СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация рекомендаций ТПМПК в образовательных организациях Свердловской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал был представлен на областном семинаре "Организация психолого-медико-педагогической помощи в условиях Центра. Применение оборудования в системе реабилитации и абалитации детей с ограниченными возможностями здоровья".

Просмотр содержимого документа
«Реализация рекомендаций ТПМПК в образовательных организациях Свердловской области»


«Реализация рекомендаций ТПМПК
в образовательных организациях Свердловской области».


Выступление на областном семинаре «Организация ПМП помощи в условиях Центра. Применение оборудования в системе реабилитации и абалитации детей с ОВЗ». 13.12.18 г.

рук-ль ТПМПК Авдюкова С.О.


В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федера­ции об образовании, здравоохранении, защите прав детей и рас­поряжениями Правительства России.

Остановлюсь на двух документах:

  1. ФЗ №273 от 29.12.12 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2 п.16, 23, 27, 28;ст.42; ст.58, ст.63 п.4; ст.67 п.1; ст.79 п.1,2,3).

Определяет ряд задач, которые возложены на ПМПК, в том числе, в части подтверждения ограничения возможностей здоровья и необходимости создания специальных условий получения образования (ст.42 п.16).

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, в том числе инвалид (ребенок-инвалид), с физическими, психическими, интеллектуальными, сенсорными или другими нарушениями, обуславливающими его особые потребности, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Если обратиться к статистике по обследованию – за период с 1 января по 1 декабря 2018 г., статус «ребенок с ОВЗ» был установлен 69 обучающимся 1-4 классов из шести территорий: – Режевской ГО, Артемовский ГО, Березовский ГО, МО г.Алапаевск, МО Алапаевское, МО Махневское, т.е. всем, кто обратился. Из 70 обучающихся 5-9 классов трех территорий: Режевской ГО, Артемовский ГО, Березовский ГО (из других старшеклассников не отправляли), 33 не нуждались в смене программы и организации специальных условий обучения и воспитания, им была определена необходимость устранения пробелов в знаниях по основным образовательным областям и коррекция поведения.

Почему очередь? Обследовать в месяц, в среднем, можем 40 детей, записывается за месяц от 40 до 85 (за три квартала записалось 458, а обследование прошли – 295, т.е. 163 остались в очереди) – это первая причина, а вторая - родитель готовит документы, в среднем, от месяца до полугода.

И еще одна причина – снова родитель, но с другой позиции. Анализ предварительной записи на обследование показал, что трудностей у школ возникает больше с родителями обучающихся младших классов. Мы взяли две территории: Режевской ГО и Артемовский ГО и посчитали, сколько обратилось родителей с 1 января 2018 г. по 1 ноября 2018 года, но так и не позвонили ни разу (в журнале мы фиксируем все звонки – сколько раз нам позвонил родитель и сколько раз мы ему). Вот что получилось: не дошло до комиссии и не собираются, судя по датам, старшеклассников – 33, детей начальной школы – 56, 8 родителей вообще отказали, когда им позвонил специалист ТПМПК. Интересно, что они говорят в школе, наверняка, что очередь.

273-ФЗ ст. 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Мониторинг показал, что образовательные организации, получают от родителя заключение ТПМПК, но не могут выполнить их, так как родитель отказался писать согласие на обучение по АООП. По отзывам родителей, по характеристикам, заключениям консилиумов учреждений – это обучающиеся 5-8 классов. Так как данные учреждений и родителей рознятся точный процент высчитать не представляется возможным.


2.Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.)

В данном документе определяются функции и права комиссии.

п.2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Комиссия имеет право:

  • запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

  • осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

  • вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.


- Дети с трудностями в обучении — компетенция ПМП консилиума образовательной организации.

- Дети с ОВЗ — компетенция ПМПК и школы: от определения АООП обучения и специальных образовательных условий, к психолого-педагогическому сопровождению ребенка специалистами ПМПк ОО в ходе образовательного процесса.


ТПМПК оказывает консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом  нуждается. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе.


·        Для детей, в том числе с ОВЗ ТПМПК осуществляет комплексное изучение проблем развития ребенка и определяет программу обучения и специальные образовательные условия;


·        Для родителей, (или лиц, их заменяющих), предлагает информацию по существу проблем ребенка, дает рекомендации, проводит обучающие занятия, а также консультирует по вопросам воспитания и обучения;


·        Для педагогов и специалистов детских учреждений, организует психолого-педагогическую методическую помощь и поддержку в их работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


         Специалисты ПМПК в своей работе используют как индивидуальные, так и групповые формы, включая:
- комплексное психолого-медико-педагогическое обследование;
- индивидуальное и групповое консультирование и сопровождение;
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги;
- практико-ориентированные и тематические семинары для специалистов.


Так ежегодно проводятся областные практико-ориентированные семинары по детям с ОВЗ:

2016 г. – практико-ориентированный семинар «Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в образовательных организациях Восточного округа Свердловской области»,

2017 г. – семинар «Школьные службы медиации в коррекционном образовании»,

2018 г. - практико-ориентированный семинар для специалистов дошкольных учреждений Свердловской области.


По итогам проведения семинаров изданы три сборника:

1.Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в образовательных организациях Восточного округа Свердловской области.

2.Активные формы обучения и воспитания обучающихся с нарушениями интеллекта.

3.Создание специальных условий воспитания и обучения для детей 4-5 лет с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях Восточного округа Свердловской области.


За период с 1 января по 1 декабря проведено 138 консультаций, из них две групповые для специалистов образовательных учреждений и две групповые для родителей.

Проведено также три семинара для специалистов «Центра «Дар» по школьной службе примирения.

17 детей из двух территорий – Реж и Артемовский, были взяты на сопровождение – специалисты ТПМПК проводили с ними коррекционно-развивающие, компенсирующие и логопедические занятия.




Часто задаваемые вопросы:


Запись на обследование – записываем всех, кто обратился (за исключением 9 кл-в, обратившихся впервые – их обследованием в этом году занимается ЦПМПК, по школам был отправлен соответствующий документ). Запись по телефону 3-39-37 в определенное время: с 10 до 13 часов ежедневно в рабочие дни, даже включая перерыв на обед, мы на приеме звонков - у нас нет секретаря, записываем в журнал предварительной записи. После 13.00 начинается обследование детей и отвечать на звонки нет возможности.

- на очередь ставим и говорим дату, только после проверки документов (при личной встрече или по телефону) – это закреплено в положении о деятельности ТПМПК.

- перед датой обследования просим перезвонить и подтвердить, что придут на обследование (если родители не перезвонили, не убираем из очереди, а звоним сами).


Пакет документов для ТМПК – запрашиваем все по положению и рекомендациям Центральной комиссии. Каждому родителю говорим о перечне документов на сайте: центр-дар.рф, ориентируем как найти: 1. зашли, 2.открыли в линейке «Структурные подразделения», 3.зашли в ТПМПК,4. Перешли в перечень документов. Далее рассказываем, какой перечень они там увидят и перечисляем все документы под запись:

  1. что нужно принести из школы: характеристику, копию личного дела, заключение консилиума (для повторного обследования – еще «инд.карта учета динамики развития обуч-ся», для 9 кл. – справка о программе обучения), что документы должны быть с датами, подписями и печатью, обязательно нужно принести две тетради – по русскому и математике, в которых ребенок работал, не обязательно контрольные. Из поликлиники каждый врач ставит дату, диагноз, печать и подпись, выписка заверяется штампами поликлиники, нужна будет амбулаторная карта. Приготовьте личные документы, свидетельство о рождении и его копию. Если папа вписан в свид-во о рождении, но не сможет прийти, нужно будет от него заявление, если выясняется, что родитель умер – свид-во о смерти. Если у ребенка инвалидность – справку и ИПРА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!