СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ребенок. Дорога. Безопасность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Ребенок. Дорога. Безопасность"

Просмотр содержимого документа
««Ребенок. Дорога. Безопасность»»

«Ребенок. Дорога. Безопасность»


Перфильева Алена Владимировна

Заведующий МБДОУ Д/с №100 Белоснежка г. Якутск

Михайлова Марина Юрьевна

Воспитатель МБДОУ Д/с №100 Белоснежка г. Якутск


 «Жизнь есть дар, великий дар

и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает».

Леонардо да Винчи





Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и прочими "радостями" цивилизации. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда и начинается его подготовка к пожизненной "професcии" участника движения - пешехода.

Вместо того чтобы всякий раз при мысли о пересечении ребенком улицы впадать в ступор, надо попытаться предотвратить беду, которая может случиться с каждым и в любой момент. Поэтому обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная и правильная подготовка маленьких пешеходов и пассажиров, которых за дверью квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности. Главной задачей для воспитателей является формирование у ребенка сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнении правил в обыденной жизни.

Самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, и несформированны навыки безопасного участия в дорожном движении. Большинство дошкольников не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Родители недостаточно уделяют времени обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывает у ребенка все больший интерес, а порой и «демонстрируют» неправильное поведение на дороге.

В настоящее время разработаны программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Но проблема безопасного поведения на улицах города по-прежнему сохраняет свою актуальность. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.Шорыгиной и др.

Необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения (далее ПДД) диктует сама жизнь. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД организуя разнообразные формы обучения детей.

Актуальность моей темы определяется реальными потребностями системы дошкольного образования в раннем информировании ребенка о правилах безопасного поведения на дороге, освоения им соответствующих умений; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на дороге и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения ( далее ДОУ).

И цель педагогов в детском саду сформировать у детей и родителей ответственное отношение к своему поведению на дороге.

Отсюда вытекают задачи:

  • Сотрудничать с родителями по приобщению детей к безопасному поведению на дороге

  • Знакомить детей с правилами и знаками дорожного движения.

  • Проводить различные игры, где дети отрабатывают навыки правильного поведения на дороге, знакомятся с дорожной грамотой.

  • Учить детей замечать неправильное поведение и давать ему оценку.

  • Закреплять правильное безопасное поведение детей на дороге и улице.

  • Создать в группе необходимую развивающую предметно-пространственную среду для формирования основ безопасности жизнедеятельности.

  • Пропагандировать безопасность дорожного движения и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

  • Привлекать внимание общественности, родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

  • Тесно взаимодействовать с сотрудниками Отдела пропаганды ГИБДД.

Наш детский сад является ресурсным центром СИО «Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста в процессе деятельности отряда ЮПИД в дошкольных образовательных учреждениях». Поэтому работа по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге начинается с самых первых дней ребенка в детском саду. т. е. с 2 лет. Работа проводится огромная, ниже мы остановимся на мероприятиях СИО, а сейчас немного о повседневной работе в группе, начиная с двух лет.

Проводим занятия, такие как: «Дорога города», «На автобусе к друзьям», «К нам едут гости», «Рассматривание и описание игрушки» (машины), «На чем ездят люди», «Друг на дороге», «Пешеходный переход». «Играть у дороги опасно». Рассматривание тематических картинок из серии «Транспорт».

Маленькие дети очень любят рисовать, лепить, клеить. На занятиях по продуктивной деятельности мы тоже уделяем много внимания работе по дорожной безопасности. Например, Рисование «Зебра на дороге», «Дорога для машин». Лепка «Цветные колеса», «Машина», аппликация «Автобус», «Пешеходный переход». Конструирование «Гараж», «Дорога для машин», «Грузовая машина».

Чтение и дети очень важная часть нашей работы. И мы много читаем детям о дороге, ее правилах, дорожных знаках. Нам помогают следующие произведения: А. Барто «Грузовик», «Самолет», С. Михалков «Светофор. Если свет зажегся красный», «Упрямый лягушонок», С. Маршак «Мяч». Н. Мигунова «Пешеходам - тротуар», «Осторожно на дороге. Три главных цвета», В. Веревкин «Учимся переходить дорогу», загадки о правилах дорожного движения и др.

Дошкольное детство не бывает без игр, мы играем всегда и везде и попутно знакомимся с правилами госпожи Дороги. Это такие игры как: «Собери светофор», «Найди знак», «Чего не хватает?», «На чем мы ездим», «Большой – маленький», подвижные игры «Светофор», «Пешеходы и водители», «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Едет, едет паровоз», «Загудел паровоз», «По длинной извилистой дорожке», "Машины", сюжетно – ролевая игра «Мы - шофёры», «Автобус»

Не остаются в стороне и наши дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки. Они изготавливают книжки-малышки на тему дороги и ее правил. Помогают в изготовлении игр и атрибутов к играм по правилам ПДД. Наблюдают с детьми за проезжающими машинами, за работой светофора, пешеходами. И ведут разговор о том правильно ли едут машины, не нарушают ли правила пешеходы.

Работа в младших группах идет очень интенсивно, дети с головой погружаются в мир дорожной безопасности на улицах. Знания детей накапливаются, систематизируются, откладываются в долговременной памяти. Дети внимательно вглядываются в окружающий их мир. Видят и отмечают правильное поведение водителей, пешеходов, родителей, других детей. Часто родители делятся с нами своими наблюдениями за детьми, отмечают, что сами иногда при попытке нарушить правило, получают совет от ребенка, как нужно сделать правильно, дети не дают нарушать правила движения на дороге, в автомобиле или при переходе через улицу.

В старших группах дети уже настоящие профессионалы в сфере дорожной безопасности. Они с легкостью находят выход из сложных дорожных ситуаций, аргументированно доказывают свою правоту, объясняют почему нужно поступать именно так, а не иначе. Для закрепления знаний по ПДД, мы проводим игры на интерактивной доске «Калибре».

Родители наши очень активно откликаются на наши просьбы, участвуют в конкурсах, готовят поделки, книжки-малышки, атрибуты для игр.

Помимо работы в детском саду, мы с ребятами группы участвуем во всех городских, республиканских, всероссийских мероприятиях СИО.

Участвовали в открытом фестивале «100 идей развития дошкольного образования – от сетевых инновационных объединений города Якутска, посвященный 100-летию образования ЯАССР» СИО «Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста в процессе деятельности отряда ЮПИД в дошкольных образовательных учреждениях».

Принимали активное участие в конкурсе Лэпбуков по ПДД. Получили дипломы 1 и 2 степени.

С огромным удовольствием дети участвовали в Конкурсно - игровой программе по ПДД «Путешествие гномов» для старших дошкольников. Заслуженно получили Гран -при конкурса «Игроляндия».

Дети и родители с огромным удовольствием приняли участие в фестивале «Модное дефиле» с демонстрацией одежды со светоотражающими элементами «Засветись с нами»

Участвовали в открытом городской дистанционный конкурс мультипликационных фильмов «Малыш, осторожно дорога!», по пропаганде соблюдения ПДД, среди педагогов СИО. Награждены диплом лауреата 2 степени.

Принимали активное участие в Неделе безопасности дорожного движения в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Внимание – дети!» проведение для дошкольников мероприятие под названием «Знаем Правила умело, применяем мы их смело!».

Проводим тренинги на автодроме ЦО Сосновый бор, в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Внимание – дети!» в автогородке учебно-методического центра безопасности дорожного движения инспекторы ГИБДД совместно с педагогами дополнительного образования организовали «Вело забег», в рамках которого с ребятами были проведены беседы на тему безопасного поведения в дорожной среде. Мероприятие называется «Путешествие на автодром».

Участвовали в интеллектуальной игре брейн-ринг по ПДД. Игра транслировалась в соцсетях НВК САХА.

Наши воспитанники участвовали в отборочном этапе Смотра - конкурса по безопасности дорожного движения «Лучшая детская агитбригада» среди воспитанников старшего дошкольного возраста».

Проводим тренинги, игры совместно с «Лабораторией Безопасности» из «Дворца детского творчества им. Ф.И. Авдеевой» ГО «Город Якутск». Е.В. Половинкина Старший педагог доп. образования МАНОУ «Дворец детского творчества им. Ф.И. Авдеевой» ГО «город Якутск»

Дети участвуют в агитбригаде «ЮПИД», но сначала мы проходим посвящение в ЮПИД.

Проводим очень интересный Авто –Квест по ПДД.

Участвовали в велопараде в ЦПКиО г. Якутска, посвященный 100-летию ЯАССР

Конкурс видеороликов среди ДОУ города Якутска «Моя безопасность - мои знания ПДД», совместно с группой по пропаганде БДД ОБДПС МУ МВД России «Якутское».

Участвовали в акции одноименном конкурсе «Елочная игрушка и символ года со светоотражающими элементами по ПДД». Получили диплом.

Принимали активное участие в окружном конкурсе чтецов, ПДД в стихах и песнях «ПДД и я -лучшие друзья».

В творческом конкурсе рисунков «Полицейский Дядя Степа 2022» и тематических поделок по ПДД «Знаем и выполняем» также приняли активное участие.

Фестиваль агитбригад, посвященный 50-летию движения ЮИД. Фестиваль транслировался по НВК САХА.

Участвовали в Республиканском дистанционном конкурсе видеороликов со светоотражающими элементами «Зажгись вместе с нами!».

Мы - участники I ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА видеоработ и презентаций «БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ!» направленном на профилактику ДТП с участием детей и приуроченном ко Всемирному Дню изобретения автомобиля Республика Саха (Якутия)

Участники I ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА декоративно-прикладного творчества по ПДД «АВТО-БУМ» направленном на профилактику ДТП с участием детей и приуроченном ко Всемирному Дню изобретения автомобиля Республика Саха (Якутия)

во Всероссийской акции «Безопасная дорога детства». Получили диплом.

Всероссийский конкурс рисунков по ПДД «Мой папа и я за безопасные дороги» от БФ имени «Наташи Ярыгиной».

I Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества по ПДД "АВТО-БУМ"

направленном на профилактику ДТП с участием детей и приуроченном ко Всемирному Дню изобретения автомобиля

II Всероссийская олимпиада по ПДД «Страна Светофория».

Открытый городской дистанционный конкурс мультипликационных фильмов «Малыш, осторожно дорога!», по пропаганде соблюдения ПДД, среди педагогов СИО.

Конкурс театрализации юных помощников инспекторов движения «Правила дорожные, всем знать положено»

Смотр-конкурс «Развивающая предметно – пространственная среда в группах ДОУ как фактор развития ребенка дошкольного возраста». Центр «Безопасности и правил дорожного движения».

Из всего перечисленного можно сделать следующие выводы:

  • Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно показать, как правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

  • Говоря о ЮИД движении, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты, его воспитательного влияния не только с определенным знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и усвоением способа их приобретения, не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности.

  • И в заключении хочется сказать, что каждому воспитателю, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте. Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы можем предположить, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь.

Библиографический список:

  1. "Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников" автор сост. Т.Г.Кобзева , И.А.Холодова, Г.С.Александрова.

  2. Азбука пешехода: для дошкольников.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с. 14.Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психологопедагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних» -

  3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001

  4. Е.И.Шаланова "Правила безопасности- Дорожного движения"

  5. Е.Я.Хабибуллина "Дорожная азбука в детском саду",2013

  6. К.В.Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013

  7. Коган М.С." Правила дорожные знать каждому положено".

  8. Козловская Е.А.. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002

  9. Лиходед В. "Уроки светофор".

  10. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.

  11. Н.В.Елжова "ПДД в детском саду", 2013

  12. Первая помощь. Учебник.

  13. Пикулева Н. "Дорожная азбука".

  14. Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013

  15. Т.Ф.Саулина "Три сигнала светофора"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!