Ткач
Елена Николаевна,
учитель –логопед МОУ СОШ № 2 города КАРАСУК А НСО
Проблемная лекция
Речевые проблемы.
Причины и следствия.
Воспитание правильной речи – краеугольный камень образования в целом
Воспитывать – значит определять судьбу нации…
Н.В. Маслов, доктор педагогических наук,
президент историко-патриотического общества
«Наследники Александра Невского»
Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля:
«Воспитывать, воспитать кого–то, заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно. Быть воспитываемому. Воспитанный человек – выросший в обычных правилах светского приличия (противоположный – невежа), образованный, обогащенный сведениями (противоположный невежда).
Воспиталище, воспитальница – заведение для воспитания детей и животных; питомник, училище, школа.»
Неизмеримо велика роль народного наследия в развитии речи и воспитании ребёнка.
- Что за прелесть эти сказки !
А.С.Пушкин
есть
исповедь
народа…
Н.Г.Чернышевский:
- Учёная литература спасает людей от невежества,
а изящная – от грубости и пошлости…
Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…
Джон Хершел
Физиологами установлено,
у не читающих людей
снижена
скорость биотоков мозга.
Чтение вслух:
1.Интеллектуальное развитие:
- увеличивает запас слов,
- увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребёнка,
- улучшает его восприятие ( умение понимать),
- повышает уверенность в себе.
2.Эмоциональное развитие:
- повышает уважение к себе,
- вырабатывает мотивацию поступков,
- стимулирует воображение,
- даёт возможность отдохнуть.
Чтение вслух:
3. Стимулирует социальное развитие:
- время проводится в контакте с ребёнком,
- члены семьи привыкают к ролевому моделированию,
- читающий узнаёт интересы ребёнка,
- читающий чувствует значимость того, кто ему читает,
- улучшается качество жизни.
4.Стимулирует физическое развитие:
- переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений,
- рассматривание картинок улучшает зрительные навыки,
- слушание обостряет навыки аудирования.
(«Чтение - такой вид спорта», - программа Публичной библиотеки Сент-Луиса (США)
В структуре досуга телесмотрение находится у подростков на первом месте, тогда как чтение – на четвёртом.
Всероссийского исследования.
Из изысканий учёных университета Флоренции:
- Длительное облучение светом и электромагнитными волнами приводит к снижению выработки гормона мелатонина, который, помимо участия в регулировании сна, способен влиять на сроки полового созревания.
- При пониженном содержании раннее половое созревание у девушек – 10 лет, у юношей – 11-12.
- Причины таких отклонений –ТВ, видеоигры и излишнее облучение искусственным светом.
Миф № 1 Среди учащихся нарастают нервно-психические заболевания ( статистика)
- Не заболевания, а особенности протекания пубертатного периода.
- 1-й всплеск гормонов в раннем пубертатном периоде – 12 лет
- 2-й - 14-15 лет.
- Необходимы специальные программы медико-психологической поддержки для подростков со сложным течением пубертатного периода.
Миф № 2 В 14-16 лет у девочек в голове только мальчики, снижение интереса к учёбе
- У 15-20 % девочек в этот период наступает железодефицитная анемия, как следствие полового созревания.
Трудности в обучении
Депрессивные состояния
Резкое ухудшение
состояния здоровья
При чём здесь подростковые проблемы, если мы говорим о воспитании речи?
- Не только подростки, в силу не сформированности диалоговой формы речи не способны выразить вербально своё состояние, но и взрослые не умеют слушать и слышать .
- Умение слышать и слушать, своевременное доступное объяснение происходящих с детьми изменений способно в корне изменить ситуацию.
Опасности подросткового периода для детей, имеющих те или иные, пусть незначительные недостатки речи.
- Больше внимания уделяется внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников.
- Становится более ранимым, впечатлительным, возникает страх перед речевыми ситуациями – они особенно значимы для подростка
- Возникают неврозы, которые со временем могут перерасти в логофобию.
Логофобия - страх речи.
- Способствует невротическому развитию личности, школьной и социальной дезадаптации.
- Складывается чувство собственной неполноценности, уязвимость.
_____________________________________
____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
- Когда на человека смотрит множество глаз, то страх перед выступлением провоцирует напряжение всей мышечной системы, в том числе артикуляционной мускулатуры.
- Очень неуверенные в себе подростки испытывают значительную тревогу в межличностных отношениях.
- Лучший способ - замещение тревожных реакций релаксацией, расслаблением мышц по собственному желанию.
«Не на меня смотрят, а я смотрю…»
- Напомните ребёнку: общение не происходит в одиночку, это – взаимодействие друг с другом .
- Вести диалог, устанавливать полную обратную связь с собеседником – всему этому подростка необходимо учить. Обсудите с ним приведённые ниже правила:
Речевые правила:
- Говори медленно и спокойно, выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.
- Всегда уясни, что и как ты будешь говорить.
- Говори не слишком громко и не слишком тихо.
- При разговоре стой или сиди прямо и спокойно, смотри в глаза собеседнику.
- Во время разговора старайся правильно распределять дыхание.
- Всегда решительно и определённо произноси гласные.
- Выдох направляй на гласный звук.
- В случае необходимости говори ниже обыкновенного тона.
- Так связывай все слова в предложении, как будто всё предложение – одно многосложное слово.
- В любой обстановке речь должна быть чёткой, спокойной, внятной, обдуманной.
Интерактивный телемир сужает межличностное общение.
Школа-дом-компьютер-школа…
Ни хоккея, ни футбола…
Сто друзей по Интернету,
А единственного – нету…
Кто ж тогда в тяжёлый час
Выручать примчится нас…
Из материалов Мегапроэкта «Школа без стресса»:
Самая большая проблема сегодня – недоразвитие
диалоговой формы речи .
- С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.
Психологические особенности детей с ОНР, 1 класс, начало года.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
- Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствия:
- недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
- недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).
Всё это– проявление недостатков устной формы речи , недостаточной сформированности предпосылок к продуктивному овладению программой обучения родному языку и математике.
- В итоге – трудности усвоения программы начального обучения в целом, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
- недостаточная подготовленность к школе выльется в неуспеваемость и не только по русскому языку.
- напряжённость, дискомфорт, депрессивные состояния или дивиантное поведение.
Не готовность к школе
Проблемы с обучением
Проблемы со здоровьем
Проблемы с поведением
Плохая успеваемость,
проблемы с социализацией
несформированная личность
Принципы воспитательно-образовательной системы. (личностно-ориентированной).
- Принцип адаптивности
- Принцип развития
- Принцип психологической комфортности
- Принцип гуманности
- Принцип непрерывности
- Принцип систематичности
- Принцип деятельности
- Принцип креативности (творческий)
«Человечество живо одною круговою порукой добра»…
Вспом-ые структуры коррекционной направленности
Социальные
семья
школа
Д / шк
система
медицина
Желаемый
итог
Курсы для будущих родителей.
Образовательная программа в период окончания школьного обучения.
Агрессивная политика печатного органа
Качественная перестройка работы социальных служб
Многое из того, что нам необходимо, может подождать, но не ребёнок.
Сейчас то время, когда формируется тело и развивается дух.
Ему нельзя сказать: «Жди до завтра».
Его зовут СЕГОДНЯ.
Г.Мистраль