СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация проекта "системно-деятельностного подход в обучении обучающихся"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте представлена реализация системно – деятельностного подхода в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;формирование  образовательного  пространства  на основе  системно-деятельностного  подхода  к  обучению  и  воспитанию  через обновление  содержания  образования  и  обеспечение   непрерывности  учебно-воспитательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Реализация проекта "системно-деятельностного подход в обучении обучающихся"»














РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ











Подготовила

Учитель истории

Комарова И.В.








Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развития образования , нормативно заданы в документах об образовании, в государственном образовательном стандарте. Их суть заключается в переходе от парадигмы знаний, умений и навыков образования к парадигме деятельностной, ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться». Исходя, из этогостала очевидной необходимость создания новых стандартов,которые бы определяли, помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности, состоящие из практического использования предметных и социальных знаний, накопленных в процессе образования.Поэтому в основу разработки нового государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает:

1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава общества Донецкой Народной Республики;

2) переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

3) ориентацию на результаты образования как системообразующий

компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе

усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мирасоставляет цель и основной результат образования;

4) признание решающей роли содержания образования, способов

организации образовательной деятельности и взаимодействия участников

образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

5) обеспечение преемственности дошкольного, начальногоосновного и среднего общего образования;

6) разнообразие организационных форм и учет индивидуальных

особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

7) гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Смена ценностей побудила пересмотреть основные принципы организации учебного процесса в логике системно - деятельностного подхода. Обобщить материал в вопросе системно -деятельностного подхода в единый проект. Актуальность проекта вижу в его практической направленности: сформулированы методические рекомендации для успешной организации системно -деятельностного подхода.

Цель: реализация системно – деятельностного подхода в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;формирование образовательного пространства на основе системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию через обновление содержания образования и обеспечение непрерывности учебно-воспитательного процесса.

Объект исследования: инновационные формы и методыобразовательной деятельности в логике системно – деятельностного подхода.

Предмет исследования: развитие социально – ориентированной конкурентноспособной личности обучающегося.

Задачи: - обеспечить развитие профессиональной компетентности педагогов как средство качественной реализации образовательных услуг;

- сформулировать рекомендации для педагогов по формированию социально активной личности, способной к принятию самостоятельного решения;

-способствовать формированию системы универсальных учебных действий средствами технологий системно-деятельностного подхода;

Эффективность реализации данного проекта можно оценить по следующим критериям:

Уровень профессионального мастерства педагогов. Показатель – повышение уровня профессионального мастерства учителей, выражаемого в следующих аспектах:

 владение педагогами современными образовательными технологиями, способствующими формированию компетентностей школьников;

 реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе;

 проявление креативности в профессиональной сфере.

Уровень образованности школьников, развития у них ключевых компетентностей. Показатель – повышение образованности учащихся, выражающееся в следующих аспектах:

 наличие способности использовать имеющиеся УУД для решения возникающих проблем;

 развитие способности эффективно действовать и применять необходимые знания и умения не только в учебной ситуации, но и в других сферах деятельности;

 развитие способности оперативно находить необходимую информацию, перерабатывать ее и использовать для решения поставленных задач;

 наличие способности применять исследовательские и проектные умения в рамках предметных областей.

Этапы реализации проекта:

1 этап: I- II четверть учебного года подготовительный:включение участников образовательного процесса в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их мотивационной, теоретической готовности к освоению проблемы.

2 этап:III четверть учебного годапрактический: включение участников образовательного процесса впрактическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта;

3 этап: IV четверть учебного года контрольно-оценочный: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность, обобщение и анализ результатов деятельности.

Перечень мероприятий по реализации проекта:

1 этапЦель: обеспечить организационную, мотивационную,

информационную, теоретическую готовность участников образовательного процесса.

Задачи:

 определить уровень мотивационной готовности педагогов к деятельности по решению проблемы осуществления системно-деятельностного подхода;

 выявить потребности участников образовательного процесса в изучении данной проблемы;

 обеспечить повышение теоретического уровня педагогов в вопросе

качества образования с позиций системно-деятельностного подхода.

Ожидаемый результат: мотивационная, теоретическая готовность участниковобразовательного процесса к освоению проблемы.

Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации — освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы.

Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Но самое трудное, это перестройка сознания учителя: переход к обучению по новым стандартам потребует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий или методических приёмов. Это своего рода философия образования или базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приёмами, теоретическими особенностями.Основная идея его состоит в том, что новые знания дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной самостоятнльной учебно-познавательной деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать.

Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем

Каким же образом согласно стандартам будет реализован на практике системно-деятельностный подход к обучению?

Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Во-вторых, задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

В-третьих,деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно-деятельностный подход» в образовании. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения.

Поэтому методы, способствующие становлению субъективности ребёнка, сосредоточены главным образом в учебной деятельности. Результат учебной деятельности ребёнка – прежде всего изменения самого ученика, его развитие. Предметом изменений становится сам ребёнок как субъект, осуществляющий эту деятельность, которая поворачивает самого ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки самого себя. Что же следует из этого для нас, педагогов? В первую очередь, мы должны понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Еще Л.С.Выготский в замечательной книге «Педагогическая психология» (она была опубликована в 1926 году) говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному». Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям, либо умственным действиям.

Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящий приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его способы действий Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемнуюситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.

2 этап Цель: обеспечить практическую реализацию проекта. Проведение уроков в контексте системно-деятельностного подхода.

Задачи:

 включить всех участников образовательного процесса в практическую деятельность;

 совершенствовать применение современных образовательных технологий;

 проанализировать и обобщить опыт учителей по осуществлению системно-деятельностного подхода;

Ожидаемый результат: практическая готовность участников образовательного процесса к деятельности по реализации системно-деятельностного подхода, использование в практической деятельности содержательных идей системно-деятельностного подхода, методов и технологий.

3 этап Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта. Задачи:

 включить участников образовательного процесса в аналитическую и диагностическую деятельность;

 проанализировать степень реализации целей и задач проекта;

 обобщить опыт работы учителей по реализации системно-деятельностного подхода.

Ожидаемый результат: включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, определение рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проекта, корректировка деятельности по созданию условий для освоения и реализации системно-деятельностного подхода, определение перспектив проекта.

Завершая словами А. Н. Леонтьева:«горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Кризис образования – это обнищание души при обогащении информацией».

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов.Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, умение учиться. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».






























Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

  2. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.

  3. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] /Ю.В. Громыко. — М. : Московская академия развития образования, 1996. — 546 с.

  4. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении.http://www.nbuv.gov.uaportal/soc_gumpspo/2005_7_l/doc_pdfKolyada.pdf

  5. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьникаhttp://www.proshkolu.ru/userUshakovaOU/file/754302/

  6. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. http://festival. 1 september.ru/articles/419748/

  7. Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.lseptember.ru/articles/527236/]

  8. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. -С. 30-39.

  9. Зинченко, А.П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. — Тольятти, 2000. — 184 с.

  10. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. -30 сентября http://www.eidos.ru/joumal/2007/0930-23.htm.


  1. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

  2. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такоедеятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.З-6.

  1. Лобок A.M. «Школа нового поколения» e-mail: aml2005@rambler.ru

  2. Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования [Текст] : сборник статей. — Красноярск, 2004. — 112с.

  3. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим flocTyna:[http://omczo.org/publ/393-l-0-2468]

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

  5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. -М., 2006.

  6. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]

  7. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. http://schooll884.ru/

  8. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развиваюшем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

  9. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. Концепции и модели. — М.: Школьные технологии, 1998. - № 4.

  10. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. -2010.№6 с. 2-11.

  11. Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114.

  12. Шубина Т.Н. Деятельностный метод в школе http://festival. 1 september.ru/articles/527236/

Сравнительный анализ

Традиционный урок

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Информирует о новой теме

2. Объясняет новый материал и действия с ним

3. Организует проверку и применение знаний

4. Проверяет восприятие материала

1.Воспринимает информацию

2. Воспринимает информацию, выполняет операции по усвоению знаний

3.Выполняет задания

4. Отвечает на вопросы, выполняет задания




Урок с использованием системно-деятельностно подхода

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Создаёт проблемную ситуацию

  2. Организует размышления над проблемой и её формулировкой

  3. организует поиск гипотезы предположительного объяснения обнаруженных противоречий

  4. Организует проверку гипотезы

  5. Организует обобщение результатов, применение полученных знаний

  1. Осознаёт противоречия в изучаемом явлении

  2. Формулирует проблему

  3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления

  4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе

  5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет самостоятельно знания

Т.е. принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!