План действий, когда Вам кажется, что ребенок не выпускает из рук гаджет
Вдохновляйте ребенка
Создайте условия, чтобы у ребенка появилось вдохновение заняться чем-то еще. Достаньте игрушки, в которые он давно не играл, предложите ему материалы для творчества или придумайте поручение.
Проявите интерес
Активно поддерживайте занятия ребенка, не связанные с гаджетом. Расспросите ребенка и сами расскажите, что вам нравится в его игре и творчестве. При этом не упоминайте электронные игры.
Хвалите ребенка
Когда ребенок занят не гаджетом, используйте описательную похвалу. Опишите, что он делает: «Да у тебя тут настоящая художественная студия!», «Я вижу целую армию солдатиков». Опишите свои позитивные впечатления: «Когда я смотрю на этот рисунок, я так и вижу море». Опишите усилия или способности ребенка: «Ого! Непросто же было это сделать!», «Эти пятнышки у тебя получились такие яркие, как настоящие цветы на лугу».
Например, ребенок нарисовал рисунок маме и активно показывает его:
ВМЕСТО!
Мама: «Красиво! Ого!»
Ребенок быстро откладывает рисунок.
НАДО!
Мама: «Смотри-ка, тут и рыбка нарисована! А это напоминает мне ту ракушку, которую мы нашли в Сочи».
Ребенок: «Да! Нарисую еще, какие камешки мы нашли…»
Будьте последовательны
Сами не используйте гаджеты без острой необходимости и для отдыха, и развлечения. Также не используйте разрешение или запрет на игру в качестве средства воспитания.
Например, ребенок с планшетом в руках намеревается играть:
ВМЕСТО!
Мама: «Брось его уже!»
Или: «Хватит! Много уже играл!»
Или: «Опять ты с планшетом! Тебе делать, что ли, нечего больше? Полный дом игрушек!»
Ребенок: «Не хочу! Надоело! Не много! Хочу планшет!»
НАДО!
Мама (переключение через тактильный контакт): «А ну, иди-ка сюда, я тебя пообнимаю! Ты мой медвежонок!» Обнимает ребенка, поднимает на руки.
Или (переключение через игру): «Эй, парень, у нас тут полицейский участок и все гаджеты запрещены! Придумай- ка что-то другое!»
Ребенок вдохновляется игрой: «Если это полицейский участок, то где же твой пистолет? Сейчас принесу!»
Придумайте правила
Уменьшите количество и репертуар электронных игр на гаджете ребенка. Обдумайте и решите, на какое время и при каких условиях вы считаете электронную игру возможной. Убедитесь, что ваши правила понятны и непротиворечивы. Сообщите ребенку о своем решении. Придерживайтесь его.
Обнимите ребенка
Когда ребенок готов взяться за гаджет, обеспечьте ему приятный физический контакт с собой. Погладьте по голове, обнимите, покачайте на коленях, побегите вдогонку за ним.
Оцените ситуацию
Часто дети привязаны к гаджетам не просто так, а потому, что это удобно их родителям. Подумайте, может быть, вы «отделываетесь» гаджетом или мультиком каждый раз, когда у вас нет сил или настроения взаимодействовать с ребенком. Если так, то помните: чтобы изменить детское поведение, сначала вы должны сами что-то поменять во взаимодействии с ним
Создайте впечатления
Часто гаджеты нужны детям, которым не хватает впечатлений. Пополняйте запас впечатлений ребенка – когда можете, поиграйте с ним, помогите ему развить сюжет игры, разнообразьте его досуг. Когда не можете играть, предложите ребенку предмет или материал, который вдохновит его на игру, и с помощью которого он получит сенсорные и эмоциональные впечатления. Используйте список «предметов-вдохновителей».
Оставьте послания
Оставьте ребенку записку с вашим пожеланием, даже если он еще не умеет читать. Прочитайте ее ребенку. В записке вежливо и с симпатией изложите просьбу к ребенку или правило. Например: «Милые дети! Прошу вас придумать и нарисовать по 5 занятий, которые вам понравятся больше игры на планшете. Люблю Вас папа».
Список предметов вдохновителей
- кусочки тряпок разных фактур;
- скотч;
- деревянная ложка или миска;
- трубочки для коктейля;
- фольга;
- старая шапка (можно посадить в нее небольшую игрушку или сказать: из этого можно сделать нору… или еще что-то);
- пакет или сумка + задание («собери-ка то, что может понадобиться на острове);
- страшим дошкольникам: набор инструментов и кусок плотного картона или деревяшка;
- газеты и ножницы;
- фотоальбом с фотографиями с отдыха;
- игрушки, с которыми ребенок играл до года-двух;
- немного крупы в небьющейся миске;
- мелки и доска (или любая покрашенная графитовой краской твердая поверхность);
- таз с водой и резиновые игрушки;
-воздушные шарики.
Этот список можно пополнять. Ваши помощники – любые безопасные для ребенка объекты, которые стимулируют работу фантазии и сенсорные впечатления, то есть тактильные, слуховые, зрительные, моторные ощущения.
Педагог-психолог Пономарева Е.Ю.
Вы можете получить консультацию по интересующим Вас вопросам.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №39
«Ребенок все время в гаджете:
«Как отвлечь?»
г. Советская Гавань
2022 г.