СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС»

«Приемы реализации системно-деятельностного подхода

в начальной школе»


Аннотация. Школа сегодня меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не дать ребенку как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. 
Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников. К концу обучения в школе он должен осуществляться по схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации — освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.


Ключевые слова: деятельностный подход, исследовательская деятельность, системность, самоконтроль, самоорганизация.



Данильченко Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 24», г. Омск


«Человек достигнет результата,

только делая что-то сам…»

А.Пятигорский


В настоящее время одной из основных задач на начальной ступени образования является формирование у учащихся универсальных учебных действий, компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно новом высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход (СДП) в обучении, который заложен в новые стандарты.

Для начала обратимся к определению понятия ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Де́ятельность —процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.  (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь.)

В любой деятельности, можно выделить следующие, процессы:

1) процесс принятия решения,

2) процесс вовлечения в деятельность,

3) процесс целеполагания,

4) процесс проектирования плана (программы) действий,

5) процесс осуществления плана (программы) действий,

6) процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.


Система – это  структура, представляющая собою единство закономерно расположенных и функционирующих частей.


Основная идея СДП состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное маленькое открытие. Задача учителя – организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Реализация технологии деятельностного подхода обеспечивается системой дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.

Через какие формы работы реализуется СДП на уроках?

- моделирование и анализ жизненных ситуаций;

- использование активных и интерактивных методик;

-участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности;

- вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, обеспечивающую свободный поиск эффективного подхода к решению задачи.

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика, а именно: работа с источником информации; критическое осмысление актуальной социальной информации, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; решение познавательных и практических задач; анализ современных общественных явлений и событий; освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх; аргументирование и защита своей позиции, учатся оппонировать иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах; выполнение творческих работ и исследовательских работ.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, системно-деятельностный подход можно осуществлять на разных этапах урока. Рассмотрим некоторые примеры более подробно на конкретных примерах.

1. Этап самоопределения к деятельности.

Урок русского языка, «Правописание безударных падежных окончаний существительных». Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить.

Пог…ворил, пок…зал, ст…рик.

П…льто, к…мыш, кр…стьянин.

К черемух…, о мор…, в памят… .

Если первые две строчки не вызывают затруднений, то в третьей строчке дети сталкиваются с проблемой: как определить и проверить безударную гласную в окончании существительных.

Учебная проблема поставлена и начинается второй этап, - поиск решения. Этот этап включает в себя 2 момента: выдвижение гипотезы и проверка гипотезы.

Можно каждую гипотезу отдельно: выдвигать и проверять или выслушать все гипотезы, а потом их проверять. Сначала следует проверять ошибочные, если ребята не предложили таковую, учитель может сам подкинуть ее. Желательно, чтобы не учитель, а сами ученики проверяли свои гипотезы. Здесь уместно задать вопрос: Что уже умеем(или знаем)? Где возникли трудности? Определите тему урока.

Другой момент: Ребятам предлагается конверт (он один на двоих) и собрать из содержимого солнышко с лучиками из слов которые относятся к части речи-глагол (слова-действия предметов). Примерные слова: рассуждать, светить, кричать, школа, думать, играть, наблюдать, записывать, буква, скакать, радоваться, слушать, доказывать.

Здесь ребят можно нацелить: какие умения нам понадобятся на уроке и отобрать именно эти слова, а лишние слова отложить. Или, выбрать только глаголы. Обосновать свой выбор. Определить тему урока. Какие знания будут необходимы на этом уроке? Мы с ребятами заполняем нашу книгу знаний – используем ее как на этапе актуализации знаний, так и на этапе рефлексии. ( КНИГА) 2. Целеполагание . Исходя из темы урока и возникшего затруднения ставим перед собой цель: цель урока. На первоначальном этапе необходима помощь учителя, которая будет состоять в корректировке ответов учащихся.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а далее и с помощью исследовательских методов.

Пример из урока Окружающий мир 1 класс «Когда появился велосипед?»: ребятам предлагается собрать разрезанную картинку без объявления темы урока. Ребята в парах собирают из кусочков велосипед и демонстрируют классу. Далее учитель просит ребят расставить с картинки так, чтобы проследить историю появления велосипедов. После чего можно попросить ребят назвать тему урока. Уместным, также будет вопрос: Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о велосипеде? Вопросы ребят не заставят себя ждать.

Еще один пример из моей практики: «Я знаю» , «Я не знаю» ( на доске надписи). Урок русского языка в 3 классе по теме «Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного» . Заполняем левую часть «Я знаю» знаниями, приобретенными в 1,2 классах. Говорим о том, признак какой части речи обозначает имя прилагательное. Далее можно задать вопрос: «А чего об имени прилагательном мы не знаем? Что бы вы еще хотели узнать об этой части речи?» В конце урока , на этапе рефлексии снова обращаемся к данной схеме и видим , как наше «Не знаю» перешло в «Я знаю».

На этапе целеполагания пробую с ребятами такой прием: на слайде были разные учебные задачи, ребята должны были отобрать те, которые будут отвечать теме урока и его цели. Или, учебные задачи необходимо проранжировать для достижения цели урока. Это вызывает большой интерес, учащиеся самостоятельно составляют план достижения своей цели.

2.Этап первичного закрепления

На данном этапе можно организовать фронтальную работу, работу в парах. Например: при изучении темы «Письменные приемы сложения и вычитания» учащимся предлагается поочередно выполнить задание – решить примеры с проговариванием в громкой речи, одновременно фиксируя свою речь знаково.

Нужно сразу нацелить учащихся на тот момент, что они должны услышать и увидеть, где сосед ошибается, на что ему надо обратить внимание. Сфокусируясь на ошибке соседа, ученик в своей деятельности обратит пристальное внимание на данный момент при выполнении этого задания. Или: При закреплении темы части речи ( 3 класс), можно предложить такой игровой момент: ученик называет слово, другой должен определить часть речи, и после этого имеет право задать свое слово другому ученику. Данный момент одновременно даст ребятам отдохнуть, но в тоже время будет отвечать общей цели урока.

3.Этап включения нового знания в систему

Мы говорим, что ученик знает, когда он понимает материал и может воспроизвести. Воспроизведение должно носить творческий характер: схемы, таблицы, опорные слова, алгоритмы. Но не только воспроизвести, а еще и найти новое применение «добытым» знаниям. Можно задать вопрос: Где можно использовать данные знания? Или, после изучения «Площади прямоугольника» предложила своим ребятам произвести следующие расчеты: застелить пол в учебном кабинете линолеумом. Другая группа выбирала в магазине ковер.

Каждое новое знание – это лишь «звено». А для того, чтобы оно стало звеном уже имеющейся цепи знаний, необходимо его «зацепить». Психологи предлагают «Связать крепко» - на 3 узелка.

После изучения нового материала предлагаем задание, где новый способ действий или новое знание предусматривается, как промежуточный шаг. Или, задание, в котором тренируется использование изученного ранее материала, имеющего ценность для введения новых способов действий.

Например: Математика,1 класс. Работая с числами первого десятка и изучив состав чисел 5,6,7,8,9 предлагаю такое задание: вспомнить состав числа 8 и вставить пропущенные числа, так чтобы сумма первых двух слагаемых была равна 10 .

8 это 1 и 7 5+__+__=

8 это 2 и 6 8+__+__=

8 это 3 и 5 7+__+__= и т.д.

4.Самостоятельная работа.

Повторение темы «Имя прилагательное», на данном этапе можно предложить следующее задание разно уровневого характера:

1 уровень – определить и записать признак

по цвету: уголь - …………, а сахар -…………………..

по вкусу: клюква ……………., а мед-……………………

по размеру: слон-…………….,а мышка -………………. и т.д.

2 уровень – определить связь между словами в левой части. Составить пару слов по такому же признаку:

Стул-деревянный, игла ( острая, тонкая, стальная, короткая).

Лето –жаркое, зима ( снежная, холодная, тёплая, долгая).

Медведь –неуклюжий, мышка ( маленькая, серая, юркая, подвижная).

Свинец –тяжелый, пух ( куриный, белый, красивый, легкий). Очень важно на данном этапе создать ситуацию успеха для каждого ученика.

4. Рефлексия учебной деятельности

Цель данного этапа - осознание учащимися своей учебной деятельности и самооценка результатов своей деятельности.

- здесь фиксируется новое содержание, изученное на уроке;

- соотносится цель и результаты деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели.

Во втором классе для оценки своей деятельности нам помогают карточки: Я узнал… У меня получилось… Надо поработать…

Для обучения первоначально предлагаю ребятам готовые клише: ( карточки). Ребята сами выбирают начало предложения и завершают его.

На уроке обобщения и закрепления знаний, часто используем следующий способ самооценки: учащимся предлагаются задания, от простого к сложному, построенные так, чтобы можно было определить, что именно у него «западает». Каждое задание проверяется сразу после его выполнения(самопроверка, взаимопроверка, комментирование сильного ученика). Обязателен вывод после каждого задания, что именно отрабатывали на данном задании, повтор алгоритма.

Используем знаковую систему « + » - все выполнено верно;

« + - » - есть неточности;

« - »-надо поработать(подучить).

В конце урока ребенок, глядя на свои плюсы и минусы - оценивает свою работу на уроке, делает вывод, усвоил ли он тему, где ему и над чем надо поработать, повторить. Отсюда и банальное Д.з. превращается в необходимость потренироваться самостоятельно.

На данном этапе возможны различные приемы рефлексии своей деятельности. Но не надо забывать, кроме оценки деятельности – ребенок должен увидеть сой успех. Часто со своими детьми использую лесенку успеха - она есть у нас на доске, а также у каждого в тетради ( в начале работы, и по окончании). Такой прием хорошо использовать, когда ребенку , в силу определенных причин, вслух трудно себя оценить, а видя свое продвижение по лесенке – он сам наблюдает свои результаты – тем самым создаем ситуацию успеха.

« Спасибо» на уроке – работая в парах, в группах , ребята учатся друг у друга, помогают друг другу, и услышать от одноклассника слова благодарности – высшая награда.

Подводя итог всему выше сказанному, нужно сказать, что основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.


Я слышу – я забываю,

Я вижу – я понимаю,

Я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. «Просвещение», 2010 г.

  2. Далингер В.А. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в обучении математике // Фундаментальные исследования. – 2012. 

  3. Л.Г.Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.

  4. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие / Под редакцией Л.Г.Петерсон – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!