СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь к презентации "Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь к презентации по теме "Практика реализации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи." Содержание документа более подробно раскрывает сущность интеграции проектного метода и методов ТРИЗ, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Просмотр содержимого документа
«Речь к презентации "Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи."»

12



1слайд Добрый день, уважаемые коллеги.

Я Елена Дмитриевна Бектяшкина, работаю в Северо-Енисейском детском саду №5.

Представлю вам опыт реализации практики по теме «Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

2 слайд

Мы все знаем, что в век информатизации и современных технологий наши воспитанники зависимы от гаджетов. И очень сложно педагогам создать у детей мотивацию к познавательной активности. Многолетний опыт работы с дошкольниками убеждает в том, что мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности.

Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Внимание детей всегда направлено на то, что им интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Методы технологии ТРИЗ не только результативны, но и увлекательны, мотивируют детей на добывание знаний.

Поэтому для поддержки детской познавательной инициативы и активности внедряем в образовательный процесс ДОУ проектную деятельность в комплексе с методами ТРИЗ, осуществляя эффективное взаимодействие с родителями воспитанников.

В этом и заключается актуальность и новизна представляемой практики.

3 слайд, 4 слайд:

Актуальность практики подтверждается

нормативными документами: Законом

Об Образовании, ФГОС ДО.

1. ФГОС ДО предусмотрена реализация содержания образовательной программы ДОУ, в том числе и через проектную детскую деятельность

2.В Законе «Об образовании» подчеркивается ответственность родителей за образование ребенка. Поэтому необходимо выстраивать с родителями партнерские взаимоотношения для эффективного сотрудничества.

3. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

5,6 слайд

Дидактические принципы Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): Свобода выбора, Открытость, Деятельность, Обратная связь

нашли свое отражение в требованиях современного Стандарта ДО, посмотрите на слайд и вы это увидите.

7 слайд, 8 слайд

Целью представляемой практики является: формирование инициативной, творческой личности, способной добывать информацию, успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.

Для реализации цели поставлены задачи, которые перед вами на слайде.


9, 10 слайд

Реализуя цель практики, решая задачи, мы предполагаем достичь следующих результатов:

- развить познавательную активность, самостоятельность и инициативу детей;

- научить их системно мыслить, используя личностные, прямые и фантастические аналогии,

- добывать информацию, используя разные виды коммуникаций;

- научить детей выдвигать идеи, планировать свою деятельность, используя словесные и графические аналогии;

- видеть противоречия в окружающей действительности, находить выход из проблемных ситуаций.

- научить детей работать со сверстниками и взрослыми, реализуя детско – взрослые проекты.

- Способствовать личностному становлению (учить видеть противоречия, находить выход из проблемных ситуаций)

11 слайд

Целевая группа практики:

Дети – педагоги – родители – сотрудники – соц. партнеры

12 слайд

Как же внедряем ТРИЗ в образвательный процесс ДОУ

Метод проектной деятельности всеми изучен, применяется на практике, поэтому на нем останавливаться не буду.

А подробно расскажу о методах и приемах педагогической технологии теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), которые применяем в ходе реализации проектов.

ТРИЗ возникла в нашей стране в 50-х годах. В детских садах технология ТРИЗ начала применяться в 80-е годы. Объединил методы и приемы в Теорию Решения Изобретательских Задач - Генрих Саулович Альтшуллер.

Методы и приемы технологии ТРИЗ были адаптированы для работы с детьми от 3-х до 7-ми лет - Анной Михайловной Страунинг. Но, несмотря на то, что технология ТРИЗ не нова, она и сегодня остаётся актуальной и востребованной.

13 слайд

ТРИЗ – технология, которая включает в себя систему Методов: - Метод мозгового штурма;

- Метод фокальных объектов (МФО);

Метод «Синектика»; - Метод «Системный оператор»;

  • Моделирование маленькими человечками;

  • Метод морфологического анализа;

- Мышление по аналогии;

Типовые приемы фантазирования;

- Метод каталога

И приемы: противоречия, ресурсы, страна загадок

На слайде представлены методы, которые включены в нашу практику. Они доступны для дошкольников и просты в применении, рассмотрим их. Слайд 14

Метод «Мозговой штурм»
Это метод активизации творческого мышления, коллективного поиска оригинальных идей, возникает стихийно при решении
какой-либо познавательной задачи.

Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена, благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.

На 1этапе детьми, создателями идей выдвигаются гипотезы.
На 2 этапе осуществляется фильтр идей. Дети - эксперты оценивают и анализируют идеи.

Затем в ходе реализации проекта инициативы реализуются

Слайд 15,16

Метод «Мозговой штурм»
Один из приемов метода, символические аналогии. Они могут быть словесные или графические.
С детьми проводятся задания – игры, связанные с символами. Например, придумывание сказки и зарисовка ее в виде символов. Символические аналогии – это опорная схема для публичного выступления (рассказывания сказки, описания предмета, представления реферата, фиксации экспериментов).

На слайде представлен пример: как прием «Символические аналогии» используется в проектной деятельности для изображения своих инициатив, планирования деятельности, при решении проблемных ситуаций, а также, как опора публичного выступления.

Слайд 17

Метод фокальных объектов – МФО, решает задачу

развития речи, поиска новых идей, путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов.

Это метод решает задачи: развития связной речи, расширения словарного запаса; развития коммуникативных навыков; развития интеллектуальных ,творческих и личностных качеств

Слайд 18

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)

Моделирование процессов, происходящих в природном мире между веществами (твердое, жидкое, газообразное)

«Маленькие человечки» – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся.

Методика ММЧ применяется в реализации проекта, знакомясь с объектами природного и рукотворного мира.

Дети учатся раскрывать причинно – следственные связи, строить модели твердых жидких и газообразных тел.

Слайд 19

На следующем слайде представлена подвижная игра

«Маленькие человечки», в которую с удовольствием играют дети, может быть включена в любой режимный момент

Слайд 20

Метод «Синектика» - автор У. Гордон
развивает психические процессы детей через мыслительные операции: анализ, синтез и аналогии личностная (эмпатия) – прямая, фантастическая.

Этот метод применяют в ходе реализации проекта для развития познавательной активности и инициативы выявления талантов, развития творческих способностей детей, уверенности в своих силах, выделяют три аналогии:

решение проблемы, задачи осуществляется как в волшебной сказке, нарисуй свою радость – солнце, цветок и другое…

Слайд 21, слайд 22

Метод «Системный оператор»

Метод способствует формированию у ребёнка личностных качеств: умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки, строение и др.

Слайд 23

Рассмотрим механизм введения практики в педагогический процесс

Практика реализуется во всех режимных моментах с учетом комплексно – тематического планирования. Педагогическую деятельность с дошкольниками осуществляем через:

  • Совместную деятельность со взрослыми (педагоги, родители);

  • Специально организованную образовательную деятельность;

  • Самостоятельную детскую деятельность (индивидуальная, подгрупповая)

Дневной цикл жизнедеятельности детей: план – дело - анализ

Слайд 24

Рассмотрим таблицу, в которой прослеживается 3 этапа проектной деятельности в режиме дня с применением методов ТРИЗ.

Метод «Мозговой штурм» внедряем на 1 этапе во время утреннего сбора (на круге) для обсуждения проблемных ситуаций, чтобы выявить интересы детей и зафиксировать их инициативы. На 2 этапе реализации проекта в специально организованной деятельности. И на 3 этапе во время рефлексии осуществляется фильтр детских инициатив.

Фиксация детских инициатив осуществляется через приемы: «Метод трех вопросов», «Цветик – семицветик», «Символические аналогии», применяется на всех этапах проекта»

«ММЧ» применяется для моделирования предметов природного и рукотворного мира, и как подвижная игра, также применяется на всех этапах проекта.

Метод «Синектика» - для развития мыслительных операций анализ, синтез, аналогий - прямой, личностной и фантастической, применяются на всех этапах проекта.

Метод «Системный оператор» - применяется в ходе реализации проекта, для формирования умений - умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира, учим детей системно мыслить.

приемы ТРИЗ: «Противоречия», «Ресурсы», «Страна загадок» применяются также на всех этапах проекта, как творческие задания.

Слайд 25, слайд 26

На следующем слайде представлены этапы работы с включением системы методов технологии ТРИЗ , определены основные цели этапов работы, учитывая возрастные особенности и зону близжайщего развития детей. Возраст обозначен условно, все зависит от индивидуальных особенностей детей.

На 1этапе (с 3 лет) – учим находить противоречия Применяем дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Чем схожи и различаются мама и бабушка?» «Собери картинку из частей», «Назови предмет по описанию», используем опорные схемы, мнемотаблицы;

НА 2 этапе (с 4лет) – учим детей фантазировать, изобретать. Включаем дидактические игры: «Чудесные вещи», «Изобретатели», «Фантазеры»;

слайд 26

На 3этапе (с 5 лет) – учим решать сказочные задачи и придумывать новые сказки, стихи, небылицы. Включаем дидактические игры: «Варим компот», «Построим три состояния воды», «Чудесная коробочка»; творческие задания: «Оживи предмет», «Узнай и назови сказку», «Расскажи сказку», «Нарисуй стихотворение» «Назови фигуру», «Выложи героя сказки из геометрических фигур», «Какую сказку построили» (мыслительные операции анализ и синтез);

Дидактические игры: «Чудесные вещи», «Да-нетки»;

На 4 этапе (с 6лет) – дети применяют полученные знания и используют нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой ситуации. Усложняем методы: «Системный оператор» (девятиэкранка), «МФО» (5 картинок).

Можно включать увлекательные дидактические игры на развитие логического мышления: «Танграм», «Колумбово яйцо». Это не ТРИЗ

Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».

Слайд 27, 28

Для отслеживания результатов ведения практики разработали диагностику, которая проводится в форме педагогических наблюдении по технологии
«План – дело – анализ».

Мы наблюдаем за детьми и фиксируем, как дети умеют высказывать свои идеи, планировать этапы по достижению цели, реализуют свои инициативы. Важный критерий - содержательная направленность инициатив, он зависит от уровня познавательной активности детей, накопленных ими знаний.

А для этого важно знать, где и как можно добыть информацию, а также уметь свободно общаться со взрослыми и сверстниками.

Далее представим результаты реализованной практики.

Слайд 29

1.Организована форма вовлечения родителей воспитанников в жизнь группы через семейный клуб выходного дня «Дружная семейка»;

2.Созданы условия для успешной социализации детей, развития детской познавательной инициативы через взаимодействие детей с взрослыми, сверстниками и социальными партнерами (учреждения образования, культуры и спорта);

3.Деятельность семейного клуба не ограничивается созданием РППС, проводятся образовательные практикумы (Логопедический час), познавательные экскурсии, родители вместе с детьми добывают информацию, готовят рефераты, участвуют в конкурсах различного уровня.

Слайд 30

Мониторинг применяемой практики подтверждает её эффективность. Перемены произошли и количественные и качественные. Инициативы детей стали содержательнее, это накопленный опыт детей, в результате общения детей и взрослых, изменениие позиции воспитателя и родителей (партнеры общей проектной деятельности) , .Созданы условия для развития детской познавательной инициативы.

Слайд 33

Создана копилка методических материалов по применению практики

Представим реализованные проекты














  • Создана ситуация успешного познавательного развития детей с учетом возрастных особенностей: сотрудничество детей и взрослых; поддержка индивидуальности – самостоятельного выбора деятельности, участия и планирования собственной деятельности, представления результатов работы по проекту;

  • детской познавательной инициативы (РППС – наполняемость центров активности, «Доска выбора», определено место для представления результатов детской продуктивной деятельности);

  • Реализованы детско-взрослые проекты: «Мамины помощники», «Театр, цирк и зрители», «Радуга-дуга», «Столовая для пернатых», «Что такое Новый год?», «Волшебный мир цветов и насекомых»;

Разработы рекомендации для педагогов по внедрению практики.

Обозначены риски внедрения практики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!