СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения.

 А. Дистервег

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии»



«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ »




АННОТАЦИЯ


Сегодня мы входим уверенно в новый виток развития НТР. Активное внедрение новых технологий делает прорыв в разных областях науки. Меняется жизнь, меняется мышление и восприятие окружающего мира.

Мы начинаем урок и наша цель – быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой, следовательно «захватить внимание учащихся. Именно здесь эффективны активные методы обучения. Урок можно начать с видеофрагмента, загадки, вопроса, интересной ситуации.

В основе Стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к предмету у обучающихся через системно-деятельностный подход.

Задачи:

 формировать готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу, отстаивать собственную точку зрения;

 формировать такие качества личности как настойчивость, терпение, любознательность, ответственность, стремление к познавательной деятельности;

 повышать уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;

 активизировать мыслительную деятельность на уроках и внеклассных занятиях посредством системно-деятельностного подхода;

 развивать творческие способности обучающихся;

 воспитывать любовь к географии и уважение к великим открытиям.

В первом разделе проведены теоретические аспекты использования системно-деятельностного подхода при обучении географии, обобщен теоретический материал по разностороннему развитию личности учащегося через системно-деятельностный подход .

Во втором разделе рассмотрено применение системно-деятельностного подхода организации деятельности учащихся на уроках географии в рамках ГОС. Использование разных технологий при изучении предмета.

В ходе исследования было выявлено, что реализация системно-деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

5

Раздел 1. Теоретические аспекты использования системно-деятельностного подхода при обучении географии

7

1.1.Государственный стандарт как основа введения системно-деятельностного подхода в образовании

7

1.2.Системно-деятельностный подход: основная идея, задачи, система дидактических принципов

12

1.3.Реализация системно-деятельностного подхода в ходе конструирования учебного занятия

15

1.4 Типология уроков системно-деятельностного подхода

17

Раздел 2. Применение системно-деятельностного подхода организации деятельности учащихся на уроках географии

22

Выводы

34

Список использованной литературы

36

Приложение №1

38

Приложение №2

46

Приложение №3

52













ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы: изменения в сфере развития экономики, переход страны к новым рыночным отношениям, внедрение достижений НТР в жизнь каждого человека, чрезвычайное ускорение технологических процессов, требуют от системы образования воспитания учащихся обладающих совершенно новым мышлением.

Ученик должен обладать такими умениями, как самостоятельное планирование целей и путей их достижения;

-соотношение своих действий с планируемыми результатами, определять способы действий при определенных условиях и их корректировке в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-обладать основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Воспитание нового человека требует внедрения новой парадигмы образования. В современном образовании в качестве такой парадигмы выступает государственный образовательный стандарт. Основой ГОС является идея самореализации выпускника школы, как субъекта познавательной деятельности. Главной задачей современной школы становиться создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитание конкурентоспособной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире и самостоятельным действиям в условиях рыночных отношений .

Предмет изучения: применение системно – деятельностного подхода при изучении географии.

Цель работы: теоретическое обоснование и практическое применение системно-деятельностного подхода на уроках географии.

Высокое усвоение обучающимися знаний по предмету география в контексте системно-деятельностного подхода будет обеспечено, если на уроках географии будут созданы условия для систематического включения детей в учебно-познавательную деятельность, формирование и развитие самостоятельности учебных действий.

Для достижения поставленной цели мною выдвинут ряд задач:

1. Проанализировать Государственный стандарт как основу введения системно-деятельностного подхода в образовании .

2.Изучить системно-деятельностный подход: основная идея, задачи, система дидактических принципов.

3.Рассмотреть возможность реализации системно-деятельностного подхода в ходе конструирования учебного занятия.

4. Проанализировать типологии уроков системно-деятельностного подхода на уроках географии.

Методы исследования применяемые при изучении системно-деятельностного подхода и его применении на уроках географии: методы логического обобщения, метод анализа и синтеза, методы наблюдения, метод дедукции и индукции.


















Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения.

А. Дистервег

Раздел 1.

Теоретические аспекты использования системно-деятельностного подхода при обучении географии

1.1. Государственный стандарт как основа введения системно-деятельностного подхода в образовании


В огромном, быстро меняющемся мире, нас окружает большой объем информации, которая диктует, как находить новые способы ее освоения, поскольку информация быстро устаревает, возникает потребность в способах добычи новой, более актуальной.

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище» [19], сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование. В докладе говорится, что учащийся сам конструирует свое образование, практически его применяет, отказывается от дискриминации, а так же уделяет внимание развитию своего потенциала. Процесс учения сегодня понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Были определены масштабные компетентности, которые нужны человеку в современном обществе. В соответствии с этим можно сказать, что основа воспитания и развития целостной, зрелой личности должно базироваться на личной заинтересованности учащихся в получении и применении необходимых знаний. Современное образование строится на Государственном образовательном стандарте, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, который «обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [20].

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. «Мы старались снять уже тогда оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих разработок. Несколько замечательных ученых, прежде всего, В.Д. Шадриков, разными путями шли к этому подходу и, так или иначе, касались разработки стандартов» [6].

Системно - деятельностный подход - это метод обучения, при котором учащийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно -познавательной деятельности.

В чем же суть системного подхода, чем обусловлена его эффективность как метода? «Опыт современного познания показывает, что наиболее емкое и экономичное описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система» - пишет российский философ и системолог В.Н. Сагатовский. Информация, полученная на основе системного подхода, обладает двумя принципиально важными свойствами:

во-первых, исследователю поступает лишь информация необходимая;

во-вторых, информация, достаточная для решения поставленной задачи».

В системно-деятельностном подходе ключевое место занимает активная, самостоятельная деятельность учеников.

В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества:

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

-ориентацию     на   результаты образования как   системообразующий 

компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

-  обеспечение преемственности дошкольного,  и всех ступеней среднего образования;

-разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и 

индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный   подход    обеспечивает    достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования Государственного стандарта и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

Механизмом реализации системно-деятельностного подхода являются такие технологии, как:

- информационные и коммуникативные технологии;

-технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);

-технологии, основанные на реализации проектной деятельности;

-технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению [2].

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями [1]:

1.Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

2.Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

3.Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций.

Популярные в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания [17].

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;

Социальное развитие – формирование гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.


1.2. Системно-деятельностный подход: основная идея, задачи, система дидактических принципов


В мире информационного общества стремительно меняется школа. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий.

Функции универсальных учебных действий включают [14]:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Основной результат - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

 Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать деятельность детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях [7].

Системно-деятельностный подход базируется на следующих принципах: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества [6].

Принцип деятельности


Принцип непрерывности

Система дидактических принципов


Принцип целостности


Принцип минимакса



Принцип психологической комфортности



Принцип вариативности


Принцип творчества



Рисунок 1.1 - Система дидактических принципов




Рассмотрим более детально систему дидактических принципов.

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


1.3. Реализация системно-деятельностного подхода в ходе конструирования учебного занятия


Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода [7].

Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока - основной формы организации обучения. Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Ученик становится главным действующим лицом. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода,  отражают слова К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Рассмотрим алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода [5].

1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

2.Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику.

3.Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач.

4.Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

5.Оценить эффективность урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

Рассмотрим дидактические требования к современному уроку в рамках системно-деятельностного подхода.

Тему урока, цели и задачи формулируют сами учащиеся, самостоятельно определяя границы знания и незнания. Учитель не сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, планирование способов достижения цели осуществляется самостоятельно самими учащимися. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), осуществляется само- и взаимо- контроль. По итогам выполненной работы ребята в индивидуальном порядке  формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под руководством учителя. Тут приветствуется самооценивание результатов работы или взаимооценивание работы товарищей. При подведении итога урока учитель не выясняет, что запомнили учащиеся, а проводит рефлексию. Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание, а учащиеся самостоятельно выбирают уровень с учетом индивидуальных возможностей [3].

На уроках должны применяться следующие виды заданий:









Виды заданий




Задания на творческое применение информации

Задания на осмысление, оценку и интерпре-

тацию информации

Задания на структурирование и переработку информации

Задания на извлечение и описание информации

Задания на мнемоническое воспроизведение





Выскажите своё мнение.

Предло-жите способ решения проблемы.

Задайте вопрос.

Исследуйте

Приду-майте.

Предложите

жите.



Проанализируйте.

Укажите сходство и различия.

Сопоставьте.

Сравните.

Найдите закономерности.

Оцените.

Приведите примеры.

Объясните.

Докажите.

Обоснуйте.



Опишите процесс явления.

Перечислите факторы.

Дайте характеристику

Понаблюдайте.



Дайте опреде

ление.

Сформулируйте.

Перескажите.

Сделайте по образцу.



Составьте план, конспект.

Выполните.

Подготовьте доклад, сообщение.

Напишите эссе, изложение.

Укажите главное.

Озаглавьте.

Подготовьте аннотацию.

Заполните таблицу.













Рисунок 1.2- Виды заданий


Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.



1.4 Типология уроков системно-деятельностного подхода


В педагогике существуют разные типологии уроков. Типология уроков в рамках системно-деятельностного подхода (А.К. Дусавицкого). Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности [8].

1.Урок постановки учебной задачи.

2. Урок решения учебной задачи.

3.Урок моделирования и преобразования модели.

4.Урок решения частных задач с применением открытого способа.

5.Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода («Школа 2000…»).

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1.Уроки «открытия» нового знания.

2. Уроки рефлексии.

3. Уроки общеметодологической направленности.

4. Уроки развивающего контроля.

Рассмотрим более детально виды уроков.

1.Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

- предъявление контролируемого варианта;

- наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Структурирование  уроков в рамках деятельностного подхода предполагает следующую последовательность шагов на уроке [15]:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:

- актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

- тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: - организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение;

- выявляются причины затруднения:  каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

- ставят цель;

- строят план достижения цели;

- предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода и средств (алгоритмы модели, учебник);

 - осуществляется построение плана достижения цели.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе необходимо:

- организовать решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково);

- зафиксировать преодоление затруднения;

- уточнить характер нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе необходимо организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, повторяется содержание учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель организовывает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовается обсуждение и запись домашнего задания.









Раздел 2.

Применение системно-деятельностного подхода в организации деятельности учащихся на уроках географии


Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В современном информационном обществе, для меня как для педагога все более важным становится приобщение учеников к самостоятельной работе для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения. Поэтому в процессе обучения следует у школьников формировать гибкость ума, творческое мышление, что позволит им найти несколько вариантов решения одной и той же проблемы, системность и последовательность, благодаря которым решения до конца продуманные, будут реализоваться. Всё это будет способствовать формированию диалектически мыслящих людей, которые не бояться рисковать и будут нести ответственность за свои решения.

 Урок - основная форма организации образовательного процесса

Системно–деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока [9].

Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

В своей работе я применяю уроки по структуре системно-деятельностного подхода и различных форм организации работы учащихся на уроках географии, как основа реализации государственных стандартов образования (применение разработки системно-деятельностного подхода на уроке географии, представлены в Приложение №3).

Цель: развитие познавательного интереса к предмету у обучающихся через системно-деятельностный подход.

Задачи:

 формировать готовность и способность творчески мыслить, умение проявлять инициативу, находить нестандартные решения, отстаивать собственную точку зрения;

 формировать такие качества личности как терпение, настойчивость, любознательность, ответственность, стремление к познавательной деятельности;

 повышать уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;

 активизировать мыслительную деятельность на уроках и внеклассных занятиях посредством системно-деятельностного подхода;

 развивать творческие способности обучающихся;

 воспитывать любовь к географии и уважение к великим открытиям.

Наиболее эффективны в контексте СДП следующие технологии обучения, используемые мною на уроках:

-проблемное обучения;

-информационно - коммуникативные технологии;

-проектной деятельности;

-исследовательской деятельности;

-игровые;

-развитие критического мышления;

-дифференцированное обучение.

Остановлюсь на них подробнее.



1.Технология проблемного обучения

Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и формирования навыков происходят в процессе решения проблемы, протекающего под общим руководством учителя. В качестве проблемы может выступать проблемный вопрос, проблемная задача или проблемное задание [14].














 


Рисунок 2.1. Технология проблемного обучения


Проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов:

-частично - поискового (эвристического);

-проблемного изложения;

-исследовательского.

Проблемные вопросы и задания могут быть использованы с разными дидактическими целями на разных типах уроков, а также «в качестве опережающего задания», и в качестве домашнего задания.

Создания проблемной ситуации. Самостоятельная постановка проблемы – основного вопроса урока. Прошу высказать свои версии, составить план решения, 

1.Этап актуализации - какие имеющиеся знания у учащихся пригодятся для решения новой проблемы.

2. Этап поиска решения проблемы, в котором ученики самостоятельно открывают новое знание – закономерность, понятие и т.п., в зависимости от постановки проблемы. Происходит это в ходе выполнения заданий к текстам или иллюстрациям.

Каждое задание при этом завершатся вопросом: как новые знания помогают нам ответить на основной вопрос урока? 

Пользуюсь побуждающим диалогом, задавая вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (что развивает творческие способности детей), либо подводящим диалогом, состоящим из цепочки вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Проблемно-исследовательский урок завершается выражением решения проблемы, применением нового знания, подведением итогов.

-Я создаю проблемную ситуацию;

-ученик принимает проблемную ситуацию и выявляет проблему;

-я управляю поисковой деятельностью;

-ученик осуществляет самостоятельный поиск;

-обсуждение результатов.

Примеры проблемных ситуаций:

 «Почему высочайшая вершина Африки вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником? Как это можно объяснить?»

 «Почему Австралия самый сухой материк?»

Объясните причины более сурового климата Антарктиды по сравнению с Арктикой?

«Течения» «В 18 веке между Европой и Америкой ходили почтовые суда. Со временем было замечено, что время, которое тратили корабли, проходя путь из Европы в Америку, почти в два раза превышало время, затраченное на обратную дорогу. Как вы думаете почему?»

«Рельеф» «Можно ли считать законченным формирование рельефа территории, если в основании ее лежит платформа?»


2.Технология проектной деятельности 


Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного географического материала и создании конкретного продукта.

В процессе реализации проектной деятельности решаются задачи [18]:

-развитие познавательных способностей учащихся;

-повышение мотивации к обучению;

-совершенствование способностей к самообразовании и саморазвитию;

-развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

-обучение школьников рефлексии;

-обучение умения публично выступать;

-развитие критического умения.

 Проектная технология дает возможность:

1.Реализовать деятельностный подход в обучении географии.

2.Решить проблему сокращения часов на изучение географии.

3.Формирования у школьников информационной компетентности.

4.Овладения школьниками методами географического прогнозирования.

Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности по географии позволит повысить качество знаний обучающихся. Проектная деятельность учащихся может занимать как весь урок, так и его часть (пример паспорта учебного проекта по географии «Загадочная Антарктида», приведен в Приложении №2).











Рисунок 2.2. Типы учебных проектов по географии


В 6-7 классах чаще всего я применяю игровые и познавательные проекты. Например: «Выдающиеся исследователи», «По следам великих путешественников» и т. д.

В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например: «Удивительная Африка», «Уникальные природные объекты Южной Америки», «По следам Ливингстона», «Уникальность озера Медвежье», «Визитки стран», «Путешествие по материкам земного шара».

При изучении темы «Открытие и исследование Антарктиды» предлагаю составить проект  «Организация экспедиции на Южный полюс”. Задание распределяется  между группами.  

Первая группа занимается подбором необходимого продовольствия из данного набора продуктов. Вторая   подбирает для экспедиции необходимое снаряжение. Третья думает о современных средствах связи. Четвёртая обеспечивает команду  современными средствами передвижения. В результате создания данного проекта учащиеся анализируют причины успеха одной экспедиции и гибели другой. 

Продуктом проектирования является учебный продукт, это может быть:

-макет, модель;

-карта, справочник, фотоотчет, фильм;

-газета, журнал, буклет;

-игра, праздник, экскурсия;

-презентация;

-изучение и описание объектов и процессов природы.

Информация по оформлению проектов приведены в Приложении №1.

3. Метод моделирования.

С помощью моделирования легко осуществить деятельностный подход к обучению [16].

Макетирование и создание объемных моделей, муляжей, макетов позволяет получить ясное представление о процессах и объектах.

Начиная с первого параграфа, ребятам предлагается построить модель гномона.

 Объемные действующие модели из подручных материалов: 

В теме «Слои «твердой» Земли» - создание пластилиновой модели Земли. «Вулканы Земли» - модель вулкана. 

Модель родника. (зубочистки, ватные палочки и диски, пластиковые бутылки и др.)

Модели-аппликации: «Движение литосферных плит» – модель движение литосферных плит и т.д.

Моделирование приборов: флюгера, барометра, термометра, дождемера позволяет школьникам разобраться не только в их устройстве, но и с принципом работы, познакомиться с исследованиями, которыми занимаются метеорологи.

Игровое моделирование:

При изучении тем растительного и животного мира различных климатических поясов ученикам присваивается название наиболее распространенных животных и растений степей, саванн, тропиков, тундры, арктических и антарктических пустынь. Затем предлагается собрать в группы: растения тундры, животные широколиственного леса, растения тайги, животные степи и пр., представить флору и фауну определенного климатического пояса.

Такое игровое моделирование заменит физминутку.

Необходимо, чтобы учащиеся сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты и явления с помощью моделирования.

Во время моделирования ребята проходят несколько этапов деятельности, в ходе которых развиваются регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия.

Активные методы и приемы обучения стимулируют познавательную деятельность учащихся.

Для каждого этапа урока мною используются свои активные методы и приемы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.

4. Технология развития критического мышления

ТРКМ представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Эта технология учит современного школьника [13]:

- критически мыслить;

- проявлять активность в познании окружающего мира;

-владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения;

- аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника;

- чувствовать уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы;

- эффективно взаимодействовать с информационными пространствами; добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты.

Начала урока «Мотивация» – прием «Шаг навстречу».

Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

На этом этапе урока использую разгадывание загадки, кроссворда, чтение стихотворения, решение нестандартного задания.

Например: «Климат»

При изучении темы климат в 8 классе использую стихи А.С. Пушкина «Зимнее утро»(Мороз и солнце; день чудесный!) и «Зимний вечер» (Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя), Н. Рубцова «Во время грозы» (Завеса мутная дождя заволокла лесные дали…)-выявляем признаки циклонов и антициклонов, теплого и холодного фронтов.

1)Ее с собой берет геолог,

Турист, водитель, археолог (карта)

2)Есть моря – не поплывешь, есть дороги – не пойдешь.

Горы, льды, пески, поля – вся на плоскости Земля. (карта)

3) Раз решили вы, друзья, в дальний путь отправиться,

Уверяю вас – в пути без него не справиться.

Он нам, друзья, - надежный друг,

Не даст нам заблудиться,

Укажет север, запад, юг, поможет возвратиться. (компас)

Какова тема урока (учащиеся формулируют сами)

Прием «Верю – не верю»

А верите ли вы, что Африка самый жаркий материк ?

А верите ли вы, что Австралия самый сухой материк?

А верите ли вы, что пустыня Атакама самая большая?

А верите ли вы, что пустыня Сахара самая сухая? И т.д.

Главное - «захватить» внимание учащихся.

 На этапе «Целеполагания» использую следующие приемы:

Прием «Мозговой штурм», «З-П-Х» («знаю - хочу узнать - узнал»), «Кластер предположений» (на стадии рефлексии вносим изменения), «Поясните цитату (народную мудрость)», «Исключение» и др.




«Домысливание»

Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и цели урока.

На стадии «Осмысления» (РКМ)

Прием «Инсерт» (пометки на полях), «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация), «Сводная таблица» и т.д.

Приём «Лови ошибку». 

Задание: найти ошибки в тексте и исправить их

1) «Горы Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом…»

2) «Природная зона занимает бассейн реки Конго. Растительность многоярусная. Наблюдаются резкие колебания температур в течение суток. Почвы красно – желтые ферраллитные…»

Приём «Почини цепочку». 

Этот приём помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

-Распределите географические объекты в порядке с востока от линии перемены дат на запад:

а) город Чарапунджи; б) Аденский залив; в) вулкан Камерун; г) мыс Кабу-Бранку; д) остров Шри- Ланка; е) остров Ванкувер; ж) Панамский канал

-Расположите ТЭС Донецкого края с юга на север.

Этап Рефлексии.

Использую, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

-физическую (успел – не успел);

-сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

-интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

-духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Прим «Светофор» - рефлексия настроения и эмоционального состояния;

«Лесенка успеха», « Дерево успеха» - рефлексия деятельности.


5. Информационно-коммуникативные технологии 


В своей практической деятельности я использую информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении географии, дают возможность нестандартной организации обучения. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности школьника;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Я использую эти технологии на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Компьютерная презентация, разработанная средствами Power Point. Использую электронные учебники, энциклопедии, электронные справочники, звуковые и видеофрагменты в определенном объёме [12].

Изучая географию Донецкого края в 8 и 9 классах используем электронные учебники.

А также применяю различные формы организации учебной деятельности (групповую, парную, коллективную)

Работа в малых группах (3-4 человека)

Даю четкую инструкцию и предоставляю достаточно времени на выполнение задания. 

Например, с помощью учебника, карт атласа, статистических данных подготовить информацию в течение 7-10 минут.

Организацию работы в группе на уроке можно строить на разных этапах урока.

Урок в 7 классе «Природные зоны»

Делимся на группы. Каждая группа исследует свою природную зону, и в виде схемы (кластера) представляет отчет об итогах исследования. Идет работа с планом изучения природных зон. Используя текст учебника, карты атласов, дополнительный текст, план, презентации, фотографии и группы составляют подробный кластер по данной природной зоне.

А также при изучении темы «Природные зоны. Арктическая пустыня, тундра … » применяю такую таблицу:

Название природной зоны

Географическое положение

Рельеф

Климат

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Тундра







Заполнение таблицы дает возможность пользоваться картами атласа, учебником, дополнительной литературой и т.д.

Совместная деятельность приносит пользу каждому, так как позволяет всем учащимся (в том числе стеснительным и слабым) участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие разногласия).

Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности [10].


ВЫВОДЫ


В ходе изучения теоретических и практических аспектов выявлено, что применение в обучении технологий, содержащих в своей основе положения системно-деятельностного подхода, способствуют повышению познавательного уровня обучающихся, качества обучения школьников. Тем самым подтверждена гипотеза применения, а именно:

-высокое усвоение обучающимися знаний по предмету географии в контексте системно-деятельностного подхода будет обеспечено, если на уроках географии будут созданы условия для систематического включения детей в учебно-познавательную деятельность;

-формирование и развитие самостоятельности учебных действий, развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения географии, в контексте системно-деятельностного подхода будет обеспечено, если в качестве средства ее развития будут использованы динамично-ситуационные задачи. В результате проведенной работы, я пришла к следующим выводам, применение положений системно-деятельностного подхода как средства обучения школьников имеет важное общеобразовательное значение.

Во-первых, у обучающихся формируется стремление к более глубокому и прочному усвоению знаний по предмету.

Во-вторых, активизируются аналитические, мыслительные процессы обучающихся, возникает желание к поиску, к ответу, к исследованию.

В-третьих, повышается уровень мыслительных операций, повышается уровень аналитического мышления, обучающиеся стремятся не только самостоятельно решить поставленную проблему, но в применении к данной задаче найти наиболее эффективный и экономичный способ решения. В-четвертых, являясь средством обучения в географии, технологии проблемного, проектного обучения обладают возможностями актуализации наиболее важных блоков знаний, умению применять их в повседневной жизни. На основании проведенного анализа литературных источников, можно сформулировать вывод, что рассмотренные мной элементы системно-деятельностного подхода (проблемное обучение, технология проектной деятельности, технологии критического мышления и т.д.) являются основой для организации деятельности, приводящей в процессе обучения к развитию творческого мышления.

Таким образом, системно-деятельностный подход в образовании является ведущим фактором, оказывающим влияние на повышение уровня качества и эффективности образования. На мой взгляд наиболее эффективными формами и методами обучения школьников на уроках географии являются задания, содержащие проблемные вопросы, требующие творческого подхода, практико-ориентированные. В ходе решения таких задач, у обучающихся повышается уровень познавательного интереса, а также показатели качества знаний. Регулярное использование на уроках географии системы упражнений и задач, направленных на развитие и повышение уровня познавательного интереса обучающихся, расширяет географический кругозор школьников, способствует развитию аналитического, пространственного, логического мышления, позволяет обучающимся уверенно ориентироваться в географических процессах, происходящих на территории своего родного края и активно применять географические знания в повседневной жизни. Чтобы реализовать все скрытые у обучающегося возможности, необходимо его заинтересовать, создать условия для проявления желания к обучению, помочь поверить в себя, в свои силы и способности. Таким образом, содержание работы, полученные в ходе рассмотрения и применения выводы, позволяют говорить о том, что цель работы достигнута.

Целенаправленная систематическая работа на уроках дала положительные результаты:

-повышение интереса к изучению географии;

-повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся;

-повышение качества знаний по изучаемому предмету.



Список использованной литературы:


  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М. Просвещение, 2010. - 159 с.

  2.  Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С 18-22.

  3. Анохина Г. М. Готовность педагогического образования к реализации личностно-ориентированной модели школьного образования // Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование. 2014. № 2. С. 67–78.

  4. Душина И. В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед.ин-тов и ун-тов / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. 203 с.

  5. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

  6. Жданко Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Magister Dixit. 2012. № 4. С. 183-189.

  7. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011. - №4.- С 13-27.

  8. Малышева М. М. Системно-деятельностный подход - новая методология реализации ФГОС // Царскосельские чтения. 2014. Вып. 18. Т. 2. С. 122-128.

  9. Светличный И. Ю. Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии / И. Ю. Светличный// Текст :непосредственный, электронный // Молодой ученый. - 2020. - № 7 (297). - С. 254-256. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/archive/297/67373/

  10.  Зинченко, А.П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. - Тольятти, 2000. - 184 с.

  11. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения т.1. - М.: Просвещение, 1956. - 558 с.

  12. Ярославцева М. Системный подход к внедрению инновационных технологий. //Управление школой. - 2010. - №7. - С.8.

  13. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.

  14. Дмитриева А.Н.  Современные образовательные технологии в преподавании географии \География в школе\  №4, 2001 .

  15. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. № 7.

  16. Яломыст И. В. Моделирование на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения на примере использования учебников УМК по географии издательства «Вентана-Граф» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 111-114.

  17. Шубина Т.И., Деятельностный метод в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа -  http://festival.1september.ru/articles/527236/

  18. Сафина Л. Г., Доппельт В.А. Организация внеурочной деятельности по географии // Парадигма. 2019. № 1. С. 72-77.

  19. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://vkr.pspu.ru/uploads/8060/Peterson_vkr.pdf

  20. Официальный сайт Министерства образования ДНР. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://mondnr.ru/dokumenty/category/3-dokumenty





Приложение №1.







Памятка для учащихся





















Последовательность выполнения и оформления проекта

























Типы школьных проектов




1.Исследовательские. Это может быть повторение экспериментов ученых, работающих над данной проблемой, или постановка новых для подтверждения теории.

2.Информационные. Это поиск и анализ информации с самостоятельными выводами.

3.Творческие. Проект может включать в себя моделирование (например, модель вулкана, изготовление костюмов, т.е. все на что способны твои талантливые руки.

4.Практические. Если тема тесно связана с повседневной жизнью, следует большую часть внимания уделить практической части работы.

Проект-это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению определённой проблемы

П роект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы


























Последовательность работы над проектом



1.Выбери тему. Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

-Что мне интересно больше всего?

-Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2.Сформулируй тему своего проекта.

3.Подумай над целями и задачами своей работы.

Определить цель – значит объяснить, зачем ты его проводишь.

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги в работе.

4.Составь «схему обдумывания». В схему входит вся последовательность выполнения проекта.

5.Осуществление проектной деятельности. Активная самостоятельная работа. Консультация учителя. Оформление полученных результатов.

6.Презентация результатов. Выступление в классе, на школьной конференции с демонстрацией презентации и полученного результата или продукта.

7.Самооценка своей работы. Ответь на вопросы:

-Д оволен ли я результатом своей работы?

-Что получилось хорошо?

-В чем испытывал трудности?
















  • защите предоставляются пояснительная записка и продукт





Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм.

По содержанию она включает:

1 .Титульный лист.

2.Оглавление.

3.Введение.

4.Основная часть.

5. Заключение.

6. Библиографический список использованной литературы.

7. Приложения.



Титульный лист является первой страницей пояснительной записки. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова «тема» и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются год выполнения работы (без слова «год»).

В оглавлении приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся.

Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта.



Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Она должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.

Список использованной литературы.

Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке.

Вспомогательные или дополнительные материалы,

которые загромождают основную часть работы,

помещают в приложениях.














Общепринятые стандарты оформления проектных работ




Шрифт: TimesNewRoman, 12-14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: одинарный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева 3 см, справа 1.5 см.

Нумерация страниц со второй.

Абзацы отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

Выравнивание текста по ширине.

На странице не меньше 40% заполнения.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел).

После названия раздела точка не ставиться.


В объем работы не входят приложения.









Формы конечного продукта






Мультимедийный продукт


Видеофильм

Коллекция


Оформление кабинета

Учебное пособие


Выставка

Справочник, альбом


Постановка








Модель


Журнал, газета

Экскурсия


Игра

Web-сайт


Атлас, карта

Законопроект


Костюм








Требования к оформлению презентаций




Оформление слайдов

Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Избегайте сплошного текста. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.

Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).


Требования к оформлению презентаций





Способы выделения информации


Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки;


рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.


Объем информации


Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.


Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.





Литература




  1. Девяткова Л.Ю. Проект – это просто: Методическое пособие/ МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа». – Катайск, 2007


  1. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : первое сентября, 2010. – 44 с.















Успехов в работе


над проектом













Приложение №2

Паспорт учебного проекта по географии

Учебный проект «Загадочная Антарктида»

Класс: 7 класс

Время работы над проектом: 2 урока

Цель: Создание ментальной карты «Антарктида»

Задачи:

образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении, истории исследования материка, климате и природном своеобразии Антарктиды; организовать самостоятельную деятельность учащихся при изучении особенностей материка; способствовать выработке умений анализировать различные источники информации и выделять главную мысль;

развивающие: совершенствовать: умение анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать; умение выделять главное, планировать и оценивать результаты выполненных

действий; развитие навыков коллективной работы; развитие памяти, речи;

воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствованию рефлексивных умений учащихся, воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, интерес к путешествиям и открытиям.

Актуальность и значимость проекта:

Проект дает возможность: реализовать деятельностный поход в обучении географии, способствует формированию у школьников информационной компетентности, овладению школьниками методами географического прогнозирования, лучшего осмысления и запоминания материала

Антарктика занимает далеко не последнее место в климатообразовании Земли. Изучение эффекта глобального потепления, и оледенений нашей планеты неразрывно связаны с изучением свойств ландшафтов Антарктиды.

Проект направлен на сбор информации о материке Антарктида с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории в виде ментальной карты; Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознание целостности природы Земли, материков; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информа-ции, ее преобразование, сохранение, передачу в виде ментальной карты;

Регулятивные: умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, высказывать свою точку зрения.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере: освоение знаний о географических особенностях природы Антарктиды, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний. Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней.

В ценностно-ориентационной сфере: анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В Антарктиды, очертание берегов, историю исследования материка, особенности рельефа, климата и природы. Уметь использовать для поиска информации различные источники: географические карты, книжные издания, интернет ресурсы.


Содержание проекта


Учащимся предлагается организовать группы («геологи», «климатологи», «биологи», «историки»), изучить различные источники информации об Антарктиде. Каждой группе выделить соответствующую их профилю информацию, анализировать ее, выделить главные моменты, выразить их в одном или нескольких словах и представить в виде ментальной карты. Ментальные

карты - это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны - например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, как в данном случае.


Как нарисовать ментальную карту: инструкция


  1. Возьмите лист бумаги и напишите в центре одним словом главную тему, ко-торой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.

  2. От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.

  3. Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям под-ветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

Этапы работы над проектом


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Подгото-

вительный

- создает благоприятные условия

для деятельности;

- сообщает тему урока; раскрывает цели учебного проекта и требования к результатам обучения;

- сообщает о значимости содержа-

ния урока;

- предлагает организовать группы

(«геологи», «климатологи», «био-

логи», «историки»),

-эмоциональный настрой

учащихся на работу, вживание в ситуацию.

- разбивка на группы, распределение ролей в группе.

2. Проекти-

ровочный

- Ставит проблемный вопрос (Ан-

тарктида – единственный материк,

который не имеет постоянного на-

селения. Докажите невозможность

заселения материка);

- предлагает различные источники

информации (географические кар-

ты, учебные пособия, интернет-

ресурсы);

- знакомит с формой представле-

ния результатов проекта (менталь-

ная карта)

-построение алгоритма

деятельности;

-выбор способа представ-

ления ментальной карты

компьютерный вариант или

на бумаге (ватман)

3. Практи-

ческий


- консультирует учащихся по не-

обходимости;

- ненавязчиво контролирует


- изучают источники ин-

формации;

-анализируют информацию, выделяют главное;

- консультируются по не-

обходимости у учителя или

учащихся группы;

-составляют ментальную

карту

4.Анали-

тический

Анализ выполненной работы


Самоанализ выполненной

работы

5.Контрольно-

коррекционный

- дает проверочные задания, или

предлагает выполнить взаимоконтроль;

- финальная коррекция выполненной работы по необходимости

Выполнение проверочных

заданий;

-коррекция выполненной

работы по необходимости

6.Заключитель-

ный

Оценка выполненной работы

- защита проекта;

- рефлексия











Тест

1.Каким океаном не омывается Антарктида?

а) Тихим

б ) Северным Ледовитым

в) Индийским

г) Атлантическим

2.Укажите правильное утверждение.

а) Антарктиду открыли англичане.

б) Антарктида- самый высокий материк.

в)Антарктида- самый маленький материк.

г)Антарктида имеет постоянное население.

3.Климат побережий отличается от климата центральной части материка ...

а)более высокими температурами и большим количеством осадков

б)более высокими температурами и меньшим количеством осадков

в)более низкими температурами и большим количеством осадков

г)более низкими температурами и меньшим количеством осадков

4.Выберете 2 правильных ответа.

а)Почти вся Антарктида покрыта мощным ледниковым щитом, приподнятым в центре и понижающимся к окраинам

б)Максимальная толщина ледникового покрова Антарктиды составляет свыше 4700 м.

в)Почти вся Антарктида покрыта мощным ледниковым щитом, приподнятым на окраинах и понижающимся центру

г)Максимальная толщина ледникового покрова Антарктиды составляет700

5.Состояние ледникового покрова Антарктиды в наибольшей степени отражается на ...

а)газовом составе атмосферы

б)уровне Мирового океана

в)движении литосферных плит

г)циркуляции воздушных масс

6.Материк Антарктида был открыт в результате экспедиции ...

а)Джеймса Кука

б)Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева

в)Роберта Скотта

г)Руаля Амундсена

 7.Что характерно для географического положения Антарктиды?

а)расположение в четырёх полушариях Земли

б) в центре Антарктиды находится Южный полюс

в)ближайший к Антарктиде материк-Африка
















































































51

Приложение №3

Тема урока: " Способы изображения земной поверхности "

Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно - деятельностного подхода


1.Предмет: география

2. Класс: 6

3. Тема урока: «Изображение земной поверхности»,

4. Учебник «География5-6 классы . учеб. Для общеобразовательных организаций (Полярная звезда)/ А.И.Алексеев ,В.В.Николина, Е.К. Липкина и др..- М.:Просвещение, 2016.-191с.

Цель: Сформировать знания о глобусе, плоских изображениях Земли.

Задачи:

- обучающие: расширить знания об изображении земной поверхности;

-развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, выделять в тексте учебника нужную информацию, работать в группе с учебником, дополнительной литературой ;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемые результаты:

-личностные: учащиеся должны знать основные виды изображений земной поверхности, уметь читать простейшие планы местности, осознание ценностей географического знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;

предметные: дать представления о глобусе, роли плоских изображений Земли, аэрофотоснимках и космических снимках. Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический план, географическая карта, легенда карты.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

-познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах

Оборудование: проектор, персональный компьютер, презентация, марш-рутные листы, глобус, фломастеры, 3 листа бумаги, пластиковая бутылка.

Структура и ход урока


п/п

Деятельность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Организационный

Приветствие учащихся

Внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места.

Небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, готовность к уроку.



Этап 2. Создание проблемной ситуации

Предлагает сформулировать тему урока, создание проблемной ситуации.

Представьте себе, что вы отдыхали на комфортабельном круизном лайнере по Индийскому океану. Проплывая вдоль берегов Африки, ваше судно попало в шторм, в результате корабль сел на мель, к утру, буря утихла и вы увидели какой- то остров. На шлюпках вы высадились на берег. Обследовав остров, вы поняли, что он необитаем. Также все средства связи вышли из строя. Что делать? Остается одно средство – бутылочная почта. Ваша задача изобразить остров, где вы находитесь, чтобы те, к кому ваша записка попадет, поняли, где вы и пришли к вам на помощь. (2-3 минуты).

(выбирается ученик в роли рыбака)

Рыбак с рыболовецкой шхуны, с островов поймав эту бутылку, видит некое изображение. На русском языке он не говорит. Господин рыбак, что вы видите на этих изображениях?

Понятно, что изобразили наши туристы?

А вот наш известный географ Н.Н. Баранский говорил

«…это второй язык географии, без которого эта наука не может обойтись. Это несравненно более определенная и точная вещь, чем человеческая речь, устная или письменная». О каком языке говорил ученый?

Какая же тема нашего урока?

Сегодня на уроке вы будете работать в маршрутном листе. Подпишите фамилию, число, тему урока.

Задание №1 вы самостоятельно заполняете по ходу урока. Вы должны записать виды изображения местности

Вспоминают изученный ранее материал (П).






Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Делятся на три группы, пытаются изобразить остров, на котором находятся.

Ученик в роли рыбака читает записки и пытается понять, что это.




Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока. Уточняет цели урока. Формулирует вместе с учащимися задачи урока.

Что вы знаете об изображении земной поверхности с древних времён? А как сейчас изображают земную поверхность, с помощью чего?

Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания о глобусе, как объемной модели Земли, узнаем о аэрофотоснимках и космических снимках, узнаем о преимуществе географических планов и географических карт. а также узнаете о том. что такое легенда карты.

Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.


Цель обсуждается и записывается (Р).


Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. Актуализация опорных знаний по теме «Изображение земной поверхности»

«Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность?

-Что является уменьшенной моделью Земли?

Найдите в тексте учебника когда и кем был изобретен первый глобус?

Первый глобус, дошедший до нашего времени был создан немецким географом Мартином Бехаймом в 1492 году. Каких материков и океанов нет на нем?

Дайте определение понятию «глобус». Проверим по учебнику, с. 48.

Чем же глобус похож на Землю?

Задание №2. Используя текст на стр. 48 выпишите в маршрутный лист основные свойства Земли, отраженные на глобусе.

Проверяем то, что вы записали.

В конце маршрутного листа есть таблица, оцените себя, как вы выполнили это задание (Задание №2)

Как вы считаете, удобно пользоваться глобусом?

При всех преимуществах глобуса использовать его для решения практических задач неудобно, т.к. он во много раз меньше Земли, поэтому на нем нельзя изобразить все то, что есть на земной поверхности. На глобусе показывают только важнейшие географические объекты6 материки, океаны, реки, горы. равнины и т.д. Поэтому люди используют плоские изображения Земли. А как создать это изображение, при помощи чего?

Андрей подготовил сообщение о том, как производится съемка земной поверхности.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише – тише – тише

Деревцо все выше – выше.

Аэрофотоснимки и космические снимки люди научились совсем недавно. А какие изображения на плоскости известны очень много веков?

Правильно это географическая карта и географический план

Давайте попробуем составить определение -географическая карта и географический план по опорной схеме.

Запишите определение географическая карта и географический план в маршрутный лист

А зачем нам изучать план и карту?

Вам приходилось пользоваться планами и картами?

Скажите, какие карты вы уже знаете?

Наиболее удобно пользоваться географическим планом. Как вы думаете почему?

Что такое условные знаки? Для чего они нужны? Найдите в тексте на стр.51. Что такое легенда карты? (запишите в маршрутном листе).

Оцените выполнение задания №3 в оценочной таблице..

Давайте посмотрим, как можно при помощи разных способов изобразить одну и ту же местность на примере центра г. Донецка

Работают с учебником : находяти узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П,К).






Работают с учебником : находят и узнают информацию, записывают в маршрутный лист (П,Р)



Вступают в диалог, отвечают на вопросы




Вступают в диалог, отвечают на вопросы учителя




Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое» знание, закрепление изученного материала.

Давайте проверим сможете ли вы заполнить схему – задание №1

Опираясь на полученные знания, заполните таблицу «Отличия основных видов изображений земной поверхности», вписывая соответствующий признак.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Поставьте в оценочной таблице оценку за задание №4


Обсуждают в парах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.(Р,П,К)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)

Этап 6.

Закрепления и применения знаний и способов деятельности

Решите тест по изученной теме на ваших маршрутных листах.

Решают тест в маршрутном листе (Л,П,Р)

Этап 7. Рефлексия

(итог урока)

Формулирует выводы.

Достигли мы цели и задачи урока?

На ваших маршрутных листах в конце оцените степень изучения материала урока.

Также в конце маршрутного листа есть три смайлика отметьте какое у вас настроение к концу урока

Записывают выводы.(Р,Л)

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)


Отмечают свое настроение.(Л)

Этап 8. Домашнее задание

Комментирует д/з : §13, выполнить задание № 3-4 на стр.51

Записывают домашнее задание.

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!