Реализация
проблемно-диалогического обучения на уроках литературы.
Из опыта работы
учитель русского языка и литературы
МОУ гимназия 41
Муниципального образования Люберецкий район
Московской области
Азизян Валерия Александровна
С точки зрения классической дидактики:
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки (А,М. Матюшин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев и др.).
Побудительные причины использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках литературы
- Достижение 3 групп результатов обучения: предметных, метапредметных, личностных.
- Репродукция знаний заменяется решением творческих учебных задач, а это основное в развитии талантливых детей
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
- Совершенствование профессионального мастерства учителя.
Главные цели проблемного обучения:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
- усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
- развитие профессионального проблемного мышления.
Структура проблемного урока
- Постановка проблемы.
- Поиск решения – открытие субъективно нового знания на основе построения гипотез и их проверки.
- Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме.
- Реализация творческого продукта
Проблемное обучение
- Предположил - проверил-открыл
(Сравним с репродуктивным обучением: пришел- услышал-заучил.)
Приёмы создания проблемной ситуации :
- «Яркое пятно» - интересные факты, способные сразу заинтересовать
- «С удивлением» - создаётся противоречие между фактами, теориями, житейским представлением и научными фактами
- «С затруднением» - создаётся противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, используя старые знания;
- задание не похоже на предыдущее;
- задание невозможно выполнить;
- задание похоже на предыдущее, но с подвохом.
Копилка методических приемов
Примером могут служить такие темы уроков: «Чем опасны молчалины?»
«Почему впервые «Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?»
«М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?»
- Использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры .
Например, при изучении творчества Н.А. Некрасова в старших классах использую отзыв критика Андриевского, который назвал его поэзию «мельхиоровой, а некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?
- Прием «столкновения» цитат.
При изучении творчества М.В. Ломоносова ученикам предлагаю несколько высказываний А.С. Пушкина:
- «…между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»;
- "Оды его... утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности – вот следы, оставленные Ломоносовым";
- "Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта";
- "(Оды М.В. Ломоносова) …останутся вечными памятниками русской словесности".
Он может быть выражен через ключевой вопрос урока, например: « Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему?»
«Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?».
«Как и почему у таких милых, добрых, благополучных отцов вышли такие угловатые, резкие, всё осуждающие, ничему не верящие дети?»(«Отцы и дети»)
- Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными.
( Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам О.Генри Что вы можете сказать о его профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?)
Положительные моменты проблемного обучения:
- активизация развивающего потенциала обучения;
- самостоятельная поисковая деятельность;
- высокий познавательный уровень;
- субъект-субъектные отношения;
- личностная включенность всех участников в процесс обучения;
- практическая направленность процесса
обучения.