СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так,

 как учили этому вчера 

                                                                                                                                                                                         Джон Дьюи «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

 

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Просмотр содержимого документа
«« Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»»















Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года» 2021

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

« Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»



Курбанова Хонча Оруджалиевна ,

учитель русского языка и литературы

























Слайд 1



Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера 

Джон Дьюи
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.



Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Смысл данной притчи можно выразить словами:

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, —

все, что может сделать учитель, это указать дорожки.





Слайд 2

Уважаемые члены жюри и дорогие коллеги! Для меня сегодня большая честь находится с вами и делиться опытом своей работы . Меня зовут Курбанова Хонча Оруджалиевна. Я работаю учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» села Белиджи . В рамках методического семинара представляю вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности. Я не случайно начала своё выступление с притчи «Лавка возможностей», поскольку считаю, что хозяин лавки – это педагог, а вот семена – это те методы и приёмы, которые он использует в своей деятельности.

Слайд 4

Таким образом, передо мной стоит очень непростая задача – привить детям интерес к чтению и любовь к русскому языку. И всё это в условиях активного нежелания обучающихся учить правила и читать книги, отсутствия интереса к предмету. Одного знания своего предмета явно недостаточно. Каждый урок – это, прежде всего, открытие: от невозможного до возможного. Моя задача – не только провести урок интересно и методически грамотно, но ещё и пробудить в детях желание размышлять, находить новое, сравнивать и, самое главное, переживать, то есть пропускать информацию через своё сердечко, делиться своими впечатлениями.

Слайд 5

Поэтому я использую системно-деятельностный подход. Главная цель системно-деятельностного подхода состоит в том, чтобы пробудить у обучающегося интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Современная школа имеет возможности использовать в образовательном процессе интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. При этом учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее, и умело использовать ИКТ. Реализовать новые требования помогают следующие технологии:

Слайд 7

- проблемного обучения,

- проектного обучения,

- развития критического мышления,

- игровые технологии

- информационные технологии,

- исследование,

- достижения результатов.



Слайд 8

На уроке русского языка мотивировать обучающихся на изучение новой темы можно, используя проблемную ситуацию. По небольшому тексту ученикам предлагается выполнить несложное задание на повторение изученного материала. При этом текст обязательно будет содержать в себе элементы того, что ребятам пока неизвестно. Активно использую и здания «с ловушками». Иногда проблемная ситуация может выглядеть и так (урок русского языка по теме «Н и НН в суффиксах имен прилагательных», 6 класс): на доске написаны прилагательные: деревя…ый, овся..ый, стекля..ый, тума..ый. Прошу ребят вставить пропущенные буквы и сформулировать вопрос, который возникнет у них в процессе выполнения задания. Чтобы найти ответ, ребятам предстоит познакомиться с новым учебным материалом.

Слайд 9

- Выйти на формулирование темы и цели урока можно, используя игровые приёмы, такие как кроссворд, загадка в стихах, установи соответствия, найди лишнее.

Слайд 10

– Изучение нового материала или отработка знаний и умений. Это, пожалуй, самый интересный этап урока, поскольку предоставляет учителю возможность использовать самые разные методы и приёмы. Работа с учебным материалом может быть организована в группах или в парах. Прием кластеров универсален.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока.

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.



Слайд 11

В классах с низкой мотивацией я использую видеофрагменты. Подобные включения дают ребятам возможность услышать актерское исполнение и увидеть героя, сравнить его со своим представлением.

Слайд 12

Рефлексия. На этом этапе урока мы соотносим цель и результаты, фиксируем степень их соответствия, намечаем дальнейшие цели деятельности. Использую различные приёмы: составление синквейна, оценочные листы, приём «Незаконченное предложение». Каждый день вместе с учениками мы учимся познавать и делать, приобретаем опыт, чтобы в будущем они могли креативно и критически мыслить, осознавать себя ответственными за языковую культуру как общечеловеческую ценность, занимались самообразованием, самосовершенствовались.

Слайд 13

Система моей работы, выстроенная в соответствии с идеей применения системно – деятельностного подхода, дает качественные положительные результаты- важным показателем моей работы является  успешная сдача экзаменов по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Слайд 15
Работая по ФГОС и используя современные технологии мы видим своих выпускников творчески и критически мыслящими.

И в завершении своего выступления я хотела бы рассказать притчу.

Жил мудрец на свете,  который знал всё .  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя  любимым, красивым, нужным, а главное – успешным

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!