12
1слайд Добрый день, уважаемые коллеги.
Я Елена Дмитриевна Бектяшкина, работаю в Северо-Енисейском детском саду №5.
Представлю вам опыт реализации практики по теме «Практика организации проектной деятельности с применением методов ТРИЗ для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.
2 слайд
Мы все знаем, что в век информатизации и современных технологий наши воспитанники зависимы от гаджетов. И очень сложно педагогам создать у детей мотивацию к познавательной активности. Многолетний опыт работы с дошкольниками убеждает в том, что мотивация к познанию у детей усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности.
Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Внимание детей всегда направлено на то, что им интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Методы технологии ТРИЗ не только результативны, но и увлекательны, мотивируют детей на добывание знаний.
Поэтому для поддержки детской познавательной инициативы и активности внедряем в образовательный процесс ДОУ проектную деятельность в комплексе с методами ТРИЗ, осуществляя эффективное взаимодействие с родителями воспитанников.
В этом и заключается актуальность и новизна представляемой практики.
3 слайд, 4 слайд:
Актуальность практики подтверждается
нормативными документами: Законом
Об Образовании, ФГОС ДО.
1. ФГОС ДО предусмотрена реализация содержания образовательной программы ДОУ, в том числе и через проектную детскую деятельность
2.В Законе «Об образовании» подчеркивается ответственность родителей за образование ребенка. Поэтому необходимо выстраивать с родителями партнерские взаимоотношения для эффективного сотрудничества.
3. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста
5,6 слайд
Дидактические принципы Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): Свобода выбора, Открытость, Деятельность, Обратная связь
нашли свое отражение в требованиях современного Стандарта ДО, посмотрите на слайд и вы это увидите.
7 слайд, 8 слайд
Целью представляемой практики является: формирование инициативной, творческой личности, способной добывать информацию, успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.
Для реализации цели поставлены задачи, которые перед вами на слайде.
9, 10 слайд
Реализуя цель практики, решая задачи, мы предполагаем достичь следующих результатов:
- развить познавательную активность, самостоятельность и инициативу детей;
- научить их системно мыслить, используя личностные, прямые и фантастические аналогии,
- добывать информацию, используя разные виды коммуникаций;
- научить детей выдвигать идеи, планировать свою деятельность, используя словесные и графические аналогии;
- видеть противоречия в окружающей действительности, находить выход из проблемных ситуаций.
- научить детей работать со сверстниками и взрослыми, реализуя детско – взрослые проекты.
- Способствовать личностному становлению (учить видеть противоречия, находить выход из проблемных ситуаций)
11 слайд
Целевая группа практики:
Дети – педагоги – родители – сотрудники – соц. партнеры
12 слайд
Как же внедряем ТРИЗ в образвательный процесс ДОУ
Метод проектной деятельности всеми изучен, применяется на практике, поэтому на нем останавливаться не буду.
А подробно расскажу о методах и приемах педагогической технологии теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), которые применяем в ходе реализации проектов.
ТРИЗ возникла в нашей стране в 50-х годах. В детских садах технология ТРИЗ начала применяться в 80-е годы. Объединил методы и приемы в Теорию Решения Изобретательских Задач - Генрих Саулович Альтшуллер.
Методы и приемы технологии ТРИЗ были адаптированы для работы с детьми от 3-х до 7-ми лет - Анной Михайловной Страунинг. Но, несмотря на то, что технология ТРИЗ не нова, она и сегодня остаётся актуальной и востребованной.
13 слайд
ТРИЗ – технология, которая включает в себя систему Методов: - Метод мозгового штурма;
- Метод фокальных объектов (МФО);
Метод «Синектика»; - Метод «Системный оператор»;
- Мышление по аналогии;
Типовые приемы фантазирования;
- Метод каталога
И приемы: противоречия, ресурсы, страна загадок
На слайде представлены методы, которые включены в нашу практику. Они доступны для дошкольников и просты в применении, рассмотрим их. Слайд 14
Метод «Мозговой штурм»
Это метод активизации творческого мышления, коллективного поиска оригинальных идей, возникает стихийно при решении
какой-либо познавательной задачи.
Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена, благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.
На 1этапе детьми, создателями идей выдвигаются гипотезы.
На 2 этапе осуществляется фильтр идей. Дети - эксперты оценивают и анализируют идеи.
Затем в ходе реализации проекта инициативы реализуются
Слайд 15,16
Метод «Мозговой штурм»
Один из приемов метода, символические аналогии. Они могут быть словесные или графические. С детьми проводятся задания – игры, связанные с символами. Например, придумывание сказки и зарисовка ее в виде символов. Символические аналогии – это опорная схема для публичного выступления (рассказывания сказки, описания предмета, представления реферата, фиксации экспериментов).
На слайде представлен пример: как прием «Символические аналогии» используется в проектной деятельности для изображения своих инициатив, планирования деятельности, при решении проблемных ситуаций, а также, как опора публичного выступления.
Слайд 17
Метод фокальных объектов – МФО, решает задачу
развития речи, поиска новых идей, путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов.
Это метод решает задачи: развития связной речи, расширения словарного запаса; развития коммуникативных навыков; развития интеллектуальных ,творческих и личностных качеств
Слайд 18
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)
Моделирование процессов, происходящих в природном мире между веществами (твердое, жидкое, газообразное)
«Маленькие человечки» – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся.
Методика ММЧ применяется в реализации проекта, знакомясь с объектами природного и рукотворного мира.
Дети учатся раскрывать причинно – следственные связи, строить модели твердых жидких и газообразных тел.
Слайд 19
На следующем слайде представлена подвижная игра
«Маленькие человечки», в которую с удовольствием играют дети, может быть включена в любой режимный момент
Слайд 20
Метод «Синектика» - автор У. Гордон
развивает психические процессы детей через мыслительные операции: анализ, синтез и аналогии личностная (эмпатия) – прямая, фантастическая.
Этот метод применяют в ходе реализации проекта для развития познавательной активности и инициативы выявления талантов, развития творческих способностей детей, уверенности в своих силах, выделяют три аналогии:
решение проблемы, задачи осуществляется как в волшебной сказке, нарисуй свою радость – солнце, цветок и другое…
Слайд 21, слайд 22
Метод «Системный оператор»
Метод способствует формированию у ребёнка личностных качеств: умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки, строение и др.
Слайд 23
Рассмотрим механизм введения практики в педагогический процесс
Практика реализуется во всех режимных моментах с учетом комплексно – тематического планирования. Педагогическую деятельность с дошкольниками осуществляем через:
Совместную деятельность со взрослыми (педагоги, родители);
Специально организованную образовательную деятельность;
Самостоятельную детскую деятельность (индивидуальная, подгрупповая)
Дневной цикл жизнедеятельности детей: план – дело - анализ
Слайд 24
Рассмотрим таблицу, в которой прослеживается 3 этапа проектной деятельности в режиме дня с применением методов ТРИЗ.
Метод «Мозговой штурм» внедряем на 1 этапе во время утреннего сбора (на круге) для обсуждения проблемных ситуаций, чтобы выявить интересы детей и зафиксировать их инициативы. На 2 этапе реализации проекта в специально организованной деятельности. И на 3 этапе во время рефлексии осуществляется фильтр детских инициатив.
Фиксация детских инициатив осуществляется через приемы: «Метод трех вопросов», «Цветик – семицветик», «Символические аналогии», применяется на всех этапах проекта»
«ММЧ» применяется для моделирования предметов природного и рукотворного мира, и как подвижная игра, также применяется на всех этапах проекта.
Метод «Синектика» - для развития мыслительных операций анализ, синтез, аналогий - прямой, личностной и фантастической, применяются на всех этапах проекта.
Метод «Системный оператор» - применяется в ходе реализации проекта, для формирования умений - умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира, учим детей системно мыслить.
приемы ТРИЗ: «Противоречия», «Ресурсы», «Страна загадок» применяются также на всех этапах проекта, как творческие задания.
Слайд 25, слайд 26
На следующем слайде представлены этапы работы с включением системы методов технологии ТРИЗ , определены основные цели этапов работы, учитывая возрастные особенности и зону близжайщего развития детей. Возраст обозначен условно, все зависит от индивидуальных особенностей детей.
На 1этапе (с 3 лет) – учим находить противоречия Применяем дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Чем схожи и различаются мама и бабушка?» «Собери картинку из частей», «Назови предмет по описанию», используем опорные схемы, мнемотаблицы;
НА 2 этапе (с 4лет) – учим детей фантазировать, изобретать. Включаем дидактические игры: «Чудесные вещи», «Изобретатели», «Фантазеры»;
слайд 26
На 3этапе (с 5 лет) – учим решать сказочные задачи и придумывать новые сказки, стихи, небылицы. Включаем дидактические игры: «Варим компот», «Построим три состояния воды», «Чудесная коробочка»; творческие задания: «Оживи предмет», «Узнай и назови сказку», «Расскажи сказку», «Нарисуй стихотворение» «Назови фигуру», «Выложи героя сказки из геометрических фигур», «Какую сказку построили» (мыслительные операции анализ и синтез);
Дидактические игры: «Чудесные вещи», «Да-нетки»;
На 4 этапе (с 6лет) – дети применяют полученные знания и используют нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой ситуации. Усложняем методы: «Системный оператор» (девятиэкранка), «МФО» (5 картинок).
Можно включать увлекательные дидактические игры на развитие логического мышления: «Танграм», «Колумбово яйцо». Это не ТРИЗ
Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».
Слайд 27, 28
Для отслеживания результатов ведения практики разработали диагностику, которая проводится в форме педагогических наблюдении по технологии
«План – дело – анализ».
Мы наблюдаем за детьми и фиксируем, как дети умеют высказывать свои идеи, планировать этапы по достижению цели, реализуют свои инициативы. Важный критерий - содержательная направленность инициатив, он зависит от уровня познавательной активности детей, накопленных ими знаний.
А для этого важно знать, где и как можно добыть информацию, а также уметь свободно общаться со взрослыми и сверстниками.
Далее представим результаты реализованной практики.
Слайд 29
1.Организована форма вовлечения родителей воспитанников в жизнь группы через семейный клуб выходного дня «Дружная семейка»;
2.Созданы условия для успешной социализации детей, развития детской познавательной инициативы через взаимодействие детей с взрослыми, сверстниками и социальными партнерами (учреждения образования, культуры и спорта);
3.Деятельность семейного клуба не ограничивается созданием РППС, проводятся образовательные практикумы (Логопедический час), познавательные экскурсии, родители вместе с детьми добывают информацию, готовят рефераты, участвуют в конкурсах различного уровня.
Слайд 30
Мониторинг применяемой практики подтверждает её эффективность. Перемены произошли и количественные и качественные. Инициативы детей стали содержательнее, это накопленный опыт детей, в результате общения детей и взрослых, изменениие позиции воспитателя и родителей (партнеры общей проектной деятельности) , .Созданы условия для развития детской познавательной инициативы.
Слайд 33
Создана копилка методических материалов по применению практики
Представим реализованные проекты
Создана ситуация успешного познавательного развития детей с учетом возрастных особенностей: сотрудничество детей и взрослых; поддержка индивидуальности – самостоятельного выбора деятельности, участия и планирования собственной деятельности, представления результатов работы по проекту;
детской познавательной инициативы (РППС – наполняемость центров активности, «Доска выбора», определено место для представления результатов детской продуктивной деятельности);
Реализованы детско-взрослые проекты: «Мамины помощники», «Театр, цирк и зрители», «Радуга-дуга», «Столовая для пернатых», «Что такое Новый год?», «Волшебный мир цветов и насекомых»;
Разработы рекомендации для педагогов по внедрению практики.
Обозначены риски внедрения практики.