Зарубежная литература 19 века
Выполнила:
Басистая Елена
Романтизм
Явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
протест против суровой противоречивой действительности. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей.
Реализм
Направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующих действительности.
В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. В рамках направления формируются новые жанры - бытовая картинка, пейзаж, натюрморт, портрет в жанре реализма.
Термин «реализм» впервые употребил Ж.Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Утверждается в 30 — 40-е. Реализм — это правдивое, объективное отражение действительности. Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие.
Романтизм
Романтический герой – герой-мечтатель, герой-созерцатель, живущий в ирреальном мире, является носителем наивысшей степени определённых качеств (смелость/трусость, красота/уродство)
Герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе «за угнетённую свободу человека», находящийся в противоречии с окружающей действительностью. Конфликт героя и общества обычно получает трагическое разрешение. Герой романтизма одинокий, беспокойный, страстный, неукротимый.
Натаниэль Хоторн
Реализм
Герой реализма – типический характер
Фредерик Стендаль
Романтизм
Изображаются исключительные обстоятельства. Романтическое миропонимание в силу своей дуалистичности (разомкнутость «духа» и «матери») обусловливает изображение жизни в резких контрастах .
Братья Гримм
Реализм
Изображаются типические обстоятельства. Жизнь как исторический процесс. Стремление к правдивому изображению действительности .
Проспер Мериме
Романтизм
Стремление к фантастическому, нереальному, экзотическому. Поэзия символов. «Конденсирующее и концентрирующее зеркало» (В.Гюго)
Гоффман
Реализм
Стремление к «правде жизни».
«Зеркало, переносимое в заплечном мешке путником, идущим по дороге: в нём отражается «правда, суровая правда» (Ф. Стендаль)
Оноре Бальзак
Романтизм
Субъективное восприятие и изображение действительности
Реализм
Байрон
Объективное изображение действительности
Генрих Гейне
Романтизм
Романтики брали во внимание среду. Они создали представление о «местном колорите», который был особенно необходим в историческом романе: воспроизведение далёкого прошлого требовало изображения реалий далёкой от настоящего действительности. Так появились пространные описания предметов, одежды, утвари, домов .
Реализм
Эдгар По
Реалисты под средой понимают как реалии, окружающие героя, так и убеждения, основные стремления социального окружения персонажа; но в первую очередь- социальные конфликты определённого исторического времени и конкретного государства .
Бичер-Стоу
Романтизм и реализм представляют собой две стадии в эволюции историко-литературного процесса XIX в. Эти стадии, хронологически сменяя, следуют друг за другом. Романтизм и реализм есть два основных направления, равно рождённых новой исторической реальностью и отмеченных повышенным вниманием к ней в литературе.
Литературный процесс XIX столетия обладает определённой цельностью мышления, в основе которой лежит убеждение в существенном несовершенстве современного мира, требующего исторических перемен. Осуществлены они могут быть лишь путём сознательного вмешательства человека. На смену романтической идее бунта приходит желание пристальнее изучить условия и законы общественного устройства, требующие обновления.