СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевое дыхание

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речевое дыхание»


Памятка для родителей «Речевое дыхание»


Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ему держать рот открытым.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности.

Речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной! Для правильного речевого дыхания нужно с детьми выполнять – дыхательную гимнастику! Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения.


Признаки у ребенка неправильного речевого дыхания:

  • проглатывание окончания слова;

  • договаривание длинной фразы шепотом;

  • ребенок делает вдох в середине слова;

  • ускоренный темп речи;

  • несоблюдение логических пауз

Выполняя предложенные упражнения, вы не только весело проведете время со своим ребенком, но и с пользой для его речи.

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений:

  • Упражнения необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;

  • Упражнения выполнять до еды;

  • Одежда должна быть удобной;

  • Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены

  • Вдох должен происходить через нос;

  • Выдох должен быть длинным и плавным

  • Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями;


Игры и упражнения для формирования и развития речевого дыхания


«Кто дольше сможет подуть на листики?(бабочки, снежинки, ватка т.д) »

У вас на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давай, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. ( Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Важно смотреть, чтобы ребенок не надувал щеки, не напрягался, дуть на листики легко и спокойно.


«Бульбульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.


«Свеча».

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.


«Лети, самолетик!»

Вам понадобятся: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.


«Кораблики»

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

 

«Волшебная  пена!»

Вам нужно: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

- Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.


«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

Ребёнок ложится на спину на ковёр, левую руку кладёт на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребёнок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).


«Качели»

Вам нужно: мягкие игрушки небольшого размера.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

                 Качели вверх (вдох),

                Качели вниз (выдох),

               Крепче ты, дружок, держись.

Примечание: вдох и выдох производится через нос.


«Ароматные коробочки»

Оборудование: 3 пары коробочек с запахами ( мандарина, чая, гвоздики и т.д.)

Ребенку даются 3 коробочки с разными запахами, которые предлагается понюхать и найти им пару соответствующего запаха.

Примечание : индивидуальная непереносимость.


«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребёнок рассматривают  и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребёнок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребёнку с завязанными глазами,  понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

 

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребёнок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

 

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук [Ф]. Щёки не надувать.

 

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 

«Пароход гудит»

Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти посередине языка.

 

Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

 

 

 

 

 

Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком!

 

 

 

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!