СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ребенок у экрана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Ребенок у экрана»»

Консультация «Ребенок у экрана»

Сегодня телевизор, компьютер, планшет и телефон прочно вошли в жизнь в нашу жизнь. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом...Любимым занятием дошкольников оказывается зачастую просмотр видеороликов и мультфильмов на YouTube и компьютерные игры. Некоторые более осознанные родители включают малышам развивающие программы и сажают в манеж, думая, что при этом он повышает свое интеллектуальное развитие и при этом не мешает родителям заниматься своими делами. В результате дети все реже включаются в непосредственное личное общение и взаимодействие со взрослым или сверстником, становятся менее внимательны и чувствительны к окружающим, не умеют адекватно считывать эмоции партнера и контролировать свои состояния. Экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребенка (нарушение осанки, ухудшение зрения), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастет первое поколение "«экранных детей"» эти становятся все более очевидными. Часто встречающиеся последствия бесконтрольного просмотра ТВ и игры в гаджетах:

Задержка речевого развития.

Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог и слышит живую речь. Речевые звуки, которые исходят с экрана телевизора, не обращены к ребенку лично, тем самым они не предполагают никакого ответа, не побуждают ребенка к конкретному действию, в нашем случае ведение диалога, тем самым никаким образом не влияют на развитие речи. Мозг ребенка не обрабатывает телевизионную речь с той же интенсивностью, что и разговор живого человека, потому что телевизор является «точечным» источником звука, когда в реальности звуки окружающего мира более живые и объемные. Как следствие, дети не умеют концентрировать свое внимание на конкретном звуке, страдают дефицитом внимания и нарушением слухового восприятия, у них снижен процесс формирования речи и развития артикуляции. Бывает и так, что дети не смотрят телевизор, но он постоянно работает в семье, издавая определенный фон, который тоже мешает понимать речь родителей и других членов семьи, тем самым «тормозит» речевое развитие ребенка.

-Дефицит концентрации. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.

- Отсутствие интереса к творческой деятельности – малышу неинтересно самому придумывать игры с игрушками, слушать сказки, конструировать сказочные города, рисовать, творчески открывать мир и брать инициативу в свои руки. Он становится заложником всё новых стимуляций с экрана. Ведь намного проще нажать кнопку и пассивно ждать, чтобы тебя развлекали, чем самому активно действовать.

- Перегрузка (возбуждение) нервной системы. Очень часто родители сажают ребенка к телевизору или дают планшет/телефон, чтобы он успокоился. Но на самом деле, происходит наоборот. С экранов поступает много стимулов и сигналов сразу. Длительный просмотр отнимает у ребенка много сил, заставляет усиленно работать нервную систему, что приводит к ее возбуждению. Поэтому ребенок может плохо есть, спать и капризничать.

- Задержка психических процессов (память, внимание, воображение и др.)

-Нестабильность эмоций (агрессия, плаксивость, повышенная возбудимость).

Базовые правила просмотра мультфильмов

Но это совершенно не значит, что нужно полностью запретить или исключить мультфильмы из жизни ребенка, важно во всем соблюдать определенные правила просмотра:

1. Мультфильм – не вместо родителей, а вместе с родителями. Телевизор- не нянька. (Откажитесь от привычки "спихивать" ребёнка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты.) Новый мультфильм ребенок смотрит только вместе со взрослым.

2. Чем больше в жизни ребенка любого возраста экрана, тем больше должно быть занятий "объемных" - лепки, аппликации, игры в песке, с крупами, рисования и проч.

3. Важно не показывать мультфильмы детям во время еды. Мы так «сбиваем» пищевые настройки.

4. Если ребенок начинает себя идентифицировать с героем мультфильма, можно поиграть в «волшебство»: после просмотра дотронуться волшебной палочкой (карандашом) и сказать, например: «Мальчика Федю из Фиксика обратно в мальчика превращаю».

5. С точки зрения больше физиологии - четко дозировать длительность просмотра мультфильмов в соответствии с возрастом: - до 2 лет просмотр запрещен; - с 2 до 3 лет — по 20—30 минут в сутки в три захода по 10 минут; - с 3 до 7 лет не более 50 минут в день;

6. За 2 часа до сна никаких мультфильмов и гаджетов. Свет от экрана подавляет выработку мелатонина – гормона сна. В итоге дети дольше засыпают и плохо спят.

7. Обязательно обсудите просмотренный мультфильм, попросите ребенка пересказать, что он запомнил.

8. Лучше всего, сначала прочитать книгу, проиграть книжный сюжет с героем, а затем лишь посмотреть мультфильм. Тогда мы можем говорить о пользе и развитии для ребенка. Самое главное, во время чтения у ребенка начинает работать воображение, в то время как мультфильм предлагает все готовое, работа воображения блокируется.

9. Выбирайте только качественные мультфильмы, и не забывайте о познавательных фильмах. Мультфильмы должны учить любить животных, природу, учить дружбе, помогать изучать окружающий мир, учить выполнять свои обязанности. Герои должны быть примером показывать, как нужно выполнять те или иные действия.

Критерии качественного мультфильма

-В мультике должны быть четко обозначены границы добра и зла,(как утверждают статистические данные, современные дети все с большим трудом начинают различать разницу между добром и злом, они не видят перевеса со стороны положительных героев, ведь зачастую в мультфильмах побеждает не храбрость, доброта и благоразумие, а сила, напористость, а порой даже наглость).

-Персонажи мультфильмов должны быть реалистичными, а не мутированными (маленькие дети с большим усилием различают персонажей, ведь вместо положенного серенького зайчика на экране бегает оранжевый гибрид, который слишком отдаленно напоминает того, кем именуется).

- Мультфильм должен быть «медленным». Это касается смены кадров, динамики и темпа речи персонажей. Чем быстрее смена кадров, тем меньше времени у ребенка проанализировать и переработать информацию, а значит он усваивает ее шаблонно, машинально, как кодировку. Чем быстрее и громче речь персонажей (различного рода звуки персонажей в беге, полёте, сцены драк и ссор) агрессивно влияют на психику ребенка, провоцируя перевозбуждение, гиперактивность малыша, в особых случаях доводя до тахикардии и небольшого повышения температуры. Динамика и темп музыкального сопровождения сцен также должны быть умиротворёнными. В противном случае у малыша развивается суетливость и чрезмерная подвижность.

- Даже самый поучительный и добрый мультик сможет представить опасность для психического состояния малышей, если в нём используются сильно яркие цвета. Цвета, которые резко друг с другом не сочетаются, «кислотные» цвета, многочисленные спецэффекты не только отвлекают от полного сюжета и пагубно влияют на зрительный нерв малыша, но и в совокупности с быстрой скоростью кадров нарушают психический баланс ребенка.

- Подбирайте мультфильмы, в которых присутствуют не только диалоги и массовые сцены (которые лишь информируют о ситуации и не дают возможности размышлять и делать выводы), но и монологи персонажей. Их мысли, переживания, обоснование и мотивация поступков преподноситься малышу должны закадровым голосом. Это развивает аналитические качества, ребенок учится взвешенно подходить к вопросу и нести ответственность за принятое решение. Монологи расширяют словарный запас, развивают воображение и учат формулировать свои мысли.

Мультфильмы по возрастам:

В 2-3 года ребенок, в основном, слушает и воспринимает сказки о животных. Их и будем показывать. Сказки попроще - («Колобок», «Три медведя», «Петушок-Золотой гребешок» и т.п.) – в два года, («Лиса и волк», «Кот Котофеевич») – в три года.

В 4 года вводим мультфильмы по русским волшебным сказкам («Гуси-Лебеди», «Царевна-Лягушка», «По щучьему велению» и др.). В этом возрасте ребенок уже начинает воспринимать социальные отношения: дружба, любовь, брак, верность, помощь в беде, борьба добра со злом, жизнь и смерть и т.д. Можно посмотреть и простые сказки Андерсена: «Дюймовочка», «Золушка», а также сказки Чуковского об Айболите. В мультфильмах для 4-леток главные действующие лица уже не только животные, но и люди (как правило, дети). В этом возрасте смотрим классические серии: Ежик и Медвежонок, кот Леопольд, крокодил Гена и Чебурашка, Маугли, 38 попугаев.

В 5 лет можно показать ребенку полнометражные мультфильмы по русским и зарубежным авторским и народным сказкам. Лучше разбивать просмотр таких мультфильмов на несколько сеансов (по 15-20 минут). В этом возрасте смотрим «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Конек-Горбунок», «Бемби», мультфильмы по сказкам Пушкина и Андерсена, и другие. Мультфильмы на 5 лет – со сложным сюжетом, зачастую философские.

В 6 лет – еще более сложные: научно-популярные :«Алло! Вас слышу!», «Коля, Оля и Архимед»,«Тайна третьей планеты»,«В стране невыученных уроков».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!