СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Речь устная и письменная. Разговорная, книжная и нейтральная лексика."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация построен по требованиям ФГОС. Поможет при педагогу провести урок русского языка в 5 классе на тему: "Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика". Презентация предусматривает использование различных форм работы: устный опрос, словарный диктант, синтаксический разбор предложений, работа с учебником. В конце урока детям можно предложить тестовое задание.ТЕСТ 1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления? 1) писать 2) двадцать 3) время 4) гипотенуза 2. Какое из слов синонимов относится к общеупотребительной лексике? 1) клевый 2) мировой 3) отпадный 4) прекрасный 3. Какое слово относится к разговорной лексике? 1) общаться 2) трещать 3) беседовать 4) переговариваться 4. Какое слово относится к книжной лексике? 1) манускрипт 2) уверенный 3) учитель 4) отделаться 5. Какое из слов является разговорным? 1) поликлиника 2) начертать 3) морковка 4) безрассудный 6. Какое из слов является просторечным?1) головушка 2) глава 3) голова 4) башка

Просмотр содержимого документа
«"Речь устная и письменная. Разговорная, книжная и нейтральная лексика."»

Речь устная и письменная. «Разговорная, книжная и нейтральная лексика». Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой Аристотель

Речь устная и письменная.

«Разговорная, книжная и

нейтральная лексика».

Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой

Аристотель

- Что такое лексикология? - Что такое лексика? ВСПОМНИМ Что такое лексическое значение  слова? - Где мы можем посмотреть  лексическое значение слова?

- Что такое лексикология?

- Что такое лексика?

ВСПОМНИМ

  • Что такое лексическое значение

слова?

- Где мы можем посмотреть

лексическое значение слова?

Словарный диктант Крокодил, леопард, дощечка, объем, фонтан, фуражка, скамейка, офицер, пиджак, вокзал, строитель, Москва, сирота, гостиная. 0 ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2,3 ошибки – 3, 4 и более ошибок – 2 Взаимопроверка

Словарный диктант

Крокодил, леопард, дощечка, объем, фонтан, фуражка, скамейка, офицер, пиджак, вокзал, строитель, Москва, сирота, гостиная.

0 ошибок – 5,

1 ошибка – 4,

2,3 ошибки – 3,

4 и более ошибок – 2

Взаимопроверка

Запишите в тетради словарные слова: задумчивый, оттуда, пассажир, прибытие, аккуратный, автомобиль.   Выполните синтаксический разбор. Откуда? Какой? Как? Задумчивый пассажир аккуратно вышел из автомобиля. Повествовательное. Невосклицательное. Простое. Двусоставное. Распространённое. Неосложнённое. Из чего?

Запишите в тетради словарные слова: задумчивый, оттуда, пассажир, прибытие, аккуратный, автомобиль.  

Выполните синтаксический разбор.

Откуда?

Какой?

Как?

Задумчивый пассажир аккуратно вышел из автомобиля.

  • Повествовательное.
  • Невосклицательное.
  • Простое.
  • Двусоставное.
  • Распространённое.
  • Неосложнённое.

Из чего?

Из истории развития языка

Из

истории

развития

языка

Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели, не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.

Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели, не только писать, но и говорить!

Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки!

Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.

Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности!  И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов.

Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов.

Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить. Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия труда, примерно 25 тысяч лет назад. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить.  Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь. 8

Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.

Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия труда, примерно 25 тысяч лет назад. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать.

Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

8

УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать , умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь  произошло от слова уста – губы. Много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить.  Но вот беда , слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со вр е менем, чем больше становилось знаний , тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать , умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

Много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить. Но вот беда , слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со вр е менем, чем больше становилось знаний , тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

Какой выход нашли наши предки? Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо.  С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Эти знаки называют буквы. Ими мы пользуемся и сейчас.

Какой выход нашли наши предки?

Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом.

Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Эти знаки называют буквы. Ими мы пользуемся и сейчас.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.  В древней Руси писали на бересте - березовой коре. Бумаги тогда еще не было. это был дешёвый, но недолговечный материал.  С берёзы снимали верхний слой коры, кипятили, скоблили.  После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или костяным стержнем. Сохранилось не очень много таких берестяных грамот. Записки Новгородского мальчика Онфима

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

В древней Руси писали на бересте - березовой коре. Бумаги тогда еще не было. это был дешёвый, но недолговечный материал.

С берёзы снимали верхний слой коры, кипятили, скоблили.

После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или

костяным стержнем. Сохранилось не очень много таких берестяных грамот.

Записки Новгородского мальчика Онфима

Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью. Речь , которую мы встречаем при говорении и слушании , называют устной речью. Речь, которую мы встречаем при чтении и письме , называют письменной.

Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

Речь , которую мы встречаем при говорении и слушании , называют устной речью.

Речь, которую мы встречаем при

чтении и письме , называют письменной.

Для чего же нужна речь? Общаться Передавать информацию Делиться мыслями, чувствами Договариваться Посоветоваться Похвалить, развеселить

Для чего же нужна речь?

Общаться

Передавать информацию

Делиться мыслями,

чувствами

Договариваться

Посоветоваться

Похвалить, развеселить

ПРОЧИТАЙТЕ ДИАЛОГ, НАЙДИТЕ РАЗГОВОРНЫЕ СЛОВА И ВЫПИШИТЕ ИХ.     В квартире Ивановых зазвонил телефон:  - Але!  Мишк, это ты? Нет? Позовите мне Мишку. В темпе!   - Что стряслось? - Хочу узнать: у него задачка сошлась с ответом? - А кто это говорит? - Санька. - Скажи, Саня, шепотом спросила бабушка Ивановых, а в этой задачке не спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи? - Не, - опешил Саня. - А чё тут такого?   Ответ:  але, Мишк, в темпе, задачка, не, чё.

ПРОЧИТАЙТЕ ДИАЛОГ, НАЙДИТЕ РАЗГОВОРНЫЕ СЛОВА И ВЫПИШИТЕ ИХ.

    В квартире Ивановых зазвонил телефон:

- Але!  Мишк, это ты? Нет? Позовите мне Мишку. В темпе!  

- Что стряслось?

- Хочу узнать: у него задачка сошлась с ответом?

- А кто это говорит?

- Санька.

- Скажи, Саня, шепотом спросила бабушка Ивановых, а в этой задачке не спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи?

- Не, - опешил Саня. - А чё тут такого?  

Ответ:  але, Мишк, в темпе, задачка, не, чё.

Доктор:   -   Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек? Мальчик:   - Приветик! -  На что жалуетесь? Прихворнул я,  что-то горло дерет,   крыша  болит.  - Температуру измеряли?   - Да я вчера градусник кокнул! - А как вы лечились вчера, например? - Дрыхнул  весь день, аж надоело. Да… Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно  лечить нужно. Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой ситуации?  Какой совет вы бы дали мальчику?

Доктор:

  -   Проходите, пожалуйста, в кабинет.

Почему же вы не здороваетесь,

молодой человек?

Мальчик:

  - Приветик!

-  На что жалуетесь?

  • Прихворнул я,  что-то горло дерет,  

крыша  болит. 

- Температуру измеряли?  

- Да я вчера градусник кокнул!

- А как вы лечились вчера, например?

- Дрыхнул  весь день, аж надоело.

  • Да… Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно

лечить нужно.

Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой ситуации?  Какой совет вы бы дали мальчику?

ВЫВОД: такие слова нельзя употреблять в разговоре с доктором.  В русском языке есть разговорные слова, которые уместно употреблять тогда, когда мы общаемся с друзьями и родственниками, которые не старше нас. Какие правила общения во время ведения диалога нужно соблюдать? Диалог. ди – ″два″ ″ логос″ – ″речь″ (греч.) диалогос – ″беседа″ (греч.) Монолог.  монос - ″один″ ″ логос″ - ″речь″ (греч.)

ВЫВОД:

такие слова нельзя употреблять в разговоре с доктором.  В русском языке есть разговорные слова, которые уместно употреблять тогда, когда мы общаемся с друзьями и родственниками, которые не старше нас.

Какие правила общения во время ведения диалога нужно соблюдать?

Диалог.

ди – ″два″

логос″ – ″речь″ (греч.)

диалогос – ″беседа″ (греч.)

Монолог.

монос - ″один″

логос″ - ″речь″ (греч.)

ЛЕКСИКА НЕЙТРАЛЬНАЯ РАЗГОВОРНАЯ КНИЖНАЯ В толковых словах русского языка используются специальные  пометы, которые указывают на особенности употребления слова в речи.   Помета (книж.), т.е. книжное, означает, что слово характерно для письменной речи. Часто эти слова по происхождению являются иноязычными. Отсутствие помет говорит о том, что слово употребляться может и в книжных, и в разговорных стилях  речи. Это  НЕЙТРАЛЬНЫЕ слова.     Помета  (разг.), т.е  разговорное, означает, что слово свойственно обиходной, бытовой  речи,  придает ей непринужденность.

ЛЕКСИКА

НЕЙТРАЛЬНАЯ

РАЗГОВОРНАЯ

КНИЖНАЯ

В толковых словах русского языка используются специальные  пометы, которые указывают на особенности употребления слова в речи.

  Помета (книж.), т.е. книжное, означает, что слово характерно для письменной речи. Часто эти слова по происхождению являются иноязычными.

Отсутствие помет говорит о том, что слово употребляться может и в книжных, и в разговорных стилях  речи. Это  НЕЙТРАЛЬНЫЕ слова.  

  Помета  (разг.), т.е  разговорное, означает, что слово свойственно обиходной, бытовой  речи,  придает ей непринужденность.

РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА В ТАБЛИЦЕ Дождичек, картофель, книжонка, морковка, капуста, зубрила, хворать, снегопад, лицо, мордашка, автомобиль,  шлепнуться, болеть, лицо. РАЗГОВОРНЫЕ РАЗГОВОРНЫЕ КНИЖНЫЕ КНИЖНЫЕ Книжонка, морковка, мордашка, дождичек, шлепнуться, зубрила, хворать. НЕЙТРАЛЬНЫЕ НЕЙТРАЛЬНЫЕ   Картофель, снегопад, автомобиль.   Капуста, болеть, лицо.

РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА В ТАБЛИЦЕ

Дождичек, картофель, книжонка, морковка, капуста,

зубрила, хворать, снегопад, лицо, мордашка, автомобиль,

шлепнуться, болеть, лицо.

РАЗГОВОРНЫЕ

РАЗГОВОРНЫЕ

КНИЖНЫЕ

КНИЖНЫЕ

Книжонка, морковка, мордашка, дождичек, шлепнуться, зубрила, хворать.

НЕЙТРАЛЬНЫЕ

НЕЙТРАЛЬНЫЕ

Картофель, снегопад, автомобиль.

Капуста, болеть, лицо.

УПРАЖНЕНИЕ 219 Хохотать, покатывается; Соскакивают; Ну-с; Лица (слово применительно к человеку); 5) Такусеньким; 6) Валялись. УПРАЖНЕНИЕ 222 1) Граждане пассажиры, прибытие поезда задерживается на 20 минут. 3) Квадрат – это равносторонний прямоугольник.

УПРАЖНЕНИЕ 219

  • Хохотать, покатывается;
  • Соскакивают;
  • Ну-с;
  • Лица (слово применительно к человеку);

5) Такусеньким;

6) Валялись.

УПРАЖНЕНИЕ 222

1) Граждане пассажиры, прибытие поезда задерживается на 20 минут.

3) Квадрат – это равносторонний прямоугольник.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!