СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация проекта «Сир симэҕэ» в гендерной группе девочек

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

Проект носит долгосрочный и практико – ориентированное направление для девочек дошкольного возраста, на развитие таких качеств, которые помогали бы в будущем стать заботливой матерью, нежной, умной, расторопной хозяйкой.

Ключевые слова

 

В якутской культуре воспитание будущего поколения носило гендерный характер, то есть девочек воспитывали так, чтобы в будущем они стали хранительницами домашнего очага и хорошими матерями, а мальчиков воспитывали как будущих защитников своей семьи. Культ матери и культ девушки. А. П. Окладников писал, что у якутов вплоть до XIX в. Сохранилось преклонение «Кыыс – таҥара» (девушка – богиня). Основная суть этих культов – возвеличивание женщины как хранительницы очага и семейных традиций. [М.И.Баишева Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха, 35с.]

Проводимое нами исследование по изучению гендерного достоинства у мальчиков и девочек дошкольного возраста базируется на принципах традиционной системы воспитания детей у народа саха. В нашем детском саду с 2016 года функционируют гендерные группы.   В данное время функционируют 8 гендерных групп: 4 группы мальчиков и 4 группы девочек.

Наша гендерная группа «Сир симэ5э». В группе 36 девочек, все с разными характерами, вкусами, привычками. Столько же родителей, и для начала нашей деятельности мы создали клуб матерей, где обсудили и приняли наш проект программу «Сир симэгэ» (Украшение земли).

 Так как изначально у народа саха женщина, девушка ассоцируется с покровительницей матери - природы, всего живого в мире. Так и мы наших девочек видим, как украшение всего живого, как украшение нашей жизни, земли.

Актуальность проекта – единение с природой – основа жизни и безопасной жизнедеятельности человека в суровых северных условиях. Именно близость к природе, гармония с природой, бережное отношение к ней спасают народы Севера от природных катаклизмов и являются стержневыми в выживании в суровых климатических и от них зависящих условиях. [М.И.Баишева Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха, 82, 83 с.]

Цель проекта: Создание в группе развивающей среды по проекту программы «Сир симэгэ», близкой к природе Якутии, развитие (воспитание) у девочек женственности, ассоциирующей с цветами.

Задачи:

• Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности;

• Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями.

• Привлечь к участию в реализации проекта педагогов-специалистов детского сада для создания комфортных условий для ребенка и родителей.

• Развивать педагогическую компетентность родителей.

По работе с детьми:

 - Диагностика познавательной активности по художественной литературе Е.П. Чехордуной «Чээн, сибэкки»;

- Интервью детей «Какие цветы я знаю и люблю?».

По взаимодействию с родителями: 

- Ознакомление с проектом родителей.

- Анкетирование родителей.

- Совместная деятельность.

-Информационные листы для родителей на тему «Памятка для родителей о растениях, которые произрастают в Якутии».

- Папка-передвижка «Растения и цветы Якутии».

По работе с педагогами:

- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, составление картотеки растений и цветов в группах. 

 - Планирование мероприятий по реализации проекта.

- Подборка консультативного материала для родителей.

II этап –практический.

По работе с детьми:

Совместная и самостоятельная исследовательская деятельность.

Познание: составление описательных рассказов, рассказов по картине, из личного опыта; закрепление свойств и качеств цветов по книге «Чээн, сибэкки» (где, в каком месте произрастают те или иные цветы, их полезные свойства); беседы о разных цветах и бережном отношении к ним; рассматривание альбомов.

Чтение художественной литературы.

Продуктивная деятельность: изобразительная деятельность, вышивание, ручной труд, поделки из природного материала.

Труд: уход за комнатными цветами в группе и в семье.

 По взаимодействию с родителями: 

-Пополнение предметно - игровой среды группы.

- Совместная исследовательская деятельность родителей и детей, ведение дневников наблюдений за комнатными цветами, летом за луговыми цветами, составление гербариев.

 - Семинар – практикум «Полезные свойства растений и цветов».  Демонстрации видеороликов с летнего отдыха детей.  Вечерний факультатив для детей и педагогов «Лечебные травы и цветы», где папы, мамы и бабушки, дедушки знакомят детей и педагогов с лечебными свойствами трав и цветов.

- Совместное творчество «Мой любимый цветок».

- Выставка «Карнавал цветов».

- Встреча с интересным человеком (родителем, увлекающимся изготовлением поделок из разных материалов).

 По работе с педагогами:

- Организация образовательной, игровой деятельности.

- Организация выставок, подготовка и проведение развлечения.

- Подбор игр, игрового материала для совместных игр с родителями и детьми.

III этап – итоговый.

Проведение педагогического обследования. Анализ проделанной работы. Обобщение наработанного материала. Создание книги, иллюстрированной детьми «Мой любимый цветок». Выставка детских рисунков.  Обобщение опыта работы выпуском газеты.

На данном этапе нами созданы центры по направлениям:

 - Художественная мастерская по созданию искусственных цветов;

 - Картотека дидактических игр;

 - Картотека НОД;

 - Дневники наблюдений;

 - Виртуальный музей цветов;

Итоговый результат проекта:

• Создание зимнего сада в группе;

• Пополнение материалом развивающей среды в группах;

• Подбор иллюстраций, художественной, научной литературы по данной теме;

• Создание альбома «Красная книга Якутии» с новыми разделами «Луговые цветы», «Лечебные свойства цветов», «Комнатные цветы»;

• Создание этнических костюмов по эскизам цветов;

• Выпуск газеты по теме проекта «Сир симэҕэ».

Выводы по реализации проекта

- понимание своей роли в жизни, понимание своего образа «Я»;

- разработаны формы и методы организации различных видов

деятельности;

- взаимодействие с родителями способствовало повышению их

компетентности в воспитании детей определенного пола. Значительно

повысился интерес к работе ДОУ.

- Устанавливаются тесные партнерские отношения между взрослым и ребенком.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – стр 16-25
  2. Журавлев Н.В. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2013
  4. М.И.Баишева Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха. – Якутск:                     

Просмотр содержимого документа
«Реализация проекта «Сир симэҕэ» в гендерной группе девочек»

Постникова Аграфена Гаврильевна

Воспитатель МБДОУ Детский сад «Кэскил» №51

г. Якутск, Республика Саха (Якутия)


Реализация проекта «Сир симэҕэ» в гендерной группе девочек


Аннотация

Проект носит долгосрочный и практико – ориентированное направление для девочек дошкольного возраста, на развитие таких качеств, которые помогали бы в будущем стать заботливой матерью, нежной, умной, расторопной хозяйкой.

Ключевые слова


В якутской культуре воспитание будущего поколения носило гендерный характер, то есть девочек воспитывали так, чтобы в будущем они стали хранительницами домашнего очага и хорошими матерями, а мальчиков воспитывали как будущих защитников своей семьи. Культ матери и культ девушки. А. П. Окладников писал, что у якутов вплоть до XIX в. Сохранилось преклонение «Кыыс – таҥара» (девушка – богиня). Основная суть этих культов – возвеличивание женщины как хранительницы очага и семейных традиций. [М.И.Баишева Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха, 35с.]

Проводимое нами исследование по изучению гендерного достоинства у мальчиков и девочек дошкольного возраста базируется на принципах традиционной системы воспитания детей у народа саха. В нашем детском саду с 2016 года функционируют гендерные группы. В данное время функционируют 8 гендерных групп: 4 группы мальчиков и 4 группы девочек.

Наша гендерная группа «Сир симэ5э». В группе 36 девочек, все с разными характерами, вкусами, привычками. Столько же родителей, и для начала нашей деятельности мы создали клуб матерей, где обсудили и приняли наш проект программу «Сир симэгэ» (Украшение земли).

Так как изначально у народа саха женщина, девушка ассоцируется с покровительницей матери - природы, всего живого в мире. Так и мы наших девочек видим, как украшение всего живого, как украшение нашей жизни, земли.

Актуальность проекта – единение с природой – основа жизни и безопасной жизнедеятельности человека в суровых северных условиях. Именно близость к природе, гармония с природой, бережное отношение к ней спасают народы Севера от природных катаклизмов и являются стержневыми в выживании в суровых климатических и от них зависящих условиях. [М.И.Баишева Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха, 82, 83 с.]

Цель проекта: Создание в группе развивающей среды по проекту программы «Сир симэгэ», близкой к природе Якутии, развитие (воспитание) у девочек женственности, ассоциирующей с цветами.

Задачи:

• Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности;

• Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями.

• Привлечь к участию в реализации проекта педагогов-специалистов детского сада для создания комфортных условий для ребенка и родителей.

• Развивать педагогическую компетентность родителей.

По работе с детьми:

- Диагностика познавательной активности по художественной литературе Е.П. Чехордуной «Чээн, сибэкки»;

- Интервью детей «Какие цветы я знаю и люблю?».

По взаимодействию с родителями:

- Ознакомление с проектом родителей.

- Анкетирование родителей.

- Совместная деятельность.

-Информационные листы для родителей на тему «Памятка для родителей о растениях, которые произрастают в Якутии».

- Папка-передвижка «Растения и цветы Якутии».

По работе с педагогами:

- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, составление картотеки растений и цветов в группах.

- Планирование мероприятий по реализации проекта.

- Подборка консультативного материала для родителей.

II этап –практический.

По работе с детьми:

Совместная и самостоятельная исследовательская деятельность.

Познание: составление описательных рассказов, рассказов по картине, из личного опыта; закрепление свойств и качеств цветов по книге «Чээн, сибэкки» (где, в каком месте произрастают те или иные цветы, их полезные свойства); беседы о разных цветах и бережном отношении к ним; рассматривание альбомов.

Чтение художественной литературы.

Продуктивная деятельность: изобразительная деятельность, вышивание, ручной труд, поделки из природного материала.

Труд: уход за комнатными цветами в группе и в семье.

По взаимодействию с родителями:

-Пополнение предметно - игровой среды группы.

- Совместная исследовательская деятельность родителей и детей, ведение дневников наблюдений за комнатными цветами, летом за луговыми цветами, составление гербариев.

- Семинар – практикум «Полезные свойства растений и цветов». Демонстрации видеороликов с летнего отдыха детей. Вечерний факультатив для детей и педагогов «Лечебные травы и цветы», где папы, мамы и бабушки, дедушки знакомят детей и педагогов с лечебными свойствами трав и цветов.

- Совместное творчество «Мой любимый цветок».

- Выставка «Карнавал цветов».

- Встреча с интересным человеком (родителем, увлекающимся изготовлением поделок из разных материалов).

По работе с педагогами:

- Организация образовательной, игровой деятельности.

- Организация выставок, подготовка и проведение развлечения.

- Подбор игр, игрового материала для совместных игр с родителями и детьми.

III этап – итоговый.

Проведение педагогического обследования. Анализ проделанной работы. Обобщение наработанного материала. Создание книги, иллюстрированной детьми «Мой любимый цветок». Выставка детских рисунков. Обобщение опыта работы выпуском газеты.

На данном этапе нами созданы центры по направлениям:

- Художественная мастерская по созданию искусственных цветов;

- Картотека дидактических игр;

- Картотека НОД;

- Дневники наблюдений;

- Виртуальный музей цветов;

Итоговый результат проекта:

• Создание зимнего сада в группе;

• Пополнение материалом развивающей среды в группах;

• Подбор иллюстраций, художественной, научной литературы по данной теме;

• Создание альбома «Красная книга Якутии» с новыми разделами «Луговые цветы», «Лечебные свойства цветов», «Комнатные цветы»;

• Создание этнических костюмов по эскизам цветов;

• Выпуск газеты по теме проекта «Сир симэҕэ».

Выводы по реализации проекта

- понимание своей роли в жизни, понимание своего образа «Я»;

- разработаны формы и методы организации различных видов

деятельности;

- взаимодействие с родителями способствовало повышению их

компетентности в воспитании детей определенного пола. Значительно

повысился интерес к работе ДОУ.

- Устанавливаются тесные партнерские отношения между взрослым и ребенком.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – стр 16-25

  2. Журавлев Н.В. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2013

  4. М.И.Баишева Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха. – Якутск:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!