СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализм и модернизм. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп литературы XX века.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Реализм + представители. Заполнение талица "Течения Серебряного века" + годы + представители: символизм, акмеизм, футуриз, имажинизм. 

Просмотр содержимого документа
«Реализм и модернизм. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп литературы XX века.»

– творческий метод в литературе (искусстве), в основе которого лежит реалистическое (объективное) воссоздание действительности в конкретных образах , достоверное изображение жизни в ее закономерностях, типических чертах. М.Горький И.А.Бунин Л. Андреев В.Г.Короленко А.И.Куприн

– творческий метод в литературе (искусстве), в основе которого лежит реалистическое (объективное) воссоздание действительности в конкретных образах , достоверное изображение жизни в ее закономерностях, типических чертах.

М.Горький

И.А.Бунин

Л. Андреев

В.Г.Короленко

А.И.Куприн

 - (фр. moderne – « современный ») совокупность не реалистических направлений в искусстве (литературе) начала XX века. Модернизм провозгласил разрыв с реализмом , отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов .

- (фр. moderne – « современный ») совокупность не реалистических направлений в искусстве (литературе) начала XX века.

Модернизм провозгласил разрыв с реализмом , отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов .

Модернизм имажинизм символизм футуризм акмеизм

Модернизм

имажинизм

символизм

футуризм

акмеизм

Таблица «Серебряный век» Назва-ние + г.г. Предста-вители Характеристики, черты

Таблица «Серебряный век»

Назва-ние + г.г.

Предста-вители

Характеристики, черты

Символизм от гр. symbolon - «знак, символ».  1870-1920-е гг. Символизм как течение зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века . Основатель символизма – Шарль Бодлер

Символизм

от гр. symbolon - «знак, символ».

1870-1920-е гг.

Символизм как течение зародился

во Франции в 60-70 гг. XIX века .

Основатель символизма – Шарль Бодлер

Истоки русского символизма . Шарль Бодлер Артюр Рембо Поль Верлен Стефан Малларме

Истоки русского символизма

.

Шарль Бодлер

Артюр Рембо

Поль Верлен

Стефан Малларме

Представители Ф. Сологуб З. Гиппиус Д. Мережковский К. Бальмонт В. Брюсов В. Иванов А. Белый А. Блок

Представители

Ф. Сологуб

З. Гиппиус

Д. Мережковский

К. Бальмонт

В. Брюсов

В. Иванов

А. Белый

А. Блок

Черты символизма  Символ - образ, имеющий безграничное количество значений , он передает индивидуальное представление поэта о мире ; образ, требующий от читателя сотворчества .  Искусство – это не изображение реальности, а « постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника. Мир непознаваем . Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область « абсолютных идей», «мировой души») Антитеза мира реального и идеального* Звукопись . Поэзия тяготеет к музыке . Музыкальность – высшая форма проявления звука. Цветовая значимость . Каждый цвет – значение. Вопросы о судьбе России. Идеал Вечной Женственности (философия В.Соловьева*).  Любовь – чувство «неземное» , ее нельзя испытать телесно. Жанры : сонет, рондо

Черты символизма

  • Символ - образ, имеющий безграничное количество значений , он передает индивидуальное представление поэта о мире ; образ, требующий от читателя сотворчества .
  • Искусство – это не изображение реальности, а « постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов)через духовный опыт человека и творческую интуицию художника.
  • Мир непознаваем . Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высшую реальность» (область « абсолютных идей», «мировой души»)
  • Антитеза мира реального и идеального*
  • Звукопись .
  • Поэзия тяготеет к музыке . Музыкальность – высшая форма проявления звука.
  • Цветовая значимость . Каждый цвет – значение.
  • Вопросы о судьбе России.
  • Идеал Вечной Женственности (философия В.Соловьева*).
  • Любовь – чувство «неземное» , ее нельзя испытать телесно.
  • Жанры : сонет, рондо
 Акмеизм ( от греч. аkme – «высшая степень», «вершина», «цветение», «цветущая пора» )   Возник в 1913 году Акмеизм возник в России .

Акмеизм

( от греч. аkme – «высшая степень»,

«вершина», «цветение», «цветущая пора» )

Возник в 1913 году

Акмеизм возник в России .

Представители акмеизма О. Мандельштам Н. Гумилёв А. Ахматова С. Городецкий

Представители акмеизма

О. Мандельштам

Н. Гумилёв

А. Ахматова

С. Городецкий

Черты акмеизма Акмеизм выделился из символизма и был его « оппозицией » Критика туманности языка символистов. Возврат к материальному  миру, предмету, точному значению слова .  Отказ от таинственности , туманности, многозначности.  Мир материален , предметен, нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов . Культ « прекрасной ясности »: поэзия должна быть понятна , образы – четкими.  Отточенность деталей, создающих конкретную картину, слова « с более устойчивым содержанием »  Основной жанр – мадригал  – небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно  любовно-лирического содержания .  Любовь – земное чувство , а не «прозрение других миров».

Черты акмеизма

  • Акмеизм выделился из символизма и был его « оппозицией »
  • Критика туманности языка символистов. Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова .
  • Отказ от таинственности , туманности, многозначности.
  • Мир материален , предметен, нужно искать в мире ценности и запечатлевать их при помощи точных и понятных образов .
  • Культ « прекрасной ясности »: поэзия должна быть понятна , образы – четкими.
  • Отточенность деталей, создающих конкретную картину, слова « с более устойчивым содержанием »
  • Основной жанрмадригал – небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно  любовно-лирического содержания .
  • Любовь – земное чувство , а не «прозрение других миров».
Футуризм (от лат. futurum – будущее) 1912-1916 годы Футуризм зародился в Италии в 1910-1915-х гг.

Футуризм

(от лат. futurum – будущее)

1912-1916 годы

Футуризм зародился в Италии

в 1910-1915-х гг.

Представители футуризма В. Маяковский  В. Каменский В. Хлебников И. Северянин Д. Бурлюк

Представители футуризма

В. Маяковский

В. Каменский

В. Хлебников

И. Северянин

Д. Бурлюк

Черты футуризма  Отказ от традиционной литературы (« Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности» ). Отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.  Мотив  стремления в будущее , разрушение «старых оков» и стандартов, поэтических штампов. Воспевание технологического прогресса , урбанизации  Поэт-бунтарь , творец новой реальности. Смелость, дерзость.  «Нетерпение» с существующему языку, словотворчество, создание своего языка. Звук имеет свое значение . Слово превращается в знак.  Резкое неприятие обыденности , а также «обыденного твочества» других поэтов. Литературные эксперименты с жанрами, формами, стихотворными размерами и пр. Метафоризация действительности. Эпатаж как вид творчества.

Черты футуризма

  • Отказ от традиционной литературы (« Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности» ).
  • Отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего.
  • Мотив стремления в будущее , разрушение «старых оков» и стандартов, поэтических штампов.
  • Воспевание технологического прогресса , урбанизации
  • Поэт-бунтарь , творец новой реальности. Смелость, дерзость.
  • «Нетерпение» с существующему языку, словотворчество, создание своего языка. Звук имеет свое значение . Слово превращается в знак.
  • Резкое неприятие обыденности , а также «обыденного твочества» других поэтов.
  • Литературные эксперименты с жанрами, формами, стихотворными размерами и пр.
  • Метафоризация действительности. Эпатаж как вид творчества.
Из манифеста футуристов: «Мы дали образец иного звука и словосочетания:  Дыр, бул, щыл,  убещур  скум  вы со бу  р л эз  (Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей  поэзии Пушкина).» Стихотворение А. Крученых – первый пример новой поэзии

Из манифеста футуристов:

«Мы дали образец иного звука и словосочетания: Дыр, бул, щыл, убещур скум вы со бу р л эз (Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина).»

Стихотворение А. Крученых – первый пример новой поэзии

Имажинизм от англ. и фр. image – «образ» 1918-1927 годы (с создания «Ордена имажинистов» и до его закрытия) Имаж изм возник в Англии, в США (т.е. англоязычные страны). * Имаж инизм – в России .

Имажинизм

от англ. и фр. image – «образ»

1918-1927 годы

(с создания «Ордена имажинистов» и до его закрытия)

Имаж изм возник в Англии, в США

(т.е. англоязычные страны).

* Имаж инизмв России .

Представители имажинизма В. Шершеневич С. Есенин  А. Мариенгоф

Представители имажинизма

В. Шершеневич

С. Есенин

А. Мариенгоф

Черты имажинизма  Основной целью этого течения стало изображение мира именно таким, каким он представлялся в действительности . Провозглашал самоценность поэтического образа как такового На первое место умение правильно и красиво создавать образы , а не только слова.  Каждое слово – это образ. « Поедание» образом смысла, образ важнее смысла , который он может нести. Творчество – « каталог образов ». Основное средство – метафора . Выступления против политизации искусства . Частый жанр – свободный стих , «свободный» от размера, ритма и т.д.

Черты имажинизма

  • Основной целью этого течения стало изображение мира именно таким, каким он представлялся в действительности .
  • Провозглашал самоценность поэтического образа как такового
  • На первое место умение правильно и красиво создавать образы , а не только слова.
  • Каждое слово – это образ.
  • « Поедание» образом смысла, образ важнее смысла , который он может нести. Творчество – « каталог образов ».
  • Основное средство – метафора .
  • Выступления против политизации искусства .
  • Частый жанр – свободный стих , «свободный» от размера, ритма и т.д.
Вне литературных стилей  и направлений Марина Ивановна Цветаева 26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Вне литературных стилей и направлений

Марина Ивановна Цветаева

26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!