СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речь для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

- Представляю вам статью на тему: Формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов на уроке окружающего мира.

Слайд

- Актуальность выбора темы данной работы обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования к читательской грамотности отражены в планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.  

Слайд

Функциональная грамотность школьников стала важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится всё больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. 

Слайд

На наш взгляд, читательская грамотность - это ключ к другим видам функциональной грамотности, без которого невозможно понимание учебных материалов, умение извлекать информацию из текста и использовать ее при решении различных задач.

В начальных классах на уроках окружающего мира можно развить читательскую грамотность не только на примере работы с текстами, но и с другими видами представления информации, ведь в современных учебниках по этому предмету детям предлагают работать также с таблицами, графиками, картами и др.

Слайд

Для осуществления образовательного процесса на уровне НОО нами был проведен анализ авторской программы, выбрана линия УМК «Перспектива» под редакцией Людмилы Георгиевной Петерсон, ведущей идеей которого является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения на уровне начального общего образования. В учебнике «Окружающий мир» широко представлен спектр упражнений для формирования функциональной грамотности.

Слайд

В современном мире дети сталкиваются лицом к лицу не только исключительно с текстовой информацией: ежедневно ребенок встречает различные знаки и символы, таблицы, карты. Умение анализировать данную информацию и пользоваться ею поможет обучающимся успешно проходить процесс обучения в школе.

Многие задания на уроках окружающего мира помогут развить и другие виды функциональной грамотности. Например, работа с таблицами, графиками и диаграммами позволит улучшить и навыки математической грамотности.

В систему упражнений для формирования читательской грамотности у учащихся 1-4 классов по предмету «Окружающий мир» нами были выбраны четыре направления:

Слайд

  1. Работа с текстом

Базовым элементом при оценке читательской грамотности у школьников является оценка их умений работы с текстами – это преобладающий вид представления информации.

Для оценки уровня владения ребенком навыками работы с текстом необходимо проанализировать совершённые им читательские действия, которые представлены на слайде.

Слайд

Задание

Слайд 

  1. Работа с таблицами

Все представленные умения позволит ребенку научиться выявлять общие черты объектов, разнообразить способы обучения, повысить интерес к процессу.

Слайд

Как пример для обучения учащихся навыкам работы с таблицами было разработано следующее задание по теме «Солнечная система» (3 класс).

Задание.

Слайд

  1. Работа со схемой

Способность обучающихся видеть смысловую связь в схеме, быстро находить в схеме нужную информацию – позволит ребенку научиться выявлять общие черты объектов, разнообразить способы обучения, повысить интерес к процессу.

Слайд

Задание.

Слайд

  1. Работа с картами и планами

Использование географических карт и планов, информации, сконцентрированной на карте – одна из главных возможностей на уроке Окружающего мира. Карты и планы – одни из новых видов предоставления информации для детей, следовательно, необходимо уделить особое внимание формированию умений по их чтению и изучению.

Слайд

Задание.

Слайд

Таким образом, данные направления и задания при использовании на уроках окружающего мира, помогут обучающимся вычитывать информацию из текстов разных видов, что необходимо при изучении различных учебных предметов. Ценность рассмотренных заданий заключается также в возможности их трансформации под цели конкретного урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!