СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Речь воспитателя-основной источник речевого развития детей в детском саду"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей

Просмотр содержимого документа
«"Речь воспитателя-основной источник речевого развития детей в детском саду"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад №1 г. Льгова"


Тема. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду



Подготовила: учитель-логопед

О.Ю. Стародубцева





\


Льгов, 2020

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет

воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его

всестороннего развития является его общение с воспитателем.

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является для дошкольников основным образцом родного языка. В умственном развитии воспитанников огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи педагога, зависит культура речи детей. Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи. При воспитании речи ребёнка: первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически; второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»; третья задача - обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя? 1.Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими воспитанниками речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут о смыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., - говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”. 2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь предлог "из” заменяется "со" ). "Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”. 3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, не выразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. 4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно - важнейшее качество воспитателя. Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Он же, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни. Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом

выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее

значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе

слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.

Образец как один из основных приёмов в обучении надо рассматривать в

неразрывной связи с другими приёмами, так как и вопрос, и пояснение, и

указание содержат в себе речевой образец.

Навыки точного употребления слов и правильность согласования формируются в беседах, в разговорах с детьми, на образце речи воспитателя.

5.Речь должна быть с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка,

выдержана в определенном темпе, громкости, интонационно выразительной, доступной , с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Так к недочетам речи педагога относится: 1.Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе. 2.Невнятность произношения. 3.Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию). 4.Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп. 5.Неточность произнесения отдельных звуков или слов. 6.Нарушения лексики – в грамматическом оформлении. 7.Употребление в речи слов – паразитов. 8.Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные). 9.Произнесение слов с неправильным ударением. 10.Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае - воспитатель. Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи. Предъявляются следующие требования к связной речи педагога: 1.Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. 2. Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. 3. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. 4. При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия. 5. При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты. 6. Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления. 7. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет - особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании. 8. Образец используется: - при работе с картинкой; - при пересказе; - при рассказывании из личного опыта; - для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитателем.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают ребятам понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать: 1.Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.). 2. Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит). 3. В общении со старшими детьми подражание речи малышей. 4. Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст дошкольников. 5. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать. Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.
В целом рассказ воспитателя должен быть: * Полным. * Красочным. * С точно подобранными словами. * Грамматически правильно оформлен. * Выразителен. * Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. * При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию. * Шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки, фразеологические обороты. * Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее. Таким образом, работая с воспитанниками дошкольного возраста, педагог должен обратить внимание на следующее: 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи. 2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм. 4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания. 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. 6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей. 7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений. 8. Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.

Вывод. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет готов к школе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!