СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный анализ урока по русскому языку в 9 классе "Типы сложных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный анализ урока в 9 классе по русскому языку "Типы сложных предложений"

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный анализ урока по русскому языку в 9 классе "Типы сложных предложений"»

УТВЕРЖДЕНО

протоколом заседания аттестационной комиссии комитета

образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

№8/23 от 31.08.2023 года

МОДЕЛЬ2,3

Рефлексивный анализ урока (занятия)

ФИО учителя: Троценко Юлия Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 9

Дата:

Тип урока комбинированный

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Предметные.

Создать условия для ознакомления обучающихся с типами сложных предложений; обучение выявлению основных средств синтаксической связи между частями сложного предложения, распознаванию сложных предложений с разными видами связи, бессоюзных и союзных предложений (сложносочинённых и сложноподчинённых). Способствовать развитию познавательных процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Метапредметные.
Познавательные - обучающийся выявляет и характеризует существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; способен устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; адекватно воспринимает содержание устного и письменного сообщения; способен извлекать информацию из различных источников; владеет приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способен свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные - определяет цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные - осуществляет коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные.

Обучающийся осознает эстетическую и национально-культурную ценность русского языка; проявляет уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремится к речевому самосовершенствованию.

Средства обучения: Русский язык: 9-й класс : учебник / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Б. Максимов и др.- 5-е изд., перераб.- Москва: Просвещение, 2023

ЦОР РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/16HYPERLINK "https://resh.edu.ru/subject/lesson/1619/main/"19/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2239/main/

Урок проводится с помощью дистанционных образовательных технологий на программном обеспечении Skype

Организационные формы работы на уроке: индивидуальная. Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей обучающегося



Этапы

Название, содержание и цель этапа урока1

Вопросы рефлексивного анализа

Ответы аттестуемого педагога

1 этап

Этап целеполагания


Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению нормативных требований учебной деятельности.



Задача: создать комфортные условия обучающемуся для учебной деятельности, мотивировать на совместную во время урока посредством создания эмоциональной обстановки; создать внутреннюю потребность осознанного включения в учебный процесс.



Методы: словесный, наглядный.

1.Опишите особенности данного этапа на примере проведенного урока (учебного занятия):

- какова цель урока (учебного занятия)?

- как происходит процесс формулирования цели?

(цель формулируется учителем или является результатом совместной деятельности учителя и учащихся).

1.Цель (предметная) урока - познакомить обучающегося с типами сложных предложений; обучить находить основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения, распознавать сложные предложения с разными видами связи.

Формулирование цели урока явилось результатом совместной деятельности учителя и обучающегося. Она связана с личным опытом обучающегося (написание им сочинения-рассуждения на предыдущем уроке), констатацией факта значительного использования в речевой практике сложных предложений (подсчёт учителем в работе ученика простых и сложных предложений) и осознанием недостаточности имеющихся у обучающегося знаний о построении и пунктуационном оформлении сложных предложениях (наличие грамматических и пунктуационных ошибок).

В результате такой формы организации этапа целеполагания обучающийся сам формулирует цель урока, она становится для него личностно значимой, носит практический характер. Учитель в этой ситуации становится для него помощником, наставником в решении учебной задачи (создаётся атмосфера взаимопонимания и сотрудничества).

2 этап

Проверка домашнего задания


Цель: выяснить степень усвоения обучающимся предыдущего материала, выявить затруднения и помочь их ликвидировать, организовать самоконтроль



Задачи: выяснить степень усвоения заданного на дом учебного материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; устранить обнаруженные пробелы в знаниях



Содержание этапа:

- проверка домашнего задания, самоконтроль обучающегося, выявление ошибок, их коррекция, самооценка;

- подготовка мышления обучающегося и осознание им потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

2.Какие формы проверки выполнения домашнего задания Вами использовались?

-проверка производилась учителем;

-использовались приемы самопроверки;

-использовались технические и /или автоматизированные средства контроля/самоконтроля.

-использовались дидактические средства контроля (перфокарты и др.).

2.Проверка выполнения домашнего задания проходила в форме фронтального опроса. Выбранный метод позволил быстро выяснить, знает ли ученик основные признаки сложных предложений.

Так как урок проходит в онлайн-режиме, на уроке использовался ПК, демонстрировалась презентация с материалом к данному этапу урока.

3 этап

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы


Цель:

- подготовка мышления обучающегося, организация осознания им внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование затруднения



Задачи: воспроизведение и фиксация знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий; активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; актуализация норм пробного учебного действия («надо», «хочу», «могу»)

- организация плана построения выхода из затруднения

Методы: проблемный, словесный, наглядный



3.Какие приемы актуализации знаний и способов деятельности Вы использовали?

(практикоориентированное знание, научная новизна, противоречия, проблемы и др.)

3.Для актуализации имеющихся и необходимых для последующей работы знаний обучающемуся было предложено задание с использованием ЦОР (работа с интерактивным заданием на платформе РЭШ). Актуализация способа деятельности - отработка алгоритма нахождения грамматических основ в предложении при выполнении интерактивных заданий.

4 этап

Освоение новых знаний и способов деятельности 


Цель: организация самостоятельной работы с различными источниками информации по поиску нового знания и реализации построенного плана



Задачи: включение обучающегося в целенаправленную деятельность; постановка коммуникативной задачи; организация деятельности по открытию нового знания



Методы: наглядный, словесный

4.Как организована работа по освоению новых знаний на уроке: репродуктивно или продуктивно?










5. Какие приемы, методы и технологии использовались для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов?













































6. Приведите примеры и проанализируйте использование технологий проектной и исследовательской деятельности; средств электронного обучения.



























7. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития их познавательной активности и самостоятельности.












8. Приведите примеры и проанализируйте использование связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом, использование межпредметных связей.

4. Знания о типах сложных предложений носят информативный характер, поэтому целесообразным было использование репродуктивной формы - видеолекции на платформе РЭШ. Для мотивации деятельности учитель дал целевую установку (По своему строению и значению сложные предложения очень разнообразны. Чтобы научиться их различать, посмотрим видеолекцию).

5.Использованные в процессе урока приёмы, методы и технологии способствовали формированию универсальных учебных действий (предметных, метапредметных и личностных):

- регулятивных: формулирование цели учебной деятельности самим обучающимся через создание проблемной ситуации; оценивание учебной деятельности, результативности (приём «Незаконченное предложение» на этапе рефлексии), осуществление самоконтроля, коррекции своих учебных действий;

- коммуникативные: формулирование и аргументирование собственного мнения (приёмы «Согласен/не согласен», «Незаконченное предложение»), учебный диалог с учителем в течение учебного занятия;

- познавательные: осмысленное чтение предложений в презентации и в учебнике, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключений, логических рассуждений, нахождение причинно – следственных связей;

- личностные: устанавливал границы собственного «знания» и «незнания» (этап целеполагания), формировал положительное отношение к обучению, к познавательной деятельности, вырабатывал желание приобретать новые знания (этап целеполагания), умение совершенствовать имеющиеся знания; осуществлял самоконтроль по результату выполнения задания;

учитывал степень сложности задания и определял для себя возможность/ невозможность его выполнения (выбор варианта домашнего задания).

6.С целью активизации познавательной деятельности обучающегося на уроке были применены элементы технологии проектной и исследовательской деятельности; проблемный вопрос («Как ты думаешь, почему сложных предложений в твоём сочинении-рассуждении больше, чем простых?

В то же время именно в этих предложениях у тебя большее количество грамматических и пунктуационных ошибок. Как ты думаешь, почему?»); представление полученной информации в виде кластера.

Чтобы повысить интерес ученика к предмету, разнообразить приемы работы на уроке, использовались средства электронного обучения: видеолекция с использованием платформы РЭШ. Так как урок проходит в онлайн-режиме, на уроке использовался ПК, демонстрации страниц презентации с материалом к различным этапам урока (текст с различными типами предложений, утверждения для проверки знаний «Согласен/не согласен).

7.В процессе формирования УУД мной применялись приемы, которые опираются на личный жизненный опыт обучающегося, создавая проблемные ситуации. Он должен был показать свое умение вести диалог, слушать и слышать учителя, высказывать аргументированно свою точку зрения. С этим сталкиваются дети и в повседневной жизни: каким образом можно и нужно наиболее точно и выразительно сформулировать свою точку зрения. Таким образом он был мотивирован на толерантное общение со своими сверстниками в повседневной жизни.

8. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом четко прослеживалась на уроке. Усвоение знаний о различных типах сложных предложений связано с уже имеющимися у обучающегося знаниями о различии простых и сложных предложений по количеству грамматических основ. Оно опирается на умение ученика находить грамматические основы, отличать сложные предложения от простых осложнённых. Также усвоение этой темы опирается на полученные в 7 классе знания по морфологии - основные группы союзов.

Проведенный урок носил ярко выраженный интегрированный характер.

Полученные на данном уроке знания, навыки позволят ученику создавать тексты и писать литературные сочинения с использованием всех типов сложных предложений.

5 этап

Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала


Цель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации



Задачи:

- выполнение обучающимся заданий на новый способ действий;

- установить правильность и осознанность усвоения учебного материала;

- выявить пробелы, неверные представления и скорректировать их;

- организовать самопроверку;

- повторить и закрепить изученное на уроке



Методы: наглядный, словесный, репродуктивный

9. Какие использовались методы, приемы, технологии для организации оперативной обратной связи с целью проверки понимания обучающимися изучаемого учебного материала?













10. Использовались ли средства ЦОС, автоматизированного контроля для организации оперативной обратной связи?

9. С целью проверки понимания обучающимся изучаемого учебного материала использовался приём блиц-беседы по материалам видеолекции, позволяющий организовать оперативную обратную связь:

- На какие два вида делятся все сложные предложения?

- Как связаны части в бессоюзном предложении?

- Как связываются части в союзных предложениях?

- На какие виды делятся союзные предложения?

Этот прием способствовал концентрации внимания обучающегося и скорости обработки информации.

10.Ещё одной формой организации проверки понимания обучающимся изучаемого учебного материала стала работа с использованием ИКТ (презентация), когда обучающийся должен был выразить свое отношение к ряду утверждений по принципу «согласен»/«не согласен». Те утверждения, с которыми он не был согласен, нужно было исправить и дать свой вариант. Использование интерактивной ИКТ-технологии позволило сократить время проверки усвоенных знаний, эффективно повысить мотивацию учебной деятельности.

6 этап

Применение новых знаний, обобщение и систематизация


Цель: применение новых знаний и способа действий для решения учебных задач



Задачи:

- организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку решения задач по эталону;

- по возможности создать ситуацию успеха для обучающегося



Методы: словесный, проблемный

11. Проанализируйте соответствие содержания урока в рамках реализации рабочей программы учебного предмета, учебного курса, учебного модуля.



















12. Приведите примеры реализации в течение урока/учебного занятия системно-деятельностного подхода.







































































13. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

11. Содержание урока по теме «Типы сложных предложений» соответствует программе по русскому языку на уровне основного общего образования, подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования для 9 класса, учебника «Русский язык: 9-й класс»/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Б. Максимов и др.- 5-е изд., перераб.- Москва: Просвещение, 2023

12.На уроке использовались различные приёмы, позволившие реализовать системно-деятельностный подход к обучению.

Так как в основе урока - диалог учителя с одним учеником, то обучающийся имел возможность задавать вопросы, как только они возникали, и всегда знал, что его вопрос будет услышан, не проигнорирован. Учитель сформировал установку у ученика, что вопрос свидетельствует о вдумчивом отношении к изучаемому материалу, а не является показателем низкого уровня знаний ученика.

Формулирование цели урока явилось результатом совместной деятельности учителя и обучающегося, связано с личным опытом обучающегося, ученик сам формулирует цель урока, она становится для него личностно значимой, носит практический характер.

Выполняя задания с использованием ЦОР на актуализацию знаний о сложных предложениях, обучающийся совместно с учителем участвовал в выработке способа выполнения учебного действия - алгоритма нахождения грамматических основ в предложении.

На уроке были созданы условия для формирования о обучающегося способов выполнения метапредметных (универсальных) действий: обучающийся выявлял и характеризовал существенные признаки языковых единиц (простых и сложных предложений), устанавливал существенный признак классификации языковых единиц (количество грамматических основ, средства связи частей сложного предложения), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировал языковые единицы по существенному признаку; адекватно воспринимал содержание устного (видеолекция) и письменного сообщения (тексты упражнений); извлекал информацию из различных источников (слово учителя, видеолекция, учебно-научный текст упр. 69); применял приемы отбора и систематизации материала на определенную тему; излагал свои мысли в устной (приём «Незаконченное предложение») и письменной форме;

определял цели деятельности, последовательность действий;
осуществлял коммуникативно- целесообразное взаимодействие с учителем в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи.

13. На проведенном уроке проблемная ситуация была создана на этапе оперативной проверки понимания обучающимися изучаемого учебного материала и на этапе контроля, самоконтроля и коррекции (работа с материалом презентации (Вырази свое отношение к ряду утверждений по принципу: «согласен»/ «не согласен»; составление схемы-кластера по теоретическому материалу).

7 этап

Контроль и самоконтроль, коррекция


Цель: контроль достижения учебного действия, применения нового знания в типовых заданиях



Задачи:

- организация выполнения самостоятельной работы на применение нового знания;

- организация самопроверки по эталону;

- контроль умений самооценки и корректировки деятельности при решении коммуникативной задачи



Методы: самостоятельная работа, словесный

14.Какие системы, приемы, способы оценивания применены? Что доминировало: оценивание учителем или самооценивание, взаимооценивание учащихся?










15.Проводилось ли оценивание по видам и уровням достижений? Было ли оно дифференцированным, многобалльным, посредством рейтинга и т.п.?











16.Какова педагогическая целесообразность примененных способов и приемов оценивания результатов учебной деятельности учащихся?

14. Были применены разные системы оценивания: вербальные, отметочные, опосредованные (смайлик); способы оценивания: оценивание учителем верности выполненных учеником заданий, устных ответов, самооценки ученика; самооценивание обучающимся результатов своей учебной деятельности (приём «Незаконченное предложение», оценивание отметкой своей деятельности, её обоснование, оценивание смайликом совместной работы ученика и учителя на уроке

15. Оценивание осуществлялось не только в конце урока как итоговое, но и каждый вид достижений ученика был отмечен учителем на различных этапах. Оно носило дифференцированный характер в зависимости от вида выполненной работы: это и дифференциация по типу «кто оценивает: учитель или

ученик» и как: вербальное оценивание «верно/неверно», описательное, аргументированное, отметочное, опосредованное (через рисунок), и чью деятельность: свою или совместную с учителем.


16.Выбор способов и приёмов оценивания результатов учебной деятельности обучающегося был обусловлен индивидуальными подходом к ученику: знанием уровня его обученности, индивидуальных особенностей, способностей. Применение этих способов носило и воспитывающий потенциал: ученик получил возможность критически оценить свои знания - устанавливал границы собственного «знания» и «незнания» (этап целеполагания, прием «Незаконченное предложение»). Самооценка позволяет формировать привычку адекватно оценивать свою деятельность, правильно относиться к своим ошибкам, уметь корректировать их. Задания на выбор для домашней работы позволяют формировать навык оценивания степени сложности задания и определять для себя возможность или невозможность его выполнения.

8 этап

Подведение итогов урока, рефлексия


Цель: самооценка результатов учебной деятельности; осознание метода построения границ применения нового способ действия



Задачи:

- организация рефлексии и самооценки учеником собственной учебной деятельности на уроке;

- развитие умений соотносить результаты учебной деятельности и фиксировать степень их соответствия;

- определение цели дальнейшей деятельности и задания для самоподготовки (дифференцированное домашнее задание с элементами выбора, творчества)



Методы: самоконтроль, аналитический

17.Какие образовательные изменения в учащихся порождало (активизировало) учебное занятие: а) предметные; б) метапредметные; в) личностные (знания, действия, отношения, ценности, смыслы, поведение)?









































18.Какие приемы использовались для реализации системно-деятельностного подхода:

- поощрялась ли инициатива учащихся задавать вопросы, комментировать, вовлекались учащиеся ли в дискуссию по постановке учебной задачи, по выработке способа выполнения учебного действия?

- ограничивались ли Вы предметными действиями или создавали условия для конструирования учащимися способов выполнения метапредметных (универсальных) действий, их обобщения?

- задавались ли фронтальные вопросы или персонифицировались так, чтобы они имели личностную адресность по отношению к разному контингенту учащихся?

- какие приёмы / формы организации учебной деятельности использовались?

- оказывалась ли помощь учащимся в формировании умения обобщать высказываемые идеи по ключевым вопросам учебного занятия?

- какова эффективность использованных приемов / организационных форм для развития личностных / регулятивных / познавательных / коммуникативных УУД?



19. Какой методический инструментарий использовался для развития личностного потенциала учащихся?

- использовались ли отдельные приемы и технологии личностно-развивающего обучения (проблемно-задачная, диалогическая, имитационного моделирования; игровая)?

- включались ли в учебную деятельность учащиеся с низкой мотивацией к обучению? Какие использовались приёмы для этого? Как активизировалась позитивная мотивация учебной деятельности у учащихся класса?















20.Какие использовались приемы для усиления воспитательного потенциала урока (учебного занятия)?

17. Урок вызвал образовательные изменения. На уровне предметных результатов ученик узнал о типах

сложных предложений: бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые), основных средствах синтаксической связи между частями сложного предложения; сформировал навык распознавания сложных предложений различных видов;

На уровне метапредметных результатов обучающийся выявлял и характеризовал существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливал существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировал языковые единицы по существенному признаку; адекватно воспринимал содержание устного и письменного сообщения; извлекал информацию из различных источников; применял приемы отбора и систематизации материала на определенную тему; излагал свои мысли в устной и письменной форме;

определял цели деятельности, последовательность действий;
осуществлял коммуникативно- целесообразное взаимодействие с учителем в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи;

На уровне личностных результатов ученик осознавал эстетическую и национально-культурную ценность русского языка; проявлял уважительное отношение к родному языку; стремился к речевому самосовершенствованию.


18. На уроке использовались различные приёмы, позволившие реализовать системно-деятельностный подход к обучению. Задания имели как развивающую, так и практическую направленность (например, работа с учебником, составление схемы-кластера, орфографический контроль за правильностью речи). Теоретическая направленность проводилась при выяснении вопросов о новых понятиях, с использованием учебника и материала видеолекции.

Системно-деятельностный подход предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям инормационного общества (умение пользоваться различными источниками информации, участие в беседе и умение строить вопросы).

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработке содержания и технологий образования (обучающийся показал на уроке умение самостоятельно организовывать этап целеполагания с помощью учителя).

- ориентацию на результаты образования (при планировании учебной деятельности обучающегося учитывались индивидуальные способности в выборе дифференцированных заданий на различных этапах урока).

19.Выбор методов, приёмов, учебного материала осуществляется с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, так как на онлайн-занятии он один на уроке с учителем. Использовалась технология личностно-развивающего обучения (диалог с учителем, приём «Согласен/не согласен», приём «Незаконченное предложение» на этапе рефлексии, выбор уровня сложности задания для выполнения дома). Для активизации позитивной мотивации учебной деятельности обучающегося учитель использовал разные формы работы, в том числе интерактивные, использование ЦОС (создание кластера по теоретическому материалу урока, просмотр видеолекции, практико-ориентированное письменное упражнение)







20.Для реализации воспитательного аспекта урока применялись различные способы оценивания (диагностическое, формирующее, итоговое). Использовались различные виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными целями. В ходе урока при выполнении заданий актуализировался личный опыт ученика, использовались творческие задания, применялись современные ИКТ-технологии, элементы проблемного обучения. Выбранные приёмы позволяют вырабатывать привычку активного достижения успеха, а не пассивного избегания неприятностей. Выбор методов, приёмов, учебного материала осуществляется Организация самоконтроля на уроке позволяет формировать привычку адекватно оценивать свою деятельность, правильно относиться к своим ошибкам, уметь корректировать их. Задания на выбор для домашней работы позволяют формировать навык оценивания степени сложности задания и определять для себя возможность или невозможность его выполнения. Подбор предложений из классической литературы позволяет формировать эстетический вкус ученика -обучающийся осознает эстетическую и национально-культурную ценность русского языка; испытывает гордость за него; стремится к речевому самосовершенствованию.


Методический (технологический) инструментарий учителя соответствует ФГОС НО, ОО и СО образования.




Подпись аттестуемого педагога /расшифровка:_____________________________________________


Дата выполнения задания_________________





1 Зависит от типа и целей урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!