Урок 18
речевая ситуация: обсуждение профессий
родителей. Слова, отвечающие
на вопросы «что делать?», «что сделать?»
Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи; научить называть слова, обозначающие действия, письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать, сравнивать звук, слог, слово, решать учебные и практические задачи – выделять предложение и слово из речевого потока, переносить слова, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться различать слова, называющие действия, задавать вопросы к словам, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – уяснение представления о профессиях родителей; освоение навыка находить слова, называющие действия; моделирование на основе приведенного текста небольшого монологического высказывания о профессиях родителей; логические – осуществление анализа слогоударных схем; использование алгоритма порядка учебных действий при списывании.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
Мы дети твои, Земля! Помни, человек!
Если, на Земле жизнь свою прожив,
Не оставишь след, –
Значит, для тебя солнце не взойдёт,
Значит, для тебя завтра не придёт.
– Все люди на нашей планете трудятся, чтобы Земля день ото дня и час от часу расцветала, чтобы человеку было радостно, приятно жить на ней.
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (П. + К. + Р.).
– Сегодня мы совершим путешествие по бесконечному, такому нужному и удивительному миру профессий. Какие профессии самые важные? Почему? Что такое профессия?
В словаре русского языка С. И. Ожегова дано такое толкование: «Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности».
III. Речевое общение (К.).
– Послушайте разговор ребят (упражнение 1).
Учитель читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
– Какие профессии упоминают ребята? (Лётчик, милиционер, повар, инженер.)
– Чем занимаются представители этих профессий?
В милиции служат отважные люди.
Милиция дружных, находчивых любит.
Пусть дождь проливной или тёмная ночь –
Всегда и везде я смогу вам помочь.
* * *
Повар вкусный суп готовит,
Жарит сочный антрекот,
И своим чудо-искусством
Всюду радует народ!
– А кем работают ваши родители? Что вы знаете об этих профессиях?
IV. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику (П.).
Работа в парах (упражнение 2).
– Прочитайте вывод в рубрике «Обрати внимание» (П.).
Словарно-орфографическая работа (П. + К.).
Буквы знать, уметь читать,
Честным быть, трудолюбивым.
Кто же это учит вас
Быть и умным, и счастливым?
(Учитель.)
Знакомство со словом «учитель».
– Сколько букв в слове? А сколько звуков? Назовите безударный гласный. Его можно проверить?
– Запишите слово «учитель» в тетрадь и подчеркните букву, правописание которой надо запомнить.
– Составьте предложение со словом «учитель».
– Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. Профессий очень много, и с некоторыми вы уже познакомились. Что означают выражения «спустя рукава», «засучив рукава»? Зародились эти выражения в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин – до 95 см, а у женщин – до 40 см. (Показ иллюстрации.)
– В одежде с такими рукавами работать было очень неудобно. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ это приметил и стал говорить о людях, которые работают лениво, что они работают спустя рукава. Об умелом же работнике и сейчас говорят, что он работает засучив рукава.
Вывод: чтобы стать хорошим специалистом, надо много знать и уметь, а для этого необходимо хорошо учиться (Л.).
Физкультминутка
Задание «Как устроен наш язык» (упражнение 3) (Л. + П.).
Можно сразу и учиться, и мечтать!
Каждый может дело выбирать.
И такое выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
* * *
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Учитель читает следующий отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
– Прочитайте выделенные слова. Какой вопрос к ним вы зададите? Эту «тайну языка» вы откроете во второй части нашего урока. Прочитайте названия профессий: маляр, продавец, артист, дворник. Какой вопрос поможет получить информацию об этих профессиях? (Что делает?)
– Помните, что ответы должны быть точными.
Раскрытие новой «тайны языка», с. 58.
– Приведите примеры слов, отвечающих на все вопросы, о которых вы узнали. (Называют по цепочке слово и вопрос к нему.)
Упражнение 4 рубрики «Если осталось время».
Самостоятельная работа (упражнение 5). (Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
Упражнение 6 рубрики «Если осталось время».
Физкультминутка
2. Работа в тетради «Русский язык».
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
А. Барто
Упражнение «Напиши красиво» (Р.).
– Рассмотрите линии. Запишите их в воздухе. Следите за движением руки.
– Запишите линии в тетради, не отрывая ручки от листа. Придумайте свои сложные линии. Запишите их на третьей и четвертой строках.
Упражнение «Поменяй местами слоги в словах». (Работа в парах.) (К. + П.)
– Составьте и запишите новые слова. (Насос – сосна, рады – дыра, сыро – росы, навес – весна, камыш – мышка, кабан – банка, ласка – скала, нитка – ткани.)
Работа по цепочке.
– Поставьте во всех словах знак ударения. Изменился ли ударный слог в словах? (Ударный слог не изменился в четырех случаях: рАды – дырА, камЫш – мЫшка, лАска – скалА, кабАн – бАнка.)
Упражнение «Найди слова, которые нужно добавить». (Фронтальная работа.)
Проверка выполненной работы (Р.).
Что? | Какой? | Что делать? |
мороз свет радость тепло боль | морозный светлый радостный теплый больной | морозить светить радоваться теплеть болеть |
– Поставьте в словах ударение.
Упражнение «Определи, где кончается одно предложение и начинается следующее». (Фронтальная работа.)
На доске записан текст упражнения.
– Прочитайте текст. Какие трудности вы испытали при чтении? (Трудно понять смысл текста.)
– Прочитайте начало и определите, где кончается первое предложение. О ком в нём говорится? Какой знак надо поставить в конце первого предложения? (Точку.)
– Как напишете начало второго предложения? Зачеркните строчную букву о, сверху напишите заглавную букву О.
Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.
– Прочитайте измененный текст.
Упражнение «Спиши текст». (Самостоятельная работа.) (Р.)
Лёня мечтает стать капитаном корабля. Он будет плавать в разные страны. Это так интересно! А пока ему нужно хорошо учиться.
– При списывании подчеркните знак конца предложения и заглавную букву в начале.
Переменка «Ребус» (П.).
Учитель демонстрирует картинку с изображением фрака.
Фрак – верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.
Фокусник, во фрак одет,
Факел превратит в букет.
В. Берестов
V. Итог урока (К. + Р.).
– Какую тайну языка вы открыли сегодня?
Что без меня предметы – лишь названья,
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Г. Граубин
– Какую роль в нашей речи играют слова – названия действий?