СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация вариативного подхода к музыкальному обучению в начальной школе и его результативность

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье идет речь об особенностях реализации вариативного подхода к музыкальному обучению в начальной школе с точки зрения его результативности. Автор дает определение вариативного подхода, а также анализирует возможности его применения на уроках музыки в начальной школе. Автор приходит к выводу, что реализация вариативного подхода к музыкальному обучению в начальной школе положительно скажется на его результатах.

Просмотр содержимого документа
«Реализация вариативного подхода к музыкальному обучению в начальной школе и его результативность»

УДК 372.878


РЕАЛИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОГО ПОДХОДА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ



Андриясова А.Г.,

Курский государственный университет,

Средняя общеобразовательная школа № 54

г. Брянск, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М.Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. В данной статье идет речь об особенностях реализации вариативного подхода к музыкальному обучению в начальной школе с точки зрения его результативности. Автор дает определение вариативного подхода, а также анализирует возможности его применения на уроках музыки в начальной школе. Автор приходит к выводу, что реализация вариативного подхода к музыкальному обучению в начальной школе положительно скажется на его результатах.

Ключевые слова: музыкальное образование, вариативный подход, младшие школьники, урок музыки, модернизация образования, компетенция педагога, музыкальное искусство.

Abstract. In this article we are talking about the features of the implementation of a variable approach to music education in primary school in terms of its effectiveness. The author defines the variable approach, and also analyzes the possibilities of its application in music lessons in elementary school. The author comes to the conclusion that the implementation of a variable approach to music education in primary school will have a positive impact on the effectiveness of such training.

Key words: music education, variable approach, junior schoolchildren, music lesson, modernization of education, teacher's competence, musical art.



Актуальность анализа особенностей реализации вариативного подхода к музыкальному образованию в начальной школе с точки зрения его результативности обусловлена существенными изменениями в социальной и культурной сферах общества, которые диктуют условия развития педагогической науки и практики, что находит отражение в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. На первый план сегодня выдвигаются требования к модернизации подходов к обучению, качественным изменениям в содержании образования, обеспечению системно-деятельностного подхода, готовности учителя к восприятию и осуществлению инноваций. Музыкальное образование в данном случае не представляет собой исключения. Также необходимо отметить, что в настоящий момент времени данное направление образования сталкивается с серьезными трудностями с точки зрения поиска и дальнейшего внедрения инновационных методов, технологий и приемов обучения.

Кризис школьного музыкального образования не в последнюю очередь проявляется в снижении интереса учащихся к изучению музыки. Также к проблемам школьного музыкального образования можно отнести некоторую вторичность предмета «Музыка» среди других дисциплин школьного цикла, проблемы оценивания результативности музыкального образования, несоответствие программного материала интересам учащихся, а также сложностью и достаточно большим объемом материала, который предлагается для изучения. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что в качестве одной из актуальных «приоритетных целей общего музыкального образования можно назвать личностное развитие обучающегося с точки зрения обогащения его эмоционально-эстетического опыта в рамках восприятия и интерпретации музыкальных произведений, равно как и формирование ряда ценностных ориентаций» [Сизова, с. 5].

Решение проблемы вывода школьного музыкального образования из кризиса видится, в числе прочего, в реализации вариативного подхода к музыкальному обучению младших школьников. В связи с этим, представляется целесообразным проанализировать особенности реализации вариативного подхода к музыкальному обучению в начальной школе с точки зрения его результативности. В первую очередь представляется целесообразным очертить понятие вариативности в образовании в целом и в музыкальном образовании в частности, поскольку в связи с вариативностью образование и обучение уходят от принципа обязательности для всех и переходят на образование по выбору: по интересам; по возможностям; по способностям; по состоянию здоровья и др. [Созанский, с. 11].

Вариативным образованим может быть названо такое образование, которое ориентировано на различные образовательные потребности обучающихся и при этом адаптировано не только к определенной культуре и особенностям территории проживания обучающихся, но и к интересам и задачам сообщества, в котором живет обучающийся [Педагогическая энциклопедия]. Вариативное образование дает множество возможностей с точки зрения личного выбора и самоопределения, оно дает возможность обучающемуся отыскать собственные направления понимания и переживания знаний в стремительно меняющемся мире.

Попытки отыскать универсальные способы действия и педагогические нововведения предпринимаются постоянно, причем результаты нередко подменяются эффектным процессом. Поэтому компетенции педагога, преподающего музыку в начальной школе, представляют собой одно из обязательных для достижения результата условий, позволяющих выбирать действенные способы обучения и воспитания учащихся начальной школы средствами музыкального искусства. Необходимые компетенции современного педагога-музыканта можно объединить в блоки, основными из которых будут следующие:

1) психолого-педагогический;

2) методико-технологический;

3) мотивационно-исследовательский;

4) профессионально-музыкальный;

5) художественно-творческий [Шарипова, с 15].

Принимая во внимание количество этих блоков, можно предположить, что владение таким широким спектром вопросов, знаниями и опытом открывает широкие возможности учителю музыки для реализации целей, задач и принципов, обозначенных в ФГОС. При этом следует назвать три ведущих продуктивных ресурса урока, на которые компетентному учителю музыки необходимо обратить внимание, это – вариативность, междисциплинарное взаимодействие и музыкальное восприятие.

Вариативность является обязательным условием успешного обучения музыке, потому что предполагает «нацеленность содержания программы на творчество учителя, его профессиональную компетентность, способность самостоятельно применять ориентировочный музыкальный материал и в случае необходимости менять его в рамках предложенной структуры» [Карамзина, с. 11]. Для учителя музыки очень важна возможность самостоятельно выбирать материал для исполнения, слушания и интерпретации, что, в свою очередь, обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся, позволяет поддерживать их интерес к изучению музыки на основе музыкального материала, близкого и понятного для младшего школьного возраста. При этом происходит усиление самостоятельности получения учениками знаний и музыкальных впечатлений.

Для успешного применения вариативного подхода педагог должен владеть навыками моделирования учебного процесса (методико-технологической компетенцией); хорошо знать музыкальный материал, прогнозировать, предвидеть эмоциональную, эстетическую реакцию школьников на предлагаемое к изучению произведение (мотивационно-исследовательская компетенция), и уметь раскрывать художественную ценность музыки (художественно-творческая компетенция).

Необходимо также отметить тот факт, что принцип вариативности касается структуры урока, педагогических средств, используемых на уроке, способа подачи материала. Кроме того, принцип вариативности подчинен главной идее, а именно – через восприятие вершинных музыкальных произведений способствовать духовному развитию учеников.

Также закономерно говорить об использовании ресурса синтеза искусств и междисциплинарного взаимодействия, под которым в данном случае необходимо понимать межпредметные связи и метапредметность. Восприятие музыки на уровне «нравится – не нравится» – это только первая ступень на пути к эстетическому, духовному развитию учащегося начальной школы, а для осмысленного понимания искусства, для возникновения эмоциональной отзывчивости необходимы дополнительные фоновые и специальные знания; необходимо умение слушать и слышать музыку, которое со временем может перерасти в потребность.

Содержание предмета «Музыка» буквально пропитано фоновым материалом. Такие составляющие этого предмета, как биографии знаменитых композиторов и исполнителей музыки, черты эпохи в творчестве композиторов и исполнителей, страноведческие элементы, вечные образы и темы в различных видах искусства, математические закономерности в музыкальной гармонии и т.д. представляют собой базу, на основе которой формируется картина мира обучающегося на уроках музыки. Если же говорить о доступности современных технических средств и широком разнообразии музыкального материала, к которому можно отнести текст, звук, видео, анимацию, прикладные программы написания музыки и т.д., то необходимо акцентировать внимание на том, что все вышеперечисленное дает возможность активизации внимания учащихся на фоновых и предметных знаниях, что, в свою очередь, служит повышению продуктивности урока музыки.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что формирование и дальнейшее развитие эстетического вкуса и умения понимать классические или фольклорные музыкальные произведения, представляет собой протяженный по времени процесс, соответственно, работы на уроках недостаточно. Тем не менее, одной из наиболее актуальных проблем на уроках музыки можно назвать проблему музыкального восприятия. Решить эту проблему можно посредством сочетания методов обучения, которые могут быть названы специфичными для предмета «Музыка», а именно: импровизация, сопереживание, эмоциональная драматургия, музыкальное собеседование, моделирование художественно-творческого процесса и т.д.

Обращение к смежным видам искусства может оказать помощь в восприятии практически любого музыкального произведения. Безусловно, то или иное музыкальное произведение является основополагающим на уроке музыки, однако, наличие развернутых текстовых, иллюстративных и иных разновидностей комментария преподавателя музыки оказывает помощь осознанному восприятию и пониманию замысла автора музыкального произведения.

Активно вводя в урок музыки примеры произведений из других видов искусства, учитель музыки, ведущий работу со школьниками, должен помнить о том, что «музыкальное искусство не является искусством изобразительным, поскольку оно, в первую очередь, обладает выразительностью» [Сизова, с. 37]. Именно поэтому очень важным является сохранение баланса в использовании произведений разных видов искусства. В процессе проведения художественного анализа музыкального произведения необходимо помнить о том, что ведущая роль отводится именно музыкальному искусству. Соответственно, необходимо постоянно обращать внимание учащихся на звучание и образность самого музыкального произведения.

Формирования музыкальной культуры обучающихся представляется собой весьма сложную педагогическую задачу, решение которой находится в прямой зависимости от того, насколько развиты творческое видение и музыкальные компетенции учителя музыки, а также о того, насколько он профессионально подготовлен.

Подводя итог, можно сделать ряд выводов относительно особенностей реализации вариативного подхода к музыкальному обучению в начальной школе с точки зрения его результативности, а именно:

1. Современное содержание музыкального образования должно быть, в первую очередь, ориентировано на то, чтобы личность учащегося полноценно развивалась, в том числе с точки зрения развития познавательных способностей. Такое образование, обладающее достаточным потенциалом с точки зрения полноценного воспитания учащихся, должно выстраиваться таким образом, чтобы учитывался богатый опыт педагогических инноваций, деятельность многочисленных авторских школ, учителей-новаторов, а также результатов различных психолого-педагогических исследований, требующих обобщения и систематизации. Ориентация в этом направлении предполагает, что систему музыкального образования необходимо перестраивать с точки зрения его содержания и методов обучения, а также структуры образовательного процесса, равно как и образования педагогов музыкального образования. Соответственно, принцип вариативности в рамках интеграции образовательных областей может быть в полной мере раскрыта на протяжении обучения, она находится в тесной взаимосвязи с дифференциацией типа образования.

2. Применение вариативного подхода на уроках музыки в начальной школе даст возможность не просто сделать урок ярким и запоминающимся, но и заинтересовать обучающихся различными музыкальными жанрами, историей музыки, биографиями великих певцов и композиторов прошлого и современности. Все вышеперечисленное, безусловно, положительно скажется на результативности музыкального обучения, поскольку у учащихся появится мотивация не только к эффективной работе на уроках музыки, но и к самостоятельной познавательной деятельности в этой области.


Литература:

  1. Кармазина Ж. Б. Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2009. 25 с.

  2. Педагогическая энциклопедия. URL: https://didacts.ru/termin/variativnoe-obrazovanie.html (дата обращения: 22.11.2022).

  3. Сизова Е. Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития // Высш. образование сегодня. 2007. №11. С. 36-39.

  4. Созанский Я. А. Использование вариативности и взаимодействия искусств на уроке музыки. URL: https://infourok.ru/princip-variativnosti-na-urokah-muzyki-5698515.html (дата обращения: 22.11.2022).

  5. Шарипова Д. Я., Атаева М. Дж. Понятие «вариативное образование» как педагогическая проблема // Вестник Педагогического университета. 2018. №3 (75). С. 11-19.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!