СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия как формирование человеческого мышления к критическому самоанализу. у будущих педагогов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделена проблема развития профессиональной рефлексии будущих педагогов

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как формирование человеческого мышления к критическому самоанализу. у будущих педагогов»

Медведев А.В.,

преподаватель специальных дисциплин

ТОГАПОУ Промышленно-технологический колледж,

студент магистратуры

Социально-педагогический институт

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,

г. Мичуринск, Российская Федерация


РЕФЛЕКСИЯ КАК ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ К КРИТИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ. У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ


Аннотация

В статье рассматривается роль рефлексии в профессиональной педагогической деятельности. Выделена проблема развития профессиональной рефлексии будущих педагогов.

Ключевые слова

Профессиональное самосознание, профессиональная рефлексия, рефлексивные умения, рефлексивный самоанализ.

Развитие рефлексивных качеств и навыков у будущих педагогов на этапе вузовского обучения – весьма своевременный и необходимый процесс. Возможности личностно-профессионального формирования на этапе вузовской подготовки достаточно велики, учитывая психологические особенности студенческого возраста и развивающий потенциал образовательной среды высшей школы. Мы полагаем ,что именно эти обстоятельства определяют необходимость дальнейшего поиска эффективных методов, форм и средств развития профессиональной рефлексии обучающихся педагогического вуза.

Отсюда следует что, рефлексия, являясь важной частью профессиональной педагогической деятельности, помогает «вхождению» в профессию, определяя характер и стиль профессионального мышления будущего педагога, направляя векторы его личностно-профессионального развития, влияя на его компетентностный уровень и стратегии поведения.

Теоретический анализ различных подходов к профессиональной рефлексии обозначает исследовательскую сущность педагогической деятельности для решения профессиональных проблем на основе формирующейся рефлексии. В виду того , что развитие рефлексивных навыков помогает формировать рефлексивное самосознание педагога, объединяющее практический опыт, теоретические знания и профессионально-социальные установки как критерии оценки им педагогической ситуации. Таким образом, проведенный теоретический анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод об оптимальных условиях процесса вузовского образования для формирования рефлексивных компонентов личности будущего педагога и в частности профессиональной, педагогической рефлексии.

В связи с этим нам представляется необходимой и целесообразной организация работы по развитию профессиональной рефлексии у будущих педагогов в процессе обучения в вузе. В работе по развитию профессиональной педагогической рефлексии у студентов должны учитываться некоторые принципиальные задачи .

Одной из которых прежде всего, целенаправленная деятельность по развитию рефлексии у студентов должна базироваться на рефлексивных способностях самой личности. И если этот уровень изначально низкий, развитие профессиональной рефлексии будет предваряться целенаправленным и организованным процессом развития личностной рефлексии. Полагаем что наиболее оптимальной формой для развития личностной рефлексии является социально-психологический тренинг. Данная задача активного обучения гармонично сочетается с психологическими особенностями студенческого возраста, а методы и средства тренинга весьма эффективны для развития рефлексивных качеств личности.

Формирование профессиональной рефлексии напрямую зависит от профессионального опыта личности. Приобретение такого опыта для студентов педагогического вуза бывает возможным в процессе прохождения педагогической практики или посредством моделирования педагогических ситуаций, отражающих реальные проблемы и специфику педагогической деятельности.

Из всего этого мы видим, что тренинг как активное социально-психологическое обучение является эффективным решением данной проблемы, позволяя проникнуть в суть изучаемых проблем и приобрести практический опыт. Для формирования навыков профессиональной рефлексии применяются разнообразные формы и виды социально - психологического тренинга, групповых дискуссий, ролевых игр.

Подводя итоги, можно сказать, что рефлексия напрямую отражает уровень профессионального самосознания педагога, являясь при этом условием развития его профессионализма и готовности к педагогической деятельности в современной образовательной практике. В результате чего рефлексия играет значительную роль в преодолении профессиональных затруднений и профилактике профессиональных деформаций педагога. В свою очередь мы видим, что рефлексия представляет собой сложное интегративное образование, обусловленное индивидуальными психологическими и личностными качествами субъекта, профессиональными способностями и знаниями.


Список использованной литературы

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учебное пособие.- М.: Просвещение, 2009.-141 с.

  2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М., 2006.- 335 с.

  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- М.: Наука, 2000.- 351 с.

  4. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.,2006.- 376 с.

  5. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности.-М., 2006.-416 с.

  6. Батракова И.С., Тряпицын А.В. Подготовка студентов педагогических вузов к решению управленческих задач развития школы.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.- 115 с.

  7. Бехтерев В.М. Объективная психология.- М., 2001.- 244 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!