СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь педагога как составляющая его профессиональной компетентности

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном пособии представлены материалы об особенностях педагогической речи, о культуре речи педагога, как основы его профессионального мастерства. Особое внимание уделено характеристике основных признаков хорошей речи и системе запретов на тон, слова, жесты и голос педагога. В пособии представлены различные виды ошибок, встречаемые в речи. Использование материалов данного пособия будет способствовать повышению уровня речевого мастерства современного педагога.

 

Просмотр содержимого документа
«Речь педагога как составляющая его профессиональной компетентности»

Учитель – свеча, которая светит

другим, сгорая сама.

Джованни Руоффини,

италь. писатель XIX в.


Сегодня я хочу поговорить с вами о культуре речи, об искусстве говорить с обучающимися. Давайте вспомним эпизод из фильма «Доживём до понедельника». Учительница начальных классов заставляет сорваться на крик интеллигентного героя Вячеслава Тихонова: «Я им говорю, не ложьте. А они всё ложат и ложат! – «Таисия Ивановна! Голубушка! Нет такого глагола в русском языке!»

И, действительно, нет. Есть глаголы: «класть», «кладу», «кладём» и глаголы: «положите, отложите, переложите» и, ни в коем случае, не «покладите».

Прошло время, а проблема культуры речи педагога актуальна и в наши дни.

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: это наши учащиеся, родители, коллеги по работе. Педагог всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж учителя. Одной из составляющих этого имиджа является культура речи педагога. Что же такое речевая культура? Это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи». Литературная норма – это принятые на данном этапе развития языка правила. Несоблюдение этих норм может привести к следующему:

«Ну, чё, када позвОнишь?»

«Каждое слово сказанное в стенах школы, должно бать продуманным, мудрым, целеустремлённым, полновесным» (В.А.Сухомлинский).

К сожалению, в наше время прослеживается утрата лучших языковых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечёт за собой и упадок общей культуры, в том числе культуры речи. При общем снижении уровня владения правильной, грамотной речью распространённым явлением стало неумение и нежелание говорить красиво, точно, уважая собеседника и выдерживая принятые в обществе нормы речевого этикета. Поэтому нам, педагогам, нужно решать эти проблемы, т.к. именно мы несём идеалы речевой культуры в общество. К сожалению, уровень речевой культуры у педагогов подчас желает оставлять лучшего. Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки. А дети, наши учащиеся – это наше отражение. Они перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых, в частности, в речи учителя, педагога.

Анализ педагогической деятельности показывает: на уроках, не сопровождающихся правильной, яркой и образной речью педагога, не могут быть плодотворно решены учебно-воспитательные задачи.

А.Каменский считал, что «педагог должен владеть словом в такой степени, которая обеспечивает полное понимание со стороны учеников; что язык педагога должен быть точным и ясным, выразительным и привлекательным для обучаемых».

Педагогическая речь имеет свои особенности, т.е. такие отличительные свойства и качества, которые определяют её педагогические сущность и содержание. К ним относятся:

  1. публичность, направленность на слушателя;

  2. аудиовизуальность;

  3. импровизированность

Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и в сердцах слушателей. Обращаясь ко всем учащимся в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова.

Этому способствуют:

  • знания учителем индивидуальных качеств учащихся, умение прогнозировать влияние своих слов на всех в целом и на каждого ученика в отдельности;

  • собственное отношение учителя к тому, о чём он говорит;

  • умение организовать диалог, используя высказывания-обращения («давайте представим», «как вы понимаете», «что вы об этом думаете», «как бы вы поступили» и т.д.)

Аудиовизуальность педагогической речи означает, что то, о чём говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация, а зрительно учащиеся воспринимают мимику и пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание.

Импровизация – от лат. – неожиданный, внезапный. Речь педагога импровизирована, т.е. это речь в конкретной педагогической ситуации, которая не всегда может быть спланирована, неподготовленная, сиюминутно возникающая речь.

Именно эти особенности определяют уровень профессионализма учителя, педагога, т.к. ещё Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».


Признаками хорошей речи являются:

  • правильность речи (соответствие принятым литературно-языковым нормам). Д.И.Писарев писал: «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли, а потом в практике жизни».

  • точность речи (соответствие мысли говорящего). К.Федин писал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла».

  • ясность речи (её доступность пониманию слушателей). Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».

  • логичность речи (её соответствие законам логики). Так, Н.Г.Чернышевсий писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь…».

  • простота речи (её естественность, отсутствие вычурности и «красивостей слога», безыскусственность). Л.Н.Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».

  • багатство речи (разнообразие используемых в ней языковых средств). Так, М.Горький писал: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов…».

  • краткость речи (отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений).

  • чистота речи (отсутствие нелитературных, жаргонных. вульгарных, иностранных слов, употребляемых без особой необходимости). Так, В.Г.Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус».

  • выразительность речи (отсутствие в ней шаблонов, словесных штампов, её образность, способность придавать мысли массу оттенков, богатство интонаций). Вот как можно об одном явлении сказать по-разному. Вместо слов: «Над горами больше не дует ветер» Гёте предпочёл написать: «Горные вершины спят во тьме ночной».

  • благозвучие речи (мелодичность, приятное для слуха звучание). Так, А.П.Чехов писал: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов…»

Существенным требованием к речи педагога является её литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету. Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в разговорной речи человека и ставшие привычкой. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает, а слушатель устаёт.

Часто употребляемые слова паразиты: «как бы», «по ходу», «блин». «типа», «это самое», «вот», «ну вот», «короче», «практически», «по-любому», «жесть», «вообщем», «да не вопрос», «без проблем» и др.

Есть и звуки- паразиты. Многие имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть: «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные: «ё-моё», «ёшкинкот», «ёперный театр», «ёпрст» и т.д.

Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов – это противопоставление литературному языку: «дрыхнуть», «клёво», «тачка», «бабки», «хохма», и т.д., а также слов-сокращений: «телик», «видик», «комп» и др.

Основу педагогического речевого этикета составляют доброжелательное, вежливое обращение к учащимся, независимо от их возраста, успеваемости и поведения.

Для предупреждения неуважительного отношения к обучающимся существует т.н. система запретов. Её цель – создать благоприятный психологический климат, избежать конфликта.


ЗАПРЕТЫ НА:

Тон

Слова

и выражения

Жесты,

мимику

Голос

обидный

грубые

устрашающие

бубнящий

презрительный

оскорбляющие

обидные

неразборчивый

пренебрежительный


некрасивые

заикающийся

крикливый



сиплый

злой




сюсюкающий





Обязательны в речи педагога разнообразные формулы вежливости: «пожалуйста», «будь добр», «не сочти за труд», «прошу Вас», «благодарю за услугу», «извини» и т.д.

Устная речь гораздо активнее речи письменной: мы больше слушаем и говорим, чем читаем и пишем. И выразительные возможности устной речи значительно шире: английский писатель Бернард Шоу утверждал, что «есть пятьдесят способов сказать «да», пятьдесят способов сказать «нет» и только один способ это написать».

Важность всех этих требований к речи педагога обусловлена тем, что речевое поведение учителя призвано быть эталоном для наших учеников и других участников педагогического процесса.

Важными компонентами речевых способностей педагога являются:

  • энергетика речи, она раскрывается в единстве манеры поведения и речевого общения. Обучаемым импонирует, когда педагог чётко формулирует фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчёркивая уверенность в правильности используемых аргументов. На этой психологической основе, как правило, и складывается доверие к педагогу;

  • эмоциональное биополе, обучаемые, попадающие в него, невольно включают свои эмоции, сразу фиксируют исходящие от педагога биотоки добра, духовности, незаурядности.Чем ярче личность педагога, тем сильнее ощущения обучаемых от общения с ним;

  • интенсивность речи, характеризуется изменением темпа подачи информации. Следует помнить, что медленная речь на первый взгляд облегчает восприятие учебного материала, но не стимулирует непроизвольное внимание, создаёт так называемую информационную пустоту. Однако слишком быстрая речь затрудняет понимание смысла сказанного, утомляет обучаемых и разрушает внимание. Педагогу следует находить «золотую середину», не зацикливаясь на каком-то одном темпе речи, взятом в начале урока;

  • ассоциативность речи, связана со способностью педагога вызывать сопереживание у слушателей, побуждать их к размышлению. В результате обучаемые получают удовольствие от общения с педагогом, происходит активная стимуляция их интеллектуальных резервов. Для создания соответствующих ассоциаций используются такие приёмы, как метафора, аналогия, сравнение, примеры из жизни, произведения музыки, живописи, видеоклипы;

  • образность речи, специфическая форма отражения действительности, когда абстрактная идея переводится в сферу чувственного восприятия;

  • интонация, её называют зеркалом нашей жизни; культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания. Повышение эмоциональной окрашенности речи педагога достигается за счёт её интонационного разнообразия. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее сообщаемая информация. К примеру, А.С.Макаренко стал считать себя настоящим мастером, когда научился говорить «иди сюда» с двадцатью оттенками;

  • голосовая тональность, исследованиями установлено, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким.

  • экспрессивность речи, эмоциональная насыщенность речи, использование мимики, жестов, поз, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание – всё это конкретные формы экспрессивности;

  • эмоциональная окрашенность, одобряя или порицая действия обучающихся, педагог должен вести разговор спокойно, не повышая голоса, иногда при выражении похвалы или при обсуждении проступка следует изменить тон и говорить немного громче. При серьёзных нарушениях дисциплины, при проявлении эгоизма, «звёздной болезни», противопоставлении себя коллективу провинившийся должен чувствовать в голосе педагога нотки возмущения и негодования.

В речи педагога недопустимы оскорбительные слова, тон беседы зависит от психического состояния обучающегося, его переживаний, вызванных совершённым поступком или неудачами. Психологи считают, что внушение достигает большего эффекта на фоне заметного утомления.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного языка произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, нужно пользоваться словарями-справочниками.



НЕВЕРНО

ВЕРНО

нагинаться

нагибаться

вылазь

вылезай

ездию

езжу

ляжу

лягу

хочем

хотим


Ошибки, наиболее часто встречаемые в речи.

  1. Орфоэпические ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи.

  • Ошибки, проявляющиеся в неправильном произношении звуков в словах.

НЕВЕРНО

ВЕРНО

тэрмин

тЕрмин

кофэ

кофЕ

конечно

конеч(Ш)но

проект

прое(Э)кт

компьютер

компьюте(Э)р



  • Ошибки, проявляющиеся в неправильной постановке ударения в словах.

НЕВЕРНО

ВЕРНО

звОнит

звонИт

красивЕЕ

красИвее

кухОнный

кУхонный

тортЫ

тОрты

брАла

бралА


Ударение в русском языке подвижное, и часто требуется просто запомнить, как правильно произносить слова.


брал

бралА

брали

взял

взялА

взяли

зАнял

занялА

зАняли

нАчал

началА

нАчали

пОнял

понялА

пОняли


  1. Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.

  • Ошибки, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний имён существительных во множественном числе.

НЕВЕРНО

ВЕРНО

сапогов

сапог

носок

носков

блюдцев

блюдец

килограмм

килограммов

солдатов

солдат

туфлей

туфель

рельс

рельсов

макаронов

макарон

грамм

граммов

партизанов

партизан

  • Ошибки, проявляющиеся в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде, в неправильном употреблении рода числительных, в неправильном употреблении местоимений, в ошибочном употреблении различных форм глаголов, в некорректном использовании форм глагола.

НЕВЕРНО

ВЕРНО

МОЁ день рождения

МОЙ день рождения

в присутствии ОБОИХ девочек

в присутствии ОБЕИХ девочек,

но ОБОИХ мальчиков

много ИХНИХ вещей

много ИХ вещей

ЛОЖИТЬ

КЛАСТЬ

ЛОЖИ на стол

КЛАДИ на стол

ПОКЛАДИ

ПОЛОЖИ

СЕЛИ за стол

СЯДЬТЕ за стол

ПОДОШЛИ ко мне

ПОДОЙДИТЕ ко мне


Глагол с корнем «ложь» всегда должен употребляться только с приставкой: «положи», «выложи», «переложи», но «клади».


  1. Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи.

Эти ошибки проявляются в неточном употреблении лексического значения слов, в нарушении лексической сочетаемости, в тавтологии, т.е. повторении того же самого другими словами, не уточняющего смысл.

НЕВЕРНО

ВЕРНО

«займи мне денег»

«дай мне денег взаймы» или «одолжи мне денег»

«играет важное значение»

«играет важную роль» или «имеет важное значение»

«слушайте сюда»

«слушайте (что-то или кого-то)»

«в мае месяце»

«в мае»

«строительство замерло на мёртвой точке»

«строительство встало на мёртвой точке»

«информационное сообщение»

«сообщение» или «информация»


В заключение хочу ещё раз напомнить: чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на обучающихся, есть много средств. Это и уместное использование пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразные метафоры, сравнения, использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, на мой взгляд, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира педагога, его культура и душевное богатство, его убеждённость в правоте своих слов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!