СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ребусы конспект занятия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ребусы конспект занятия»

Конспект на тему «Страна ребусов»

Габова Алина, 721 группа

Возраст: 10-12 лет

Цель: познакомить детей с понятием «ребус», историей появления ребусов, научить детей решать ребусы.

Задачи:

  1. Обучающие: расширить умственный кругозор детей; рассказать историю появления ребусов.

  2. Развивающие: помочь развитию интереса к интеллектуальным играм; начать развитие формирования логических мыслительных операций;

  3. Воспитательные: начать формирование учебно-познавательного интереса к ребусам; способствовать самореализации детей через интеллектуальное творчество.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.



Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы

с вами познакомимся с новой, но

очень интересной темой.

Дети приветствуют педагога.

  1. Актуализация знаний, мотивационный этап

-Но для начала вам необходимо отгадать о чём идёт речь:

Загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками?

-Правильно, это ребус!

-Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия сегодня?

-Всё верно, тема нашего занятия ребусы.

-Кто-нибудь знает, что это такое?

-Отлично, а теперь мы познакомимся с этим понятием поближе!

Ребята отгадывают загадку и выходят к теме урока.







Дети рассказывают, знают ли они, что такое ребусы.

  1. Изучение нового

материала (понятие «ребус», история появления ребусов, виды ребусов, правила разгадывания ребусов)

-Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер.

Ребус — это головоломка, которая сочетает в себе использование иллюстрированных картинок с отдельными буквами для изображения слов или фраз.

Ребусы появились очень давно, в эпоху возрождения письменности

(рисунчатое письмо).

Историю возникновения ребуса можно отнести к древним

временам, когда люди передавали друг другу информацию с

помощью примитивных изображений. Древние египтяне

еще за три-четыре тысячелетия до нашей эры использовали эти приемы, когда некоторые слова было проще нарисовать нежели написать.

Ребус зародился во Франции в 15 веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавала, содержавшие остроумные обозрения из местной жизни, называвшиеся «новостями дня».

В дальнейшем слово «Ребус» получило то значение, в котором оно ныне употребляется.

В 1582 году во Франции появился первый печатный сборник ребусов, составленный Э. Табуро.

В России впервые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы,

нарисованные художником И. Волковым в журнале "Нива".

А в 1881 году увидел свет еженедельный журнал «Ребус».

Он стал очень популярным, поскольку, кроме статей по психологии, воспитанию и прочим, содержал увлекательные головоломки и шарады. К тому же за правильное решение

полагались призы. К сожалению, в 30-х годах XX века почти все издания журнала были

уничтожены. Но этот

увлекательный процесс разгадывания рисунков уже было

не остановить. Появлялись новые журналы, брошюры, буклеты и руководства по разгадыванию. А с появлением телевизора ребусы благополучно завоевали экран.

Популярность ребусов не падает

и сейчас. Они отлично развивают память и сообразительность.

К тому же интересны как

взрослым, так и детям.

-А кто-нибудь из вас знает, какие виды ребусов существуют?

-Хорошо, а теперь давайте я расскажу вам о видах ребусов.

1.Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

2.Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.

3.Ребусы-шутки — это шуточная загадка в стихах.

4.Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

5.Звуковой ребус — это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

6.Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

7.Ребус-задача — это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

8.Числовые ребусы — это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

-Ребята, вы хотите узнать правила разгадывания ребусов?

-Здорово.

Правила разгадывания ребусов:

1.слово или предложение делится

на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка.

2.названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;

3.если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;

4.если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то

не читаются первые буквы слова. 5.если запятые стоят после

рисунка, справа от него, не читаются последние буквы;

6.если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;

7.если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;

8.если рядом с зачёркнутой

буквой написана другая, ее

следует читать вместо

зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;

9.если часть слова произносится

как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5 - опять; 100Г - стог);

10.если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета

11.многие части зашифрованных слов обозначают

соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над,

за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква

составлена из других букв, при чтении используется предлог из.






Дети внимательно слушают

историю появления ребусов.



























































Дети отвечают на вопрос (рассказывают виды, если знают

их)

































Дети отвечают на вопрос.







Дети слушают правила разгадывания ребусов, если что-то непонятно переспрашивают,

задают вопросы.

  1. Закрепление материала

-А теперь вам необходимо будет отгадать загаданные мною ребусы, отвечаем по руке. Ребусы будут связаны с темой «Профессии»

(Приложение 1)

Дети разгадывают ребусы.

  1. Практическая работа

(работа в группах)

-Ребята, а теперь вам необходимо будет объединится в группы.

(объединяю в группы по принципу

1,2,1,2). Ребята с цифрой 1 идут в одну команду, с цифрой 2 в

другую.

Правила:

Вам необходимо самостоятельно составить 5 ребусов по теме «профессии». После выполнения задания ребята обмениваются своими ребусами, и разгадывают ребусы друг друга.

-Молодцы ребята, вы замечательно справились с заданием и отлично усвоили новую тему занятия.

Дети объединяются в группы и придумывают ребусы для команды соперников.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

- Итак, скажите, что мы с вами сегодня изучали?

Что такое ребус? Какие правила ребуса мы сегодня изучили? Зачем необходимо знать эти правила? Молодцы!

— вот наше занятие и подошло к концу. Предлагаю закончить наш урок продолжениями фраз,

которые представлены на доске.

(Приложение 2)

Дети отвечают на вопросы.






Дети подводят занятие к концу, продолжая фразы, тем самым оценивая свою деятельность на занятии.





Приложение 1:



ТРЕНЕР

ВОДИТЕЛЬ

ВРАЧ

ВЕТЕРИНАР

ПОВАР

АДВОКАТ

ПСИХОЛОГ

УЧИТЕЛЬ

ЛИНГВИСТ

ЖУРНАЛИСТ

ОКУЛИСТ
ПЛОТНИК

ПОЖАРНИК

ПОРТНОЙ



ПОЧТАЛЬОН

КОСМОНАВТ



Приложение 2:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!