СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевое развитие младших школьников как условие формирования коммуникативной компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитию речи придается большое значение.

Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие младших школьников как условие формирования коммуникативной компетентности»


Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» с углубленным изучением отдельных предметов











Аналитический отчет

Речевое развитие младших школьников

как условие формирования коммуникативной компетентности














Учитель начальных классов 1 категории

Руднова Елена Владимировна














2019г



Содержание:

Введение 3

Ι.Аналитическая часть 6

1.1. Теоретические основы развития речи младших школьников. 6

1.2. Технологии: методы и приемы по развитию речи младших школьников. 8

1.3 Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период. 20

1.3.1.Уровень и качество обученности учащихся. 20

1.3.2. Анализ внеурочной деятельности. 27

1.3.3.Распространение и обобщение педагогического опыта: 32

1.4. Проблемы и противоречия, возникшие в процессе педагогической деятельности 36

ΙΙ. Проектная часть 38

Заключение 41

Список литературы 42


















ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Концепция модернизации Российского образования ставит перед современной школой задачу формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Центр тяжести в школьном образовании переместился с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми. Таким образом, увеличивающийся поток информации требует внимания к развитию языковой компетентности и формированию универсальных учебных действий младших школьников.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»1. Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.

Языковая компетенция – это процесс и результат познавательной
деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика, как личности.

В соответствии с культурно-исторической теорией крупнейшего

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Изд-во «Просвещение» 2009.-с.6.

психолога Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата”2. В ходе организованного сотрудничества учащихся на уроке возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Велика роль в речевой деятельности, в формировании коммуникативных универсальных действий принадлежит начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте развивается речь, мышление, творческие способности ребёнка. В этом вопросе особенно важно помнить о преемственности начальной школы и среднего звена, как о необходимом компоненте установления соотношения между новым и предыдущими этапами обучения, где каждый последующий строится с опорой на уже предшествующий опыт.

Актуальность проблемы продиктована трудностями овладения, обучающимися навыками сотрудничества, несформированностью коммуникативных универсальных учебных действий: умение слышать, слушать учителя и понимать партнера, не перебивая высказывания других людей, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Все это компоненты речевой деятельности. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, умения работать с информационными источниками.

С учетом обозначенной проблемы работа в межаттестационный период была направлена на развитие речевой деятельности учащихся, т.е. 2.Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения». [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/lis/lis.htm]

процессов порождения и восприятия речи, на всех уровнях языка – фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом; выработка основных качеств « хорошей» речи, на совершенствование мониторинговой деятельности.

Цель аналитического отчета – проанализировать результаты речевой деятельности учащихся класса, обобщить опыт, систематизировать полученные материалы по данной проблеме, наметить пути дальнейшей деятельности.

Для достижения данной проблемы поставила перед собой следующие задачи:

-изучить разработанность данной проблемы в психолого – педагогической и научно – методической литературе; федеральные нормативные документы по ФГОС НОО.

- обобщить опыт эффективности использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности

- проанализировать результаты данной деятельности в обучении и развитии личности учащихся моего класса.

- наметить перспективы собственной деятельности в данном направлении.












Ι.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Теоретические основы развития речи младших школьников.

Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи, с возрастом они расширяются, становятся разнообразнее. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Хорошая речь – залог успешного обучения. Дети с плохо развитой речью стесняются отвечать на уроках, мало общаются со сверстниками, часто оказываются в числе неуспевающих.

О необходимости работы над речью, создания системы работы, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специальных речевых упражнений, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи С. Рубинштейн, Л. Выготский.

Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных исследований. Работы Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского убеждают в том, что развитие речи уже в XIX веке представлялось крайне важной задачей. Но если в трудах того времени развитие речи связывалось с изучением грамматики, то современная методика преподавания русского языка обращает внимание на развитие личностных особенностей и способностей каждого учащегося.

Развитие речи ребенка — не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Для этого необходимы условия: создание оптимальных условий, способствующих более успешному развитию речи учащихся.      По мнению ученого Р.С.Львова, речь – это способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Развитию речи – придаётся большое значение в классах, обучающихся по системе общего развития Л.В. Занкова. Автор курса русского языка Наталия Васильевна Нечаева пишет: «Русский язык предоставляет знания, необходимые для того, чтобы человек мог войти в общество, он играет центральную и даже базовую роль в системе учебных дисциплин, так как само языковое воспитание присутствует в рамках каждого учебного предмета».































1.2. Технологии: методы и приемы развития речи младших школьников.

Систему работы выстраиваю, используя элементы следующих технологий.

Педагогические технологии

Методы, приемы

Предполагаемые результаты

Проблемное обучение

Создание проблемных ситуаций; постановка учебных проблем, проблемных вопросов; мотивирующий прием: яркое пятно.

Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Индивидуально – дифференцированный подход

Разноуровневые задания

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Компетентно – ориентированное обучение

Исследовательская работа, проектная деятельность

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Информационно-коммуникационные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения)

компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др.

информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).


Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Элементы этих образовательных технологий использую на различных возрастных этапах.

Ребенок, приходя в школу, воспринимает предметы целостно, но односторонне, не охватывает всех его признаков. Например, в первом классе при описании предмета называют, как правило, цвет: «помидор красный», « яблоко зелёное, жёлтое», поэтому с первых дней обучения ребёнка в школе учу его видеть не только цвет, но и форму, величину, понимать, где применяется тот или иной предмет. Вопросы ставлю в обобщённой форме: « Рассмотрите предмет и скажите всё, что о нём знаете» (показываю линейку). Затем задание усложняю, показываю несколько предметов (книгу, пенал, цветок, линейку, ручку, альбом, карандаш) и говорю: « Какой предмет лишний и почему; чем похожи предметы и чем отличаются, разделите предметы на группы». Если ученик одновременно видит и называет много признаков и особенностей в слове ( может без вопроса учителя указать, что обозначает слово, из чего оно состоит- назвать слоги, ударения, сказать, в чем расходится написание и произношение слова, к какой части речи относится и др.), он сможет назвать и многообразные свойства математического явления – числа, геометрические фигуры, а также многообразные стороны любого предмета, с которыми он имеет дело на уроках изобразительного искусства и технологии.

На этом же этапе важно развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения. Для этого провожу следующие упражнения:

  • фонетическую зарядку;

  • артикуляционную гимнастику;

  • работу над чистоговоркой и скороговоркой;

  • упражнения на развитие умения выделять отдельные звуки и определять их место в слове;

  • игры и упражнения на различие твердых и мягких, а также звонких и глухих звуков и т.д. (Приложение №1) .

Изобразительные средства языка всегда метки, эмоциональны, они оживляют речь, возбуждают мышление, развивают его быстроту и гибкость, совершенствуют словарь детей.

Самый простой вид тропа- сравнение, встречается очень часто в прозе и в стихотворениях, поэтому обращаюсь к нему периодически. Так, в стихотворении

Ф. Тютчева «Весенние воды» (2 класс) если весну дети сравнивают с красавицей, то в стихотворении Б. Пастернака «Опять весна», ребята отмечают, что она будничная, скромная, в косынке и телогрейке.

Чтобы вызвать в воображении детей картины, образы, предлагаю ребятам следующие задания: «Представьте себе, как по крыше стучит дождь. Что он вам напоминает? Кто слышал стук дождя? Расскажите».

Приведу пример ученицы: «Стук дождя по крыше мне напоминает топот моего маленького братика, он перебирает ножками так быстро, точно дождик идёт».

При изучении признаков местоимений на уроке русского языка (3класс) предлагаю детям прочитать написанные на доске предложения: Берёза была старая. Она росла на краю деревни. У неё были длинные густые ветви. Задание: найти знакомые части речи. После того, как дети выделили слова незнакомой части речи (она, у неё), спрашиваю: «На какое слово указывает слово она»? – « На имя существительное «берёза».

При сравнении местоимения «она» и существительного «берёза», как частей речи, выявляют их сходства: оба слова женского рода, отвечают на один вопрос, стоят в именительном падеже, в единственном числе. «А чем различаются эти части речи? Сравните слова по значению». В результате сравнения дети приходят к выводу, что слово «берёза» называет предмет, а слово «она» указывает на предмет, но не называет его. Вывод закрепляю заданием: Составьте предложение с местоимением. После этого провожу обобщение о признаках местоимений.

Постоянный возврат к пройденному материалу, обеспечиваемый типическим свойством системы Л.В. Занкова - процессуальностью - не является простым повторением, а служит средством развития такого приёма мышления - обобщения.

Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов - пути активизации обучения на уроках, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, повышается внутренняя мотивация каждого ребёнка. При разрешении проблемной ситуации, у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия. Данный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.

На практике это можно просмотреть во фрагментах уроков: 2 класс: русский язык «Сложные слова», 3 класс: математика «Умножение на двузначное число», русский язык «Дательный падеж», 4 класс: русский язык «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. (Приложение №2).

В формировании и развитии коммуникативных навыков младших школьников большое значение имеет обогащение словарного запаса слов. Ребята не только учатся видеть и понимать предмет, но и умеют описывать его. Для этого с первых дней пребывания ребёнка в школе начинается работа над значением новых слов.

На уроке математики, в 3-ем классе, при изучении темы «Единицы измерения времени», на вопрос о том, что такое « ходики», и получила неожиданные ответы: « ходики»- это маленькие детские сапожки, это ходунки для детей, это костыли, и лишь один мальчик ответил, что это часы. Для того чтобы новые слова стали понятными, ввожу их в более крупные единицы речи - предложения. Например: слово «ходики» понятно из предложения: «На стене мерно тикают ходики». Приём тем полезен, что приучает детей понимать смысл новых слов в контексте. Это умение пригодится детям при самостоятельном чтении художественной литературы. Для активизации словаря использую следующие формы: составление словосочетаний с нужным словом (снежные хлопья, овсяные хлопья); пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала, рассказы по наблюдениям с использованием опорных слов. Большую роль при этом оказывает « Толковый словарь» В.И. Даля. Немаловажную роль в обогащении речи учащихся играют крылатые слова и пословицы. Они метки, лаконичны, их лексика разнообразна. Дети непросто запоминают пословицы, они связывают их с содержанием и главной мыслью прочитанных рассказов, с жизненными ситуациями. (Приложение№3).

Особое значение в формировании и развитии коммуникативной компетенции младших школьников придаю работе над формированием письменной речи.

Начиная с 1 класса, в первую группу упражнений, направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковую правильность отношу следующие упражнения:

- подбери слова по теме «Зима», «Зимние забавы», «Лес» т.п.

- найди и прочитай слова, которые раскрывают главную мысль текста, рассказа;

- составь предложение по картине;

- составь несколько предложений по картине, по серии картинок;

- придумай своё название текста.

- Составь текст о котике по рисунку или расскажи о своём котике (устно).

- Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

- Составь ещё одно предложение, чтобы получился текст. Запиши его.

Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям.

Виды творческих упражнений:

- задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;

- даются опорные слова или сочетания;

- задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);

Смысл творческих упражнений заключается в том, чтобы помочь ребёнку увидеть живую действительность, научить его видеть в ней источник волнующих впечатлений и находить им адекватное выражение в слове. Усилия детей при этом направлены на поиски точного, ёмкого, выразительного слова. Такая работа помогает детям освоить богатство родного языка. Дети очень любят сочинять сами, особенно сказки. При этом они открывают для себя что-то новое, видят своими глазами мир, открывают в нём для себя и для других что-то такое, что до этого не замечалось. ( Приложение №4).

Но не только сказки полюбили дети писать к концу второго класса, гораздо больше понравилось детям выступать в роли поэтов. Ребята любят декламировать не только стихи известных поэтов, но и свои собственные. Также ребята пробуют сочинять потешки, докучные сказки, хокку. (Приложение №5).

Учащиеся 4 класса со своими стихотворениями участвовали в муниципальном конкурсе «Серебряное перышко» - «То, чем душа согрета», где заняли призовые места. (Приложение №6).

С первого класса все детские работы читаем в классе, если, конечно, нет возражений со стороны авторов. На недостатки, указанные в работе, дети не обижаются, а наоборот стараются в следующей работе их не допустить. Ребята любят слушать сочинения своих одноклассников и практически всегда находят в них какую-то «изюминку».

При проведении уроков, включающих занятия словесным творчеством, я столкнулась с некоторым их однообразием. Хотелось чем-то увлечь, заинтересовать ребят. Такой темой, по-моему, стало составление синквейнов. В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры – хокку.

Синквейн пишется по определенным правилам.

1. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

В нем ученик выражает свое отношение к проблеме. Примеры синквейна (Приложение №7).

Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Игровая технология в начальной школе является приоритетной. В своей работе я использую: дидактические игры, которые позволяют наблюдать, сравнивать, замечать закономерность, формулировать гипотезу, доказывать или отказываться от гипотезы.

В процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
- Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины)

-Игры-путешествия («Путешествия в мир прошлого, настоящего и будущего», «Путешествия по следам новых открытий » и т.д.)

- Сюжетные (ролевые) игры

- Игры-соревнования («Смысловые группы», «Пропавшие слова», «Собери предложение», «Шиворот - навыворот» и т. д.)

- Компьютерные развивающие игры

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформальным и интересным. В современных условиях при широком внедрении информационно-коммуникационных технологий на первый план выступает одна из актуальных проблем развития младшего школьника - это уровень развития речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.

Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и формирования речи младших школьников. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Мультимедийные технологии могут быть использованы:

-для обозначения темы

-как сопровождение объяснения учителя

-как информационно-обучающее пособие.

-для контроля знаний.

-для организации проектной деятельности младших школьников.

Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.

На уроках организую проектную деятельность. Это стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

При выполнении каждого нового проекта по любому предмету (по программе, задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Работу над проектной деятельностью я начала с учащимися с 2008 года.

Количество учащихся участвующих в проектной деятельности (Приложение№8).


 Проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

 

На уроках и во внеурочной деятельности учащимся предлагаются разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно – целесообразные высказывания в устной и письменной форме; пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что тесно взаимосвязано.

























1.3 Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период

1.3.1Уровень и качество обученности учащихся.

В 2012 году я набрала 1 класс. При диагностике стартовой готовности учащиеся 1 класса показали:

- базовый уровень инструментальной готовности 12человек – 48%, у этих детей сформированы предпосылки к успешному обучению и готовность, включаться в образовательные ситуации, создаваемые учителем на уроке.

- низкий уровень показали 13ч.- 52%.Этим учащимся следует помогать в освоении способа выполнения того или иного задания: как лучше наблюдать, как осуществлять умственное действие, как осуществлять контроль. (Приложение№9).

Общий анализ результатов диагностики позволил сделать вывод о том, что нужно вести целенаправленную работу по развитию речи, творческих возможностей учеников, чтобы на выходе из начальной школы каждый ребенок мог подняться на более высокий уровень речевого развития.

Анализируя работу в течение многих лет, пришла к выводу, что главной причиной низкой успеваемости является низкий уровень техники чтения. Ребёнок с низким уровнем техники чтения часто не запоминает прочитанное, что свидетельствует о недостаточном развитии памяти, особенно оперативной. Поэтому задачей для себя поставила развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса и обучение беглому и осознанному чтению и письму.

2010-2011 учебный год выше нормы читали 70%,норма 15%,ниже нормы 15%.

2011-2012 учебный год выше нормы читали 88%,норма 4%,ниже нормы 8%.

2012-2013 учебный год выше нормы читали 92%,норма 4%,ниже нормы 4%.

2013-2014 учебный год выше нормы читали 88%,норма 12%,ниже нормы 0%.(Приложение №10).

Сравнивая результаты по годам видно, что число читающих ниже нормы сокращается – это положительная динамика.

В школе на уроках литературы школьники учатся владеть разными видами речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование), воспринимать чужую речь, как в устной, так и в письменной форме, учатся обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на ее основе. Таким образом, читательская компетенция является ключевой в формировании коммуникативной компетенции. Анализ проверочных работ по литературному чтению дал следующие результаты.

В 1 классе повышенный уровень показали 78% учащихся, базовый 22%.

Во 2 классе повышенный уровень показали 67%,базовый 33%.(Приложение№11). Повышенный уровень снизился, так как в современных школьных программах по литературному чтению уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. К тому же, сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения и самостоятельного чтения.

Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В первом классе был проведен мониторинг сформированности универсальных учебных действий. (Приложение№12)

Детализированный рейтинг УУД в 1 классе


Регулятивные УУД

Познавательные УУД



Планирование

Оценка

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные связи


Рейтинг УУД по отдельным умениям в 1 классе

76%

70%

73%

68%

77%

67%

75%

71%



Результаты, продемонстрированные первоклассниками, оптимистичны. Обучающиеся успешно освоили программу 1 класса в части требований к метапредметным результатам.

Во втором классе динамика по результатам мониторинга обучающихся положительная. 55% детей имеют прогресс в развитии регулятивных УУД, 46%- познавательных УУД. (Приложение№13).

Индивидуальные результаты мониторинга УУД 2класс


 

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

Планирование

Оценка

Контроль

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обоб щение

Причинно-следственные связи

Аналогия

Речевое высказывание

Точка зрения

Вопросы

Орлова Елизавета

6

5

4

4

6

4

6

3

4

5

5

5

4

Уровень

БАЗОВЫЙ

БАЗОВЫЙ

БАЗОВЫЙ

Прогресс

ЕСТЬ ПРОГРЕСС

ЕСТЬ ПРОГРЕСС

 

Сводные показатели

Общий балл (max 78)

61

Общий уровень

БАЗОВЫЙ

Общий прогресс

ЕСТЬ ПРОГРЕСС



Анализ результатов по трем группам универсальных учебных действий позволил выделить следующие тенденции:

-наблюдается увеличение показателя сформированности регулятивных универсальных учебных действий от 1 к 2 классу;

- прослеживается рост показателя сформированности познавательных универсальных учебных действий за два учебных года;

-наблюдается значительное увеличение показателя сформированности умений работать с информацией.

Показатель по данной группе УУД выше, чем по регулятивным и познавательным действиям.

Таким образом, результаты показывают стабильность численности обучающихся, достигших базового уровня сформированности УУД. Также наблюдается положительная динамика количества обучающихся, достигших высокого уровня сформированности УУД.

В целом, результаты мониторинга обучающихся вторых классов позволяют сделать достаточно благоприятный прогноз об овладении обучающимися требований ФГОС НОО в части формирования метапредметных результатов.

Эффект подтверждает уровень обучения класса.

По русскому языку:

2010-2011 учебный год-качество знаний (КК)65% , уровень обученности (КУ)96%;

2011-2012 учебный год-качество знаний (КК)62% , уровень обученности (КУ)100%;

2013-2014 учебный год-качество знаний (КК)62%,уровень обученности (КУ)85%.( Приложение№14)

По математике:2010-2011 учебный год-качество знаний (КК)59% , уровень обученности (КУ)93%;

2011-2012 учебный год-качество знаний (КК)65% , уровень обученности (КУ)96%;

2013-2014 учебный год-качество знаний (КК)66%,уровень обученности (КУ)96%.(Приложение№14)

Проведенный сравнительный анализ качества обученности учащихся в начальных классах позволяет сделать вывод, о стабильных результатах.



годы

класс

успеваемость

% качества

2009-2010

2 класс

100 %

64%

2010-2011

3 класс

100 %

56%

2011-2012

4 класс

100 %

52%

2012-2013

1 класс

100 %


2013-2014

2 класс

100 %

71%

(Приложение№15)

Ученики выступают чаще всего в роли исследователей, поэтому новые знания открываются ученику самостоятельно, в процессе наблюдений, именно наблюдение формирует у учащихся начальной школы общеучебные умения анализировать, сравнивать, проявлять достаточный уровень речевой и коммуникативной компетенций, умение делать выводы и способствуют развитию мышления. Это доказывают итоги региональное исследование в образовательных учреждениях Свердловской области «Мониторинг учебных достижений в начальной школе»

Результаты мониторинга учебных достижений

учащихся 4-х классов в сравнении с муниципальными



Класс

Учитель

Русский язык

(средний балл)

Средний балл по муниципа-

литету

Математика

(средний балл)

Средний балл по муниципа-

литету

диктант

списывание

провер.работа

общий балл



Руднова Е.В.



2


1,8


27,6


31,4


22,8


22,3


16,8




(Приложение№16).

В 5 классе при проведении срезов знаний за курс начальной школы показали такие результаты.


На «5»

На «4»

На «3»

На «2»

КК (на»4 и 5»)

Русский язык

46%

25%

29%


71%

Математика

29%

38%

25%

8%

67%

(Приложение№17).

Просматривая результаты образовательной деятельности, которые применяла в 2-4 классах, я поняла, что они, по сути, отвечают путям внедрения ФГОС, поэтому я буду применять эти технологии.

1.3.2 Анализ внеурочной деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) неотъемлемой частью образовательного процесса становится внеурочная деятельность.

Её цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В классе все учащиеся (100 %) заняты в различных направлениях внеурочной деятельности. Выявлению и развитию одаренных учащихся способствуют следующие формы работы, проводимые в школе: школьные и муниципальные предметные олимпиады и различные международные, всероссийские конкурсы.

Предметные олимпиады:

-на уровне образовательного учреждения в 2011-2012 году

математика-1,2 место; русский язык -2,3 место, окружающий мир – 2 место.

- на уровне муниципальных образовательных учреждений

математика- 3 место.

Всероссийские конкурсы:

2010-2011ученый год: « Русский медвежонок» (10человек) средний балл 69 %; «Кенгуру»(12человек) средний балл 59%.

2011-2012ученый год: « Русский медвежонок» (16 человек) средний балл 77,7 %; Кенгуру-выпускникам (11человек) средний балл 63%; ЧИП (16 человек) средний балл 74%.

2013-2014ученый год: « Русский медвежонок» (17человек) средний балл 79 % «Кенгуру»(8человек) средний балл 61%; «ЧИП» (5человек) средний балл 74%; «Эму» ( 5человек) средний балл 78%. (Приложение№18).

Участие детей во всероссийских конкурсах.

Наблюдается не только положительная динамика участия во всероссийских конкурсах «Кенгуру» и «Русский медвежонок, но с каждым годом учащиеся принимают участие и в новых конкурсах таких как «Эму», « Пегас» и т.д.

Конкурсы чтецов:

2010-2011 учебный год муниципальный конкурс чтецов, посвященный 105-летию со дня рождения А. Л. Барто «Такие разные мы дети…» - 1,2,3 место.( 3 класс)

2011-2012 учебный год муниципальный конкурс чтецов, «Спешите делать добро»- 1.2.3 место.(4класс)

2012-2013 учебный год школьный конкурс чтецов, «Под большим шатром голубых небес…»-1,2,3, место.(1 класс)

2013-2014 учебный год школьный конкурс чтецов,«Мои любимые стихи»-1 место (2 класс)

Участие в муниципальном конкурсе детского и юношеского литературного творчества «Серебряное перышко» - «То, чем душа согрета». Результат два вторых места.

Ребята являются активными участниками муниципальных творческих конкурсов:

«Уральские звездочки»

2010-2011 учебный год 2 место (хореография).

2011-2012 учебный год 1 место (хореография), 2 место (вокал)

Об эффективности включения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность, говорят такие результаты:

На уровне Образовательного учреждения

Научно – практическая конференция «Мы и наши проекты»

2010-2011 учебный год проект «Березка - символ Родины моей» (1 место)

2013-2014 учебный год проект «Мой любимый шоколад» (участие),

проект «Правила поведения в школе» (участие)

На уровне муниципальных образовательных учреждений

2011-2012 учебный год проект « Здоровое питание – основа процветания» (2 место)

2013-2014 учебный год проект «Кто такая Баба –Яга» (победители конкурса «Лидер чтения)

В 2013-2014 учебном году участвовали в областном проекте «Открытая книга» , где заняли 2 место.

Хорошим подспорьем, по моему мнению, являются занятия по внеурочной деятельности «Я исследователь» по программе А. И. Савенкова.

Участие учащихся в мероприятиях разного уровня. (Приложение№19).

ФГОС нового поколения ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты. Главное предназначение классного руководителя – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни. Изучив опыт коллег скорректировала программу для своего класса по воспитательной работе «Все вместе», которая рассчитана на 4 года Работа по ней оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активнос­ти, привитие бережного отношения к природе, чувства любви к Родине. У школьников, занимающихся по данной программе, формируются новые навыки получения знаний, возрастает ин­терес к общественно-полезной работе, заметно растет их по­знавательная активность.

Цель программы – выявление и развитие способности каждого ученика, формирование физически, психически, нравственно здоровой личности, обладающей базовыми знаниями начальной школы, способной адаптироваться в среднем звене школы при переходе из начального звена.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:

  1. Активизация познавательной и исследовательской дея­тельности учащихся через различные формы работы.

  2. Развитие творческих способностей учащихся.

  3. Формирование у учащихся чувства любви к своей ма­лой Родине.

  4. Физическое развитие учащихся.

  5. Формирование у учащихся чувства коллективизма и сплоченности, развитие у них коммуникативных способностей.

С целью прослеживания результатов программы, а также динамики развития познавательных, коммуникативных и эмо­ционально-волевых способностей детей было проведено анке­тирование детей и родителей. Результаты анкетирования показа­ли, что все родители отмечают положительное влияние програм­мы на развитие детей, а именно: дети становятся более общи­тельными, ответственными, наблюдательными, приобщаются к чтению. Также было от­мечено, что данная программа помогает сплотить коллектив, внутри которого наблюдаются прекрасные дружеские взаимо­отношения. (Приложение №20).

В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний:

-собрание-лекторий;

-"круглый стол";

-консультация со специалистами;

-собрание-практикум;

-общешкольная и общеклассная конференция и др.

На них знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах; обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличные успехи тоже не остаются неотмеченными. Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс, родительский комитет класса координирует работу родителей по оказанию помощи в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе походов и экскурсий. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя. Провела анкетирование с родителями по темам: «Способности вашего ребенка», «Отношение к школе». Данные анкеты, показали, что удовлетворённость родителей организацией учебного процесса в классе высокая. (Приложение№21).

Результативность работы:

-в классе нет пропуска без уважительных причин;

-в классе нет отверженных детей.

За активное участие в жизни класса, за правильное воспитание своих детей родители получают благодарственные письма от родительского комитета. Веду работу по внедрению в образовательный процесс электронного дневника «Дневник.ру».

1.3.3.Распространение и обобщение педагогического опыта:

Профессиональная компетентность педагога определяется анализом опыта и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к самообразованию, к самосовершенствованию, к самовыражению, к творческому отношению к делу. Свою профессиональную компетентность повышаю через участие в работе ШМО, обобщение и распространение педагогического опыта, участие в научно-практических конференциях, педагогических семинарах и форумах.

Выступления на:

1. муниципальном педагогическом форуме «Образование 21 века: «Наша новая школа» 2010г

2. муниципальном педагогическом форуме «Образование 21 века» «ФГОС в начальной школе» 2012 г.

3. муниципальном педагогическом форуме. «Проектная деятельность в начальной школе» 2013 г.

4.методическом педсовете МАОУ «СОШ№6» «Применение практико-ориентированных педтехнологий для развития УУД младших школьников «2014г.

Работая над темой самообразования «Речевое развитие младших школьников как условие формирования коммуникативной компетентности» провела открытые уроки по математике « Закрепление. Решение задач» (4 класс 2011-2012 учебный год), «Задача. Соответствие условия и вопроса" (2 класс 2013-2014 учебный год). Ежегодно организуем неделю открытых уроков для родителей.

Размещаю свои материалы на страницах интернет проекта «Копилка уроков – сайт для учителей». Являюсь активным участником педагогического форума: «Про школу»

Прошла курсы повышения квалификации:

Год прохождения курсовой подготовки

Место прохождения курсовой подготовки

Тема курсовой подготовки

Количество часов

2010

Екатеринбург

«Федеральный государственный стандарт начального общего образования: содержание и технология введения»

72

2010

Екатеринбург

«Технико-технологическая компетентность организаторов процедур педагогических измерений»

80

2012

Москва

Реализация ФГОС НОО средствами развивающего обучения Л. В. Занкова


72

2012

Екатеринбург

Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС»

72

2012


Екатеринбург

Авторский семинар «Проектное обучение»


8

2012

Екатеринбург

Авторский семинар « Профессиональное развитие педагога в условиях внедрения инноваций»

8

2014

Екатеринбург

«Подготовка организаторов единого государственного экзамена» Модуль №1 для организаторов в ППЭ, ассистентов для участников ЕГЭ,ОГЭ с ОВЗ»

20

Таким образом, на основе анализа и обобщения собственного педагогического опыта и  изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития речевой деятельности младших школьников, можно сделать следующие выводы:

1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических  и методологических основ  формирования связной речи младших  школьников.

2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.

3. Работа по развитию речи учащихся на уроках   вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

  4. Использование ИКТ в работе учителя дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего образовательного процесса в целом.









































1.4 Проблемы и противоречия, возникшие в процессе педагогической деятельности

Проводя работу в межаттестационный период по развитию речи, увидела, что существуют различия в уровне развития учеников. С одной стороны – неумение некоторых детей раскрывать свои творческие возможности, с другой - выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Но многие учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. (Приложение№22)

В 2012-2013 году я набрала 1 класс и изучила уровень речевой коммуникации детей.

Высокий уровень показали 2 человека - 8% (ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, ясно и последовательно выражать свои мысли).

Средний уровень 18 человек – 66% (ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других).

Низкий уровень 7 человек- 26% (ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, не умеет последовательно излагать вои мысли, точно передавать их содержание). Таким детям нужна поддержка, вселение уверенности в свои силы, их нужно постепенно включать в коллектив. Многие дети говорят тихо, стесняются.

С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

Технология критического мышления, как и новые стандарты, должна научить школьников:

1. Организации своей деятельности;

2. Душевности и чуткости;

3. Ощущению свободы и счастья бытия;

4. Самореализации, сохранения ценностей;

5. Пониманию себя и пониманию других;

6. Умению мыслить;

7. Формированию и отстаиванию своей точки зрения;

8. Партнерские отношения;

9. Умению сотрудничать;

10. Гибкости мышления;

11. Умению слушать;

12. Мобильности;

13. Способности оценивать свои действия. Рефлексии.

Апробацию этой технологии я спроектировала на следующий межаттестационный период.

























ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Цель педагогического проекта на следующий аттестационный период: формирование у школьников положительной мотивации учебной деятельности, УУД через технологию развития критического мышления.

Цель технологии:

- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Задачи:

- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание

Ожидаемые результаты проекта.

Обучающий должен научиться:

-находить требующуюся информацию в различных источниках;

-критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

-систематизировать информацию по заданным признакам; 

-находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

-овладевать универсальными способами умственных действий;

Обучающий должен уметь:

-длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок   времени) собирать и систематизировать тематическую  информацию;

- вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.

- вступать в активную деятельность при выполнении мыслительных операций;

 - реализовывать собственные интересы и способности;

 - вырабатывать собственное мнение в контексте учебной программы.

Методы и методики реализации проекта.

Методы: беседа, игры, упражнения, анализ ситуаций, освоение и отработка конкретных навыков.

Методика развития критического мышления предполагает: 

1. Осознание учащимися процесса протекания познания (что знал, что узнал, что осталось непонятным);
- интеллектуальная деятельность по осмыслению своего опыта с целью прийти к новому пониманию.
2.Сочетание навыков работы с текстом и навыков общения по поводу текста;

- работа с текстом как инструмент самообразования;

-реализация идеи принципиальной множественности смыслов текста.
3. Ориентация на сотрудничество ученика и учителя; 

-самостоятельная деятельность и совместный поиск;

- работа с вопросами продуктивного уровня;

- обучение друг друга.

4.Повышение ответственности учащихся за собственное образование;
- одновременное решение задач обучения и развития.

Этапы реализации проекта

время

Этапы

Содержание деятельности

2014

Теоретико-методологический

Диагностический

Выработка целей, задач проекта, определение с выбором методов технологии,

Первичная диагностика (выявление уровня мыслительных умений младших школьников)

2015

Экспериментальный, деятельностный

Исследование и применение элементов технологии развития критического мышления, выявление наиболее эффективных приемов для развития мышления младших школьников, наблюдения за уровнем развития мышления учащихся, сравнительный анализ.


2016

Внедренческий

Внедрение эффективных приемов ТРКМ, разработка новых приемов с учетом потребностей младших школьников, дифференцированная работа над развитием мыслительных способностей.

2017-2018

Аналитический

Мониторинговый

Активизация и применение полученных знаний.

Итоговая диагностика результатов.

Предъявление результатов собственной деятельности педагогическому сообществу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.

Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать.
























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Изд-во «Просвещение» 2009.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Изд-во «Просвещение» 2009.

  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Изд-во «Просвещение» 2009.

  4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 2009.

  5. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие ; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 2009.

  6. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)М.: Изд-во МПСИ, – 2010.

  7. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника . Ж-л «Начальная школа»   № 4, 2003.

  8. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2012.

  9. Ванцян А. ФГОС начального общего образования. Опыт реализации: Изд-во Дом Федорова2012.
  10. Воробьёва В.И.. Тивикова С.К./ Сочинения по картинам в начальных классах/ Москва, АСТ, 2009.
  11. Ковалева Г.С., Логинова О.Б.Планируемые результаты начального общего образования. Изд-во «Просвещение» 2009.

  12. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2009.

  13. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2009.

  14. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. Москва, 2012.

  15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2010.

  16. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010.

  17. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2012.



25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!