СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речка, реченька, река

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речка, реченька, река»

МБОУ «Гамалеевская средняя общеобразовательная школа №2»

Сорочинского городского округа Оренбургской области»








Название мероприятия:

«Речка, реченька, река…»


Форма проведения: литературно-краеведческая гостиная


Возрастной адресат: 11-15 лет










Автор: учитель родного (русского) языка и родной (русской) литературы, классный руководитель

МБОУ «Гамалеевская СОШ №2»

Сорочинского городского округа Оренбургской области

Пинегина Ирина Михайловна









с. Гамалеевка 2021 г.




Пояснительная записка:

Цель:

привлечь внимание учащихся к проблемам экологии малых рек

Задачи:

- познакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека;

- побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности малых рек для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем;

- .способствовать воспитанию  любви к родному краю, малой Родине


В сценарий включены авторские стихи учителя родного (русского) языка и родной (русской) литературы Пинегиной И.М. и выпускницы Филипкиной Софьи МБОУ «Гамалеевская СОШ №2», рассказ-воспоминание о реке Красной жителей посёлка Рощино Сорочинского городского округа класса


Место проведения: МБОУ «Гамалеевская СОШ №2»

Аудитория: актовый зал

Адресность: учащиеся 6 класса


Оборудование: Песня (караоке) В. Толкунова «А, по камушкам…»

https://yandex.ru/video/preview/?text=песня+Толкуновой+а+по+камушкам+слушать&path=wizard&parent-reqid=1611870065409522-1748254505750215412400275-production-app-host-sas-web-yp-154&wiz_type=vital&filmId=16836802876754957967&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvYgS7DSjEs3I

Шум реки https://yandex.ru/video/search?text=звук+речки

Песня «Ручеёк»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12379856855793998809&text=песня+речка+детская&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D2-oK_fDypos

Шум лесного родника, птиц

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=417338811375181501&reqid=1611871644623922-1612296271761934220600098-sas1-8214&suggest_reqid=602861687159456777421012969624584&text=шум+лесного++родника

презентация  в программе PowerPoint «Речка, реченька, река», запись песен

Предварительная работа: подбор материала (фото реки Красной и родников), выпуск стенгазет, беседа с жителями посёлка Рощино, очистка Родника «Малютка», сбор материала о реке Красной





Эпиграф:


Где-то рядом с домом отчим

Есть у каждого река.

Та река и днем и ночью

Нас манит из далека…



Ход мероприятия:

Звучит музыка (минусовка песни «А по камушкам речка бежит..):


Учитель: Любовь к Родине всегда начинается с любви к родному селу, к отчему краю. Природа удивляет нас золотистыми нивами, многоцветьем и разнотравьем степей, мощью деревьев и обилием зелени, свежим воздухом и по – настоящему голубым небом. О том, что значит Родина для каждого из нас, хорошо сказано в старинной русской поговорке: «Человек без родины – соловей без песни». В самом деле, что может быть печальнее соловья, лишенного своего голоса? Так же и человек.

Но каждому ли из нас дано уловить, как дышит земля, как растёт трава, как расцветает первый подснежник, как проглядывает румянец на берёзах, как течет река? Родина, любовь, красота природы… Сколько в этих словах яркости и задумчивости, радости и грусти, удовольствия и боли, желания и сдержанности!


Звучит музыка (минусовка песни «А по камушкам речка бежит..):


Ученик: (читает стихотворение И. Пинегиной «Как не любить мне эту землю»


Как не любить мне эту землю,

Где в вдалеке цветёт ковыль.

Как не любить мне эту землю,

Мой край степной, что сердцу мил.

Могу ль забыть село родное,

Где родилась я и росла.

Где всё до боли мне родное,

А не любить я не могла.

Где сено косят луговое,

Растёт душистая трава.

Пшеница колосится в поле,

Сирень, что под окном цвела.

Где небо сине-голубое

И в речке чистая вода.

Где птицы на горе Дубовой

Парят, расправив два крыла.

Как не любить мне эту землю,

Навек с ней связана судьбой.

Как не любить мне эту землю,

Мой отчий край, навек с тобой!


Учитель: Ребята, отгадайте загадку:


Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится.


Ответ детей (Река)


-  Подберите уменьшительно ласкательные слова к слову РЕКА

Ответ детей (реченька)


Тема нашего классного часа «Речка, реченька, река»


Учитель: В посёлке Рощино лесные полосы перемежаются с полями, рекой Красной и участками нетронутой степи.

Малые реки…. Сколько их, родимых?

Живут и умирают люди, меняются поколения, и только красавицы – речки несут зеркальную воду, в которой отражаются их берега.

С древних времен люди селились возле рек, так как река - это неиссякаемый источник воды, а вода, как мы знаем, дает жизнь.... Река Красная люди поселились вдоль реки, которую называют Красной. Самое удивительное, что практически вся река состоит из множества родников, одни бьют прямо в русле реки, другие неподалеку от нее, но все равно стекают в реку. Достоинство нашей реки в том, что она хоть и маленькая, но благодаря обновляющейся воде из родников, всегда сохраняет свежесть и силу!


Ученик: (читает стихотворение И. Пинегиной «В посёлке Рощино живу…»


В посёлке Рощино живу,

Всем сердцем я его люблю!

И как это всегда бывает,

Вблизи деревни речка протекает.

Как только лето наступает,

И солнышко нас припекает,

Вся детвора на речку прибегает:

Шумит, плескается, в пятна играет.

А, накупавшись, загорает!

Ну, вообщем, просто отдыхает.

Кругом красиво так, что сердце замирает:

Щебечут птицы, солнышко играет,

Свой лучик, в речке отражая.

Над нею бабочки порхают,

А рядом ежевика поспевает.

Вот ива веточки склоняет,

Ей ветер в этом помогает.

И разнотравье зацветает,

Ведь только летом так бывает!

В посёлке Рощино живу,

И край я свой боготворю!


Учитель: Река Красная имеет широкую долину, с хорошо выраженной поймой, поверхность которой имеет ярко выраженные понижения - озёра. Название реки произошло от того, что во время весеннего половодья в речку поступают талые воды, которые текут со склонов горы Дубовой. Когда талые воды текут по склонам горы, они захватывают частички глины, из которой сложены склоны горы, поэтому вода в реке приобретает красноватый оттенок, отсюда и произошло название реки. Река Красная протекает с юго-востока на северо-запад. Исток реки Красной находится в Переволоцком районе Оренбургской области. Река Красная впадает в реку Самара.

Без малых рек нет больших, а малые и большие реки питают родники. Родник – это источник подземных вод, текущий из глубины земли, ключ. 


Звучит песня «Ручеёк»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12379856855793998809&text=песня+речка+детская&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D2-oK_fDypos


Инсценирование учащимися стихотворения И. Пинегиной

«Лесной родник»)

Дейстующие лица: девочка, родник


Девочка:

В лес за грибами я пошла

Вместо грибов, родник нашла.

Заговорил родник со мной

(Шум лесного родника, птиц)

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=417338811375181501&reqid=1611871644623922-1612296271761934220600098-sas1-8214&suggest_reqid=602861687159456777421012969624584&text=шум+лесного++родника


Родник:

Выпей моей воды, постой,

Послушай песенку мою,

О том, как я в лесу живу.


Девочка:

Присела я у родника

И стала слушать тот рассказ.


Родник:

- Вода моя чиста, вкусна,

Всем нравится моя вода.

И звери, птицы тут как тут,

Со мной в лесу они живут.

Напьются чистенькой водицы,

А, ну, давай тогда резвиться.

Дружу я с ними, мне без них

И даже часа не прожить.

Меня они оберегают,

Источник мой не засоряют.

А лучик солнца заводной,

Играет весело со мной.

То от меня он убегает,

То снова быстро догоняет,

То спрячется в тени лесной,

То снова он бежит за мной.

Мне унывать никак нельзя,

Со мною все мои друзья.


Девочка:

- Я долго слушала рассказ,

И задержалась целый час.

Грибов в лесу я не нашла,

Но, всё ж, счастливая ушла.

С собой из леса унесла,

Водицы целых два ведра.

Теперь людей всех напою,

И счастьем этим одарю.


Из воспоминаний жительницы посёлка Сазоновой Надежды Александровны (записала Имашева Альбина)


1 ученик: Лет 40-50 назад у речки Красной было совсем другое «лицо», свежее, чистое, радостное и «одета» она была летом в пышный зеленый, а зимой белый наряд.

В 20-х годах на берегу речки было основано отделение №2 совхоза имени Молотова. В совхозе было развито большое сельское и животноводческое хозяйство. Здесь разводили свиней, овец и крупнорогатый скот. Водопровода тогда в селе и на ферме не было. Для мелкого скота воду возили с речки бочками на быках, запряженных в телеги. Коров зимой доярки и скотники гоняли поить на речку. Летом, пользуясь услугами речки, поливали свои личные и совхозные огороды, которые выстраивали на её берегах. Люди были заинтересованы в чистоте и в существование речки. Поэтому каждую весну после спада воды, взрослые очищали её от мусора принесённого талой водой. А мусором в те времена были ветки, палки, стволы деревьев, сломанные зимой от тяжести снега.

Весной, когда трогался лёд, в деревне было целое событие. На всю деревню был слышен треск льда. На берег речки сбегались все и стар и мал с криками «лёд тронулся, лёд тронулся». Речка разливалась метров на 30 ширины, заполняя берега и овраги.

2 ученик: Летом мы, ребятишки, спасались от жары на нашей речке. Тот «уголок», где мы купались, мы так называли «наша речка».

Глубина в этом месте нам была до колен, и умудрялись, и нырнуть и поплавать отталкиваясь ногой о дно. Так все в детстве плавают, кто не умеет плавать по-настоящему. Вода в речке была прозрачной, дно покрыто разноцветными камушками. Мы находили в воде какие-то особенные красные камушки. Разрисовывали ими лицо, животы, ноги, руки и играли в индейцев. Марлей или чьей-нибудь майкой ловили малюсеньких рыбок, которых было очень много, мы их так и называли малявки. Ловили мы их не для того чтобы им навредить, а так ради любопытства, поймаем целую стайку, посмотрим и отпустим. Речка у нас была очень богата рыбами, раками.

Каждую весну, в мае, у нас, деревенских мальчишек и девчонок была традиция, варить уху. Наберём провизию из дома, в огороде нарвём первые пёрышки зелёного лука. Мальчишки ловили рыбу, а мы, девчонки, готовили уху. Нам тогда казалось, нет ничего вкусней, чем ухи из весенних пескарей.

3 ученик: Вдоль берегов реки было очень много родников, которые питали речку. Одним из таких родников был Аношкинский. Название он получил от того, что был расположен неподалёку от хутора Аношкино, в котором ещё до революции жил купец Аношкин. Эти названия существуют и сейчас, лес расположенный недалеко от бывшего хутора называется Аношкинский дол. В разговоре сельчан можно услышать: «на речке Аношкино», сразу становится понятно, где это. Родник «жил» очень долго, пока люди ухаживали за ним. Каждую весну после спада воды его чистили, углубляли, поправляли камни вокруг него. На верхнем камне – крышке стояла кружка, попьёшь воды родниковой и такое чувство, что оживаешь заново.


4.ученик: По обоим берегам речки росла ветла, это были огромные деревья с богатой, пышной кроной. В мае вовремя цветения ветлы медовый аромат доносился до самой деревни. Корни деревьев защищали берега от обвалов.

Сейчас, в настоящие время нет той красоты в деревне и на речке. Обмелела реченька, река…


Сценка: авторы (Пинегина И., Филипкина С.)


Действующие лица: автор, мальчики-рыбаки, речка





Шум реки https://yandex.ru/video/search?text=звук+речки

Автор: Мальчишки к речке подались,

Чтоб рыбы каждый наловил,

До места мигом добрались,

Вдруг разговор с рекой их удивил:


Показ презентации

Мальчик 1:

Ох, речка, реченька, река (слайд 1,2)

Была когда – то глубока. (слайд3)

Что стало милая с тобой? (слайд 4,5)

Кто засоряет берег твой? (слайд 6)


Река:

Вопрос задай ты людям свой, (слайд 7)

Чем виноват им берег мой?

Зачем кругом всё засоряют,

Костры повсюду разжигают.

Всё лето у реки гуляют

И мусор весь в меня бросают.

Во мне всю живность загубили, (слайд 8)

Глушили, ядами травили.

Для вас, людей, я так старалась,

Весною силы набиралась, (слайд 9)

Чтоб огород смогли полить,

Коней на водопой сводить, (слайд 10)

От лета знойного спасались,

В моей воде чтоб шли, купались. (слайд 11)

Ох, как же люди я устала

Была богатой, нищей стала.


Мальчик 2:

Ох речка, реченька, река, (слайд 12)

Хоть ты уже не глубока, (слайд 13,14)

Мы всё равно к тебе идём,

Мы без тебя не проживём. (слайд 15)


(Мальчик 1)

- Ой, что же делать,

Что нам предпринять,

Ведь речку надо же спасать?


(Мальчик 2)

- К нам журавли на речку прилетают,

На берегах хори обитают,

И черепашки у нас есть,

Бобров - то, сколько и не счесть!


(Мальчик 1)

- Вот если бы один бобёр,

Услышал этот разговор.


(Ученик в роли бобра)

- Чего пришли на платину,

Я вас чего-то не пойму,

Я здесь хозяин, здесь живу,

Ведь надо ж где–то жить бобру.


Мальчики:

- Пришли к тебе мы за советом:

Собрались мы вот этим летом,

Вдоль берега деревья посадить,

Тем самым берег укрепить.

Стволы не будешь ты губить?

Деревья не начнёшь валить?


(Ученик в роли бобра)


- Так зайцев надо же кормить…

Ну, а совет тебе я дам:

Поможешь ты нам, а мы вам.

Вот мы всё строим, укрепляем,

И никогда не отдыхаем.

Ты делай также, и тогда

В реке прибавится вода.


-По берегу пройдись ещё,

Может, и встретишь ты кого.


(Мальчик 2, удивлённо)

- Какое-то ведро стоит,

Да в ней мальков хоть пруд пруди.


(Мальчик 1)

- Больших рыбёшек отобрали,

Мальки и не нужны, им стали.


(слайд, рыбки - анимашки прыгают)

- Ребята, просим, отпустите,

Вы жизни наши не губите.

Мы из мальков же рыбой станем,

Тогда и встретимся мы с вами.


(Мальчик 2)

- Вот это да!


(Мальчик 1)

- Ну и дела:

С рекой, бобром поговорили,

Мальков мы в речку отпустили,

А тут и журавли нам вслед,

Передают большой привет!


Учитель:

Мимо разных дворов и крылечек,
Где-то рядышком и вдалеке,
Вьётся множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сбиваясь в колечки,
Путь дорога у них далека.
Если высохнут малые реки -
Обмелеет большая Река.


Все вместе исполняют песню (караоке) «А, по камушкам…»

https://yandex.ru/video/preview/?text=песня+Толкуновой+а+по+камушкам+слушать&path=wizard&parent-reqid=1611870065409522-1748254505750215412400275-production-app-host-sas-web-yp-154&wiz_type=vital&filmId=16836802876754957967&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvYgS7DSjEs3I


Учитель: У каждого человека в памяти есть Речка его детства.

Самый лучший отдых – это отдых на реке. Сидишь на берегу реки и просто смотришь на воду, как тихо плескается рыбка, как ветерок заигрывает с листвой деревьев, склонившихся над рекой, как травы покачиваются из одной стороны в другую. А где-то щебечут птицы, стрекочет стрекоза, прыгают в воду лягушки. И так спокойно становится на душе.

Давайте будем беречь природу! Пусть наши реки и наши души будут чистыми!

Есть вода — есть жизнь! Живет река, значит, живёт и здравствует население!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!