С проблемой школьной адаптации сталкивается практически каждый родитель ребенка школьного возраста. Самые частые вопросы, которые беспокоят родителей и педагогов: почему ребенок с хорошим интеллектом своим поведением доставляет массу проблем педагогам, родителям и сверстникам? Почему дети с нормальным умственным развитием не могут обучаться в школе из-за своего поведения, выраженной неусидчивости и невнимательности? Почему мой ребенок так утомляется, начал уставать и раздражаться?
Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него изменяются не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна для ребенка, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
Чтобы учеба для детей была в радость, а не в тягость, родители должны создать все условия для успешной адаптации ребенка к школьным условиям.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.
Соблюдайте правильный режим дня. При его несоблюдении у ребенка отмечаются раздражительность, повышенная возбудимость, обидчивость, быстрая утомляемость, расстройство сна, головные боли, слабость. Родители не всегда придают им значение. Отклонения расцениваются как каприз, лень, нежелание учиться. А это первые признаки хронического утомления. Режим поможет ребенку организовать свой день и распределить силы. Продолжительность ночного сна должна быть не менее 10 часов. Организуя утренние часы ребенка необходимо приучить его умению быстро одеться, убрать постель, сделать утреннюю гимнастику. Отправляясь в школу, ребенок должен обязательно позавтракать. По возвращению из школы ребенок должен пообедать и хорошо отдохнуть. Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный эликсир здоровья. Не менее 2-3 часов ежедневно ваш ребенок должен гулять. Только в подвижных играх со сверстниками, играя с мячом, прыгая через скакалку, строя «сооружения» из песка, а зимой из снега, катаясь на лыжах, санках и т.д., дети могут удовлетворить естественную потребность в движении. Являясь важным условием физической закалки, двигательная активность стимулирует рост и развитие ребенка.
Развивайте нравственно-волевые качества ребенка. Взрослых членов семьи чаще волнуют вопросы интеллектуальной подготовки ребенка к обучению в школе – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость.
Большое внимание на развитие у ребёнка нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается «борьба» положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Формируйте у ребенка адекватную самооценку, это представление о себе, уважение или неуважение к себе. Формируется она в процессе общения с взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для ребёнка является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих. Это поможет ему избежать многих конфликтов со сверстниками и учителем.
Воспитывайте самостоятельность и настойчивость. Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.
Воспитать самостоятельность и настойчивость помогут выполнение трудовых поручений, постоянные обязанности по дому: убрать свою постель, свое рабочее место или комнату, помыть за собой посуду, купить хлеб и т.д.
Не забывайте: без взрослого, без человеческого общения, никакие высшие психические функции и личностные качества развиться не могут.
Конечно, эти рекомендации являются общими. Дальнейшая работа зависит только от желания родителей помочь своему ребенку развиваться.