СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация проблемно-диалогического обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация проблемно-диалогического обучения»

Реализация  проблемно-диалогического обучения на уроках литературы. Из опыта работы   учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 41 Муниципального образования Люберецкий район Московской области Азизян Валерия Александровна

Реализация

проблемно-диалогического обучения на уроках литературы.

Из опыта работы

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназия 41

Муниципального образования Люберецкий район

Московской области

Азизян Валерия Александровна

С точки зрения классической дидактики: Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки (А,М. Матюшин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев и др.).

С точки зрения классической дидактики:

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки (А,М. Матюшин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев и др.).

Побудительные причины использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках литературы Достижение 3 групп результатов обучения: предметных, метапредметных, личностных. Репродукция знаний заменяется решением творческих учебных задач, а это основное в развитии талантливых детей Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.  Совершенствование профессионального мастерства учителя.

Побудительные причины использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках литературы

  • Достижение 3 групп результатов обучения: предметных, метапредметных, личностных.
  • Репродукция знаний заменяется решением творческих учебных задач, а это основное в развитии талантливых детей
  • Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
  • Совершенствование профессионального мастерства учителя.
Главные цели проблемного обучения: развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; развитие профессионального проблемного мышления.

Главные цели проблемного обучения:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  • усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении
  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
  • развитие профессионального проблемного мышления.
Структура проблемного урока   Постановка проблемы. Поиск решения – открытие субъективно нового знания на основе построения гипотез и их проверки. Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме. Реализация творческого продукта

Структура проблемного урока

  • Постановка проблемы.
  • Поиск решения – открытие субъективно нового знания на основе построения гипотез и их проверки.
  • Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме.
  • Реализация творческого продукта
Проблемное обучение Предположил - проверил-открыл (Сравним с репродуктивным обучением: пришел- услышал-заучил.) 

Проблемное обучение

  • Предположил - проверил-открыл

(Сравним с репродуктивным обучением: пришел- услышал-заучил.) 

Приёмы создания проблемной ситуации :   «Яркое пятно» - интересные факты, способные сразу заинтересовать «С удивлением» - создаётся противоречие между фактами, теориями, житейским представлением и научными фактами «С затруднением»  - создаётся противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, используя старые знания; задание не похоже на предыдущее; задание невозможно выполнить; задание похоже на предыдущее, но с подвохом.

Приёмы создания проблемной ситуации :

  • «Яркое пятно» - интересные факты, способные сразу заинтересовать
  • «С удивлением» - создаётся противоречие между фактами, теориями, житейским представлением и научными фактами
  • «С затруднением» - создаётся противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, используя старые знания;
  • задание не похоже на предыдущее;
  • задание невозможно выполнить;
  • задание похоже на предыдущее, но с подвохом.
Копилка  методических приемов  Ключевой вопрос урока.  Примером могут служить такие темы уроков: «Чем опасны молчалины?»  «Почему впервые «Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?» «М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?»

Копилка методических приемов

  • Ключевой вопрос урока.

Примером могут служить такие темы уроков: «Чем опасны молчалины?»

«Почему впервые «Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?»

«М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?»

Использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры .  Например, при изучении творчества Н.А. Некрасова в старших классах использую отзыв критика Андриевского, который назвал его поэзию «мельхиоровой, а некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?
  • Использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры .

Например, при изучении творчества Н.А. Некрасова в старших классах использую отзыв критика Андриевского, который назвал его поэзию «мельхиоровой, а некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?

Прием «столкновения» цитат. При изучении творчества М.В. Ломоносова ученикам предлагаю несколько высказываний А.С. Пушкина:  - «…между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»; -
  • Прием «столкновения» цитат.

При изучении творчества М.В. Ломоносова ученикам предлагаю несколько высказываний А.С. Пушкина:

- «…между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»;

- "Оды его... утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности – вот следы, оставленные Ломоносовым";

- "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта";

- "(Оды М.В. Ломоносова) …останутся вечными памятниками русской словесности".

Прием сравнения Он может быть выражен через ключевой вопрос урока, например: « Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему?» «Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?». «Как и почему у таких милых, добрых, благополучных отцов вышли такие угловатые, резкие, всё осуждающие, ничему не верящие дети?»(«Отцы и дети»)
  • Прием сравнения

Он может быть выражен через ключевой вопрос урока, например: « Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему?»

«Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?».

«Как и почему у таких милых, добрых, благополучных отцов вышли такие угловатые, резкие, всё осуждающие, ничему не верящие дети?»(«Отцы и дети»)

Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными.   ( Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам О.Генри Что вы можете сказать о его профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?)
  • Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными.

( Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам О.Генри Что вы можете сказать о его профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?)

Положительные моменты проблемного обучения: активизация развивающего потенциала обучения; самостоятельная поисковая деятельность; высокий познавательный уровень; субъект-субъектные отношения; личностная включенность всех участников в процесс обучения; практическая направленность процесса  обучения.

Положительные моменты проблемного обучения:

  • активизация развивающего потенциала обучения;
  • самостоятельная поисковая деятельность;
  • высокий познавательный уровень;
  • субъект-субъектные отношения;
  • личностная включенность всех участников в процесс обучения;
  • практическая направленность процесса

обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!