СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация метапредметного подхода через интегрированную образовательную технологию на уроках историко-географического цикла и математики.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере образования является создание единого образовательного пространства, стимулирование междисциплинарной и межотраслевой кооперации. Применение интегрированной образовательной технология на уроках разных циклов позволяет реализовать данное приоритетное направление. 

Просмотр содержимого документа
«Реализация метапредметного подхода через интегрированную образовательную технологию на уроках историко-географического цикла и математики.»

Мамышева Татьяна Евгеньевна, преподаватель

отдельной дисциплины (история, обществознание

и география), ФГКОУ «Кызылское ПКУ»



Реализация метапредметного подхода через интегрированную образовательную технологию на уроках историко-географического цикла и математики.

Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед образованием новые задачи в обучении и воспитании. Мало вооружить кадета суммой знаний, и даже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине, необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

Создание в Кызылском президентском кадетском училище единого образовательного пространства, стимулирование междисциплинарной и межотраслевой кооперации является приоритетным направлением. Это одно из важнейших направлений государственной политики в сфере образования. Его отражение мы видим и в основных документах. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов, обучающихся рекомендует интеграцию учебных предметов на разных этапах обучения [2]. Концепция развития образования РФ до 2020 года, одной из приоритетных задач ставит обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе обеспечение взаимосвязи академических знаний и практических умений [1]. В проекте концепции кадетского образования в Российской Федерации сказано: «Кадетское образование в современной России призвано реализовать государственный и социальный запрос на воспитание граждан России как убежденных патриотов, готовых служить Отечеству, защищать его с оружием в руках и применять полученные знания, навыки и опыт для защиты нашей Родины…».

Таким образом, можно выделить два базовых понятия – дисциплинарность и междисциплинарность. Преимущество междисциплинарности связанно с выявлением связей между различными дисциплинарными областями, то есть проявляются интегративные тенденции, стремящиеся к синтезу знания. Однако, как справедливо отмечает П. Тагард, междисциплинарное исследование будет успешным лишь в том случае, если оно опирается на идеи, действительно пересекающие дисциплинарные границы. Междисциплинарность можно рассматривать как сферу свободы. Именно с таких позиций Г.Б. Клейнер пишет, что «дисциплинарность – это порядок, а междисциплинарность – это свобода» [3].

Междисциплинарность образовательного процесса определена разнообразными технологиями обучения, которые обеспечивают информационнознаниевую проводимость образовательной среды, ее прозрачность, преемственность, соответствие и совместимость [4]. Наиболее распространенной является интегрированная образовательная технология.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Именно такие уроки способствуют снятию напряжения, перегрузки, утомленности кадет за счёт переключения на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Повышается качество закрепления изученного материала, улучшается усвояемость учебных элементов, повышается интерес к предметам. Активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у кадет умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях [5].

Подобная форма урока является достаточно интересной для преподавателя еще и потому, что нет четких методических алгоритмов, его составления, получается каждый урок – инновационен, позволяет самореализоваться в творческом процессе, формирует профессиональную компетенцию. Развивающий эффект достигается благодаря увлекательной и необычной форме проведения урока, что даёт кадетам возможность поддерживать внимание на высоком уровне, повышают их потенциал и ведут к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Они формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы. Информация становится созидательной силой, она осмыслена, осознанна, понята, свернута в теоретический концепт, то есть стала структурированным знанием.

В современной системе образования, в рамках предмета нашего исследования, принято 3 концепции – Концепция преподавания истории России в школе (2020) на основе историко-культурного стандарта, Концепция развития географического образования и Концепция развития российского математического образования. Именно на них мы и опирались разрабатывая систему бинарных уроков.

1. История и география.

При проведении учебных занятий преподавателями истории и географии активно используются межпредметные связи, что позволяет помимо вышеперечисленных достоинств увеличить информативную ёмкость урока.

Примерами интеграции на уроках истории могут служить:

- использование наглядных средств обучения (карты, схемы, портреты исследователей, путешественников, контурные карты). При первоначальном знакомстве на уроке истории с любым из государств обязательно использование карты, которая даёт информацию о географическом положении, ландшафте, что в свою очередь формирует целостную картину об изучаемой стране, особенности занятий населения, отношений с соседними государствами и т.д.

- метод прямого расширения информации (введение дополнительной информации, добытой обучающимися самостоятельно – сообщения, доклады, презентации). Например, на одном из этапов игры, направленной на изучение эпохи Петра Первого, участникам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Освоения Сибири. Преподавателем даётся опережающее задание по данному вопросу.

- приёмы проблемного обучения (постановка вопросов, ответы на которые позволят наиболее полно раскрыть причины, характер и следствия тех или иных исторических событий, процессов и явлений). Например, при изучении темы «Экономическое развитие России на рубеже веков» проблемные вопросы о международном географическом разделении труда подведут обучающихся к пониманию особенностей развития экономики России, влияния географического фактора.

- игровые методы обучения. Одним из примеров применения данного метода на уроке истории «Великие географические открытия» проводится разминка – игра, по условиям которой обучающиеся должны выделить лишнее и обосновать свой ответ. Например, из ряда личностей «Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Эрнандо Кортес, Джеймс Кук», лишнее – Джеймс Кук, так как это путешественник XVIII века, а все остальные XVI века, или так как он из Англии, а все остальные из Испании.

Таким образом, использование преподавателями межпредметных связей на бинарных уроках истории и географии приводит обучающихся к пониманию того, что в мире всё взаимосвязано.

2. История и математика.

На уроках истории также используются математические понятия и приёмы, которые способствуют формированию таких метапредметных умений на предметном содержании, как структурирование знаний по конкретным критериям, анализ, сравнение исторических событий, построение логических рассуждений, хронологической последовательности. Уроки истории, включающие в себя математические приёмы целесообразны, так как они повышают эффективность обучения, систематизируют и упорядочивают полученные знания, они становятся более интересными, повышаются мотивация и творческий потенциал обучающихся.

Математические приёмы преподавателями используются на любом этапе урока при изучении истории и обществознания. Например, на этапе актуализации знаний, полученных на предыдущем уроке, при изучении войн с целью систематизации знаний использование приема «Счастливое число», суть которого заключается в определении дат, связанных с успешными событиями в период изучаемой войны, помогает обучающимся легче усвоить материал. На этапе мотивации использовать ряд цифр, написанных на доске. Ставится задача перед кадетами – выяснить, обосновать значение указанных цифр – что и является мотивом. Например, при изучении темы «Образование Древнерусского государства», записываем на доске цифры «12-2-1». Обучающиеся высказывают свои предположения, далее в течение урока выясняют, что 12 племенных союзов восточных славян образовали сначала 2 государственных центра в городах Киев и Новгород, а потом образовалось 1 (одно) государство.

На этапе освоения нового материала используется наиболее широкий спектр математических методов и приемов. Таких как, составление таблиц (сравнительные, систематизирующие, хронологические, аналитические, концептуальные), решение задач на знание хронологии, построение графиков, метод сегментации, геометрические фигуры с историческим содержанием и т.д. Например, хронологическая задача: какая битва произошла раньше Марафонская (480 г.до н.э.) или битва при Каннах (216 г.до н.э.)? На сколько лет? 

Однако, акцентировать всё свое внимание только на математических приёмах, абсолютизировать их, конечно не целесообразно, также, как и на любых других.

  1. География и математика.

В рамках интеграции географии с математикой проведены открытые бинарные уроки, которые получили положительную рецензию. Определены темы по математике которые с легкостью можно интегрировать в курсе географии: проценты, масштаб, отношение, статистика, теория вероятности, построение графиков и диаграмм, решение задач на вычисление площади, объёма, высоты, глубины, давления, температуры, тригонометрия, координаты. Уроки проверены на практике с обучающимися 6-11 классов, выполняют роль профориентационных. Математические понятия, используемые на занятиях, не выходят за рамки изучаемой программы. Занятия являются обобщающим по разделам географии и внеурочной дисциплины «Картография с основами топографии». В контексте данных уроков гармонично вводится понятие «Военная топография» и специальности «Военный топограф, картограф», «Военный метеоролог» и военный инженер. Формирование инженерного мышления лежит на пересечении дисциплин, поскольку находится в основе концепции современного естествознания. У кадет формируются основы научного мировоззрения, целостного материалистического взгляда на природные явления, происходит ознакомление с принятой естественнонаучной картиной мира, с естественнонаучной базой современных технологий, понимание и освоение методологии естествознания, формирование основ инновационно-технологического мышления. С развитием ГИС –технологий, определяется важность изучения математики и информатики в курсе географии и наоборот.

Таким образом, уроки с привлечением знаний кадет из смежных предметов при изучении нового материала, и при проведении обобщения проводятся в различных формах. Таких как: урок-игра, урок-дискуссия, урок-путешествие, урок-беседа, урок-исследование, урок-открытие. Особенностью данных уроков является обязательная смена различных видов деятельности обучающимися, выполнение заданий на закрепление и конечно использование технических средств обучения.

Использованные источники

  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы; URL: https://минобрнауки.рф/проекты/фцп-развития-образования-2016-2020.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.).; URL: https://минобрнауки.рф/документы/938

  3. Лысак И.В. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25376 (дата обращения: 31.01.2018).

  4. Редин Л.В., Иванов В.Г. Междисциплинарность в образовании:

проектирование образовательных программ // ИНЖЕНЕРНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ. 2016. - № 20.; URL: http://www.ac-raee.ru/files/io/m20/art_14.pdf (дата обращения: 31.01.2018).

  1. Уманская О.В. Бинарный урок в системе современного образования; URL: https://infourok.ru/statya-binarniy-urok-v-sisteme-sovremennogo-obrazovaniya-738991.html (дата обращения: 15.11.2019).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!