СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь развиваем, здоровье сохраняем.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологий здоровьесберегающего обучения  актуально в коррекционной педагогике. У детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивает самоконтроль, что так необходимо для правильной, красивой, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.

Данный материал будет полезен для воспитателей, учителей начальных классов, а также для заботливых родителей.

Просмотр содержимого документа
«Речь развиваем, здоровье сохраняем.»

Речь развиваем, здоровье сохраняем.

Здоровье ребенка превыше     всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст,

                    Его берегите, как сердце, как глаз.

                                                    (Ж. Жабаев)

Одной из актуальных проблем в системе образования была и остается проблема здоровья школьника. Ни для кого не секрет, что из года в год состояние здоровья учащихся ухудшается. Этому свидетельствуют проводимые мной ежегодные обследования речи детей.

Дети с  речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно- психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лѐгкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий. Ребята быстро отвлекаются, медленно переключаются с одного вида деятельности на другой. Скованные и нескоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому учителю - логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребѐнка. Здесь на помощь мне приходят здоровьесберегающие технологии, ведь не случайно, коррекционную педагогику называют ещѐ и лечебной.

Работая не первый год, пришла к выводу, что нет универсальной технологии, благодаря которой можно было бы решить все проблемы ученика. Нужна комплексная система, направленная на коррекцию речевого нарушения, сохранение здоровья ребѐнка и его личностное развитие.

На занятиях можно условно выделить несколько направлений применения технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: рациональная организация учебного процесса, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, минутки релаксации.

  2. Технологии обучения здоровому образу жизни:  проблемно-игровые и коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж,

  3. Коррекционные технологии:  Су-джок терапия, хромотерапия, ароматерапия, психогимнастика.

В структуре занятия применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий.

Артикуляционная гимнастика. Это специальные упражнения, которые развивают и укрепляют мышцы лица, языка и губ. При помощи артикуляционной гимнастики у ребенка вырабатывается  правильные движения артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Использую на индивидуальных занятиях при постановке звуков.

Пальчиковая гимнастика.  Всем известно, что ум детей находится на кончиках их пальцев. Поэтому игры с пальчиками включаю на каждое занятие. Такая гимнастика снимает напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Мною подобраны и используются различные игры и упражнения в соответствии с лексической темой. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения как «Колокольчик», «Домик с трубой», «Петушок». Кроме этого, на занятие включаю пальчиковые игры с крышками от пластиковых бутылок, с шестигранными карандашами. Каждую игру сопровождаю небольшим стихотворением.

В занятия обязательно включаю дыхательную гимнастику. Она закрепляет навыки диафрагмального дыхания, развивает силу, плавность, длительность выдоха. Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Интерес к дыхательным упражнениям поддерживаю наглядностью, игровыми приемами, стихотворениями. Дети с удовольствием выполняют упражнение «Забей мяч в ворота». Для этого надо вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.   Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу. А дыхательная гимнастика Стрельниковой Н. А. служит профилактикой простудных и легочных заболеваний, что так актуально в наши дни.

Гимнастика для глаз. Тоже является неотъемлемой частью логопедического занятия. Это комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц, способствует снятию зрительного напряжения и профилактике нарушений зрения детей. В работе использую не только электронные физкультминутки для глаз, но и простые упражнения: нарисуй глазками вертикальную и горизонтальную восьмерку, круг, овал. Иногда гимнастику для глаз сопровождаю стихотворением. Например,

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Физкультминутки. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе занятий является чередование работы и отдыха. Физкультминутки снимают усталость и напряжение у детей, повышают интерес, желание заниматься дальше. Составила картотеку физкультминуток по лексическим темам. Есть физкультминутки, которые помогают ребенку быстро запомнить части тела. Например, «Изучаем наше тело», «Есть на пальцах наших ногти…» Ребята в игровой форме быстро запоминают все части тела человека, одновременно расширяется и словарный запас ученика.

Кинезиологические упражнения - это упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Детям можно предложить следующие упражнения: «Кулак-ладонь». Обе руки лежат на столе ладонями вниз, одна рука сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиций. Движения по мере освоения можно ускорять, но при этом надо следить за тем, чтобы сжатие-разжатие производилось попеременно.

Вот – ладошка, вот – кулак!

И всё быстрее делай так!

«Ухо–нос–хлопок». Ребенок левой рукой берется за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Затем одновременно опускает руки, хлопает в ладоши и меняет положение рук наоборот.

«Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кистью руки, не поворачивая головы. Можно рисовать «лежащие» восьмерки. Рисуем сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками одновременно. Применение таких заданий позволяет улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость и напряженность

Су-джок терапия – это стимуляция биологически активных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Массаж этих точек улучшает работу деятельности мозга, положительно сказывается на самочувствии детей. На занятиях мы стимулируем активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений: металлические колечки су-джок, массажные шарики, мячики, грецкие орехи. Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

На логопедических занятиях дети чувствуют себя более свободно и комфортно. Здесь они могут проявить себя, раскрыться в большей мере, работать в силу своих возможностей. Постепенно исчезает страх неудач, боязнь говорить. Главное, чередовать различные виды деятельности чувствовать детей, ориентироваться на их состояние. Если ученики устали или наоборот слишком возбуждены, можно провести незапланированные физкультминутки, гимнастику для пальчиков или их массаж. Особенно ученикам нравится играть с мячиком. Несмотря на свой возраст, игра для них остается интересным моментом, даже и в четвертом классе.

Каждое логопедическое занятие направлено не только на коррекцию речевых нарушений. Помимо работы над звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем речи, на своих уроках я развиваю и орфографическую зоркостью ученика. Ведь только грамотный ученик может быть более успешным, ставить и достигать наиболее высоких целей в своей жизни.

Одновременно с коррекционными задачами мои занятии нацелены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Как и все учителя, постоянно слежу за правильной осанкой учеников и приучаю самих детей к этому. Перед занятиями постоянно проветриваю свой кабинет, что так же способствует укреплению здоровья детей. Мною разработана серия занятий по расширению лексики учеников по теме «Личная гигиена школьника», «Здоровое питание», «Режима дня», «Наше здоровье». Ежегодно провожу КВНы, викторины по развитию и укреплению здоровья обучающихся.

Кроме занятий по коррекции и развитию речи, провожу индивидуальные консультации, мастер - классы для учителей начальных классов и родителей, чьи дети посещают логопедические занятия. Родителей обучаю приёмам коррекции речи, показываю артикуляционную, дыхательную гимнастику, массаж пальчиков. Напоминаю им о необходимости соблюдения режима дня, о возможностях профилактики нарушения зрения и осанки, о постоянном контроле над поставленными звуками.

Таким образом, использование технологий здоровьесберегающего обучения особенно актуально в коррекционной педагогике. У детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивает самоконтроль, что так необходимо для правильной, красивой, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи. Только комплексное воздействие на ребенка с речевой патологией может дать положительную динамику речевого развития, позволяет развивать способности каждого ребенка, а главное помогает сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Данный материал будет полезен для воспитателей, учителей начальных классов, а также для заботливых родителей.


Литература

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс,2011.
2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. / Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

3. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. / М., 2013.

4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. /  Москва, 1999 г.

5. Коноваленко С.В.  Как научиться думать быстрее и запоминать лучше/ Москва: Эксмо, 2004 г.

6. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.

7. Леонова  С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов»./ Логопед. 2004. №6. с. 83.

8.Смирнова Н.К. Педагогика и психология здоровья / М.:АПКиПРО, 2003г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!