СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно - деятельностного подхода в УМК «Школа России» на уроке литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о реализация системно - деятельностного подхода в УМК «Школа России» на примере урока литературного чтения в 3 классе по теме "Л.Н.Толстой "Акула". 

Образовательный процесс в данном УМК строится таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность, сохраняя и укрепляя свое здоровье, достигать личностных, метапредметных и предметных результатов, достаточных для успешного продолжения образования в основной школе.

На примере урока открытия нового знания даю характеристику структуры технологии системно-деятельностного подхода, соотнесенную с формированием соответствующих универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно - деятельностного подхода в УМК «Школа России» на уроке литературного чтения»

Якшина Ирина Николаевна,

учитель начальных классов,

МАОУ СОШ № 2 г. Белоярский,

ХМАО – Югра


Реализация системно - деятельностного подхода

в УМК «Школа России» на уроке литературного чтения

В методологическую основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г., было отмечено, что деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка.

Применение системно-деятельностного подхода является одним из основных факторов успешности результатов обучения и воспитания.

  • Осуществляя системно - деятельностный подход, мы учитываем, что он базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным способностям.

  • УВП организовывали таким образом, что ученик как равноправный участник педагогического процесса выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

  • Системно - деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, формирования компетенций, видов и способов деятельности.

Цель системно - деятельностного подхода – воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности

Главное средство субъекта – умение учиться, умение добывать знания, необходимую информацию. Мы учим детей ставить цели, планировать деятельность, решать задачи, отвечать за результаты.

Системно - деятельностный подход ориентирован на формирование УУД.

Критерии результативности урока

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Рассмотрим реализацию системно - деятельностного подхода в УМК «Школа России» на уроке литературного чтения. Образовательный процесс в данном УМК строится таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность, сохраняя и укрепляя свое здоровье, достигать личностных, метапредметных и предметных результатов, достаточных для успешного продолжения образования в основной школе.

На примере урока открытия нового знания охарактеризуем структуру технологии системно-деятельностного подхода, соотнесенную с формированием соответствующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Первый этап урока: мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап урока предполагает осознанное вхождение в пространство учебной деятельности. Например, на уроке литературного чтения в 3 классе по теме «Л. Н. Толстой «Акула» целесообразно начать с постановки проблемных вопросов: «На перемене у вас была возможность рассмотреть выставку книг. Что объединяет эти книги? » На этом этапе формируются такие УУД, как личностные (в процессе самоопределения, смыслообразования), познавательные (целеполагание), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками). (Определение темы урока и постановка задач урока, т. е. составление плана работы )

2. Второй этап: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На этом этапе организуется подготовка обучающихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. На уроке обучающимся предлагается вспомнить: произведения, какого жанра и тематики написал Толстой для детей. Составляется схема на доске. Дети составляют из букв название произведения. Происходит формирование познавательных УУД (сравнение, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие (создал жанр короткого рассказа), использование схемы), регулятивных УУД (фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения), коммуникативные УУД (аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, использование критериев для обоснованного своего суждения).

3. Третий этап: выявление места и причины затруднения. На данном этапе обучающиеся фиксируют место, где возникло затруднение, фиксируют во внешней речи причину затруднения, т.е. те конкретные знания, умения, которые необходимы доля решения исходной задачи. Дети знакомятся с рассказом. В ходе словарно-лексической работы выясняется смысл непонятных слов. Определяются главные герои рассказа. На этом этапе формируются такие УУД, как познавательные (определение основной и второстепенной информации, постановка и формулировка проблемы, структурирование знаний), регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения), коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций).

4. Четвертый этап: построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе обучающиеся под руководством учителя в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы и сроки. На уроке чтения третьеклассники определяют тему урока, цели урока. На этом этапе формируются личностные УУД (самоопределение, смыслообразование), познавательные УУД (анализ, синтез, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний), регулятивные УУД (волевая саморегуляция в ситуации затруднения), коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками).

5. Пятый этап урока: реализация построенного проекта. На данном этапе обучающиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации, чтобы затем выбрать оптимальный вариант. На уроке обучающиеся делят текст на части, работая в парах, озаглавливают части, т. е. составляют план; заносят данные в таблицу и определяют настроение каждой части. Параллельно в ходе анализа заполняется таблица на доске, где отражено эмоциональное состояние героев. На этом этапе формируются следующие УУД: личностные (осознание ответственности за общее дело, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям), познавательные (использование схем и таблиц, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации), регулятивные (волевая саморегуляция, познавательная инициатива), коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения).

6. Шестой этап: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. На уроке третьеклассники на основе составленной схемы и проведенного анализа составляют характеристику главных героев. Происходит формирование таких УУД, как познавательные (анализ, сравнение, аналогия, классификация), коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, достижение договоренностей), личностные (осознание ответственности за общее дело).

7. Седьмой этап урока: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. На этом этапе необходимо помнить об эмоциональной направленности, которая состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Третьеклассники, работая в группах, выполняют творческую работу. На этом этапе урока формируются познавательные УУД (анализ, сравнение, аналогия, классификация, доказательство своего выбора), регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения), коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, достижение договоренностей).

8. Восьмой этап: включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. На уроке обучающиеся определяют главную мысль рассказа. На данном этапе формируются такие УУД, как личностные (нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания), познавательные (понимание текста, извлечение необходимой информации, выведение причинно-следственных связей, построение логической цепочки), регулятивные (коррекция, контроль, оценка), коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, достижение договоренностей, постановка вопросов).

9. Девятый этап урока: рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка обучающимися своей собственной деятельности. На рассматриваемом уроке литературного чтения третьеклассники по опорным предложениям самостоятельно оценивают свои успехи, соотнося цель учебной деятельности и достигнутые результаты. Оценивают свою работу с помощью сердечек разных цветов. Так же на сердечках составляют и записывают правило безопасного поведения, сердечки прикрепляются на доску. На данном этапе происходит формирование таких УУД, как личностные (самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности), познавательные (рефлексия способов и условий действия), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Таким образом, системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого обучающегося, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология системно-деятельностного подхода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории, при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.


Литература:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. 2009/№4.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!