Доклад на тему:
«Реализация здоровье-сберегающих образовательных технологий в учебном процессе»
Подготовила:
Бабкова А.Н.
учитель математики
ГОУ ЛНР МСШ № 21
Проблема здоровьесбережения детей является острой в настоящее время и с помощью реализации здоровьесберегающих образовательных технологий может решаться на разных этапах урока.
Рассмотрим некоторые из возможных и важных здоровьесберегающих образовательных технологий.
Личностно ориентированное обучение позволяет развивать каждого ребенка в соответствии с его особенностями, способностями, потребностями, повышает мотивацию к обучению.
Комфортная психологическая обстановка на уроке через:
-создание хорошего рабочего настроения улыбка, спокойная интонация речи;
- оказание внимания к каждому мнению ученика;
- тактичное исправление допущенных ошибок;
- поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности;
- создание ситуации успеха у ребенка.
Все перечисленное будет способствовать раскрытию способностей каждого ребенка. Важно, чтобы дети шли на урок не со страхом получить плохую оценку, а с желанием приобрести новые знания.
Чередование форм, видов деятельности, например таких, как: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах, группах, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке.
Использование на уроках и переменах физкультминуток, зрительных гимнастики, элементов игровых технологий. Например:
- для выяснения усвоения ребятами материала по изучению положительных и отрицательных чисел можно предложить следующие упражнения для физкультминутки. Ученики встают, руки на талии, если учитель называет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.
- для повторения признаков делимости: если число делится на 2, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 3 – руки разводят в стороны, если на 9 – руки на пояс, на 5 - приседают: 123, 342, 15, 133, 279, 927, 301, 146…
- для повторения названий углов, графиков функций: учитель называет различные графики функций, а ученики показывают их руками.
Использование различных средств обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), позволяющих:
- представлять один и тот же материал разными способами;
- снимать физическое напряжение и усталость;
- включать учащихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью,
- преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий;
- учитывать индивидуальные возможности детей, чтобы «визуалы» смогли увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать.
Включение в учебно-методический комплекс заданий по математике на тему здоровья и здорового образа жизни играет важную роль:
- в просвещении и распространении здорового образа жизни;
- в появлении заинтересованности учащихся к вопросами устройства тела человека, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, и другое.
Примеры заданий, которые, на наш взгляд, целесообразно использовать на уроках математики в 5-7 классах.
- Одна сигарета сокращает жизнь на 6 мин. Сколько дней из каждого года теряет человек, выкуривший в день 20 сигарет? Ответ: 30 дней 10 часов. (Возможный комментарий учителя: «Соответственно данным ВОЗ по России, ежегодно от причин, связанных с курением, умирают 300 тысяч человек, из них от онкологических заболеваний -100 тысяч человек. Смертность от причин, связанных с табаком, превышает смертность от убийств, самоубийств, ДТП, наркомании, СПИДа, вместе взятых.»)
- Сейчас в мире насчитывается 1 млрд 300 млн курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастет еще на 400 млн. Сколько, по прогнозам ученых, будет курящих людей в мире к 2025 году? Ответ: 1 млрд. 700 млн. человек
- После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? Ответ: 42 мг
- Минимальный необходимый 12 летнему школьнику объем молочных продуктов относится ко всему выпиваемому за день объему жидкости, как 3:20. Сколько молока или кефира должен выпивать шестиклассник, если всего в день в его рацион входит 2 л. жидкости? Ответ: 300 г. (Возможно использовать при изучении темы «Пропорции». Комментарий учителя: «Учитывая интенсивную скорость роста в этом возрасте, надо понимать, что потребность в кальции очень высока. Дефицит кальция ведет к нарушению формирования костей и зубов, задержке роста.»
- Из 30 учеников ½ часть недосыпают регулярно 1 ч. в день, 1/5 часть -2ч. в день. Какой недосып образуется у всего класса вместе только за один день? Ответ: 27 ч. (Тема «Дроби и проценты». Комментарий учителя: «Продолжительность сна школьников 1-7 классов должна быть не менее 9-10 ч. Школьники старших классов должны спать не менее 8,5 ч.»)
- В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 65 лет? (Ответ: почти на 10 лет)
- Японские врачи провели исследования и выяснили, что из каждых 45 студентов, имеющих расстройства слуха, 30 человек регулярно слушают музыку через наушники. Выясните, какой процент потерявших слух, активно стремится к этому? Ответ: 66%. (Тема «Проценты»)
Подобные задания позволяют привлечь внимание учащихся к собственному здоровью и заметно повысить мотивацию изучения математики.
Список литературы:
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
Алимова Т. М. Сборник заданий по математике на тему здоровья 5-9 классы [Текст] : методическое пособие / В. Н. Касаткин. – М. : РОО «Образование и здоровье», 2003.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М., 2000.
Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий./ В. Р. Кучма - М., 2001.