/ndjhxtcrbqexbntkm/files/issledovatelskie-proekty/

https://multiurok.ru/ndjhxtcrbqexbntkm/files/otkrytye-uroki-9/

Выступления и мастер-классы для педагогов

Разрабатываю интерактивные тесты по предмету https://multiurok.ru/ndjhxtcrbqexbntkm/tests/

Разрабатываю интерактивные тесты по предмету

https://multiurok.ru/ndjhxtcrbqexbntkm/tests/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!