СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа 21 века"

Урок изучения нового, научатся различать, сравнивать звук, слог, слово, решать учебные и практические задачи – выделять предложение и слово из речевого потока, переносить слова, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться различать слова, называющие действия, задавать вопросы к словам, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Просмотр содержимого документа
«Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»»

Урок 18
речевая ситуация: обсуждение профессий
родителей. Слова, отвечающие
на вопросы «что делать?», «что сделать?»

Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи; научить называть слова, обозначающие действия, письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать, сравнивать звук, слог, слово, решать учебные и практические задачи – выделять предложение и слово из речевого потока, переносить слова, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться различать слова, называющие действия, задавать вопросы к словам, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – уяснение представления о профессиях родителей; освоение навыка находить слова, называющие действия; моделирование на основе приведенного текста небольшого монологического высказывания о профессиях родителей; логические – осуществление анализа слогоударных схем; использование алгоритма порядка учебных действий при списывании.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы.

Сценарий урока

I. Организационный момент (Л.).

Мы дети твои, Земля! Помни, человек!

Если, на Земле жизнь свою прожив,

Не оставишь след, –

Значит, для тебя солнце не взойдёт,

Значит, для тебя завтра не придёт.

– Все люди на нашей планете трудятся, чтобы Земля день ото дня и час от часу расцветала, чтобы человеку было радостно, приятно жить на ней.

II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (П. + К. + Р.).

– Сегодня мы совершим путешествие по бесконечному, такому нужному и удивительному миру профессий. Какие профессии самые важные? Почему? Что такое профессия?

В словаре русского языка С. И. Ожегова дано такое толкование: «Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности».

III. Речевое общение (К.).

– Послушайте разговор ребят (упражнение 1).

Учитель читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».

– Какие профессии упоминают ребята? (Лётчик, милиционер, повар, инженер.)

– Чем занимаются представители этих профессий?

В милиции служат отважные люди.

Милиция дружных, находчивых любит.

Пусть дождь проливной или тёмная ночь –

Всегда и везде я смогу вам помочь.

* * *

Повар вкусный суп готовит,

Жарит сочный антрекот,

И своим чудо-искусством

Всюду радует народ!

– А кем работают ваши родители? Что вы знаете об этих профессиях?

IV. «Открытие» новых знаний.

1. Работа по учебнику (П.).

Работа в парах (упражнение 2).

– Прочитайте вывод в рубрике «Обрати внимание» (П.).

Словарно-орфографическая работа (П. + К.).

Буквы знать, уметь читать,

Честным быть, трудолюбивым.

Кто же это учит вас

Быть и умным, и счастливым?

(Учитель.)

Знакомство со словом «учитель».

– Сколько букв в слове? А сколько звуков? Назовите безударный гласный. Его можно проверить?

– Запишите слово «учитель» в тетрадь и подчеркните букву, правописание которой надо запомнить.

– Составьте предложение со словом «учитель».

– Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. Профессий очень много, и с некоторыми вы уже познакомились. Что означают выражения «спустя рукава», «засучив рукава»? Зародились эти выражения в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин – до 95 см, а у женщин – до 40 см. (Показ иллюстрации.)

– В одежде с такими рукавами работать было очень неудобно. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ это приметил и стал говорить о людях, которые работают лениво, что они работают спустя рукава. Об умелом же работнике и сейчас говорят, что он работает засучив рукава.

Вывод: чтобы стать хорошим специалистом, надо много знать и уметь, а для этого необходимо хорошо учиться (Л.).

Физкультминутка

Задание «Как устроен наш язык» (упражнение 3) (Л. + П.).

Можно сразу и учиться, и мечтать!

Каждый может дело выбирать.

И такое выбрать дело,

Чтоб оно в руках кипело.

* * *

Все профессии важны,

Все профессии нужны.

Учитель читает следующий отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».

– Прочитайте выделенные слова. Какой вопрос к ним вы зададите? Эту «тайну языка» вы откроете во второй части нашего урока. Прочитайте названия профессий: маляр, продавец, артист, дворник. Какой вопрос поможет получить информацию об этих профессиях? (Что делает?)

– Помните, что ответы должны быть точными.

Раскрытие новой «тайны языка», с. 58.

– Приведите примеры слов, отвечающих на все вопросы, о которых вы узнали. (Называют по цепочке слово и вопрос к нему.)

Упражнение 4 рубрики «Если осталось время».

Самостоятельная работа (упражнение 5). (Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

Упражнение 6 рубрики «Если осталось время».

Физкультминутка

2. Работа в тетради «Русский язык».

Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

А. Барто

Упражнение «Напиши красиво» (Р.).

– Рассмотрите линии. Запишите их в воздухе. Следите за движением руки.

– Запишите линии в тетради, не отрывая ручки от листа. Придумайте свои сложные линии. Запишите их на третьей и четвертой строках.

Упражнение «Поменяй местами слоги в словах». (Работа в парах.) (К. + П.)

– Составьте и запишите новые слова. (Насос – сосна, рады – дыра, сыро – росы, навес – весна, камыш – мышка, кабан – банка, ласка – скала, нитка – ткани.)

Работа по цепочке.

– Поставьте во всех словах знак ударения. Изменился ли ударный слог в словах? (Ударный слог не изменился в четырех случаях: рАды – дырА, камЫш – мЫшка, лАска – скалА, кабАн – бАнка.)

Упражнение «Найди слова, которые нужно добавить». (Фронтальная работа.)

Проверка выполненной работы (Р.).

Что?

Какой?

Что делать?

мороз

свет

радость

тепло

боль

морозный

светлый

радостный

теплый

больной

морозить

светить

радоваться

теплеть

болеть

– Поставьте в словах ударение.

Упражнение «Определи, где кончается одно предложение и начинается следующее». (Фронтальная работа.)

На доске записан текст упражнения.

– Прочитайте текст. Какие трудности вы испытали при чтении? (Трудно понять смысл текста.)

– Прочитайте начало и определите, где кончается первое предложение. О ком в нём говорится? Какой знак надо поставить в конце первого предложения? (Точку.)

– Как напишете начало второго предложения? Зачеркните строчную букву о, сверху напишите заглавную букву О.

Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.

– Прочитайте измененный текст.

Упражнение «Спиши текст». (Самостоятельная работа.) (Р.)

Лёня мечтает стать капитаном корабля. Он будет плавать в разные страны. Это так интересно! А пока ему нужно хорошо учиться.

– При списывании подчеркните знак конца предложения и заглавную букву в начале.

Переменка «Ребус» (П.).

Учитель демонстрирует картинку с изображением фрака.

Фрак – верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.

Фокусник, во фрак одет,

Факел превратит в букет.

В. Берестов

V. Итог урока (К. + Р.).

– Какую тайну языка вы открыли сегодня?

Что без меня предметы – лишь названья,

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

Г. Граубин

– Какую роль в нашей речи играют слова – названия действий?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!