СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация принципа коррекционно-практической направленности курса «Естествознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принцип коррекционно-практической направленности в обучении естествознанию детей с нарушением интеллекта. 

Просмотр содержимого документа
«Реализация принципа коррекционно-практической направленности курса «Естествознание»»

Реализация принципа коррекционно-практической направленности курса «Естествознание»


За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям. Суть этой стратегии заключается в следующем: любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, человечества в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Однако, имеющиеся у них психические недостатки препятствуют в полном или частичном объеме освоению общеобразовательных программ без создания специальных образовательных условий. К таким условиям, прежде всего, относится коррекционно-практическая направленность обучения всех категорий детей с недостатками развития. Это целая система принципов обучения, воспитания, реализация которых способствует развитию познавательных способностей умственно отсталых школьников, а так же их адаптации к жизни.

Общее развитие ребёнка, развитие его особых способностей не может происходить автоматически, как побочный результат общеобразовательного процесса. Нужна особая, коррекционно-практическая направленность учебного процесса для того, чтобы он оказался эффективным для развития ребенка. Она должна пронизывать весь процесс обучения и оказывать влияние на стандарты, программы обучения. Особенность предмета «Естествознание» в том, что он наиболее жизненен и поэтому реализация этого принципа является основой не только для формирования естественнонаучных знаний, но и для коррекции недостатков умственного и психического развития и социальной адаптации в обществе.

Реализация данного принципа позволяет планировать и проводить обучение, таким образом, чтобы учащиеся не только усваивали учебный материал, но и умели переносить эти знания в жизнь.


1. Сущность коррекционно-практической направленности содержания курса "Естествознание".

Принцип коррекционно-практической направленности заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется общему развитию детей с недостатками интеллекта и коррекции имеющихся у них дефектов посредством отбора такого учебного материала, который необходим для практической жизни, то есть для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Причём, все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе обучения, выполнения упражнений, практических работ, что также обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развивает самостоятельность.

Принцип коррекционно - практической направленности является основополагающим в преподавании естествознания. В соответствии с ним составлена учебная программа, определено основное содержание курса, обозначены требования к знаниям и умениям учащимся. Чтобы реализовать их на практике, учитель должен знать не только общие закономерности психофизического развития школьников и специфические проблемы каждого ребёнка, но и возможности предмета.

Главная задача учителя - не только формирование естественнонаучных знаний, но и коррекция недостатков умственного и психического развития. Эффективность исправления этих недостатков зависит от правильной постановки всего учебно - воспитательного процесса в школе и применения специфических приёмов и средств обучения.

Изучение естественнонаучного материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызвать чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому все обязаны её сохранять для себя и последующих поколений.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, демонстрацию опытов и проведение экскурсий в природу, организацию практических и лабораторных работ в процессе изучения и закрепления материала, а также привитие навыков работы на пришкольном участке.

Всё это даёт возможность более целенаправленно способствовать развитию и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: тренировать память, развивать наблюдательность, корригировать мышление и речь.


2. Учебно-методический комплект курса «Естествознание» и особенности его использования.

Главным условием реализации данного принципа служит создание такого учебно-методического комплекта, который позволил бы организовать активную познавательную деятельность школьников по усвоению естественнонаучных знаний, формированию специальных и общеучебных умений, развитию определённых ценностных ориентаций. Всё это помогает осуществить правильный отбор материала, улучшает его усвоение школьниками, пробуждает интерес детей к изучению природы.

Важная роль отводится учебно – методическому комплекту, стержнем которого являются средства обучения. Средства обучения делятся на две большие группы.

 Главные (учебник и учебные пособия) не являются единственными, которыми может воспользоваться учитель.

Есть ещё и дополнительные средства обучения, которые делятся на 3 основные группы:

Первую группу составляют наглядные средства обучения:

- натуральные объекты;

- учебный гербарий;

- коллекция полезных ископаемых;

- природный материал, собранный учениками;

- средства, воспроизводящие природные объекты и явления;

- макеты и муляжи.

Их использование на уроках естествознания обогащает представление учащихся об окружающем мире, позволяет организовать активную деятельность по усвоению знаний и умений, развитию восприятия, памяти, мышления.

Вторую группу составляют методические и информационно -справочные материалы для учителя и учащихся:

- словари;

- энциклопедии;

- периодические издания (журналы, вырезки из журналов, газет);

- художественная литература о природе, её объектах и людях, их изучающих;

- дидактический раздаточный материал.

Они помогают учителю в подготовке и проведении уроков, расширяют общий кругозор учащихся, способствуют развитию познавательного интереса к изучению природы.

В третью группу входят технические средства обучения, отражающие современные достижения науки и техники, которые значительно расширяют арсенал средств, используемых учителем. Это:

- компьютер;

- телевизор;

- видео - и аудиоаппаратура;

- диапроектор;

- эпидиаскоп;

- приборы для наблюдения за погодой.

Особую группу средств обучения естествознанию составляют те дополнительные пособия, которые готовит к уроку сам учитель:

- специальные карточки для проверки знаний;

- карточки - загадки с изображением объектов и явлений природы;

-ребусы, кроссворды;

-модели природных объектов, самодельные приборы.

Основным достоинством созданных учителем пособий является их чёткая ориентация на достигнутый учащимися уровень усвоения материала, а также учёт индивидуальных особенностей и уровня развития школьников.

Использование этих пособий может помочь учителю в подготовке дополнительных средств обучения, например: в создании им "Методической папки учителя " стендов " Изучаем раздел ", " Уголок школьника ", «Календарь природы», «Оказывается», «Край родной Калмыкия».

Формы и методы применения всего этого комплекта в коррекционной работе со школьниками могут сильно варьировать, но внимание учителя должно быть сосредоточено на трёх основных направлениях:

1. Организация непосредственного общения учащихся с окружающей их родной природой.

2. Организация опосредованного взаимодействия ученика и природы.

3. Развитие познавательного интереса на основе изучения объектов живой природы.

При организации обучения учитель использует различное комбинирование средств обучения, методические приёмы – это и внеклассные мероприятия и специальные задания – выставки детских рисунков и поделок из природного материала; проведение нетрадиционных уроков (уроки – путешествия, уроки – знакомства). Но учитель должен помнить, что используемые методы должны выполнять не только обучающую, но и развивающую функции. Для этого необходимо продумывать задания с опорой на несколько анализаторов. Это обеспечивает стимуляцию компенсаторных процессов развития детей и формирование у них новых положительных качеств. В результате у учащихся формируются учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно – трудовых заданий.


3. Методические приёмы и основные направления реализации принципа коррекционно - практической направленности курса естествознание.

Предметы курса естествознание ставят своей целью не только сообщить школьникам элементарные сведения о реальных предметах, объектах и явлениях живой и неживой природы, но и доступно объяснить связи между отдельными природными явлениями, показать их причины, продемонстрировать взаимозависимости между человеком и природой, обогатить личный опыт учащихся в результате проведения систематических наблюдений за природой и природными явлениями, вооружить учащихся необходимыми практически навыками и умениями, которые возможно в дальнейшем использовать в реальной жизни.

Так же программой предусмотрено проведение экскурсий в природу, практических и лабораторных работ в процессе изучения и закрепления материала, а так же привитие навыков работы на пришкольном участке.

Принцип коррекции предлагает увеличение фонда сохранных способностей обучащихся. В реализации данного принципа выделяются общекоррекционные задачи и задачи индивидуальной коррекции. Первые нацелены на преодоление или уменьшение интеллектуальных недостатков, характерных для всех умственно отсталых детей. К индивидуальной коррекции относится исправления разных по характеру, главным образом, сопутствующих дефектов.

Привлечь школьников к изучению природы, заставить удивиться её тайнам, найти для каждого ученика «свой» интерес непросто. Положительное отношение школьников к данному учебному курсу объясняется как интересом к содержанию предмета, так и формой подачи учебной информации, то есть используемыми методами и приемами обучения. Ведущее место при этом занимают непосредственные наблюдения предметов и явлений в природе, натуральных предметов или их изображений, широко используются различные виды наглядности, возможно включение в урок красочных, эмоционально наполненных рассказов, разнообразных по форме и содержанию упражнений и заданий, использование собственного опыта учащихся, выполнение большого количества наблюдений и практических работ.

Умственно отсталым школьникам свойственны узость восприятия трудности в установлении пространственных связей. В связи с этим, желательно предлагать учащимся изображения объектов в различных ситуациях (изучаемый объект изображён в разных условиях - природная зона в разные времена года, растение или животное в естественных и специально созданных условиях) и выполненные различными графическими средствами (одновременно фотографическое, рисованное и схематическое). Такие задания способствует коррекции слухового восприятия, логического мышления, анализа - синтеза, памяти.

С этой же целью проводятся дидактические игры. Игра активизирует познавательные процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный предмет увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний. Помимо коррекции недостатков умственного развития, цель данных игр - обучение детей общению, умению задавать вопросы, отвечать на вопросы.

Отечественные психологи и дефектологи отмечают особенности, которые характеризуют память умственно отсталых детей: трудность запоминания и сохранения учебной информации, неточность воспроизведения. Для облегчения запоминания материала и его лучшего воспроизведения, использую методические приемы, требующие включения различных анализаторов как слуховых, так и зрительных и тактильных. Изучение материала невозможно без широкого использования наглядного материала (рисунки, схематические изображения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино - и видеоматериалы), опорных слов и схем, облегчающих усвоение, запоминание и воспроизведение программного материала, способствующих актуализации имеющихся знаний. Рассказ и объяснение учителя должны обязательно сопровождаться демонстрацией наглядности.

4. Учёт эффективности реализации принципа коррекционно – практической направленности в процессе обучения естествознанию в специальных коррекционных образовательных учреждениях VIII вида.

Методические приемы реализации принципа коррекционно - практической направленности обучения естествознанию отличаются тем, что в процессе обучения происходит стимуляция компенсаторных процессов развития детей с недостатками психического развития и формирование у них новых положительных качеств. Специально подобранные задания позволяют определить степень сформированности у ребенка познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения и с учётом полученных результатов были подобраны тренировочные коррекционные упражнения, рассчитанные на дальнейшее развитие и усовершенствование «западающих звеньев».

Мышление - это процесс познания ребенком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений. Для оценки сформированности мышления применяются специальные исследования. Цель - выявление способности ребёнка к осмыслению новых способов действия, а также его обучаемость этим способам действий.

Инструкция:

Вариант 1. Разместить картинки животных в группы:

а) по способу передвижения (летают, бегают, плавают.)

б) по месту обитания

Вариант 2. Разместить картинки с изображением растений по месту произрастания: -лес -сад -огород –болото.

Для развития мышления можно предложить следующие упражнения:

1 .Игра: «Бывает - не бывает».

Учитель называет какую - нибудь ситуацию . Ребёнок поднимает карточку в том случае, если названная ситуация бывает. Например, учитель говорит: « Щука обитает в море» и т.п. Задания подбираются с учетом особенностей детей каждой из трёх групп. Для оценки учитывается время, затраченное на выполнение задания. Время, затраченное на выполнение задания, постепенно уменьшается. Это свидетельствует о развитии мыслительных операций.

Важным условием обучения, приобретения знаний и умений является развитие памяти. Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Исследовать особенности памяти ребёнка можно с помощью методики «Заучивание десяти слов» (предложенной А. Р. Лурия.). Цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Материал: протокол с девятью односложными словами, не имеющими между собой никакой связи. Инструкция: состоит из нескольких этапов: а) Сейчас мы проверим твою память. Я называю тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке.

Слова зачитываются чётко, не спеша.

б) Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке. По полученным результатам заполняются протоколы, на основании этих графиков можно сделать вывод об устойчивости внимания и развитии объёма долговременной памяти.

Объём памяти можно определить с помощью специальной методики.

Цель: определение объёма кратковременной зрительной памяти.

Описание. Учащиеся должны запомнить и воспроизвести максимальное количество растений из предъявляемой им таблицы.

Инструкция: Сейчас вам будет предъявлена таблица с изображениями растений. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно больше названий изображённых растений. Внимание, начали!

Оценка объёма памяти производится по количеству правильно воспроизведённых изображений. В зависимости от количества воспроизведенных изображений начисляются баллы.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о повышении объёма кратковременной зрительной памяти. Для дальнейшего развития объёма памяти предлагаются следующие упражнения:

1 .Игра « В нашем саду растут...»

Учитель начинает игру и говорит «В нашем саду растут яблони». Следующий участник повторяет сказанное и добавляет ещё что - нибудь: В нашем саду растут яблони, груши. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее ... Варианты игры могут быть самые разные:

- Я видел в зоопарке ...

- Я собрал в корзину... .

Предложенные упражнения способствуют развитию не только памяти, но и внимания.

При реализации принципа коррекционно - практической направленности осуществляю постоянное наблюдение за учениками (их состоянием, настроением, отношением к работе, к товарищам). Обращаю внимание на желание и нежелание учеников принимать участие в обсуждении какого - то вопроса, на их умение управлять своими эмоциями в случае удач и неудач, руководствоваться требованиями дисциплины во время беседы, фронтальной работы, беру на заметку умение школьников участвовать в беседе; скорость припоминания заученного материала, время для подготовки не заученного, а самостоятельно составленного ответа; развёрнутость высказываний учащихся; скорость запоминания текстов, предметно-практических действий, овладения умениями; время, необходимое на полноценное усвоение учебного материала; возможность длительного сохранения усвоенных знаний; склонность каждого из учеников к той или иной деятельности, избирательное отношение учащихся к изученным темам .

Таким образом, реализация принципа коррекционно - практической направленности обучения должна способствовать не только коррекции имеющихся у учащихся недостатков психического развития, но и развитию у учащихся способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Одновременно должно формироваться гуманное отношение к природе как среде обитания и источнику существования объектов живой природы.


Заключение.

Реализация коррекционно – воспитательного процесса в обучении естествознанию способствует не только развитию у учащихся способности воспринимать учебную информацию, но и коррекции и компенсации имеющихся у обучащихся недостатков психического развития.

Опираясь на вышеизложенное можно сделать вывод, что для успешной реализации принципа коррекционной направленности обучения и воспитания необходимо:

1. Знать и учитывать интеллектуальные и психические особенности учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений.

2. Правильно подбирать содержание учебного материала.

3. Творчески подходить к выбору методов, приёмов и средств обучения.

4. Опираться на личный опыт учащихся и осуществлять связь обучения с жизнью.


































7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!