СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь и речевое общение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные уроки развивают речь обучающихся и способствуют обогащению словарного запаса

Просмотр содержимого документа
«Речь и речевое общение»




В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ.

АВТОР-составитель: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Т.Б. Попова





УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

К УРОКАМ ДЕЛОВОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА

В 9 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ»






























Устная речь

В. Шефнер

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность –

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.











* * *

А. Марков


Есть речь, как ветерок степной,

Есть речь, как моря глубина,

Есть речь,

как дождик проливной,

Когда восходят семена,

Как родниковые ключи,

А то и как свинцовый град –

По темени стучит, стучит,

Да так, что жизни ты не рад.












КАК РАБОТАТЬ С ПОСОБИЕМ.

Дорогие ребята!

Перед вами пособие к урокам «Делового и творче­ского письма» по теме «Речь. Речевое общение». Оно по­может вам развивать и совершенствовать связную уст­ную и письменную речь. А что значит развивать речь? Это значит учиться правильно говорить, слушать, писать и читать. Почему? Потому что речь – процесс двусторон­ний: один участник такого процесса создаёт высказыва­ния в устной или письменной форме, а другой это вы­сказывание воспринимает.

На страницах пособия излагаются теоретические сведения; читайте этот материал особенно внимательно и вдумчиво. Если при чтении вам встретится что-то не­понятное, остановитесь и повторите ранее изученное.

Помимо теоретических сведений, пособие содержит пронуме-рованные практические упражнения и задания к ним.

Не забыты и ребята, любящие преодолевать трудно­сти. Для них даётся дополнительный, наиболее трудный и интересный материал.

Пособие содержит словарь. Встретив новое, непо­нятное для вас слово или выражение, обязательно обра­титесь к словарю. Делайте это без чьих-либо подсказок и напоминаний, развивая в себе любознательность. Слова, имеющиеся в словаре, отмечены в пособии звёздочкой (*).

Помните: словари – ваши друзья и помощники!

Ориентироваться в пособии вам поможет оглавле­ние.









Оглавление стр.

I. Речь. Речевая деятельность

Значение речи в жизни человека 4 - 6

Виды речи 7 - 10

Устная речь 10 – 13

II. Высказывание. Текст

Диалог и монолог 14 - 16

Письменная речь 17 - 19

Партнёры по общению 20 - 21

Задачи речевого общения 22 - 29

Повторение. 30 – 32

Контрольная работа по теме

«Речь. Речевая деятельность» 33 - 34

Словарь 35































Речь. Речевая деятельность.

Значение речи в жизни человека.


Речь – это способность говорить, говорение.

Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка


Люди общаются между собой с помощью языка – речи. И чтобы это общение было желанным, речь должна быть правильной, грамотной, красивой.

  • Речи вести – не лапти плести.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Как вы думаете, когда она могла появиться?

  • Ответьте на вопросы анкеты – поставьте крестик в графе «да» или «нет».

Анкета

1. Замечали ли вы, что кто-то говорит

  1. слишком громко

  2. слишком тихо

  3. не тем тоном

2. Замечали ли вы, что кто-то не умеет вежливо

  1. слушать

  2. поздороваться

  3. попросить

  4. отказать

  5. поблагодарить

  6. извиниться

3. Приходилось ли вам слышать хорошие, интересные

  1. рассказы

  2. сказки

  3. загадки

  4. скороговорки

  5. что-то ещё


4. Может быть, вам самим удалось сочинить

  1. рассказ

  2. сказку

  3. загадку

  4. скороговорку

да


______

______

______



______

______

______

______

______

______


______

______

______

______

______


______

______

______

______


нет


______

______

______



______

______

______

______

______

______


______

______

______

______

______

4

______

______

______

______

_____



Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта* является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Человек овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом* и монологом*, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством мы овладеваем не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики.

Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и т. д.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Речь – это способ познания окружающей действительности.

Упражнение 1. Объясни смысл пословиц.

Речи в…сти – не лапти пл…сти.

Красную реч х…р…шо и слушать.

Хрмое слово – крвая реч.

  • Спиши, вставь пропущенные буквы.

  • Сделай морфологический разбор слова речь.

Упражнение 2. Напиши слева на доске объявлений названия профессий, в которых речь имеет большое значение, а справа – выпиши слова, обозначающие профессии, в которых речь не имеет большого значения.

5

Доска объявлений

Музею требуются:

Подсказка: экономист*, садовник, экскурсовод, смотритель, переводчик, искусствовед, охранник, реставратор, кассир, уборщица.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Объясни, чем занимаются люди этих профессий?

Упражнение 3. В русском языке много таких слов, как болтун, молчун, остряк, пустомеля и т. д. С их помощью даётся речевая характеристика человека. Запиши по образцу, как мы назовём мальчика и девочку, которые любят

говорить – говорун и говорунья_______________

ворчать - _________________________________________

кричать - _________________________________________

шептать - ________________________________________

спорить - _________________________________________

острить - _________________________________________

Упражнение 4. Прочитай стихотворение. Скажи, о чём рассуждает поэт? Какая бывает речь? Объясни своими словами.

* * *

Есть речь, как ветерок степной,

Есть речь, как моря глубина,

Есть речь, как дождик проливной,

Когда восходят семена,


Как родниковые ключи,

А то и как свинцовый град –

По темени стучит, стучит,

Да так, что жизни ты не рад.

(А. Марков)


_________________________________________________________________________ 6

Виды речи.

В зависимости от задач высказываний и от ситуации человек использует разные виды речи: от крика о помощи до выступления на митинге, от лаконичной телеграммы до многопланового романа, от ответа ученика на уроке до научного сообщения.

Речь в первую очередь подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь – это речь, обличённая в звуки и обращённая к другим, поэтому она представляется как двусторонняя деятельность и предусматривает наличие двух сторон: «отправителя» и «получателя» речевых сигналов». «Отправитель» говорит или пишет, «получатель» слушает или читает.

Внутренняя речь – это не произнесённая и не написанная, «мысленная» речь. Она обращена к самому себе.


РЕЧЬ


Внешняя Внутренняя

(рассчитана на восприятие (обращена как бы к самому себе)

другими людьми)


РЕЧЬ


Устная Письменная

(говорю и слушаю) (пишу и читаю)


Внешняя речь

Устная Письменная

(говорю и слушаю) (пишу и читаю)





Внутренняя речь

Устная Письменная

(думаю, размышляю) (читаю про себя)


Упражнение 5.

  • Составь и запиши словосочетания прил. + сущ. со словом речь.

  • Устно составь предложения с полученными словосочетаниями.



Упражнение 6. Прочти предложения, выбери пояснения к ним из правого столбика.

  • Предложения соедини стрелками, а потом запиши парами.


Об этом речи не было.

О чём идёт речь?

Об этом не может быть и речи!

О чём речь!



Этого не будет, нельзя.

Об этом ничего не говорилось.

Само собой разумеется, нет никакого сомнения.

О чём разговор?

Упражнение 7. Прочитайте диалоги по ролям. Обратите особое внимание на интонацию и знаки препинания в предложениях.

Ситуации.

1) - Я хотел с тобой поехать в горы. Почему ты меня не взял с собой?

- Об этом речи не было. Я не знал, что ты хочешь ехать со мной.

2) - О чём идёт речь? Я прослушал.

- Мы говорим о том, что животное в доме – это радость, забава, но в то же время и большая ответственность.

3) – Можно я задержусь у подруги до 11 часов вечера?

- Об этом не может быть и речи!

4) – Ты уверен, что сдашь экзамены хорошо?

- О чём речь!



Упражнение 8. Прочти текст.

Вот скрипнула к..литка, разд…лись ш…ги под окном. Сейчас войдёт ч…ловек и произойдёт самая ч…десная вещь на свете – ч…ловеческое общение. Мы будем делит…ся своими мыслями, выражая их в предложениях. Будем слушать реч… друг друга, спорить и соглашат…ся, уд..влят…ся и спрашивать. Это поможет нам понять друг друга и сделать наше общение инт…ресным, радос…ным.

  • Спиши, вставь пропущенные буквы.

  • Ответь письменно на вопрос:

- Какое значение имеет речь в жизни человека?

Упражнение 9. Прочитай шуточные правила пользования выражениями о языке.

1. Если у вас язык заплетается (не можете ясно сказать что-либо), то лучше держать язык за зубами (не болтать лишнего).

2. Когда вы захотите найти общий язык (достигнуть взаимопонимания) с незнакомым человеком, то не надо тянуть его за язык (вынуждать высказываться).

3. Если у вас язык без костей (много болтаете), то в нужные моменты советуем прикусить язык (замолчать).

  • Выпиши устойчивые сочетания (фразеологизмы) с переводом их смысла.

  • Дополни запись любыми фразеологизмами.

Упражнение 10. Научись произносить скороговорки о скороговорках.

* * *

Нужно все скороговорки переговорить,

Перевыговорить,

И тогда так заговоришь,

Словно реченька зажурчишь.

* * *

Однако прыгают на языке скороговорки,

Как караси на сковородке.



9

* * *

Из-под Костромы, из-под Костромищи

Везёт Санька Саньку с Сонькой на санках.

Везёт да скороговорками так и сыплет:

Мол, тетерев сидел на дереве,

От дерева – тень тетерева;

Мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь;

Мол, каков Савва, такова и слава.

__________________________________________________________________________________________

Устная речь.

Известный рассказчик прошлого столетия Ираклий Андроников об устной речи говорил так: «Устная речь – это процесс публичного мышления. Это всегда импровизация*».

/Импровизация (см. словарь)/

Устная речь разделяется на активную и пассивную.


Устная речь


Активная Пассивная

(говорение - я говорю) (слушание - я слушаю)




Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения; письменная речь усваивается в результате специального обучения.

Устная речь – звуковая. Её достоинства в том, что она обладает большими выразительными возможностями, может оказать более сильное непосредственное воздействие на слушателей. У говорящего легче устанавливается контакт с собеседником, так как он видит его реакцию и может вовремя перестроиться. Недостатки устной речи определяются её неподготовленностью. Как правило, говорящий не имеет времени для обдумывания своего высказывания.



10

Устная речь имеет свой синтаксис, свои лексические ресурсы, свою стилистику.

Устная речь характеризуется определёнными информационными средствами:

  • темп речи (ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логическое ударение, эмоциональные окраски и т. п.);

  • может сопровождаться мимикой и жестами;

  • говорящий может использовать наглядные средства, обратиться к ситуации.

Характеристика устной речи.


Функция

Сфера

применения

Особенности

Языковые

средства


Общение - обмен информацией, мыслями, впечатлениями,

планирование деятельности…


Повседневная жизнь


Непринуждённость, использование

жестов, мимики,

эмоциональность, оценочность.


Короткие и неполные предложения, слова-предложения, повторы,

обиходно-бытовая,

эмоциональная лексика.



Упражнение 11.

Ответьте на вопросы анкеты вначале письменно, а затем в форме устного рассказа – подробнее.

Анкета

  1. С кем ты дома чаще всего беседуешь?

______________________________________________________________________________

  1. С кем из ребят твоего класса чаще всего общаешься?

______________________________________________________________________________

11

  1. Можешь ли ты заговорить с незнакомым человеком? ______

  2. Что ты больше всего любишь? Подчеркни нужное слово:

читать, писать, говорить, слушать

  1. Ты хороший рассказчик? ________________

  2. Как бы ты сказал(а) о себе: я – общительн(ый)ая, необщительн(ый)ая, малообщительн(ый)ая. Нужное подчеркни.

__________________________________________________________________________________________ ??? Вопросы и задания для повторения

1. Что такое речь?

2. Расскажи о значении речи в жизни человека.

3. Дополни таблицы:



РЕЧЬ


… …

(рассчитана на восприятие (обращена как бы к самому себе)

другими людьми)

РЕЧЬ


Устная Письменная

(………………………………) (……………………………)



Внешняя речь

Устная Письменная

(говорю и слушаю) (.…………………………..)



12

Внутренняя речь

… …

(думаю, размышляю) (читаю про себя)


4. Прочти предложение, объясни:

  1. правописание слов с пропущенными буквами;

  2. значение слова импровизация.

Ус…ная реч(ь) – это процесс публич(?)ного мышления. Это вс…гда импр…визация. /Ираклий Андроников/

5. Дай характеристику устной речи.

6. Найди речевую ошибку в предложении. Исправь её.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта являются его речь.

__________________________________________________________________________________________




















13

Диалог и монолог.



Виды устной речи


Диалог Монолог

(разговор двух или нескольких лиц) (речь одного лица)


Упражнение 12. Прочти диалог по ролям.

Сценка «Диалог на улице».

Навстречу друг другу идут мальчики. Один хлопнул другого по плечу:

- Ты молоток!

- Молоток? – удивился мальчик.

- Молоток – значит молодец. Молодец, что молчал, а то бы мы погорели.

-погорели?

- Ну, влипли бы.

- Влипли? (в раздумье)

- Ну, засыпались бы, понимаешь?

Мальчик отрицательно покачал головой. Он ничего не понял.

- Что это было диалог или монолог? Докажите.

- Почему второй мальчик ничего не понял? (жаргонизмы)

- Как, по каким правилам должен строиться разговор?

14

Упражнение 13. Прочти правила ведения разговора.

Невежливо, неуважительно по отношению к собеседнику, некрасиво говорить так, чтобы тебя не понимали, и перебивать говорящего. Говоришь – говори внятно, правильно, неторопливо. Слушаешь – не перебивай.

  • Запиши правила по памяти, вставив пропущенные буквы.

  • Выдели и объясни орфограммы.

  • Найти в тексте наречия.

Упражнение 14. Прочитай и определи вид текста.

Я люблю в…робьёв, этих дер…ких, смелых и умных разбойников, благ…получно ж…вущих в шумных, мног...людных г...р…дах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются со…нцу, приходу в…сны. Сколько задора в их громком чирикании. Я ч..сто любуюсь в…сёлыми в…робьями, смотрю, как они бочком-бочком скач…т по бульварным доро…кам, клюют кро…ки хлеба, прыгают под н…гами прохож…х по гор…дским тр…туарам.

  • Озаглавь текст.

  • Спиши текст, вставив пропущенные буквы.

  • Выпиши из текста сложные слова.

  • Разбери по составу: городским, приходу, прохожих.


Упражнение 15. Выбери себе собеседника и прочитай с ним диалог по ролям.



- Знаешь, в нашем лесу растёт чудо-дерево!

- Какое?

- Берёза.

- Какое же это чудо? Берёзу встретишь на каждом шагу.

- Поэтому мы и не замечаем чудесного в ней. А берёза - единственное дерево с белой корой.

- Тогда я тоже знаю чудо. Второе. Ствол берёзы даже в жаркий день остаётся прохладным. Белый цвет ствола отражает солнечные лучи.




15

- Но самое удивительное – это берёзовый сок.

- Может, сходим за берёзовым соком?

- Чудак. Сейчас берёза готовится к зимнему сну, а соком она наливается ранней весной.



  • Какими мыслями вы поделились друг с другом?

  • Составьте монолог, выписав из диалога информацию о берёзе.


__________________________________________________________________________________________


??? Вопросы и задания для повторения

1. Что такое диалог*?

2. Составь диалог на тему «Речи вести – не лапти плести». Используй эту поговорку в диалоге.

3. Что такое монолог*?

4. Составь монолог на тему «Значение речи в жизни человека».


______________________________________________________________________________


16

Письменная речь.

Письменная речь усваивается в результате специального обучения.

Письменная речь, во-первых, всегда полнее и сложнее устной (особенно монолог): крупнее предложения, больше сложных предложений, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложения, больше книжных слов.

Письменная речь протекает значительно медленнее. Объясняется это возможностью подготовить, обдумать письменное высказывание.

Во-вторых, в письменной речи невозможны паузы, логические ударения и другие вспомогательные средства, играющие столь важную роль в устной речи. Этот недостаток письменной речи отчасти компенсируется знаками препинания, делением текста на абзацы, выделением слов шрифтом и некоторыми другими средствами.

Огромную роль в письменной речи играют орфоэпия и пунктуация.


Виды письменной речи.


Чтение Письмо

(читаю) (пишу)


Упражнение 16. Прочти и допиши:



Что значит талантливый читатель?


Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.

Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. (Почему?)



Упражнение 17. Прочитай, объясни смысл поговорки:



Красна речь пословицами и поговорками.


17

  • Спиши, выдели орфограммы.

  • Разбери по составу слова: пословицами, поговорками.


Упражнение 18. Запиши предложения, выдели орфограммы, объясни смысл пословиц и поговорок.


Пословица с делом сходится.

Словом туда-сюда, а делом никуда.

Пень – не околица, глупая речь – не пословица.



  • Сделай морфологический разбор слова речь.



Упражнение19. Составь и запиши пословицу из слов, данных вразброс:

За, маленькая, большую, собой, ложь, ведёт.



Упражнение 20. Составь и запиши предложение, включив в него пословицу из упр. №14.


Упражнение 21. Закончи пословицы:

Слово не воробей – … .

Одна паршивая овца … .

Семь раз отмерь, …

  • Письменно поясни смысл каждой пословицы.


Упражнение 22. Выразительно прочитай четверостишье:

Тот, кто жил для вещей, -

Всё теряет с последним дыханием.

Тот, кто жил для людей, -

После смерти живёт средь живых.


  • Сформулируй главную мысль, запиши её.

  • Спиши четверостишье.

  • Выдели орфограммы.



__________________________________________________________________________________________





18


Вопросы и задания для повторения

???

1. В чём отличия устной и письменной речи?

2. Дай характеристику письменной речи.

3. Прочти пословицы и поговорки. Запиши их в два столбика:

в 1 – те из них, в которых говорится о говорении и слушании,

во 2 – те, в которых говорится о письменной речи и чтении.

Хорошо, кто говорит хорошо, ещё лучше, кто хорошо слушает.

Поменьше говори, побольше услышишь.

Хорошая речь слаще мёда.

Пишут не пером, а умом.

Кто много читает, тот много знает.

Написанное не пропадёт.

Газеты читаю, потому всё знаю.

Книга – твой друг, без неё как без рук.

4. Допиши предложения.

Без говорения не бывает и с------- .

Слушать надо в---------- .

Я не всегда хорошо п--- .

Думаю, надо больше ч----- .



__________________________________________________________________________________________








Партнёры по общению.

Мы с вами сделали вывод, что речь, как средство общения, нам просто необходима. Человек без общения, как рыба без воды. Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, сначала очень страдал от отсутствия человеческого общения. Дошло до того, что он стал разговаривать сам с собой. А когда понял, что сходит с ума, всё же нашёл себе партнёров по общению. Сначала были коза и попугай, а позже девушка – негритянка по имени Пятница, которая сначала не понимала язык Робинзона Крузо, но тот её всему научил.

И так, человеку для общения нужны партнёры.

Партнёры по общению могут быть нескольких видов:

  1. Один два.

  2. Знакомые незнакомые.

  3. Сверстники взрослые.

  4. Знакомые знакомые.

  5. Сверстники сверстники и т. д.



Правила общения с различными видами партнёров несколько отличаются. Например, при общении с взрослыми или незнакомыми людьми мы употребляем местоимение вы, а не ты и т. д. Но самое главное правило – «При общении с людьми всегда будь корректен, вежлив; говори внятно, не торопясь» - остаётся единым для всех видов партнёрства.

Упражнение 23. Разделитесь на пары. Составьте диалоги:


  1. с одним партнёром;

  2. со многими партнёрами;

  3. со знакомым человеком;

  4. с незнакомым человеком;

  5. со сверстником;

  6. с взрослым человеком.

  • Обыграйте получившиеся диалоги.

Упражнение 24. Прочитай диалог, определи его вид.

- Слушай, Машка, вот если бы открылся такой магазин «Всё для счастья»?

- А чем там торговать? – спросила Машка, нисколько не удивившись.

  • Спиши диалог, выдели орфограммы.

Упражнение 25. Напиши мини – сочинение на тему «Магазин «Всё для счастья».

/Представь себе, что такой магазин существует, и ты решил что-то в нём купить. Как бы всё это могло произойти. Напиши об этом, введи в своё сочинение описание вещей, которые продаются в магазине «Всё для счастья»./

Упражнение 26. Составь диалог двух незнакомых взрослых людей на тему «Знакомство».

Упражнение 27. Продолжи диалог:

В доме технического творчества.

- Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, к кому можно обратиться, чтобы записаться в кружки?

- Подойди, мальчик, ко мне. Какие кружки тебя интересуют?

- Я хотел бы заниматься в …

Упражнение 28.

Вопросы для повторения по теме «Речь»:

  1. Что такое речь?

  2. Рассказать о культуре речи.

  3. Назвать виды речи. В чём их различия?

  4. Просклонять существительное речь.

  5. Какое значение имеет речь в жизни человека?

__________________________________________________________________



Задачи речевого общения.

При общении возникают различные речевые ситуации:

кому? зачем? о чём? как? при каких обстоятельствах? и т. д. я буду говорить (писать), слушать (читать).

В зависимости от этого существуют различные задачи общения: можно спросить, ответить, воскликнуть, рассказать и т. д. Эти глаголы передают характер речи, который выражается с помощью различной интонации: восклицательной, побудительной, повествовательной, вопросительной и т. д.

Упражнение 29. Вспомни глаголы речи, запиши, добавь список своими примерами.

Сказать, спросить, попросить, высказать, отказаться, узнать, согласиться, рассказать, ответить, объяснить, воскликнуть, возразить…

  • Объясни орфограммы.

  • Найди родственные слова, выдели в них корень.

Упражнение 30. Запиши предложение по памяти.

Он спросил, а я ответил.

Он воскликнул, возразил.

  • Подчерни глаголы.

Упражнение 31. Определи задачи речевого общения через чтение диалогов.

1)

- Ты зачем выходил в такую погоду из дома?

- Да мне срочно в аптеку надо было сходить: у брата была высокая температура.

2)

- Дай мне списать задание по математике.

- Нет, не дам. Если ты не понял – давай объясню. Не хочу оказывать тебе медвежью услугу.

  • Поработай над крылатым выражением:

- Что значит «оказать медвежью услугу»?





  • Допиши предложение:

Оказать медвежью услугу – значит … .

  • Объясни орфограммы.

  • Укажи части речи в словах.

Упражнение 32. Прочти текст:

Поздравление.


Ребята восьмых классов поздравили девочек с праздником.

Пришли утром девочки из 8а, а в стенгазете каждой девочке – поздравление в стихах.

- Подумаешь, стенгазета! Тоже мне поэты! - … .

- А нам шоколадки подарили, - … .

- Стихи дарили в разные времена всем прекрасным дамам, - … .

- Ой, не могу! В 8а – прекрасные дамы! - … .

- Да, у нас не только прекрасные дамы, но и прекрасные кавалеры, - … .

- Все подарки хороши, раз они от души, - … .


  • Выбери из рамки авторскую характеристику речи каждой девочки.



разрешила спор Таня, затараторила Света из 8 б, съязвила Света, похвасталась Лена из 8 б, объяснила Оля из 8 а, с достоинством ответила Оля


  • Запиши диалог со словами автора.

  • Подчеркни глаголы речи.

  • Выбери себе партнёров и прочти диалог по ролям. Обратите внимание на глаголы, которые передают характер речи участников диалога, выразив это интонацией.

Упражнение 33. Составь диалог в соответствии с речевой задачей.

Речевая задача: кто-то вас о чём-то попросил, а вы отказали ему с объяснением причин.





Упражнение 34. Спиши предложение. Объясни смысл пословицы.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

  • Выбери партнёра по общению, прочти диалог, определи речевую задачу.

- Почему ты плачешь? - …

- У меня есть друг… - …

- Так чего ж плачешь? - …

- Он – хороший друг… - …

- Так зачем же плакать?! - …

- Он сказал мне вдруг…

Он сказал мне правду, горькую, как лук.

  • Ответь на вопрос:

- Кого можно назвать настоящим другом?

Упражнение 35. Прочитай обращение своего сверстника.

Помогите мне.

Я очень хочу найти товарища, но не знаю как. В классе есть мальчик, но мы не уважаем друг друга. Все наши радости ограничиваются мелкими дешёвыми забавами. Он смеётся на уроке – и я смеюсь. Он рассказывает некрасивые истории – и я ему подпеваю. Он смеётся над слабым – и я не отступаю. получается, что мы соучастники, а не друзья.

  • Что ты можешь посоветовать автору этих строк? Порассуждай об этом. Начни так:


Я считаю, что настоящим другом может быть тот, кого ты … . Друг нужен не для того, чтобы … . Настоящий друг тот, кто … .

Упражнение 36. Запиши текст.

Чтобы понять смысл слова, надо «посмотреть в корень». В корне заключено значение слова. Как корень дерева даёт жизнь листьям, так от корня слова рождаются новые слова.


  • Ответь на вопросы:

- Что такое корень слова?

- Для чего служит корень слова?


  • Дополни правило.



Общая обязательная часть однокоренных (…) слов называется … .

В нём заключено … .


Упражнение 37. Образуй родственные слова от слова дружба.

  • В родственных словах выдели корень.

  • Объясни орфограммы.

  • Разбери слова по составу: подружка, дружеский, дружок.

Упражнение 38. На основе личного опыта, выскажи своё мнение о выборе друга (подруги).

  • Напиши мини-сочинение на тему «Кого можно считать настоящим другом?»

Упражнение 39. Прочти диалог:

- Ты мне друг?

- Конечно, друг!

- Настоящий?

- Ещё какой настоящий!

- Тогда дай списать задачу.

- Ладно, бери. А ты что за это мне дашь?

- А что ты хочешь?

- Ну не знаю. Сам решай, тебе же задача нужна. А я тебе даром её списывать не дам.

  • Дай оценку такой дружбе.

Упражнение 40. Поставь слова в порядке «возрастания» понятия:

Друг, приятель, товарищ.

  • Ответь на вопрос: - Чем отличаются эти понятия?

  • Составь предложения с каждым из этих слов, запиши.



Упражнение 41. Прочти текст.

Всё вокруг сделано человеческими руками. Руки управляются с пером и молотом. Руки бережно положат кусочек сахара в чашку и большой кирпич в стену нового дома. С погремушкой малыша и с винтовкой солдата обращаются человеческие руки. Они пашут, сеют, строят. Всё могут человеческие руки. Только надо приучить их к хорошему делу, чтобы стали они умелыми и послушными доброму сердцу.

  • Озаглавь текст.

  • Спиши, выдели орфограммы в тексте.

Упражнение 42.

Подумай и на основе личного опыта в практической деятельности составь диалог на тему «Что можно сделать своими руками на уроках профессионального обучения».

Начни так: На уроках ПТО всегда можно сделать что-то полезное и нужное своими руками. Например, …

Упражнение 43. Прочитай крылатое выражение:

Белая ворона.

- О ком так говорят?

  • Прочти. Это интересно!



Белая ворона. Откуда пошло это выражение?

Вы не раз, вероятно, видели белых мышей и кроликов. Реже можно встретить белых дроздов, лошадей, коров, оленей. В Северной Америке водятся белые белки. Труднее представить себе молочного цвета жабу с выпученными глазами, но есть, однако, и такая.

Чем же вызвана несвойственная перечисленным животным окраска и как это явление называется?

Как доказано учёными, это вызвано отсутствием в коже и волосах красящего вещества – пигмента. Животных с такими особенностями называют альбиносами*, а само явление – альбинизмом (от латинского слова «альбус» - белый).



Альбиносы бывают и среди ворон, но это необыкновенная редкость. Именно это обстоятельство и позволило древнему римскому поэту-сатирику Ювеналу бросить такое сравнение: «Раб может выйти в цари, пленник дождаться триумфа. Только удачник такой редкостней белой вороны…».

Выдумка Ювенала понравилась, её подхватили. С тех пор прошло две тысячи лет, а мы ещё говорим: «Это белая ворона», - встречая, например, человека теми или иными качествами резко выделяющегося из окружающей его среды.

А на Востоке родилось сходное выражение: «белый слон»; слоны-альбиносы с красными глазами очень редко встречались и поэтому высоко ценились ещё недавно среди жителей полуострова Индокитай.

  • Ответь на вопросы:

- Кого называют белой вороной?

- Есть ли в нашем школьном коллективе такой человек?

- Не называя имени и фамилии, скажите, чем он отличается от других?

  • Допиши предложение:

Белая ворона – это крылатое выражение. Так говорят о человеке, который … .

Упражнение 44. Прочитай внимательно статью академика Дмитрия Лихачёва.

«Человек должен быть интеллигентен».

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его соседей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень важно для того, чтобы жить счастливо и долго, так как интеллигентность равна нравственному здоровью.



Многие думают, что интеллигентный* человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков…

А между тем можно иметь всё и быть неинтеллигентным, а можно ничем этим не обладать, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Интеллигентность проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными мыслями и идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру, к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. И тренировка эта возможна и необходима в любых условиях.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости неинтеллигентного человека. Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на всё реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других, мешающий жить другим. Всё это человек душевно слабый. А душевная слабость приводит к физической слабости, к нездоровью.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Лицо человека, искажённое злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья.

  • Ответь на вопросы:

- Что такое интеллигентность*?

- В чём заключается интеллигентность человека?



  • Выполни тестовые задания к тексту.

/К каждому из заданий даны варианты ответов. Выберите на ваш взгляд один правильный ответ и сделайте соответствующую пометку/

Тест.

1) Какое из высказываний содержит ответ на вопрос, какой человек, по мнению автора, может считаться интеллигентным?

  1. человек, получивший хорошее образование;

  2. человек, который знает несколько языков;

  3. человек, способный терпимо относиться к миру и к людям.

2) Какими качествами, по мнению автора, должен непременно обладать интеллигентный человек?

  1. иметь хорошее образование;

  2. знать важнейшие исторические события;

  3. знать классиков литературы;

  4. уметь оценить другого человека по достоинству.

3) Какое утверждение отражает позицию автора?

  1. интеллигентность нужна человеку в определённом кругу лиц;

  2. интеллигентным может быть только тот, кто знает несколько иностранных языков;

  3. человек может быть внутренне интеллигентен, даже не имея образования.

4) Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?

  1. потому что это залог его личного счастья;

  2. потому что это залог его успеха в жизни.




_____________________________________________________________________________________

Повторение.

Упражнение 45. Прочитай стихотворение Р. Гамзатова.

«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?» -

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

  • Ответь на вопрос:

- Кто из «собеседников» автора более интеллигентен? Почему?

  • Запиши стихотворение, соблюдая все знаки препинания.

  • Выдели орфограммы.

Упражнение 46. Напиши сочинение на основе личных наблюдений на тему «Пример интеллигентности».

/Расскажи о таком хорошо известном тебе человеке или герое фильма, литературного произведения, которого ты считаешь по-настоящему интеллигентным./

Упражнение 47. Прочитай текст.

О милосердии.

В прошлом году со мной приключилась беда. Шёл я по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью.

С большим трудом поднялся, забрёл в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Держался шоковым состоянием. Боль накатывала всё сильнее. И говорить-то не могу – рот разбит.

Пошёл я по улице. Народу было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством разглядывали меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь.

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, все преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Люди – даже если и принимали за пьяного – они же видели, что я весь в крови, что-то случилось – почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени и сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал…

Уровень снижения нашей отзывчивости заставил призадуматься. Кого винить? Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?

  • Ответь на вопросы:

- Что случилось с автором рассказа?

- Как он себя чувствовал?

- Кто встретился на его пути?

- Как люди реагировали на прохожего?

- Помог ли ему кто-нибудь?

- Как вы думаете, почему?

  • Запиши ответы на вопросы.

  • Сформулируй и запиши вопросы в соответствии с высказыванием:

Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытал на себе равнодушие, чёрствость, непонимание общества.

Упражнение 48. Прочитай краткое содержание рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

«Судьба человека».

В книге Михаила Шолохова «Судьба человека» речь идёт о простом ру…ком с…лдате Андрее Соколов(,) на долю которого выпала очень нелё…кая судьба.

Обычной ч…ловеческой ж…знью ж…л Андрей Соколов: р…ботал ш…фёром(,) имел с…мью. Но в...йна всё переч…ркнула.


Во время вражеского н…лёта с...лдат Соколов попал в плен. Он вынес все ужасы ф…шистского плена(,) но не продал чести за лишний кусок хлеба.

Потом побег(,) возвращение в строй. Тут ещё одна б..да ждала Соколова(,) он узнал о гибели с…мьи.

Настоящий ру…кий ч…ловек, Соколов не только наш..л в себе силы жить дальше(,) но и усыновил маленького Ваню, тоже оставшегося сиротой.

- Постарайся объяснить авторскую позицию: почему М. Шолохов назвал рассказ «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»?

  • Спиши текст, вставь пропущенные буквы.

  • Оставь, где надо запятые, раскрыв скобки.

________________________________________________________________________________________





















Контрольная работа по теме «Речь. Речевое общение».

1. Речь – это …

  1. только умение говорить;

  2. корень слова речка;

  3. это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.

2. Речь внешняя – это …

  1. речь, облечённая в звуки и обращённая к другим;

  2. речь, произнесённая на улице.

3. Речь внутренняя – это …

  1. речь, произнесённая в комнате;

  2. «мысленная» речь, обращённая к самому себе.

4. Речь устная – это …

  1. когда мы только говорим;

  2. когда мы только слушаем;

  3. когда мы говорим и слушаем.

5. Речь письменная – это …

  1. когда мы пишем,

  2. когда мы пишем и читаем;

  3. когда мы читаем.

6. Дополни таблицу:

Виды устной речи



Диалог Монолог

(разговор ………………………………… (речь ………………………………..)

………..……………………) ………………………………………)




7. Составь несколько словосочетаний со словом речь.

Многоязычная речь, …



8. Многоязычная речь – это …

  1. речь, произнесённая несколькими людьми на разных языках;

  2. когда несколько человек говорят все сразу на одном языке.

9. Закончи пословицы и поговорки:

Красную речь ……………………………………………………………………………… .

Хромое слово - …………………………………………………………………………….. .

Слово не воробей - ………………………………………………………………………. .

Доброе слово человеку, что ………………………………………………………… .

Словом туда-сюда, а делом ………………………………………………………… .

10. Выбери пояснение к предложению.

Об этом не может быть и речи.

  1. Этого не будет, нельзя.

  2. Об этом ничего не говорилось.

  3. Само собой разумеется, нет никакого сомнения.

  4. О чём разговор?

11. Сделай морфологический разбор существительного речь.





________________________________________________________________________________________

СЛОВАРЬ

Альбинос – живое существо, волосяной покров которого лишён пигментов (окраски).

Диалог – разговор между двумя и более лицами, обмен репликами.

Импровизация – придумывание, фантазирование на ходу с одновременной демонстрацией чего – либо.

Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека.

Интеллигентный (человек) – обладающий большой внутренней культурой.

Интервью – предназначенная для телевидения, радио или печати беседа с каким-нибудь лицом.

Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

Митинг – массовое собрание.

Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

Пунктуация – расстановка знаков препинания.

Реставратор – специалист по реставрации памятников старины и искусства.

Ресурсы – запасы, источники чего-либо.

Смотритель – человек, выполняющий обязанности по надзору, охране чего-нибудь.

Стилистика – наука о стиле языка и художественной речи.

Триумф – блестящий успех, торжество.









34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!