СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевые проблемы. Причины и следствия. Проблемный доклад

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевые проблемы. Причины и следствия. Проблемный доклад

Просмотр содержимого документа
«Речевые проблемы. Причины и следствия. Проблемный доклад»

Ткач Елена Николаевна, учитель –логопед МОУ СОШ № 2 города КАРАСУК А НСО Проблемная лекция  Речевые проблемы.  Причины и следствия.

Ткач

Елена Николаевна,

учитель –логопед МОУ СОШ № 2 города КАРАСУК А НСО

Проблемная лекция

Речевые проблемы.

Причины и следствия.

Воспитание правильной речи – краеугольный камень образования в целом Воспитывать – значит определять судьбу нации…  Н.В. Маслов,  доктор педагогических наук,  президент историко-патриотического общества  «Наследники Александра Невского»

Воспитание правильной речи – краеугольный камень образования в целом

Воспитывать – значит определять судьбу нации…

Н.В. Маслов, доктор педагогических наук,

президент историко-патриотического общества

«Наследники Александра Невского»

Из  «Толкового словаря живого  великорусского языка» В.И.Даля:  «Воспитывать, воспитать кого–то, заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно. Быть воспитываемому. Воспитанный человек – выросший в обычных правилах светского приличия (противоположный – невежа), образованный, обогащенный сведениями (противоположный невежда).  Воспиталище, воспитальница – заведение для воспитания детей и животных; питомник, училище, школа.»

Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля:

«Воспитывать, воспитать кого–то, заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно. Быть воспитываемому. Воспитанный человек – выросший в обычных правилах светского приличия (противоположный – невежа), образованный, обогащенный сведениями (противоположный невежда).

Воспиталище, воспитальница – заведение для воспитания детей и животных; питомник, училище, школа.»

Неизмеримо велика роль народного наследия  в развитии речи и воспитании ребёнка.  Что за прелесть эти сказки !  А.С.Пушкин … Язык  есть  исповедь  народа…

Неизмеримо велика роль народного наследия в развитии речи и воспитании ребёнка.

  • Что за прелесть эти сказки !

А.С.Пушкин

  • Язык

есть

исповедь

народа…

Н.Г.Чернышевский:   Учёная литература спасает людей от невежества,  а изящная – от грубости и пошлости…

Н.Г.Чернышевский:

  • Учёная литература спасает людей от невежества,

а изящная – от грубости и пошлости…

Привейте человеку вкус к чтению и   предоставьте ему возможность   читать, и Вы неизбежно сделаете   его счастливым… Джон Хершел

Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…

Джон Хершел

Физиологами установлено,   что  у не читающих людей  снижена  скорость биотоков мозга.

Физиологами установлено,

  • что

у не читающих людей

снижена

скорость биотоков мозга.

Чтение вслух: 1.Интеллектуальное развитие: увеличивает запас слов, увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребёнка, улучшает его восприятие ( умение понимать), повышает уверенность в себе. 2.Эмоциональное развитие: повышает уважение к себе, вырабатывает мотивацию поступков, стимулирует воображение, даёт возможность отдохнуть.

Чтение вслух:

1.Интеллектуальное развитие:

  • увеличивает запас слов,
  • увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребёнка,
  • улучшает его восприятие ( умение понимать),
  • повышает уверенность в себе.

2.Эмоциональное развитие:

  • повышает уважение к себе,
  • вырабатывает мотивацию поступков,
  • стимулирует воображение,
  • даёт возможность отдохнуть.
Чтение вслух: 3. Стимулирует социальное развитие: время проводится в контакте с ребёнком, члены семьи привыкают к ролевому моделированию, читающий узнаёт интересы ребёнка, читающий чувствует значимость того, кто ему читает, улучшается качество жизни. 4.Стимулирует физическое развитие: переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений, рассматривание картинок улучшает зрительные навыки, слушание обостряет навыки аудирования. («Чтение - такой вид спорта», - программа Публичной библиотеки Сент-Луиса (США)

Чтение вслух:

3. Стимулирует социальное развитие:

  • время проводится в контакте с ребёнком,
  • члены семьи привыкают к ролевому моделированию,
  • читающий узнаёт интересы ребёнка,
  • читающий чувствует значимость того, кто ему читает,
  • улучшается качество жизни.

4.Стимулирует физическое развитие:

  • переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений,
  • рассматривание картинок улучшает зрительные навыки,
  • слушание обостряет навыки аудирования.

(«Чтение - такой вид спорта», - программа Публичной библиотеки Сент-Луиса (США)

В структуре досуга телесмотрение  находится у подростков на первом месте,  тогда как чтение –  на четвёртом.   Данные  Всероссийского исследования.

В структуре досуга телесмотрение находится у подростков на первом месте, тогда как чтение – на четвёртом.

  • Данные

Всероссийского исследования.

Из изысканий учёных университета Флоренции: Длительное облучение светом и электромагнитными волнами приводит к снижению выработки гормона мелатонина, который, помимо участия в регулировании сна, способен влиять на сроки полового созревания. При пониженном содержании раннее половое созревание у девушек – 10 лет, у юношей – 11-12. Причины таких отклонений –ТВ, видеоигры и излишнее облучение искусственным светом.

Из изысканий учёных университета Флоренции:

  • Длительное облучение светом и электромагнитными волнами приводит к снижению выработки гормона мелатонина, который, помимо участия в регулировании сна, способен влиять на сроки полового созревания.
  • При пониженном содержании раннее половое созревание у девушек – 10 лет, у юношей – 11-12.
  • Причины таких отклонений –ТВ, видеоигры и излишнее облучение искусственным светом.
Миф № 1  Среди учащихся нарастают нервно-психические заболевания ( статистика) Не заболевания, а особенности протекания пубертатного периода. 1-й всплеск гормонов в раннем пубертатном периоде – 12 лет 2-й - 14-15 лет. Необходимы специальные программы медико-психологической поддержки для подростков со сложным течением пубертатного периода.

Миф № 1 Среди учащихся нарастают нервно-психические заболевания ( статистика)

  • Не заболевания, а особенности протекания пубертатного периода.
  • 1-й всплеск гормонов в раннем пубертатном периоде – 12 лет
  • 2-й - 14-15 лет.
  • Необходимы специальные программы медико-психологической поддержки для подростков со сложным течением пубертатного периода.
Миф № 2  В 14-16 лет у девочек в голове только мальчики, снижение интереса к учёбе У 15-20 % девочек в этот период наступает железодефицитная анемия, как следствие полового созревания. Трудности в обучении Депрессивные состояния Резкое ухудшение состояния здоровья

Миф № 2 В 14-16 лет у девочек в голове только мальчики, снижение интереса к учёбе

  • У 15-20 % девочек в этот период наступает железодефицитная анемия, как следствие полового созревания.

Трудности в обучении

Депрессивные состояния

Резкое ухудшение

состояния здоровья

При чём здесь подростковые проблемы, если мы говорим о воспитании речи? Не только подростки, в силу не сформированности диалоговой формы речи не способны выразить вербально своё состояние, но и взрослые не умеют  слушать и слышать . Умение слышать и слушать, своевременное доступное объяснение происходящих с детьми изменений способно в корне изменить ситуацию.

При чём здесь подростковые проблемы, если мы говорим о воспитании речи?

  • Не только подростки, в силу не сформированности диалоговой формы речи не способны выразить вербально своё состояние, но и взрослые не умеют слушать и слышать .
  • Умение слышать и слушать, своевременное доступное объяснение происходящих с детьми изменений способно в корне изменить ситуацию.
Опасности подросткового периода для детей, имеющих те или иные, пусть незначительные недостатки речи. Больше внимания уделяется внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников. Становится более ранимым, впечатлительным, возникает страх перед речевыми ситуациями – они особенно значимы для подростка Возникают неврозы, которые со временем могут перерасти в логофобию.

Опасности подросткового периода для детей, имеющих те или иные, пусть незначительные недостатки речи.

  • Больше внимания уделяется внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников.
  • Становится более ранимым, впечатлительным, возникает страх перед речевыми ситуациями – они особенно значимы для подростка
  • Возникают неврозы, которые со временем могут перерасти в логофобию.
Логофобия - страх речи. Способствует невротическому развитию личности, школьной и социальной дезадаптации. Складывается чувство собственной неполноценности, уязвимость. _____________________________________ ____________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________  Когда на человека смотрит множество глаз, то страх перед выступлением провоцирует напряжение всей мышечной системы, в том числе артикуляционной мускулатуры. Очень неуверенные в себе подростки испытывают значительную тревогу в межличностных отношениях. Лучший способ - замещение тревожных реакций релаксацией, расслаблением мышц по собственному желанию.

Логофобия - страх речи.

  • Способствует невротическому развитию личности, школьной и социальной дезадаптации.
  • Складывается чувство собственной неполноценности, уязвимость.

_____________________________________

____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

  • Когда на человека смотрит множество глаз, то страх перед выступлением провоцирует напряжение всей мышечной системы, в том числе артикуляционной мускулатуры.
  • Очень неуверенные в себе подростки испытывают значительную тревогу в межличностных отношениях.
  • Лучший способ - замещение тревожных реакций релаксацией, расслаблением мышц по собственному желанию.

«Не на меня смотрят, а я смотрю…» Напомните ребёнку: общение не происходит в одиночку, это – взаимодействие друг с другом . Вести диалог, устанавливать полную обратную связь с собеседником – всему этому подростка необходимо учить. Обсудите с ним приведённые ниже правила:

«Не на меня смотрят, а я смотрю…»

  • Напомните ребёнку: общение не происходит в одиночку, это – взаимодействие друг с другом .
  • Вести диалог, устанавливать полную обратную связь с собеседником – всему этому подростка необходимо учить. Обсудите с ним приведённые ниже правила:
Речевые правила: Говори медленно и спокойно, выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением. Всегда уясни, что и как ты будешь говорить. Говори не слишком громко и не слишком тихо. При разговоре стой или сиди прямо и спокойно, смотри в глаза собеседнику. Во время разговора старайся правильно распределять дыхание. Всегда решительно и определённо произноси гласные. Выдох направляй на гласный звук. В случае необходимости говори ниже обыкновенного тона. Так связывай все слова в предложении, как будто всё предложение – одно многосложное слово. В любой обстановке речь должна быть чёткой, спокойной, внятной, обдуманной.

Речевые правила:

  • Говори медленно и спокойно, выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.
  • Всегда уясни, что и как ты будешь говорить.
  • Говори не слишком громко и не слишком тихо.
  • При разговоре стой или сиди прямо и спокойно, смотри в глаза собеседнику.
  • Во время разговора старайся правильно распределять дыхание.
  • Всегда решительно и определённо произноси гласные.
  • Выдох направляй на гласный звук.
  • В случае необходимости говори ниже обыкновенного тона.
  • Так связывай все слова в предложении, как будто всё предложение – одно многосложное слово.
  • В любой обстановке речь должна быть чёткой, спокойной, внятной, обдуманной.
Интерактивный телемир сужает межличностное общение.  Школа-дом-компьютер-школа… Ни хоккея, ни футбола… Сто друзей по Интернету, А единственного – нету… Кто ж тогда в тяжёлый час Выручать примчится нас…

Интерактивный телемир сужает межличностное общение.

Школа-дом-компьютер-школа…

Ни хоккея, ни футбола…

Сто друзей по Интернету,

А единственного – нету…

Кто ж тогда в тяжёлый час

Выручать примчится нас…

Из материалов Мегапроэкта  «Школа без стресса»:   Самая большая проблема сегодня – недоразвитие  диалоговой формы речи .

Из материалов Мегапроэкта «Школа без стресса»:

Самая большая проблема сегодня – недоразвитие

диалоговой формы речи .

С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.
  • С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.
Психологические особенности детей с ОНР, 1 класс, начало года. Неустойчивое внимание. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. Недостаточное развитие способности к переключению. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Психологические особенности детей с ОНР, 1 класс, начало года.

  • Неустойчивое внимание.
  • Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  • Недостаточное развитие способности к переключению.
  • Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  • Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  • Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  • Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствия: недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности; недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;   трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе). трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).

Следствия:

  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе).
Всё это– проявление недостатков устной формы речи , недостаточной сформированности предпосылок к продуктивному овладению программой обучения родному языку и математике. В итоге – трудности усвоения программы начального обучения в целом, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Всё это– проявление недостатков устной формы речи , недостаточной сформированности предпосылок к продуктивному овладению программой обучения родному языку и математике.

  • В итоге – трудности усвоения программы начального обучения в целом, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
недостаточная подготовленность к школе выльется в неуспеваемость и не только по русскому языку. напряжённость, дискомфорт, депрессивные состояния или дивиантное поведение.
  • недостаточная подготовленность к школе выльется в неуспеваемость и не только по русскому языку.
  • напряжённость, дискомфорт, депрессивные состояния или дивиантное поведение.
Не готовность к школе Проблемы с обучением Проблемы со здоровьем Проблемы с поведением Плохая успеваемость, проблемы с социализацией несформированная личность

Не готовность к школе

Проблемы с обучением

Проблемы со здоровьем

Проблемы с поведением

Плохая успеваемость,

проблемы с социализацией

несформированная личность

Принципы воспитательно-образовательной системы.  (личностно-ориентированной). Принцип адаптивности Принцип развития Принцип психологической комфортности Принцип гуманности Принцип непрерывности Принцип систематичности Принцип деятельности Принцип креативности (творческий)

Принципы воспитательно-образовательной системы. (личностно-ориентированной).

  • Принцип адаптивности
  • Принцип развития
  • Принцип психологической комфортности
  • Принцип гуманности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип систематичности
  • Принцип деятельности
  • Принцип креативности (творческий)
«Человечество живо одною круговою порукой добра»…  Вспом-ые структуры коррекционной направленности Социальные семья школа Д / шк система медицина

«Человечество живо одною круговою порукой добра»…

Вспом-ые структуры коррекционной направленности

Социальные

семья

школа

Д / шк

система

медицина

Желаемый  итог Курсы для будущих родителей. Образовательная программа в период окончания школьного обучения. Агрессивная политика печатного органа Качественная перестройка работы социальных служб

Желаемый

итог

Курсы для будущих родителей.

Образовательная программа в период окончания школьного обучения.

Агрессивная политика печатного органа

Качественная перестройка работы социальных служб

 Многое из того, что нам необходимо, может подождать, но не ребёнок.  Сейчас то время, когда формируется тело и развивается дух.  Ему нельзя сказать: «Жди до завтра».  Его зовут СЕГОДНЯ.  Г.Мистраль

Многое из того, что нам необходимо, может подождать, но не ребёнок.

Сейчас то время, когда формируется тело и развивается дух.

Ему нельзя сказать: «Жди до завтра».

Его зовут СЕГОДНЯ.

Г.Мистраль


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!