Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. С использованием интересных приёмов рефлексии, процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Рефлексию можно применять на любом этапе урока, например после объяснения новой темы, в конце урока, по итогам изучения целого раздела.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Республика Бурятия, Еравнинский район, с. Можайка
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями
Разработала:
учитель математики
Жалсанова Светлана Мархаевна
Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Задачи современного урока
формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению
Некоторые примеры рефлексии, которые можно использовать на уроках математики (а также и на других уроках).
- С использованием интересных приёмов рефлексии, процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
- Рефлексию можно применять на любом этапе урока, например после объяснения новой темы, в конце урока, по итогам изучения целого раздела.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Классификация приемов рефлексии
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3. Урок для меня показался
4. За урок я
коротким / длинным
не устал / устал
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
интересным / неинтересным
«Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Шкала настроения.
У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце .
Работа с сигнальными карточками.
- Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
- Желтая карточка . Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
- Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов
Цветик -многоцветик
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал
«Релаксация».
- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
«Дерево чувств».
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Анализ урока учащимися
- Назовите, чем вы занимались на уроке?
- Какие трудности ты испытывал на уроке?
- Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?
Поставь баллы от 1 до 5:
- - индивидуальная по карточкам -
- - работа в парах -
- -самостоятельная работа-
- - работа в группах -
- - коллективная работа -
- -необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия)-
Рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- установить затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности;
- определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ