СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация школьной программы развития "Школа-семья"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «ШКОЛА-СЕМЬЯ»  является организационной основой деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей и молодежи, направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка. Назначение  программы – укрепить взаимосвязь школы и семьи в развитии ребенка. Исполнители программы – участники образовательного процесса.

  

Просмотр содержимого документа
«Реализация школьной программы развития "Школа-семья"»

Лысенко Ольга Александровна

учитель биологии и химии муниципального общеобразовательного учреждения

«Александровская школа Марьинского района» г. Донецка

lisenkooo@gmail.com


«Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит безопасность

всего большого человеческого общества»

(И.Г. Песталоцци)


Программа «ШКОЛА-СЕМЬЯ» является организационной основой деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей и молодежи, направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка. Назначение программы – укрепить взаимосвязь школы и семьи в развитии ребенка. Исполнители программы – участники образовательного процесса (администрация школы, педагоги, обучающиеся, родители, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник).

Цель Программы:

способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания, укрепить взаимодействие семьи и школы.

Задачи:

1)содействие выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе;

2)определение роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка;

3) пропаганда и возрождение семейных традиций;

4) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

5) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

6) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

7) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Привлечение родителей к делам и проблемам школы.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Профилактика негативного семейного воспитания.

5. Творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий.

«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому.

Все зависит от условий социальной среды, в которую попадет ребенок, и тогда он станет или развитой, творческой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного.

Вся жизнедеятельность ребенка начинается в семье и продолжается только в ней до 6 лет – до момента поступления ребенка в школу. Но и здесь продолжается процесс образования – обучения и воспитания ребенка.

Главное назначение семьи – воспитание ребенка. Семья – это персональная среда жизни и деятельности ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами, такими как демографический, гигиенический, экономический. На одно из первых мест в семье можно поставить культуру быта и взаимоотношений между родителями.
Согласно Конвенции о правах ребенка, четко определяются взаимоотношения ребенка и его родителей, так же устанавливается равная ответственность родителей за содержание, воспитание и развитие детей, даже в тех случаях, когда родители проживают отдельно.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

В современном обществе наиболее полно взаимодействует с семьей средняя школа – взаимодействие начинается еще до момента поступления ребенка в школу и заканчивается с выдачей аттестата.

Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок. 

Главная задача школы при этом – найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами.

В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать данную программу развития школы, в которой обозначено шесть основных параметров сотрудничества школы и семьи:

— изучение семей;

— информирование родителей;

— просвещение родителей;

— консультирование родителей;

— совместная деятельность педагогов и родителей.

Предполагается, что изучением и информированием должны быть охвачены все родители, а процент родителей, включенных в остальные направления работы, определяется взаимными потребностями семей и школы.

Педагоги и родители должны стремиться к тому, чтобы ученик - подросток, заканчивающий основную школу, мог найти себя, формировать его ролевую идентичность через предоставление подростку возможности попробовать себя в различных видах деятельности, постепенно вводить его в огромное пространство общечеловеческой культуры, а также развивать ответственность за собственные поступки.

В результате реализации такой педагогической позиции взрослых, подросток становится способным: 

- осознавать себя как личность и индивидуальность, понимать себя в сравнении с другими людьми, позитивно строить свои взаимоотношения с окружающим миром;

- уметь осознанно делать жизненный выбор, осуществлять свои духовные потребности на основе гуманистических принципов, управлять своим поведением;

- стремиться к самосовершенствованию, осознавая необходимости волевого самопринуждения ради достижения идеала и жизненных целей, обладать сознательностью и высоким уровнем самоорганизации.

Принятие и реализация программы будет способствовать развитию взаимоотношений школы и семьи, а также развитию творческого потенциала и повышению активности педагогической общественности в организации деятельности с семьей. 










Основные принципы и подходы к реализации Программы


- личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
- принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги - субъекты воспитательной системы;

- принцип природосообразности, предполагающий понимание взаимосвязи и природных и социокультурных процессов, на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии ребёнка;

- принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.


Механизм реализации Программы осуществляется через следующие мероприятия:

-мониторинговые исследования и определение перспектив;

-установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

-психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;

- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

-привлечение  родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: гражданско-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, экскурсионную работу.


В школе действует ученическое самоуправление «Школьная семья», которое является организатором и активным участником школьных воспитательных дел. Наша «Школьная семья» имеет свою эмблему, гимн, флаг, каждый класс имеет свое название и девиз, символы класса. Стало доброй традицией общешкольные мероприятия начинать со школьного гимна, который дети исполняют дружно, радостно и с оптимизмом.

В детской организации «Школьная семья» работает шесть советов: совет науки и образования, правопорядка, культуры и досуга, труда и заботы, здоровья и спорта, гражданско-патриотический. Задача советов – организация содержательных, интересных мероприятий. Ведь совместная работа стимулирует и объединяет всех воспитанников.

Члены актива ученического самоуправления помогают педагогам в проведении общешкольных мероприятий, вносят свои предложения по их организации. Школьные родители вместе со своими школьными семьями проводят заседания Семейного совета, все выпускники 11 класса - активные участники всех школьных дел и праздников поселка.

Работа по реализации интеллектуального направления воспитательной деятельности, как никакая другая, тесно связана с учебной деятельностью. В настоящее время работа в данном направлении является систематической.

В ходе реализации задачи по стимулированию познавательной и учебной деятельности школьников реализуется такая форма работы, как проведение предметных недель.

В этом году проведены недели химии, биологии. Разнообразными мероприятиями в ходе этих недель охвачены все обучающиеся с 1 по 11 класс. Выпуск газет заинтересовывал учащихся занимательными заданиями, кроссвордами. Итогом предметной недели было проведение итогового мероприятия, интересного по содержанию и необычного по форме, выставка творческих работ и газет по теме недели, подведение итогов, награждение победителей.

Ежегодно обучающиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, школьных и районных. Участие обучающихся в конкурсах повышает познавательный интерес и мотивацию к изучению школьных предметов. С каждым годом увеличивается не только количество конкурсов, в которых принимают участие школьники, но и качество участия в данных мероприятиях.

Одной из основных проблем в работе по реализации школьной Прогараммы является осуществление индивидуального подхода к каждой личности, развитие творческого потенциала ребенка и профилактическая работа, направленная на правовой аспект в воспитании учащихся, склонных к правонарушениям. Ведь каждый ребенок - это личность. А каждая личность требует творческого подхода, большого терпения и любви со стороны учителя. Только при таком подходе к делу есть шанс раскрыть и развить все лучшие стороны чувствительной детской души, творческого потенциала ребенка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!