СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевые ошибки у детей с билингвизмом

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речевые ошибки у детей с билингвизмом»

Типичные ошибки в речи у обучающихся с билингвизмом


Билингвизм у детей – это одновременное владение ребенком несколькими языковыми системами, выраженное в равной или различной степени. Помимо неоспоримых плюсов, двуязычие может повлечь за собой определенные трудности в освоении звуковой стороны, словарного запаса, грамматических норм русского языка, коммуникативные проблемы.


У детей билингвов в сознании сосуществуют системы двух языков. При этом закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией.


В связи с этим возникают определенные трудности при изучении русского языка как у детей в усвоении учебного материала, так и у учителя при преподавании. Они обусловлены расхождениями в системах родного и русского языков: распределение по родам связано только с половыми различиями; несовпадение порядка слов; лексическое значение слов не совпадает с русским языком; нет логического и акцентного ударения, фонетические трудности (замена согласных: свистящих – шипящих, обозначение твердости-мягкости согласных на письме гласными, замена йотированных гласных).


Большие затруднения учащиеся испытывают в оформлении связного высказывания:

- не умеют связывать по смыслу и грамматически компоненты высказывания – простые и сложные предложения; правильно и уместно пользоваться средствами межфразовой связи;

- нарушают логическую связь между предложениями, что приводит к искажению высказываемой мысли;

- в устной речи её компоненты не соединяются в интонационное единство;

- не соблюдаются паузы, логические ударения;

- беден и однообразен лексический состав и синтаксический строй письменной речи учащихся.


Указанные ошибки и недочеты в связной речи учащихся мешают их свободному рече-творчеству, затрудняет работу на уроках русского языка.


Наиболее типичные среди грамматических ошибок:

- ошибки в координации и согласовании, например: он сам взял тетрадь (речь идет о девочке);

- ошибки в управлении, например: я люблю читать книга;

- ошибки, связанные с нарушением синтаксической связи примыкания, например: мы на тундре будем; она поехала на тундру;

- ошибки в видовременных отношениях, например: а как Вас звали?;

- ошибки в оформлении прямой и косвенной речи, например: он сказал - он сам так хотел;

- нарушение в порядке расположения частей предложения, например: она жила в посёлке… находился в интернате.




Лексические ошибки:

- непонимание лексического значения слов, например: слово «детка» имеет значение «дитя, ребенок», ребенком воспринимается как оскорбление, в сравнении со стариком;

- при неправильном словоупотреблении могут возникнуть ошибки в выборе синонима, например: Имя писателя Льва Николаевича Толстого знакомо во многих странах мира.


Ошибки, обусловленные несформированностью навыков и умений говорения:

- неумение четко определить свою речевую задачу может привести учащегося к коммуникативному сбою;

- неумение использовать формы этикета: карандаш, бумагу надо, ты пиши в журнале.


Родной язык учащихся оказывает воздействие на процесс овладения русским языком, оказывает влияние на русскую речь. Недостатки и ошибки в произношении вызывают ошибки на письме. Ученики, не овладевшие правильным произношением русских звуков, не свойственных родному языку, делают ошибки в письменной речи даже на старших ступенях обучения. Учителю, чтобы определить причину, вызвавшую ошибку, и наметить пути ее преодоления важно знать особенности родного языка детей, особенности фонетической системы русского языка, а также хорошо знать аппарат речи и его функции. Эти знания помогут учителю выбрать методы и приемы для предупреждения и исправления орфографических, грамматических, лексико-стилистических ошибок в устной и письменной речи детей-билингвов.


Приведём примеры некоторых звуков, при изучении которых могут возникнуть проблемы. «Все шипящие в русском языке являются переднеязычными и щелевыми. Для детей многих национальностей звуки [ж] – [ш] являются трудными для усвоения, так как несвойственны их языку. Дети заменяют эти звуки близкими по артикуляции звуками [з] - [с]. Звук [ч] является у многих народов в языке заимствованным и трудным для усвоения. Звук [щ] отсутствует в языках большинства народов Севера, он очень трудно даётся детям».


Учителями-словесниками проводится определенная работа по предупреждению и снятию интерференции на разных уровнях языковой системы через выполнение тренировочных упражнений, направленных на наблюдение и анализ языковых явлений, вызывающих наибольшие трудности: имитативные, подстановочные, вопросно-ответные, трансформационные, упражнения по образцу; упражнения на снятие интерференции в речи, т.е. репродуктивные (пересказ, пересказ с элементами трансформации), репродуктивно-продуктивные (составление диалогов, коротких текстов по образцам), продуктивные (ситуативные, коммуникативные).


К числу эффективных технологий можно отнести технологии работы в группах (пары, группы сменного состава и т.д.), позволяющие создавать на уроке определенные речевые ситуации, формируя коммуникативную компетенцию школьников.


Инновационные подходы к преподаванию русского языка требуют четкой организации самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.


Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Создание проектов, доставляют огромное удовольствие детям-билингвам.


Во внеклассной работе большую роль в развитии речи учащихся играют Дни и Недели русской словесности и родного языка, в которых дети имеют возможность представить свое выступление, творческие достижения, участвуя в общешкольных мероприятиях, таких как, например, литературно-музыкальная гостиная по произведениям Леонида Лапцуя, конкурсы чтецов «Волшебница осень», сочинений «Рыжая осень бродит по свету», рисунков «Золотая осень».


Взаимодействие языков – верная основа живого диалога народов и их культур в условиях билингвизма, что предполагает необходимость совершенствования методики обучения каждому из контактирующих языков и их соотнесенного изучения с учетом возможной интерференции.


Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что ребенок, овладевающий двумя или несколькими языками одновременно, проходит сложный путь как речевого, так и психического развития. Проблема билингвизма затрагивает все стороны формирования личности ребенка. Быть билингвом – это не значит просто владеть вторым языком, это также значит быть носителем другой культуры, уметь понимать другую ментальность, ощущать свою принадлежность к людям, использующим и этот, и другой языки. Речь – важный, но не полностью определяющий аспект культурного развития ребенка. Овладение несколькими языками одновременно, с одной стороны, увеличивает нагрузку на нервную систему малыша, а с другой – увеличивает ответственность родителей перед ребенком, так как только в семье могут изначально привиться традиции того или иного народа, уважение к своим и другим культурным ценностям, человеколюбие.

Влияние семьи имеет решающее значение для развития человека. Так как речь является главной коммуникативной функцией, ее нарушения или недостаточное усвоение может неблагоприятно отразиться на качестве жизни человека. Поэтому, с одной стороны, билингвизм является фактором риска возникновения речевых нарушений (например, часто именно усвоение двух языков одновременно становится причиной возникновения заикания или задержки развития речи), с другой стороны, наличие патологических нарушений речи затрудняет восприятие и использование как родного, так и иностранного языка. Только внимательное отношение семьи и педагогов к данной проблеме поможет вырастить гармоничную культурную толерантную личность и, как следствие, избежать многих конфликтов, возникающих на национальной почве.


























ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ


Тема урока: Какой? Какая? Какое? Какие?

Цель урока: научить ребенка правильно подбирать признаки к предметам, правильно

согласовать слова в роде и числе.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Посмотри внимательно на свое рабочее место. Все лежит у тебя на столе? Ручки,

карандаши.

2. Дыхательная гимнастика.

Насос.

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону —

выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8

наклонов в каждую сторону.

Регулировщик.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.

Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить

«р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Вырасти большой.

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки

— вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить

«у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Лыжник.

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Маятник.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять

туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4

наклона в каждую сторону.

3. Воспитательный момент:

Сегодня хороший день. К нам пришли гости. Настроение у всех хорошее. Давай, мы

скажем друг другу хорошие слова, которые отвечают на вопросы какой и какая?

Мишка какой? Алина какая? Погода какая? Тахмина какая? Антига какая?

Урок у нас какой?

4. Тема урока:

Сегодня мы поговорим о словах-признаках. Которые нам позволяют узнать предмет

по описанию.

Работа со слайдами. Посмотрите на эту картинку. Кто на ней нарисован? Медведь.

Медведь какой? Бурый, большой, лесной и т.д

Кто нарисован здесь? Белка. Белка какая? Рыжая, маленькая, лесная…

Что нарисовано на этой странице? Яблоко. Яблоко какое? Круглое,спелое,сладкое..

Когда предметов много. Мы говорим- какие? Кто нарисован на том слайде? Лебеди.

Лебеди какие? Красивые, черные, добрые, верные..

5. Разгадывание загадок:

А теперь мы с тобой попробуем узнать предмет по описанию. Давай отгадаем загадки.

Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный он внутри. ( арбуз)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (волк)

Хитрая плутовка – рыжая головка,

Хвост пушистый – краса! А зовут её ….. (лиса)

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы!

У него усы, как спицы,

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится,

Потому что это... (кот)

6. Работа по карточкам:

На столе у тебя лежат карточки. Внимательно посмотри на них. Подпиши свое имя.

Соедини слова из первого столбика со словами из второго - каждое словосочетание

соединяем цветными карандашами.

Стальная портфель

Старенький погода

Ясная игла

Большое ящерица

Морская ведро

Быстрая свинка

Проверка задания и самооценка.

7. Физминутка.

Весной  бабочка проснулась,

Раз -  росой  она умылась,

Два - изящно  покружилась.

Три - качнулась и присела.

И  к цветочкам  полетела.

8. « Игра  наоборот» - работа с антонимами. Совместная работа.

Слова можно сказать наоборот. Давай попробуем назвать признаки предмета наоборот.

Например: большой-маленький.

Веселый-грустный, толстый-худой, твердый-мягкий, белый-черный, сладкий-горький.

Длинный-короткий, холодный-горячий, высокий-низкий, светлый-темный, мокрый-сухой.

Узкий-широкий, здоровый-больной, сытый-голодный, громкий-тихий, глубокий-мелкий.

Чистый-грязный, острый-тупой, далекий-близкий.

9. Составление описательного рассказа по схеме.

Перед тобой лежат карточки. Выбери себе одну. По схеме составь маленький рассказ-загадку, чтобы я могла угадать, что ты держишь в руке.

10. Совместная работа. Развитие графо-моторных навыков:

Перед тобой лежат листы с заданием. Мы должны будем раскрасить цветными

карандашами слово-предмет и его признаки. Например: заяц- серый, трусливый.

кошка апельсин облако лимон лесной кислый

волк домашняя оранжевый голодный ласковая маленький

белое серый капризный усатая желтый сладкий

ребенок воздушное овальный непоседливый легкое злой

11. Подведение итога урока.

Что ты изучал на уроке? Понравилось ли тебе? Что ты запомнил?

Сегодня ты молодец. Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!