Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Создать условия для ознакомления обучающихся с типами сложных предложений; обучение выявлению основных средств синтаксической связи между частями сложного предложения, распознаванию сложных предложений с разными видами связи, бессоюзных и союзных предложений (сложносочинённых и сложноподчинённых). Способствовать развитию познавательных процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Регулятивные - определяет цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные - осуществляет коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Обучающийся осознает эстетическую и национально-культурную ценность русского языка; проявляет уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремится к речевому самосовершенствованию.
Средства обучения: Русский язык: 9-й класс : учебник / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Б. Максимов и др.- 5-е изд., перераб.- Москва: Просвещение, 2023
Урок проводится с помощью дистанционных образовательных технологий на программном обеспечении Skype
Этапы | Название, содержание и цель этапа урока1 | Вопросы рефлексивного анализа | Ответы аттестуемого педагога |
1 этап | Этап целеполагания Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Задача: создать комфортные условия обучающемуся для учебной деятельности, мотивировать на совместную во время урока посредством создания эмоциональной обстановки; создать внутреннюю потребность осознанного включения в учебный процесс. Методы: словесный, наглядный. | 1.Опишите особенности данного этапа на примере проведенного урока (учебного занятия): - какова цель урока (учебного занятия)? - как происходит процесс формулирования цели? (цель формулируется учителем или является результатом совместной деятельности учителя и учащихся). | 1.Цель (предметная) урока - познакомить обучающегося с типами сложных предложений; обучить находить основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения, распознавать сложные предложения с разными видами связи. Формулирование цели урока явилось результатом совместной деятельности учителя и обучающегося. Она связана с личным опытом обучающегося (написание им сочинения-рассуждения на предыдущем уроке), констатацией факта значительного использования в речевой практике сложных предложений (подсчёт учителем в работе ученика простых и сложных предложений) и осознанием недостаточности имеющихся у обучающегося знаний о построении и пунктуационном оформлении сложных предложениях (наличие грамматических и пунктуационных ошибок). В результате такой формы организации этапа целеполагания обучающийся сам формулирует цель урока, она становится для него личностно значимой, носит практический характер. Учитель в этой ситуации становится для него помощником, наставником в решении учебной задачи (создаётся атмосфера взаимопонимания и сотрудничества). |
2 этап | Проверка домашнего задания Цель: выяснить степень усвоения обучающимся предыдущего материала, выявить затруднения и помочь их ликвидировать, организовать самоконтроль Задачи: выяснить степень усвоения заданного на дом учебного материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; устранить обнаруженные пробелы в знаниях Содержание этапа: - проверка домашнего задания, самоконтроль обучающегося, выявление ошибок, их коррекция, самооценка; - подготовка мышления обучающегося и осознание им потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | 2.Какие формы проверки выполнения домашнего задания Вами использовались? -проверка производилась учителем; -использовались приемы самопроверки; -использовались технические и /или автоматизированные средства контроля/самоконтроля. -использовались дидактические средства контроля (перфокарты и др.). | 2.Проверка выполнения домашнего задания проходила в форме фронтального опроса. Выбранный метод позволил быстро выяснить, знает ли ученик основные признаки сложных предложений. Так как урок проходит в онлайн-режиме, на уроке использовался ПК, демонстрировалась презентация с материалом к данному этапу урока. |
3 этап | Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы Цель: - подготовка мышления обучающегося, организация осознания им внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование затруднения Задачи: воспроизведение и фиксация знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий; активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; актуализация норм пробного учебного действия («надо», «хочу», «могу») - организация плана построения выхода из затруднения Методы: проблемный, словесный, наглядный | 3.Какие приемы актуализации знаний и способов деятельности Вы использовали? (практикоориентированное знание, научная новизна, противоречия, проблемы и др.) | 3.Для актуализации имеющихся и необходимых для последующей работы знаний обучающемуся было предложено задание с использованием ЦОР (работа с интерактивным заданием на платформе РЭШ). Актуализация способа деятельности - отработка алгоритма нахождения грамматических основ в предложении при выполнении интерактивных заданий. |
4 этап | Освоение новых знаний и способов деятельности Цель: организация самостоятельной работы с различными источниками информации по поиску нового знания и реализации построенного плана Задачи: включение обучающегося в целенаправленную деятельность; постановка коммуникативной задачи; организация деятельности по открытию нового знания Методы: наглядный, словесный | 4.Как организована работа по освоению новых знаний на уроке: репродуктивно или продуктивно? 5. Какие приемы, методы и технологии использовались для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов? 6. Приведите примеры и проанализируйте использование технологий проектной и исследовательской деятельности; средств электронного обучения. 7. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития их познавательной активности и самостоятельности. 8. Приведите примеры и проанализируйте использование связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом, использование межпредметных связей. | 4. Знания о типах сложных предложений носят информативный характер, поэтому целесообразным было использование репродуктивной формы - видеолекции на платформе РЭШ. Для мотивации деятельности учитель дал целевую установку (По своему строению и значению сложные предложения очень разнообразны. Чтобы научиться их различать, посмотрим видеолекцию). 5.Использованные в процессе урока приёмы, методы и технологии способствовали формированию универсальных учебных действий (предметных, метапредметных и личностных): - регулятивных: формулирование цели учебной деятельности самим обучающимся через создание проблемной ситуации; оценивание учебной деятельности, результативности (приём «Незаконченное предложение» на этапе рефлексии), осуществление самоконтроля, коррекции своих учебных действий; - коммуникативные: формулирование и аргументирование собственного мнения (приёмы «Согласен/не согласен», «Незаконченное предложение»), учебный диалог с учителем в течение учебного занятия; - познавательные: осмысленное чтение предложений в презентации и в учебнике, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключений, логических рассуждений, нахождение причинно – следственных связей; - личностные: устанавливал границы собственного «знания» и «незнания» (этап целеполагания), формировал положительное отношение к обучению, к познавательной деятельности, вырабатывал желание приобретать новые знания (этап целеполагания), умение совершенствовать имеющиеся знания; осуществлял самоконтроль по результату выполнения задания; учитывал степень сложности задания и определял для себя возможность/ невозможность его выполнения (выбор варианта домашнего задания). 6.С целью активизации познавательной деятельности обучающегося на уроке были применены элементы технологии проектной и исследовательской деятельности; проблемный вопрос («Как ты думаешь, почему сложных предложений в твоём сочинении-рассуждении больше, чем простых? В то же время именно в этих предложениях у тебя большее количество грамматических и пунктуационных ошибок. Как ты думаешь, почему?»); представление полученной информации в виде кластера. Чтобы повысить интерес ученика к предмету, разнообразить приемы работы на уроке, использовались средства электронного обучения: видеолекция с использованием платформы РЭШ. Так как урок проходит в онлайн-режиме, на уроке использовался ПК, демонстрации страниц презентации с материалом к различным этапам урока (текст с различными типами предложений, утверждения для проверки знаний «Согласен/не согласен). 7.В процессе формирования УУД мной применялись приемы, которые опираются на личный жизненный опыт обучающегося, создавая проблемные ситуации. Он должен был показать свое умение вести диалог, слушать и слышать учителя, высказывать аргументированно свою точку зрения. С этим сталкиваются дети и в повседневной жизни: каким образом можно и нужно наиболее точно и выразительно сформулировать свою точку зрения. Таким образом он был мотивирован на толерантное общение со своими сверстниками в повседневной жизни. 8. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом четко прослеживалась на уроке. Усвоение знаний о различных типах сложных предложений связано с уже имеющимися у обучающегося знаниями о различии простых и сложных предложений по количеству грамматических основ. Оно опирается на умение ученика находить грамматические основы, отличать сложные предложения от простых осложнённых. Также усвоение этой темы опирается на полученные в 7 классе знания по морфологии - основные группы союзов. Проведенный урок носил ярко выраженный интегрированный характер. Полученные на данном уроке знания, навыки позволят ученику создавать тексты и писать литературные сочинения с использованием всех типов сложных предложений. |
5 этап | Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала Цель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Задачи: - выполнение обучающимся заданий на новый способ действий; - установить правильность и осознанность усвоения учебного материала; - выявить пробелы, неверные представления и скорректировать их; - организовать самопроверку; - повторить и закрепить изученное на уроке Методы: наглядный, словесный, репродуктивный | 9. Какие использовались методы, приемы, технологии для организации оперативной обратной связи с целью проверки понимания обучающимися изучаемого учебного материала? 10. Использовались ли средства ЦОС, автоматизированного контроля для организации оперативной обратной связи? | 9. С целью проверки понимания обучающимся изучаемого учебного материала использовался приём блиц-беседы по материалам видеолекции, позволяющий организовать оперативную обратную связь: - На какие два вида делятся все сложные предложения? - Как связаны части в бессоюзном предложении? - Как связываются части в союзных предложениях? - На какие виды делятся союзные предложения? Этот прием способствовал концентрации внимания обучающегося и скорости обработки информации. 10.Ещё одной формой организации проверки понимания обучающимся изучаемого учебного материала стала работа с использованием ИКТ (презентация), когда обучающийся должен был выразить свое отношение к ряду утверждений по принципу «согласен»/«не согласен». Те утверждения, с которыми он не был согласен, нужно было исправить и дать свой вариант. Использование интерактивной ИКТ-технологии позволило сократить время проверки усвоенных знаний, эффективно повысить мотивацию учебной деятельности. |
6 этап | Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель: применение новых знаний и способа действий для решения учебных задач Задачи: - организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку решения задач по эталону; - по возможности создать ситуацию успеха для обучающегося Методы: словесный, проблемный | 11. Проанализируйте соответствие содержания урока в рамках реализации рабочей программы учебного предмета, учебного курса, учебного модуля. 12. Приведите примеры реализации в течение урока/учебного занятия системно-деятельностного подхода. 13. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. | 11. Содержание урока по теме «Типы сложных предложений» соответствует программе по русскому языку на уровне основного общего образования, подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования для 9 класса, учебника «Русский язык: 9-й класс»/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Б. Максимов и др.- 5-е изд., перераб.- Москва: Просвещение, 2023 12.На уроке использовались различные приёмы, позволившие реализовать системно-деятельностный подход к обучению. Так как в основе урока - диалог учителя с одним учеником, то обучающийся имел возможность задавать вопросы, как только они возникали, и всегда знал, что его вопрос будет услышан, не проигнорирован. Учитель сформировал установку у ученика, что вопрос свидетельствует о вдумчивом отношении к изучаемому материалу, а не является показателем низкого уровня знаний ученика. Формулирование цели урока явилось результатом совместной деятельности учителя и обучающегося, связано с личным опытом обучающегося, ученик сам формулирует цель урока, она становится для него личностно значимой, носит практический характер. Выполняя задания с использованием ЦОР на актуализацию знаний о сложных предложениях, обучающийся совместно с учителем участвовал в выработке способа выполнения учебного действия - алгоритма нахождения грамматических основ в предложении. На уроке были созданы условия для формирования о обучающегося способов выполнения метапредметных (универсальных) действий: обучающийся выявлял и характеризовал существенные признаки языковых единиц (простых и сложных предложений), устанавливал существенный признак классификации языковых единиц (количество грамматических основ, средства связи частей сложного предложения), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировал языковые единицы по существенному признаку; адекватно воспринимал содержание устного (видеолекция) и письменного сообщения (тексты упражнений); извлекал информацию из различных источников (слово учителя, видеолекция, учебно-научный текст упр. 69); применял приемы отбора и систематизации материала на определенную тему; излагал свои мысли в устной (приём «Незаконченное предложение») и письменной форме; определял цели деятельности, последовательность действий; осуществлял коммуникативно- целесообразное взаимодействие с учителем в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи. 13. На проведенном уроке проблемная ситуация была создана на этапе оперативной проверки понимания обучающимися изучаемого учебного материала и на этапе контроля, самоконтроля и коррекции (работа с материалом презентации (Вырази свое отношение к ряду утверждений по принципу: «согласен»/ «не согласен»; составление схемы-кластера по теоретическому материалу). |
7 этап | Контроль и самоконтроль, коррекция Цель: контроль достижения учебного действия, применения нового знания в типовых заданиях Задачи: - организация выполнения самостоятельной работы на применение нового знания; - организация самопроверки по эталону; - контроль умений самооценки и корректировки деятельности при решении коммуникативной задачи Методы: самостоятельная работа, словесный | 14.Какие системы, приемы, способы оценивания применены? Что доминировало: оценивание учителем или самооценивание, взаимооценивание учащихся? 15.Проводилось ли оценивание по видам и уровням достижений? Было ли оно дифференцированным, многобалльным, посредством рейтинга и т.п.? 16.Какова педагогическая целесообразность примененных способов и приемов оценивания результатов учебной деятельности учащихся? | 14. Были применены разные системы оценивания: вербальные, отметочные, опосредованные (смайлик); способы оценивания: оценивание учителем верности выполненных учеником заданий, устных ответов, самооценки ученика; самооценивание обучающимся результатов своей учебной деятельности (приём «Незаконченное предложение», оценивание отметкой своей деятельности, её обоснование, оценивание смайликом совместной работы ученика и учителя на уроке 15. Оценивание осуществлялось не только в конце урока как итоговое, но и каждый вид достижений ученика был отмечен учителем на различных этапах. Оно носило дифференцированный характер в зависимости от вида выполненной работы: это и дифференциация по типу «кто оценивает: учитель или ученик» и как: вербальное оценивание «верно/неверно», описательное, аргументированное, отметочное, опосредованное (через рисунок), и чью деятельность: свою или совместную с учителем. 16.Выбор способов и приёмов оценивания результатов учебной деятельности обучающегося был обусловлен индивидуальными подходом к ученику: знанием уровня его обученности, индивидуальных особенностей, способностей. Применение этих способов носило и воспитывающий потенциал: ученик получил возможность критически оценить свои знания - устанавливал границы собственного «знания» и «незнания» (этап целеполагания, прием «Незаконченное предложение»). Самооценка позволяет формировать привычку адекватно оценивать свою деятельность, правильно относиться к своим ошибкам, уметь корректировать их. Задания на выбор для домашней работы позволяют формировать навык оценивания степени сложности задания и определять для себя возможность или невозможность его выполнения. |
8 этап | Подведение итогов урока, рефлексия Цель: самооценка результатов учебной деятельности; осознание метода построения границ применения нового способ действия Задачи: - организация рефлексии и самооценки учеником собственной учебной деятельности на уроке; - развитие умений соотносить результаты учебной деятельности и фиксировать степень их соответствия; - определение цели дальнейшей деятельности и задания для самоподготовки (дифференцированное домашнее задание с элементами выбора, творчества) Методы: самоконтроль, аналитический | 17.Какие образовательные изменения в учащихся порождало (активизировало) учебное занятие: а) предметные; б) метапредметные; в) личностные (знания, действия, отношения, ценности, смыслы, поведение)? 18.Какие приемы использовались для реализации системно-деятельностного подхода: - поощрялась ли инициатива учащихся задавать вопросы, комментировать, вовлекались учащиеся ли в дискуссию по постановке учебной задачи, по выработке способа выполнения учебного действия? - ограничивались ли Вы предметными действиями или создавали условия для конструирования учащимися способов выполнения метапредметных (универсальных) действий, их обобщения? - задавались ли фронтальные вопросы или персонифицировались так, чтобы они имели личностную адресность по отношению к разному контингенту учащихся? - какие приёмы / формы организации учебной деятельности использовались? - оказывалась ли помощь учащимся в формировании умения обобщать высказываемые идеи по ключевым вопросам учебного занятия? - какова эффективность использованных приемов / организационных форм для развития личностных / регулятивных / познавательных / коммуникативных УУД? 19. Какой методический инструментарий использовался для развития личностного потенциала учащихся? - использовались ли отдельные приемы и технологии личностно-развивающего обучения (проблемно-задачная, диалогическая, имитационного моделирования; игровая)? - включались ли в учебную деятельность учащиеся с низкой мотивацией к обучению? Какие использовались приёмы для этого? Как активизировалась позитивная мотивация учебной деятельности у учащихся класса? 20.Какие использовались приемы для усиления воспитательного потенциала урока (учебного занятия)? | 17. Урок вызвал образовательные изменения. На уровне предметных результатов ученик узнал о типах сложных предложений: бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые), основных средствах синтаксической связи между частями сложного предложения; сформировал навык распознавания сложных предложений различных видов; На уровне метапредметных результатов обучающийся выявлял и характеризовал существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливал существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировал языковые единицы по существенному признаку; адекватно воспринимал содержание устного и письменного сообщения; извлекал информацию из различных источников; применял приемы отбора и систематизации материала на определенную тему; излагал свои мысли в устной и письменной форме; определял цели деятельности, последовательность действий; осуществлял коммуникативно- целесообразное взаимодействие с учителем в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи; На уровне личностных результатов ученик осознавал эстетическую и национально-культурную ценность русского языка; проявлял уважительное отношение к родному языку; стремился к речевому самосовершенствованию. 18. На уроке использовались различные приёмы, позволившие реализовать системно-деятельностный подход к обучению. Задания имели как развивающую, так и практическую направленность (например, работа с учебником, составление схемы-кластера, орфографический контроль за правильностью речи). Теоретическая направленность проводилась при выяснении вопросов о новых понятиях, с использованием учебника и материала видеолекции. Системно-деятельностный подход предполагает: -воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям инормационного общества (умение пользоваться различными источниками информации, участие в беседе и умение строить вопросы). - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработке содержания и технологий образования (обучающийся показал на уроке умение самостоятельно организовывать этап целеполагания с помощью учителя). - ориентацию на результаты образования (при планировании учебной деятельности обучающегося учитывались индивидуальные способности в выборе дифференцированных заданий на различных этапах урока). 19.Выбор методов, приёмов, учебного материала осуществляется с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, так как на онлайн-занятии он один на уроке с учителем. Использовалась технология личностно-развивающего обучения (диалог с учителем, приём «Согласен/не согласен», приём «Незаконченное предложение» на этапе рефлексии, выбор уровня сложности задания для выполнения дома). Для активизации позитивной мотивации учебной деятельности обучающегося учитель использовал разные формы работы, в том числе интерактивные, использование ЦОС (создание кластера по теоретическому материалу урока, просмотр видеолекции, практико-ориентированное письменное упражнение) 20.Для реализации воспитательного аспекта урока применялись различные способы оценивания (диагностическое, формирующее, итоговое). Использовались различные виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными целями. В ходе урока при выполнении заданий актуализировался личный опыт ученика, использовались творческие задания, применялись современные ИКТ-технологии, элементы проблемного обучения. Выбранные приёмы позволяют вырабатывать привычку активного достижения успеха, а не пассивного избегания неприятностей. Выбор методов, приёмов, учебного материала осуществляется Организация самоконтроля на уроке позволяет формировать привычку адекватно оценивать свою деятельность, правильно относиться к своим ошибкам, уметь корректировать их. Задания на выбор для домашней работы позволяют формировать навык оценивания степени сложности задания и определять для себя возможность или невозможность его выполнения. Подбор предложений из классической литературы позволяет формировать эстетический вкус ученика -обучающийся осознает эстетическую и национально-культурную ценность русского языка; испытывает гордость за него; стремится к речевому самосовершенствованию. |
Методический (технологический) инструментарий учителя соответствует ФГОС НО, ОО и СО образования.
Подпись аттестуемого педагога /расшифровка:_____________________________________________