СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАСМОТРЕН  СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ  ПОДХОД  НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии»

 «РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ» Панченко Олеся Станиславовна  учитель географии МОУ «Школа №69 г. Донецка»

«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

Панченко Олеся Станиславовна учитель географии МОУ «Школа №69 г. Донецка»

Цель:  развитие устойчивого познавательного интереса к предмету у обучающихся через системно-деятельностный подход. Задачи:  -формировать готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу, отстаивать собственную точку зрения; -формировать такие качества личности как настойчивость, терпение, любознательность, ответственность, стремление к познавательной деятельности; -повышать уровень развития коммуникативных навыков обучающихся; -активизировать мыслительную деятельность на уроках и внеклассных занятиях посредством системно-деятельностного подхода;  -развивать творческие способности обучающихся; -воспитывать любовь к географии и уважение к великим открытиям.

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к предмету у обучающихся через системно-деятельностный подход.

Задачи:

-формировать готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу, отстаивать собственную точку зрения;

-формировать такие качества личности как настойчивость, терпение, любознательность, ответственность, стремление к познавательной деятельности;

-повышать уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;

-активизировать мыслительную деятельность на уроках и внеклассных занятиях посредством системно-деятельностного подхода;

-развивать творческие способности обучающихся;

-воспитывать любовь к географии и уважение к великим открытиям.

Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения.  А. Дистервег

Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал.

Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения.

  • А. Дистервег

В основе Стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества.  Системно - деятельностный подход - это метод обучения, при котором учащийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно -познавательной деятельности.
  • В основе Стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества.

  • Системно - деятельностный подход - это метод обучения, при котором учащийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно -познавательной деятельности.
Переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока - основной формы организации обучения. Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражают слова К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
  • Переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока - основной формы организации обучения. Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражают слова К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Тему урока, цели и задачи формулируют сами учащиеся, самостоятельно определяя границы знания и незнания. Учитель не сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, планирование способов достижения цели осуществляется самостоятельно самими учащимися. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), осуществляется само- и взаимо- контроль. По итогам выполненной работы ребята в индивидуальном порядке формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под руководством учителя. Тут приветствуется самооценивание результатов работы или взаимооценивание работы товарищей. При подведении итога урока учитель не выясняет, что запомнили учащиеся, а проводит рефлексию.
  • Тему урока, цели и задачи формулируют сами учащиеся, самостоятельно определяя границы знания и незнания. Учитель не сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, планирование способов достижения цели осуществляется самостоятельно самими учащимися. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), осуществляется само- и взаимо- контроль. По итогам выполненной работы ребята в индивидуальном порядке формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под руководством учителя. Тут приветствуется самооценивание результатов работы или взаимооценивание работы товарищей.
  • При подведении итога урока учитель не выясняет, что запомнили учащиеся, а проводит рефлексию.
УРОКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ Уроки Уроки рефлексии «открытия» нового знания Уроки развивающего контроля Уроки общеметодологической направленности

УРОКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ

Уроки

Уроки рефлексии

«открытия» нового знания

Уроки развивающего контроля

Уроки общеметодологической направленности

Структурирование уроков в рамках деятельностного подхода 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности.
  • Структурирование уроков в рамках деятельностного подхода
  • 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  • 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
  • 3. Выявление места и причины затруднения.
  • 4. Построение проекта выхода из затруднения.
  • 5. Реализация построенного проекта.
  • 6. Первичное закрепление.
  • 7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
  • 8. Включение в систему знаний и повторение.
  • 9. Рефлексия учебной деятельности.
Рисунок 1. Технология проблемного обучения

Рисунок 1. Технология проблемного обучения

Примеры проблемных ситуаций:  «Почему высочайшая вершина Африки вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником? Как это можно объяснить?»  «Почему Австралия самый сухой материк?» Объясните причины более сурового климата Антарктиды по сравнению с Арктикой? «Течения» «В 18 веке между Европой и Америкой ходили почтовые суда. Со временем было замечено, что время, которое тратили корабли, проходя путь из Европы в Америку, почти в два раза превышало время, затраченное на обратную дорогу. Как вы думаете почему?»

Примеры проблемных ситуаций:

«Почему высочайшая вершина Африки вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником? Как это можно объяснить?»

«Почему Австралия самый сухой материк?»

Объясните причины более сурового климата Антарктиды по сравнению с Арктикой? «Течения» «В 18 веке между Европой и Америкой ходили почтовые суда. Со временем было замечено, что время, которое тратили корабли, проходя путь из Европы в Америку, почти в два раза превышало время, затраченное на обратную дорогу. Как вы думаете почему?»

 Проектная технология дает возможность: 1.Реализовать деятельностный подход в обучении географии. 2.Решить проблему сокращения часов на изучение географии. 3.Формирования у школьников информационной компетентности. 4.Овладения школьниками методами географического прогнозирования
  • Проектная технология дает возможность:
  • 1.Реализовать деятельностный подход в обучении географии.
  • 2.Решить проблему сокращения часов на изучение географии.
  • 3.Формирования у школьников информационной компетентности.
  • 4.Овладения школьниками методами географического прогнозирования
Игровые и познавательные проекты . Например: «Выдающиеся исследователи», «По следам великих путешественников» и т. д. (в 6 классе). В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например: «Удивительная Африка», «Уникальные природные объекты Южной Америки», «По следам Ливингстона», «Уникальность озера Медвежье», «Визитки стран», «Путешествие по материкам земного шара».
  • Игровые и познавательные проекты .
  • Например: «Выдающиеся исследователи», «По следам великих путешественников» и т. д. (в 6 классе).
  • В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например: «Удивительная Африка», «Уникальные природные объекты Южной Америки», «По следам Ливингстона», «Уникальность озера Медвежье», «Визитки стран», «Путешествие по материкам земного шара».
Технология развития критического мышления Начала урока «Мотивация» – прием «Шаг навстречу». Например: «Климат» При изучении темы климат использую стихи А.С. Пушкина «Зимнее утро»(Мороз и солнце; день чудесный!) и «Зимний вечер» (Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя)… Прием «Верю – не верю» А верите ли вы, что Африка самый жаркий материк ? А верите ли вы, что Австралия самый сухой материк? На этапе «Целеполагания» использую следующие приемы: Прием «Мозговой штурм», «З-П-Х»…  «Домысливание»  Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы  Стадия «Осмысления».  Приём «Лови ошибку». Задание: найти ошибки в тексте и исправить их.  «Горы Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом…»
  • Технология развития критического мышления
  • Начала урока «Мотивация» – прием «Шаг навстречу».
  • Например: «Климат»
  • При изучении темы климат использую стихи А.С. Пушкина «Зимнее утро»(Мороз и солнце; день чудесный!) и «Зимний вечер» (Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя)…
  • Прием «Верю – не верю»
  • А верите ли вы, что Африка самый жаркий материк ?
  • А верите ли вы, что Австралия самый сухой материк?
  • На этапе «Целеполагания» использую следующие приемы:
  • Прием «Мозговой штурм», «З-П-Х»…

«Домысливание»

Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы

Стадия «Осмысления».

Приём «Лови ошибку».

  • Задание: найти ошибки в тексте и исправить их.
  • «Горы Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом…»
Приём «Почини цепочку». Этот приём помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту. Распределите географические объекты в порядке с востока от линии перемены дат на запад: а) город Чарапунджи; б) Аденский залив; в) вулкан Камерун; г) мыс Кабу-Бранку; д) остров Шри- Ланка; е) остров Ванкувер; ж) Панамский канал. Прием «Светофор» - рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  • Приём «Почини цепочку».
  • Этот приём помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.
  • Распределите географические объекты в порядке с востока от линии перемены дат на запад:
  • а) город Чарапунджи; б) Аденский залив; в) вулкан Камерун; г) мыс Кабу-Бранку; д) остров Шри- Ланка; е) остров Ванкувер; ж) Панамский канал.
  • Прием «Светофор» - рефлексия настроения и эмоционального состояния.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!